Виды информационных ресурсов предоставляемые через интернет. Информационные ресурсы интернет. Гипертекстовая система GOPHER

Ресурсы компьютерных сетей как средство обучения школьников. Глобальная сеть Интернет. Поиск информационных ресурсов. Ресурсы Интернет, целесообразные к использованию в учебном процессе школы

Информатизация является одним из основных факторов, заставляющим образование совершенствоваться. Изменяются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно из простого транслятора знаний превращается в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации являются образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Неслучайно их корректное, своевременное и уместное использование всеми специалистами, работающими в системе общего среднего образования, является залогом эффективности подготовки школьников.
Рассмотрим работу с распределенными информационными ресурсами компьютерных сетей более подробно.
Подобные средства ИКТ позволяют привнести в работу учреждения общего среднего образования:

  • использование информации, размещенной на учебных и научных сайтах сети Интернет (Web-сайтах), для подготовки учебно-методических материалов. Рефератов и сообщений;
  • организацию представительства учебного заведения в сети Инетрнет;
  • создание сайта, посвященного содержанию школьной дисциплины и размещение его в сети Интернет;
  • размещение личных Web-сайтов учителей и школьников.

Большинство информационных ресурсов сети Интернет представлено так называемыми Web-страницами, организованными по принципам гипермедиа.
Web-страница - это документ, содержащий:

  • форматированный текст;
  • мультимедийные объекты (графика, звук, видеоклипы);
  • ссылки на другие Web-страницы или другие информационные ресурсы;
  • активные компоненты, способные выполнять работу на компьютере по заложенной в них программе.

Как правило, Web-страница - это достаточно сложный документ, состоящий из целой группы файлов.
В рамках одной страницы трудно изложить все необходимые сведения, поэтому, чаще всего, информацию представляют в виде набора из нескольких десятков или сотен Web-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимными гипертекстовыми ссылками. Такой набор называется Web-сайтом или Web-узлом.
Каждый Web-сайт имеет свою стартовую страницу, которая называется начальной или домашней.
Обычный Web-узел отправляет запрошенный документ только по обращению клиента. Существуют Web-узлы, способные самостоятельно передавать обновленную информацию при условии регистрации и подписки клиента.
Многочисленные Web-сайты и Web-страницы хранятся на огромном множестве так называемых WWW-серверов, то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение.
Пользователи, имеющие доступ к сети, получают и просматривают информацию с Web-страниц при помощи программ-клиентов для всемирной паутины, которые получили специфическое название Web-браузеров (броузеры, обозреватели).
Для получения страницы браузер посылает по компьютерной сети запрос Web-серверу, на котором хранится необходимый документ. В ответ на запрос сервер высылает программе просмотра требуемую Web-страницу или сообщение об отказе, если она по тем или иным причинам недоступна. Взаимодействие клиент-сервер происходит по определенным правилам, или, иначе говоря, по прикладному протоколу.
Web-документ может содержать форматированный текст, графику и гипертекстовые ссылки на различные ресурсы сети Интернет. Чтобы реализовать все эти возможности и обеспечить независимость информационных ресурсов от системного программного обеспечения персонального компьютера, на котором они будут просматриваться, был разработан специальный язык. Он получил название HyperText Markup Language (HTML) или Язык разметки гипертекста.
Каждый файл в сети Интернет также имеет свой уникальный адрес. Он называется URL. URL (Universal Resource Locator, универсальный указатель ресурсов) - адрес любого файла в сети. В URL содержится название протокола, по которому нужно обращаться к файлу, адрес компьютера с указанием, какую программу-сервер запустить на нем, и полный путь к файлу.
До недавнего времени основными конкурентами по выпуску комплекта программ-клиентов для работы с информационными ресурсами сети Интернет являлись две крупных фирмы - Netscape Communications и Microsoft. Продукт первой фирмы называется Netscape Communicator, в его состав входит популярная программа-браузер Netscape Navigator. Пакет клиентского программного обеспечения для сети Интернет от фирмы Microsoft называется Internet Explorer. Браузер в данном комплекте получил одноименное название.
По мере развития сети Интернет и увеличения числа опубликованных в ней информационных ресурсов все большее значение приобретает проблема поиска необходимых ресурсов. Для системы общего среднего образования она заключается в поиске таких информационных ресурсов, опубликованных в сети, которые смогли бы на практике повысить эффективность системы подготовки школьников.
Подобный поиск основан на взаимодействии с информационными ресурсами, опубликованными во всемирной телекоммуникационной сети Интернет.
Путь к огромному информационному багажу человечества, хранящемуся в библиотеках, фонотеках, фильмотеках, лежит через карточки каталогов. В Интернете существуют аналогичные механизмы для нахождения требуемой информации. Речь идет о поисковых серверах, служащих отправной точкой для пользователей. С содержательной точки зрения о них можно говорить как о еще одной специальной службе сети Интернет.
Поисковые сервера достаточно многочисленны и разнообразны. Принято различать поисковые индексы и каталоги. Сервера-индексы регулярно прочитывают содержание большинства веб-страниц сети Интернет ("индексируют" их), и помещают их полностью или частично в общую базу данных. Пользователи поискового сервера имеют возможность осуществлять полнотекстовый поиск по этой базе данных, используя ключевые слова, относящиеся к интересующей их теме. Выдача результатов поиска обычно состоит из выдержек рекомендуемых вниманию пользователя страниц и их адресов (URL), оформленных в виде гиперссылок. Работать с поисковыми серверами этого типа удобно, когда хорошо представляешь себе, что именно хочешь найти.
Каталоги выросли из списков интересных ссылок, закладок (bookmarks). По сути дела они представляют собой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу "от общего к частному". Иногда ссылки сопровождаются кратким описанием информационного ресурса. Как правило, возможен поиск в названиях рубрик (категориях) и описаниях ресурсов по ключевым словам. Каталогами пользуются тогда, когда не вполне четко знают, что именно ищут. Переходя от самых общих категорий к более частным, можно определить, с каким именно мультимедиа-ресурсом сети Интернет следует ознакомиться. Поисковые каталоги уместно сравнивать с тематическими библиотечными каталогами, словарями-тезаурусами или биологическими классификациями животных и растений. Ведение поисковых каталогов частично автоматизировано, но до сих пор классификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.
Поисковые каталоги бывают общего назначения и специализированные. Поисковые каталоги общего назначения включают в себя информационные ресурсы самого разного профиля. Специализированные каталоги объединяют только ресурсы, посвященные определенной тематике. Им часто удается достичь лучшего охвата ресурсов из своей области и построить более адекватную рубрикацию.
В сети Интернет существует достаточно много каталогов и порталов, собирающих ресурсы, использование которых было бы целесообразным в системе общего среднего образования.
Использование таких каталогов и информационных ресурсов сети Интернет целесообразно для:

  • оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
  • организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;
  • применения современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности;
  • объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта;
  • управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;
  • создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников;
  • постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения;
  • организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.

Целесообразными к использованию в общем среднем образовании могут оказаться самые разные информационные ресурсы сети Интернет. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные Интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.
Наибольшее количество информационных ресурсов нацелено на использование учителями и школьниками в ходе учебного процесса. Часть таких ресурсов предназначена для использования в традиционной системе обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами и примерными программами по каждой учебной дисциплине. Другие образовательные ресурсы предназначены для внеучебной и внеурочной работы школьников, углубления знаний и самостоятельного изучения (для школьников и абитуриентов). Выделяются ресурсы справочного и энциклопедического характера, а также средства измерения, контроля и оценки результатов учебной деятельности.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретают дополнительную возможность использования фрагментов образовательных ресурсов, опубликованных в сети, делая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.
Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит школьников основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность оперативно знакомиться с новостями, узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, консультироваться, общаться с педагогами и сверстниками. Абитуриенты найдут в информационных ресурсах сети Интернет информацию, необходимую для продолжения образования - сведения об институтах, университетах и академиях, сроки и условия поступления, учебные и методические материалы, необходимые для подготовки к вступительным испытаниям.
Родители школьников и представители общественности, воспользовавшись информационными ресурсами сети Интернет, смогут узнать больше о развитии и функционировании федеральной и региональных систем образования, познакомиться с учебными планами, программами и рекомендациями педагогов, оказать посильное влияние на повышение качества общего среднего образования.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, администрация образовательных учреждений сможет принимать эффективные управленческие решения, соотнося их с действующим законодательством и нормативными документами, объективно оценивать деятельность педагогов, оперативно взаимодействовать с коллегами, повысив общий уровень планирования и администрирования деятельности учебного заведения.
Основную часть информационных ресурсов целесообразно задействовать для повышение эффективности обучения школьников по всем дисциплинам образовательной программы общего среднего образования.
Важно понимать, что использование информационных ресурсов сети Интернет должно быть предварительно соотнесено педагогами с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Используемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам.
Особое внимание должно быть уделено подбору и разработке методов обучения с использованием информационных ресурсов сети Интернет. В числе таких методов могут быть предложены поиск и использование школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-исследовательская деятельность обучаемых, основанная на взаимодействии с ресурсами сети Интернет, использование коммуникационных компонентов таких ресурсов для учебного общения учащихся и педагогов.

1

Образование - это основа, на котором строится будущее нашей страны. Достойное будущее нашей страны учится в стенах школ, университетов. Нам, преподавателям, необходимо предоставить им доступ к всемирным знаниям с помощью электронных информационных коммуникаций к Всемирной паутине WWW (World Wide Web). Информационные ресурсы Интернет - это удобный источник информации, знаний, так как содержат не только огромное количество документов, но и качественную информацию. Интернет - это распределённая система, которая предоставляет доступ к взаимосвязанным между собой документам на различных компьютерах и подключённым к сети WWW. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях, т.к. образуют миллионы веб-серверов и все они основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами, объединённые общей темой. Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы-браузеры. В системе WWW представлены различные возможности поиска знаний. Огромным преимуществом является то, что мы можем сохранить в нашей файловой системе нужное количество документов из Всемирной паутины. На мой взгляд, есть очень удобная возможность - История поисков. Она помогает в случае, когда потеряно название запроса. С помощью Истории можно выполнить его еще много раз и загрузить нужный документ, знания. Информационные пространства WWW постоянно обновляются. Это позволяет обучающимся получать необходимую информацию из мировых информационных ресурсов, искать необходимые сведения в различных информационных сферах: базах данных, электронных библиотеках, веб-сайтах с использованием языков запросов и каталогов. Различными технологиями поиска информации в Интернете можно получить нормативную, правовую, законодательную, справочную, социально-экономическую, научно-техническую, доступ к научным библиотекам, международным системам патентной информации, предпринимательским сетям знаний, др. Таким образом информационные ресурсы WWW позволяют овладеть основными теоретическими и практическими навыками для эффективного использования знаний в будущей профессиональной деятельности магистра.

Библиографическая ссылка

Хачатурова С.С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-1. – С. 37-37;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10754 (дата обращения: 25.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Информационные ресурсы Интернета

Всемирная паутина

Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и услугами (сервисами), которыми регулярно пользуется около миллиарда человек во всех странах мира.

Бурное развитие сети Интернет, которое происходит последние 15 лет, в первую очередь обусловлено появлением Всемирной паутины. "Всемирная паутина" - это вольный перевод английского словосочетания "World Wide Web", которое часто обозначается как WWW или Web.

Технология Всемирной паутины. Всемирная паутина использует технологию гипертекста, в которой документы связаны между собой с помощью гиперссылок .

В качестве указателей ссылок на Web-страницах могут использоваться фрагменты текста, которые выделяются цветом и подчеркиванием, а также графические изображения, которые выделяются рамкой. Активизация на исходной Web-странице указателя ссылки (например, щелчком мышью) вызывает переход на нужную Web-страницу (рис. 6.10).

Всемирная паутина - это сотни миллионов Web-серверов Интернета, содержащих сотни миллиардов Web-страниц, в которых используется технология гипертекста.

Web-страница может быть мультимедийной , т. е. может содержать различные мультимедийные объекты: графические изображения, анимацию, звук и видео.

Web-страница может быть интерактивной , т. е. содержать формы с полями, которые используются при регистрации пользователей бесплатной электронной почты, при покупках в Интернет-магазинах и т. д.

Тематически связанные Web-страницы обычно бывают представлены в форме Web-сайта , т. е. целостной системы документов, связанных между собой в единое целое с помощью ссылок.

Адрес Web-страницы. В настоящее время на Web-серверах Интернета хранится громадное количество Web-страниц. Найти Web-страницу в Интернете можно с помощью адреса Web-страницы.

Адрес Web-страницы включает в себя способ доступа к документу и имя сервера Интернета, на котором находится документ.

В качестве способа доступа к Web-страницам используется протокол передачи гипертекста HTTP (Hyper Text Transfer Protocol). При записи протокола после его имени следует двоеточие и две наклонные черты: http://

В качестве примера запишем адрес титульной страницы Web-сайта "Информатика и информационные технологии". Страница расположена на сервере iit.metodist.ru, следовательно, адрес принимает вид:

http://iit.metodist.ru

Браузеры. Просмотр Web-страниц осуществляется с помощью специальных программ просмотра - браузеров. В настоящее время наиболее распространенными браузерами являются Internet Explorer, Mozilla и Opera.

Окно браузера (рис. 6.11) содержит стандартные элементы окна приложения:
- меню окна, содержащее наборы команд Файл, Правка, Вид, Избранное, Сервис и Справка ;
- панель инструментов, кнопки которой позволяют переходить с одной Web-страницы на другую (кнопки Вперед, Назад, Домой ), а также управлять процессом их загрузки (кнопки Остановить, Обновить );
- текстовое поле Адрес: , в которое Интернет-адрес нужной Web-страницы вводится с клавиатуры или выбирается из списка;
- рабочую область, в которой просматриваются Web-страницы.

Рис. 6.11. Браузеры Internet Explorer, Mozilla и Opera

Виртуальные путешествия по Всемирной паутине. Если компьютер подключен к Интернету, то можно запустить один из браузеров и отправиться в виртуальное путешествие по Всемирной паутине. В браузер будет автоматически загружена начальная Web-страница (адрес Web-страницы, с которой начинается путешествие, можно изменить с помощью настроек браузера).

При открытии Web-страницы в браузере на компьютере пользователя она проделывает длинный путь с удаленного сервера Интернета по каналам передачи информации через несколько промежуточных серверов Интернета. Скорость загрузки Web-страницы зависит не от величины расстояния до Web-сервера, а от количества промежуточных серверов и качества линий связи, по которым передается информация от сервера к серверу. Может быть ситуация, когда Web-страница загружается гораздо быстрее с сервера, находящегося на другом континенте, чем с сервера, находящегося на соседней улице.

Для перехода на другую Web-страницу в текстовое поле Адрес: необходимо ввести ее Интернет-адрес. Многие Web-страницы содержат гиперссылки на другие Web-страницы, поэтому дальнейшее путешествие по Всемирной паутине можно продолжить активизацией одной из них.

В процессе чтения книги (учебника, справочника, энциклопедии) достаточно часто требуется вернуться к прочитанному материалу. Для более быстрого поиска нужной страницы часто в книгу вставляют так называемые "закладки". В процессе путешествий по Всемирной паутине целесообразно в браузере сохранять в качестве "закладок" Интернет-адреса интересных Web-страниц. Для посещения такой страницы достаточно будет активизировать одну из "закладок".

Контрольные вопросы

1. Какую функцию в технологии Всемирной паутины выполняют гиперссылки?

2. Из каких частей состоит адрес Web-страницы?

6.5. Задание с кратким ответом. Записать адрес Web-страницы, хранящейся на сервере Интернета, зарегистрированном в домене первого уровня ru, домене второго уровня schools и имеющем собственное имя www.

Электронная почта

Электронная почта (e-mail) является наиболее распространенным сервисом Интернета. Она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

Электронная почта имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них - скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов.

Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и т. д.). Кроме того, электронная почта позволяет посылать сообщение сразу нескольким абонентам, пересылать письма на другие адреса и пр.

Адрес электронной почты. Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма.

Первая часть почтового адреса usename имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика. Вторая часть server.ru является именем почтового сервера Интернета, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.

Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @: [email protected]

Адрес электронной почты записывается только латинскими буквами и не должен содержать пробелов. Например, если почтовый сервер имеет имя metodist.ru, то имена почтовых ящиков пользователей будут иметь вид:

[email protected]

Адреса абонентов электронной почты хранятся на компьютере пользователя в базе данных "Адресная книга". В адресную книгу заносится имя абонента, адрес электронной почты, телефон и другие данные (рис. 6.12).


Рис. 6.12. База данных "Адресная книга"

Функционирование электронной почты. Пользователь Интернета может зарегистрировать почтовый ящик на почтовом сервере провайдера, в котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма.

С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. На этом этапе кроме написания текста сообщения необходимо указать адрес получателя сообщения (можно взять из "Адресной книги"), тему сообщения и вложить в сообщение при необходимости файлы.

Процесс передачи сообщения начинается с подключения к Интернету и доставки сообщения в свой почтовый ящик на удаленном почтовом сервере. Почтовый сервер сразу же отправит это сообщение через систему почтовых серверов Интернета на почтовый сервер получателя в его почтовый ящик.

Для получения письма адресат должен соединиться с Интернетом и доставить почту из своего почтового ящика на удаленном почтовом сервере на свой локальный компьютер (рис. 6.13).

Почтовые программы обычно предоставляют пользователю также многочисленные дополнительные сервисы по работе с почтой (выбор адресов из адресной книги, автоматическая рассылка сообщений по указанным адресам и др.).

Почтовая программа Outlook Express. Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы. Большой популярностью пользуется почтовая программа Outlook Express, которая входит в состав операционной системы Windows. После запуска программы Outlook Express появляется окно приложения, которое состоит из четырех частей (рис. 6.14).


Рис. 6.14. Окно почтовой программы Outlook Express

В левой верхней части окна находится перечень папок, в которых хранятся электронные письма:
- Входящие - содержит полученные письма;
- Исходящие - содержит отправляемые письма, с момента создания и до момента доставки с локального компьютера пользователя на почтовый сервер провайдера;
- Отправленные - содержит все письма, доставленные на почтовый сервер;
- Удаленные - содержит удаленные письма;
- Черновики - содержит заготовки писем.

Пользователь может создавать собственные папки для хранения тематически группированных электронных писем.

В нижней левой части окна размещается список контактов, который предоставляет доступ к информации, хранящейся в базе данных "Адресная книга" (адреса электронной почты, телефоны и т. д.).

Правое окно разделено на две части. В верхней части высвечивается список сообщений, хранящихся в выделенной папке.

В нижней части правого окна отображается содержание выделенного сообщения.

Электронная почта с Web-интерфейсом. Некоторые почтовые серверы предоставляют пользователям возможность работы с электронной почтой с использованием Web-интерфейса. Работа с Web-почтой может производиться с помощью любого браузера. Существенной особенностью Web-почты является то, что все сообщения постоянно хранятся на удаленном почтовом сервере, а не на локальном компьютере пользователя.

Многие почтовые Web-серверы предлагают всем желающим зарегистрировать бесплатный почтовый ящик. Зарегистрированные пользователи должны ввести свой логин и пароль , после чего они могут войти в почтовую систему. Для новых пользователей предлагается процедура регистрации (рис. 6.15).


Рис. 6.15. Вход в Web-почту

Контрольные вопросы

1. Какими преимуществами обладает электронная почта по сравнению с обычной почтой?

2. Из каких частей состоит адрес электронной почты?

3. Как функционирует электронная почта?

Задания для самостоятельного выполнения

6.6. Задание с кратким ответом. Записать адрес электронной почты, зарегистрированный пользователем fio на почтовом сервере zmail.ru.

Файловые архивы

Серверы файловых архивов. Десятки тысяч серверов Интернета являются серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйверы устройств, графические и звуковые файлы и т. д.). Наличие таких серверов файловых архивов очень удобно для пользователей, так как многие необходимые файлы можно "скачать" непосредственно из Интернета.

Файловые серверы поддерживают многие компании-разработчики программного обеспечения и производители аппаратных компонентов компьютера и периферийных устройств. Размещаемое на таких серверах программное обеспечение является свободно распространяемым или условно бесплатным и поэтому, "скачивая" тот или иной файл, пользователь не нарушает закон об авторских правах на программное обеспечение.

Менеджеры загрузки файлов. Для удобства пользователей многие серверы файловых архивов (freeware.ru, www.freesoft.ru, www.download.ru) имеют Web-интерфейс, что позволяет работать с ними с использованием браузеров. Браузеры являются интегрированными системами для работы с различными информационными ресурсами Интернета и поэтому включают в себя менеджеры загрузки файлов.

Однако удобнее для работы с файловыми архивами использовать специализированные менеджеры загрузки файлов, которые позволяют продолжить загрузку файла после разрыва соединения с сервером. Менеджеры загрузки файлов предоставляют пользователю подробную информацию в числовом и графическом виде о процессе загрузки файла (объем файла, объем загруженной части, в том числе в процентах, скорость загрузки, прошедшее и оставшееся время загрузки и др.).

В некоторых менеджерах загрузки файлов достигается увеличение скорости загрузки за счет разбиения файла на части и одновременной загрузки всех частей. Например, в менеджере загрузки файлов FlashGet процесс загрузки каждой части файла представляется в графической форме в нижней части окна приложения (рис. 6.16).

Адрес файла на сервере файлового архива. Доступ к файлам на серверах файловых архивов возможен как по протоколу HTTP, так и по специальному протоколу передачи файлов FTP (File Transfer Protocol). Протокол FTP позволяет не только загружать файлы с удаленных серверов файловых архивов на локальный компьютер, но и наоборот, производить передачу файлов с локального компьютера на удаленный сервер.

Адрес файла включает в себя способ доступа к файлу и имя сервера Интернета, на котором находится файл.

Если в качестве способа доступа к файлу file.exe, хранящемуся на сервере ftp.metodist.ru, используется протокол передачи файлов FTP, то адрес файла запишется следующим образом:

ftp://ftp.metodist.ru/file.exe

Контрольные вопросы

1. Какие файлы обычно хранятся на серверах файловых архивов?

2. Из каких частей состоит адрес файла на сервере файлового архива?

Задания для самостоятельного выполнения

6.7. Задание с кратким ответом. Записать адрес файла program.exe, хранящегося на компьютере, зарегистрированном в домене первого уровня ш, домене второго уровня schools и имеющем собственное имя ftp.

Общение в Интернете

В последнее время все более широко распространяется общение в Интернете в режиме реального времени. Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая производительность компьютеров дают пользователям возможность не только обмениваться в реальном времени текстовыми сообщениями, но и осуществлять аудио- и видеосвязь.

Серверы общения в реальном времени. В Интернете существуют тысячи серверов, на которых реализуется общение в реальном времени. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из посетителей этого сервера или участвовать в коллективной встрече.

Простейший способ общения "разговор" , или чат (англ. chat) - это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Вы вводите сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все участники встречи.

Если ваш компьютер, а также компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и наушниками или акустическими колонками, то вы можете обмениваться звуковыми сообщениями. Однако "живой" разговор возможен одновременно только между двумя собеседниками.

Для того чтобы вы могли видеть друг друга, т. е. обмениваться видеоизображениями, к компьютерам должны быть подключены Web-камеры.

Интерактивное общение с помощью системы ICQ. В последние годы большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ (эта трехбуквенная аббревиатура образована из созвучия слов "I seek you" - "Я ищу тебя").

Система интерактивного общения ICQ интегрирует различные формы общения: электронную почту, обмен текстовыми сообщениями (chat), Интернет-телефонию, передачу файлов, поиск в сети людей и т. д. (рис. 6.17).


Рис. 6.17. Программа интерактивного общения ICQ

В настоящее время в системе ICQ зарегистрировано почти 200 миллионов пользователей, причем каждый пользователь имеет уникальный идентификационный номер. После подключения к Интернету пользователь может начинать общение с любым зарегистрированным в системе ICQ и подключенным в данный момент к Интернету пользователем.

Интернет-телефония. Интернет-телефония используется для передачи голосовых данных через компьютерную сеть Интернет. Провайдеры Интернет-телефонии с помощью специального оборудования связывают между собой компьютерную сеть Интернет и обычную телефонную сеть. Пользователь может воспользоваться услугами Интернет-телефонии и позвонить непосредственно с компьютера (см. рис. 6.18) или с обычного телефона, предварительно набрав номер провайдера Интернет-телефонии.

Интернет-телефонию выгодно использовать для звонков в отдаленные населенные пункты и страны мира, так как минута такой связи существенно дешевле тарифов междугородней и международной телефонной связи.

Контрольные вопросы

1. Какие формы общения в реальном времени существуют в Интернете?

Мобильный Интернет

Сеть мобильной телефонной связи. В настоящее время сеть мобильной телефонной связи охватила практически весь мир, а количество пользователей мобильных телефонов приближается к одному миллиарду человек. Обмен информацией между мобильными телефонами осуществляется с помощью сети, состоящей из антенн станций сотовой связи, соединенных между собой каналами передачи информации.

Сеть мобильной связи позволяет передавать не только голосовые сообщения, но и данные. С помощью мобильных телефонов можно обмениваться короткими текстовыми сообщениями SMS , а также мультимедийными сообщениями MMS , которые позволяют передавать мелодии сигналов для телефонов и графические изображения (например, фотографии, сделанные встроенной в телефон камерой).

Обмен данными между сетью мобильной телефонной связи и компьютерной сетью Интернет. Сеть мобильной телефонной связи и компьютерная сеть Интернет позволяют передавать данные и голосовые сообщения, и поэтому их информационные ресурсы целесообразно объединить. Операторы мобильной телефонной связи и провайдеры Интернета обеспечивают возможность передачи данных между этими сетями (рис. 6.18).

Обмен данными между сетями позволяет, например, с мобильного телефона передавать сообщения электронной почты на почтовый ящик в Интернете, а с компьютера, подключенного к Интернету, передавать SMS-сообщения на мобильный телефон.

Доступ в Интернет с использованием мобильного телефона. Во многие модели мобильных телефонов встроен модем, поэтому для беспроводного доступа в Интернет достаточно подключить к компьютеру мобильный телефон и дозвониться до провайдера. После соединения компьютера с Интернетом можно "путешествовать" по Всемирной паутине, работать с электронной почтой, "скачивать" файлы и пользоваться любыми другими ресурсами Интернета, как при обычном соединении по кабельным каналам. Недостатком такого подключения является маленькая скорость передачи данных (не более 9,6 Кбит/с) и высокая стоимость минуты соединения.

Полноценный высокоскоростной доступ в Интернет с мобильного телефона можно осуществить по технологии GPRS , при которой максимально возможная скорость передачи данных составляет 170 Кбит/с (это приблизительно в 3 раза быстрее, чем доступ по коммутируемым телефонным линиям). Важно, что эта технология предоставляет немедленный доступ к Интернету, без необходимости дозваниваться до провайдера Интернета и позволяет одновременно вести разговор по мобильному телефону и проводить обмен данными между компьютером и Интернетом.

Подключение мобильного телефона к компьютеру можно осуществить различными способами: с помощью кабеля к СОМ-порту, с помощью кабеля к USB-порту или беспроводным к инфракрасному порту (рис. 6.19).

Для доступа к информационным ресурсам Интернета непосредственно с мобильных телефонов можно использовать WAP -браузеры . WAP-сайты специально адаптированы под возможности мобильного телефона (двухцветную графику, маленький экран и небольшую память) и содержат новости, прогноз погоды, курс валют и т. д. С WAP-сайтов можно отправить сообщение электронной почты или принять участие в WAP-чате.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит различие между Интернет-телефонией и мобильным Интернетом?

2. Какие данные можно передавать из сети мобильной телефонной связи в компьютерную сеть Интернет? Из Интернета в сеть мобильной связи?

Звук и видео в Интернете

Звуковые и видеофайлы имеют большой информационный объем. Для передачи таких файлов по компьютерным сетям в стандартных цифровых форматах требуются линии связи с высокой пропускной способностью. Цифровой стереозвук высокого качества с частотой дискретизации 48000 раз в секунду и глубиной кодирования 16 бит требует скорости передачи данных равной:

16 бит × 48 000 с -1 = 1 536 000 бит/с = 1500 Кбит/с » 1,5 Мбит/с.

Цифровое видео телевизионного стандарта требует для передачи изображения скорости передачи данных около 240 Мбит/с.

Для уменьшения объемов звуковых и видеофайлов без видимой потери качества используются специальные методы сжатия файлов, основанные на удалении не воспринимаемой человеком звуковой или видеоинформации.

Потоковые звук и видео. Широкое распространение в Интернете получили технологии передачи потокового звука и видео. Эти технологии передают звуковые и видеофайлы по частям в буфер локального компьютера, что обеспечивает возможность их потокового воспроизведения даже при использовании модемного подключения. Снижение скорости передачи по каналу может приводить к временным пропаданиям звука или пропускам видеокадров.

Для прослушивания потокового звука и просмотра потокового видео используются мультимедиа проигрыватели (Windows Media Player, WinAmp и др.). Во время воспроизведения потокового мультимедиа файла пользователь получает информацию о скорости передачи данных и может настраивать качество воспроизведения.

Существует достаточно много радио- и телевизионных станций, которые осуществляют вещание через Интернет. Широкой популярностью пользуются Web-камеры, установленные в самых разных уголках мира (на улицах городов, в музеях, в заповедниках и т. д.) и непрерывно передающие изображение (рис. 6.20).

Контрольные вопросы

1.Почему необходимо сжимать звуковые и видеофайлы при передаче по сети Интернет?

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра маркетинга

Информационные ресурсы Интернет

Выполнила студентка группы Э – 063

Лопаткина О. К.

Проверил к.э.н., доцент

Шандаков Ю. Д.

Кемерово 2010


Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие информационного ресурса и его разнообразие……………………….5

Информационные ресурсы Интернет в России………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………...22


Введение

Глобальная компьютерная сеть Internet начиналась как оборонный проект, который финансировался Агентством Перспективных Исследований Министерства Обороны США. Целью проекта являлась разработка компьютерной сети, призванной обеспечить устойчивое функционирование системы управления страной в условиях ядерной войны. Первые документы, описывающие технические требования к системе появились 1964 году, в 1969 году первые четыре компьютера были объединены в реально действующую сеть. Эта сеть получила название ARPANET. В 1971 году сеть насчитывала уже 14 компьютеров, а в 1972 году - 37. Семидесятые - это время роста сети и отладки технологии межсетевого обмена в рамках ARPANET. В 1982 году были опубликованы протоколы Transfer Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP). С этого момента в лексикон специалистов по сетевым технологиям вошло сочетание "TCP/IP", которое прочно закрепилось за всем семейством документов и стандартов, связанных с работой ARPANET, а позже и сетью Internet. Собственно Internet появилась как результат большой компьютерной программы Национального Научного Фонда США. Для проведения научных исследований Фонд организовал по всей стране несколько центров вычислений и оснастил их суперкомпьютерами. Для того чтобы специалисты, занятые в фундаментальных исследованиях, могли использовать вычислительные мощности этих компьютерных центров, все они были объединены в единую компьютерную сеть. Первоначально планировалось использовать для этих целей ARPANET, но по различным соображениям администрация последней не разрешило подключение американских университетов к оборонной сети. В результате Фонд создал свою собственную сеть NSFNET. В качестве основы этой сети были выбраны средства межсетевого обмена разработанные в рамках проекта ARPANET. В это время появились первые шесть доменов Internet: gov, mil, edu, com, org и net. За каждой из этих аббревиатур скрывается своя собственная сеть: gov - сеть правительственных организаций, mil - сеть военных организаций, edu - сеть университетов, com - сеть коммерческих организаций, org - неправительственные и некоммерческие организации, net - сеть организаций, отвечающих за функционирование самой Сети.

Употребив слово «сеть» с заглавной буквы, мы делаем разделение между сетями, составляющими Internet и самой Internet, как совокупностью различных сетей. В настоящее время в Internet, кроме NSFNET входит еще порядка нескольких сотен различных сетей. Общим для всех этих сетей является тот факт, что для обмена информацией между собой они используют единый механизм, который называется технологией межсетевого обмена информацией - семейство протоколов TCP/IP. Основными моментами этой технологии являются единая система адресов всех компьютеров в сети, единая форма обмена информационными сообщениями между сетями - протокол IP и протоколы обмена данными с программным обеспечением, установленным на компьютерах Сети, которые используют IP для обмена информацией.

Став средством научной коммуникации в рамках программы NSF, Internet превратился в основное средство предварительной публикации результатов научных работ. Практически все лаборатории мира, имеющие доступ к Сети, стали размещать свои препринты в электронном виде в архивах Internet, а уже только после этого выпускать печатные копии этих работ.


Понятие информационного ресурса и его разнообразие

Информационный ресурс в сети Интернет – это массив данных, составленный и отсортированный по некому признаку, роду информации, который имеет строгую структуру. Благодаря информационным ресурсам Интернет получил заслуженную популярность в последние годы. Доступ к ресурсам имеет каждый, кто подключил свой компьютер к всемирной паутине.

Итак, Интернет - сеть сетей, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру. Здесь можно отыскать всё: от постановлений правительства и каталожных карточек библиотек до современной музыки и биографий звезд Голливуда; от текстов современных бестселлеров до шедевров мировой классической литературы; от галереи детского творчества до сложных баз данных и серьезных системных программ.

Следует отметить, что в первую очередь World Wide Web страницы создали в Сети практически все, кто занимался опубликованием материалов до появления Web. В настоящее время все электронные издания Web можно разбить на несколько категорий. Это, во-первых, рекламные страницы, во-вторых - это электронная периодика, в-третьих - это серьезные электронные монографии и справочники. Остановимся подробно на каждом из этих видов изданий.

Рекламные материалы публикуются в Сети наиболее широко. Web-страницы с различного рода рекламой можно встретить наиболее часто. Обычно, реклама размещается на своих собственных серверах. Свои собственные страницы имеют почти все фирмы, так или иначе связанные с компьютерным бизнесом. Если есть желание и время познакомиться с пресс-релизами Microsoft, IBM, DEC, Apple, Symantec и т.п., нет необходимости читать компьютерные журналы. Фирмы сами публикуют о себе различного сорта информацию, начиная от истории создания и отцах основателях, и заканчивая характеристиками последних изделий фирмы и прайс-листами. Здесь же можно найти доклады представителей фирмы на различных конференциях и выставках, а также их интервью различного рода специализированным изданиям. Все эти материалы богато иллюстрированы графикой и фотографиями. Часто можно даже прослушать приветствия или обращения руководителей фирмы к пользователям Web, если конечно позволяют возможности компьютера и его программного обеспечения. Качество этих рекламных материалов часто не уступает печатным их аналогам.

Отдельное место среди материалов Web занимают каталоги. Если речь идет о коммерческой информации или коммерческих изделиях, то их также можно отнести к рекламе, но кроме коммерческого использования Сети, которое по некоторым оценкам составляет 30-40% от всего набора Web-страниц, существует еще и некоммерческое обслуживание пользователей сети, которое осуществляется либо за государственный счет, либо за счет энтузиазма отдельных лиц. В каталогах Web чего только нет: это и списки знаменитых киноактеров, это и оглавления компакт-дисков, это и списки хит-парадов и многое другое. Все это иллюстрируется, например, фотографиями кино-див, или записями фрагментов музыкальных композиций. Существуют справочники по античному искусству, справочники по истории авиации или флота, каталоги научной фантастики.

Первыми из печатных периодических изданий World Wide Web стали осваивать иллюстрированные журналы. Причин такой активности несколько. Во-первых, это возраст и пол пользователей Internet. По данным многочисленных опросов, проведенных среди лиц использующих сеть в 1995 году более половины (69%) опрошенных - это лица в возрасте от 25 до 45 лет. Наиболее массовую группу пользователей составляют 30-40-ка летние мужчины. Женщины составляют не более 20% всех пользователей Сети. Во-вторых, - это профессиональный состав пользователей и их образование. До 70% занимаются бизнесом или компьютерными технологиями, больше половины имеют высшее образование. Стереотип того, что сетевые технологии - это удел молодых - не совсем точен. Студенты и молодежь до 30 лет составляют не более одно пятой от числа всех пользователей сети. Соответственно и развлекательные журналы делятся в такой же пропорции. Основную массу составляют такие издания как Fortune, Time, Playboy, Penthouse, UFO Library и т.п. Следует заметить, что в настоящее время электронные копии печатных изданий - это скорее дайджест печатного издания. Компании, выпускающие печатную продукцию, с одной стороны, заинтересованы в привлечении новых читателей, а с другой стороны, нельзя терять традиционных клиентов печатных изданий. Для решения этой проблемы применяется комбинированный подход, который заключается в том, что, во-первых, пользователь сети может, не отходя от своего компьютера подписаться на издание, перечислив на счет издательства или компании-посредника необходимую сумму денег, либо списав соответствующую сумму с кредитной карточки. При этом операции с карточками также можно выполнять, используя свой компьютер. Во-вторых, можно подписаться на электронную версию издания. В этом случае после перечисления денег, пользователя регистрируют в информационной службе издания, т.е. присваивают определенное имя и пароль, используя которые пользователь может войти в защищенные разделы базы данных издания. В связи с последней возможностью и расширением средств защиты данных при обмене ими по сети, число коммерческих закрытых для публичного использования информационных ресурсов Internet стало увеличиваться.

Электронные газеты - еще один вид периодических публикаций в сети, который стал осваивать новую технологию Internet - World Wide Web. Электронные газеты появились несколько позже журналов, примерно с задержкой в полгода. Главным препятствием для газетного бизнеса является сложность подготовки публикаций для Сети. Первыми изданиями такого сорта стали Computer World, PC Magazine Daily и другие компьютерные издания. Подача материалов в этих газетах отличается от аналогичных материалов в печатном оригинале. Во-первых, размер страницы электронного издания ограничен размером экрана дисплея компьютера. Во-вторых, при подаче материалов следует учитывать такие возможности современных программ управления отображением информации на экране дисплеев, как одновременное открытие нескольких окон, в которых можно разместить либо разные страницы текста, либо поместить рисунок, поясняющий текст. Это позволяет "уплотнить" информацию на экране дисплея. В обычном печатном издании это просто нельзя реализовать. Авторы электронных изданий также учитывают такую возможность как звуковая подача материала, что чрезвычайно полезно при опубликовании интервью. Кроме того, в качестве обзоров часто публикуют не обширный текст, а набор графических материалов: графиков гистограмм, круговых диаграмм, сопровождая их текстовым комментарием. Совершенно очевидно, что это порождает совершенно новый тип издания, сильно отличающийся по форме и оформлению от традиционного печатного оригинала.

Наиболее фундаментальными электронными изданиями в Сети являются реализованные в технологии World Wide Web аналоги крупных печатных изданий типа Библии или различного рода энциклопедии. Следует сразу оговориться, что о простом копировании текстов в данном случае речь не идет. Материалы такого рода сразу реализуются с учетом ограничений и новых возможностей компьютерных технологий. Пример гипертекстовой организации - "Британика Он-лайн". Этот проект связан с организацией в Internet одной из самых старых энциклопедий мира - энциклопедии "Британика". Электронная версия "Британики" представляет собой довольно сложный конгломерат информационных технологий. Главным в этой информационной базе данных является представление статей энциклопедии в виде гипертекстовых страниц в формате языка гипертекстовой разметки документов - HTML, который применяется для опубликования материалов в World Wide Web. Каждая статья имеет связи со следующим по порядку в текстовом варианте энциклопедии статьей и статьей предшествующей. Кроме этого каждая статья связана с другими статьями гипертекстовыми ссылками, которые употребляются в тексте статьи, и базой данных персоналий, стран и графических иллюстраций. Кроме этого для навигации по энциклопедии существуют оглавление, индекс и механизм поиска статей по ключевым словам. Оглавление и индекс являются списками гипертекстовых ссылок. При чем, если в оглавлении ссылки указывают на статьи энциклопедии, то в индексе ссылки указывают на списки статей, которые в свою очередь также являются списками гипертекстовых ссылок. Отдельный интерес представляет поисковый аппарат энциклопедии. Он основан на использовании технологии распределенной информационно-поисковой системы Internet - WAIS (Wide Area Information System). Результат работы WAIS - это список гипертекстовых ссылок на статьи энциклопедии, который система генерирует "на лету". Этот список внешне ни чем не отличается от списка индекса, например, но с точки зрения системы - это совершенно разные объекты. Список индекса реально существует в виде файла базы данных World Wide Web, а списки, которые порождает WAIS, реально не существуют, а являются временными образованием и порождаются запросами пользователя. Зарегистрированные пользователи могут сохранять полученные таким образом списки для последующего использования при работе с системой.

Данный проект не является благотворительностью и за доступ к ресурсам энциклопедии надо платить деньги. Для пользователя, использующего базу данных в своих "домашних" целях установлена плата в $150 в год, для студентов университетов - $120 в год, для бизнесменов - $300 в год. Подписчиками могут быть не только частные лица, но и организации, здесь плата устанавливается в зависимости от масштаба организации и рода ее уставной деятельности. В каждом конкретном случае размер взноса устанавливается индивидуально. Однако, не все так жестко. Для того чтобы познакомиться с энциклопедией, вовсе не обязательно платить перечисленные выше взносы. Существует два способа определиться: нужна в вашей работе энциклопедия "Британика" или нет. Первый способ - это демонстрация ее возможностей. Здесь пользователю предлагают пройтись по заранее проложенному маршруту и понять, как работает система. Второй путь гораздо интереснее - это семидневное бесплатное использование энциклопедии. В этом случае читатель должен зарегистрироваться, получить имя и пароль, и после этого он может работать в системе.

Корме "Британики" в Internet существуют и другие энциклопедии, например, энциклопедия научной фантастики или энциклопедия вин. При этом доступ к ним совершенно свободный.

В свое время любая организация имела в своей структуре информационные подразделения. В научных организациях они назывались отделами научно-технической информации. Главной задачей этих подразделений был поиск информации по профилю организации, ведение тематической библиотеки и оперативное информирование специалистов о материалах периодики. Мнение о том, что в Internet все можно найти самому является ошибочным. Сеть слишком велика, чтобы каждый ее пользователь мог просмотреть все имеющиеся информационные архивы, даже если они и имеют необходимые поисковые службы. Поэтому одной из форм деятельности в Сети стала организация коммерческих информационных служб. Самыми популярными коммерческими службами этого типа являются Yahoo и Galaxy.

Информационные службы представляют собой иерархические списки информационных ресурсов очень похожие на предметные каталоги библиотек. Как правило, кроме предметного каталога, имеется каталог информационных ресурсов Internet, упорядоченный по странам, и специальная страница для запуска запросов с использованием ключевых слов. Пользователи могут использовать каждую из этих альтернатив по своему вкусу. Для первого знакомства с системой обычно используют тематический каталог и, перемещаясь по нему, ищут нужные World Wide Web страницы. Здесь, правда, следует учитывать тот факт, что представление о предметной области и терминах, которые ее характеризуют, у создателей системы и у пользователя могут серьезно различаться. Для адаптации необходимо определенное время, которое на первый взгляд тратится впустую. Однако тоже самое происходит и при работе с обычными информационно-поисковыми системами и при первом знакомстве с новыми журналами. Создатели информационных каталогов стремятся приблизиться к совершенству, но это пока не очень удается. В Сети нет единого тематического разбиения типа Универсальной Десятичной классификации, принятой в библиотечном деле, поэтому предметные каталоги могут значительно отличаться один от другого. Так каталог World Wide Web Consortium является очень длинным. Первая страница занимает несколько экранов дисплея, что не очень удобно. Каталоги Yahoo и Galaxy разбиты на множество вложенных подкаталогов. Это делает каждую страницу более компактной и удобной при просмотре. Однако здесь также есть свои минусы: большое количество вложений страниц друг в друга может привести к потере ориентировки пользователя в дереве каталога.

Национальные ресурсы также имеют различные системы упорядочивания. В ряде случаев за основу берется административное деление страны, а в других - ресурсы упорядочиваются по принадлежности к сфере человеческой деятельности, например, ресурсы университетов, ресурсы правительства, коммерческие информационные ресурсы и т.п. Есть каталоги, в которых оба подхода сочетаются, и тогда в базе данных национальных информационных ресурсов содержится два оглавления или более.

Поиск страниц по ключевым словам - это неотъемлемая часть любого информационного каталога Сети. Обычно для поиска используют специальные поля ввода ключевых слов, которые можно соединять в поисковые запросы при помощи слов связок "или", "и". В данном случае слово "и" показывает, что ключевые слова должны одновременно встречаться в искомом документе, а слово "или" требует вхождение в документ одного из указанных слов. Поисковая страница может быть совмещена с первой страницей каталога, как это сделано в Yahoo, или быть дополнением каталога и загружаться отдельно. Как это реализовано в Galaxy. При формировании запроса можно воспользоваться простой формой, когда просто вводится список слов, или перейти к более сложной структуре, где можно указать даже части документов, где следует проводить поиск, а где нет. Результаты поиска выдаются в виде списка названий найденных документов, который является также страницей Web. Отличие этой страницы от других заключается в том, что такой страницы не существует ни в одной базе данных сети. Она создается "на лету" поисковой программой, но если система позволяет, то может быть сохранена в качестве одной из страниц пользователя.

Завершая разговор о каталогах, следует обратить внимание на каталог электронных изданий. Авторы этого каталога просмотрели всю Internet и включили в свой список только те ссылки, которые связаны с опубликованием материалов в сети. Название этого каталога EDOC - Электронные Документы. Как следует из названия, в этом каталоге указаны не только газеты, журналы, справочники, но и любые типы электронных текстов и даже не текстов (каталоги живописи, музеев, выставок и т.п.).

Последним видом электронных документов, о которых стоит упомянуть, являются издания, подготовленные с учетом новых компьютерных технологий и специально для опубликования в Сети. Издать эти материалы в виде обычных книг просто нельзя. Всю эту продукцию принято называть виртуальной литературой. Виртуальная литература может быть разделена на специальную, развлекательную и исследования в области виртуальных публикаций. Специальную литературу составляют специализированные журналы, специализированные справочники и учебники. Развлекательная литература - это иллюстрированные журналы, художественная литература (поэзия, научная фантастика, сказки для взрослых и детей и т.п.), а исследования - это публикации, призванные продемонстрировать новые способы организации информации и ее представления для пользователей Internet.

Специальные журналы - это, главным образом, компьютерные издания типа журнала Национального Центра Прикладного Программного Обеспечения для Суперкомпьютеров "Access". В данном издании каждая статья оформлена в виде гипертекста. В тело статьи встроены графика таблицы и даже результаты динамического моделирования в виде кинороликов. Как правило, графика подготавливается отдельно от текста и демонстрируется по специальному запросу пользователя. В свое время, очень интересный материал был представлен по моделированию процесса столкновения кометы Шумейкера-Леви с планетой Юпитер. Общение об этом эксперименте сопровождалось короткими фильмами, показывающими в различных ракурсах процесс столкновения. Интересным было и сообщение Национального Агентства по Аэронавтике и Исследованию Косметического Пространства США (NASA), в котором динамически отображалась поверхность Земли во время полета одного из американских космических кораблей в 1995 году.

Справочники - это, пожалуй, первые издания в Сети, которые были реализованы в технологии World Wide Web. В 1994 году лучшим специальным изданием Всемирной паутины был признан справочник по онкологии, который был рассчитан на три типа различных пользователей: пациентов, студентов и специалистов. Справочник содержал информацию, как о типичных онкологических заболеваниях, так и о специальных случаях, с которыми может столкнуться врач при лечении различных раков.

Учебники - это третий тип гипермедийных изданий, которые доступны по Сети. Ни один из видов виртуальной литературы не имеет более глубокого обоснования и более детальной проработки реализаций, чем распределенный в сети учебник. В США, в рамках работ по созданию информационной супермагистрали, был запущен проект виртуального публичного университета. В качестве обоснования возможности такого учебного заведения был проведен исторический анализ различных форм высшего образования, начиная с античности и до сегодняшнего времени. Учитывая уровень развития современной вычислительной техники, было признано, виртуальный публичный университет вполне реален и будет обеспечивать своих студентов достаточным уровнем профессиональной подготовки. Кроме функций стандартного колледжа на такой университет можно было бы легко возложить и задачи переподготовки кадров промышленности. Естественно, что университет не может обойтись без учебных пособий. Но в виртуальном университете и пособия должны быть виртуальными. Для медицинских факультетов не надо теперь ходить в анатомичку и резать трупы. Все это можно проделывать в условиях виртуальной реальности или в конце концов за экраном дисплея. Конечно, существует мнение, и оно достаточно обосновано, что реальная практика никогда не может быть заменена моделями. Примеров тому множество. Но в данном случае, видимо стоит говорить о сбалансированном сочетании использования программных средств и практических занятий. Возвращаясь к пособиям виртуального университета, можно сказать, что историки теперь могут за своим рабочим столом, просматривать архивные материалы и видеозаписи исторических событий, слушать голоса исторических личностей, юристы участвовать в воображаемых судебных разбирательствах, а физики проводить опыты по делению радиоактивных материалов, не угрожая при этом окружающим. Одним словом - это фантастика, но фантастика реальная, элементы которой уже реализованы.

Последним объектом, которого хотелось бы коснуться при описании Internet, как виртуального издательства, являются системы типа MUD (Multi-User Dungeons). На русский язык этом можно перевести как "Многопользовательские подземелья", которые стали развитием игры "Подземелья и Драконы". Если считать, что комиксы - это издания, то тогда и "подземелья" - это тоже электронные издания. Дело в том, что любую сказку, детектив, хронику можно также организовать в виде такой распределенной программной среды, которая будет имитировать первоисточник. Однако сетевая технология вносит в такую реализацию свои, присущие только ей черты - возможность одновременной работы нескольких пользователей и реальный масштаб времени. MUD - это, фактически, виртуальная вторая жизнь в выдуманной среде. Ее можно расписать по ролям, и в этом случае каждый ее персонаж начинает действовать в соответствии с законами своего характера, причем это реальный человек, который может находиться за многие тысячи километров от других участников действа. До последнего времени MUD, как и весь Internet, был уделом любителей, но для качественной реализации графики и видео нужны профессионалы и большие материальные вложения. По мере увеличения числа пользователей сети, будет и развиваться индустрия виртуальных сред и их коммерческое использование. Психологи уже сейчас предвидят новые проблемы, которые вызовет эта технология, новые виды психических расстройств, маний и т.п. На их взгляд главная проблема заключается в том, что общество технически готово к реализации виртуальных сред, а юридически и морально не готово.

Но Сеть стала уже серьезным фактором жизни развитых стран. Президент США в 1995 году объявил о создании информационной магистрали, как о национальной программе, Европейское сообщество в 1994 году рассматривало программу информатизации Европы, в России успехи в деле использования компьютерных сетей скромнее, но, тем не менее, в стране развивается около трех крупных проектов подключения к Internet сферы образования и науки. Видимо, Internet станет одним из основных средств международных коммуникаций и развитие издательского дела в этом направлении вполне оправдано и своевременно.

Информационные ресурсы Интернет в России

Сегодня Интернет можно характеризовать как:

средство массовой информации,

информационная обучающая структура,

грандиозный мировой справочник,

массив для развлечений,

доска объявлений.

Ресурсы Интернет можно классифицировать по многим параметрам. Выше дана классификация по типам представления информации, а теперь посмотрим на примеры сайтов, посвященных различным тематическим направлениям.

Правительственные страницы

В Интернете существуют официальные страницы правительственных органов. На сайте “Официальная Россия” http://www.gov.ru опубликована информация Правительства, Совета Безопасности, Федерального собрания, различные законодательные акты, а также официальная страница президента России.

Отраслевая информация

В Интернете представлена практически каждая сфера деятельности. Поистине львиная доля всех ресурсов образовательного характера располагается на сайтах университетов и других вузов страны. Это общая справочная информация для абитуриентов, описание деятельности различных факультетов и кафедр, авторефераты и студенческие учебные работы, сообщения о действующих научных разработках. Кроме того, университеты и вузы крупных городов нередко помещают на своих сайтах материалы о жизни своего края.

Чаще и чаще университеты организуют дистанционное обучение. Студенты прослушивают по Интернет лекции преподавателей, получают задания и направляют результаты своих работ также по компьютерной связи. Тесты и экзамены студенты сдают не преподавателям, а компьютеру, который объективно оценивает их знания. Пока не составлено единое мнение о качестве этого метода обучения, существует еще множество проблем, в том числе и технических. Тем не менее, массовое дистанционное обучение оптимисты считают недалеким будущим.

Информацию о своих мощностях, товарах и услугах дают в Интернет предприятия промышленности. Показательна в данном случае страница известной во всем мире кондитерской фабрики “Красный октябрь”, которая находится по адресу http://www.redoct.msk.ru . Надо сказать, что далеко не все заводы и фабрики имеют свои серверы в Интернет. Чаще об их деятельности рассказывается на городских страницах.

Медицинские учреждения публикуют информацию о своей работе, возможностях, успехах. Аптеки и фирмы по производству лекарств рекламируют новые препараты и предоставляют возможность заказа своей продукции. Существует также русский медицинский сервер http://www.rusmedserv.com/ , создатели которого собрали большое количество ссылок на медицинские ресурсы русского Интернета.

Нельзя обойти вниманием электронные страницы всевозможных культурных центров, музеев, театров, филармоний. Далеко не у всех из перечисленных организаций имеется возможность поместить в Интернет свои материалы. И, тем не менее, культурная жизнь и богатейшее культурное наследие России отражены на страницах Эрмитажа http://www.hermitage.ru/ и Большого театра http://www.bolshoi.ru/, Московской государственной академической филармонии http://www.philharmonia.ru/ и на страницах, посвященных 125-летию Ф.И.Шаляпина http://www.sitek.ru/~shaliapin/

Велико число русских библиотечных ресурсов. Такие гиганты как:

Государственная публичная научная техническая библиотека http://www.gpntb.ru/,

Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/,

Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/,

Государственная публичная историческая библиотека http://www.shpl.ru имеют в Интернет богатые красочные страницы.

Причем Государственная публичная научная техническая библиотека и Российская государственная библиотека предоставили доступ по Интернет в свои электронные каталоги.

Каталог круглосуточно открыт для всех посетителей электронного пространства библиотеки, и пользоваться им можно бесплатно.

Коммерческая информация

Коммерческие предприятия и организации развернули в Интернет рекламную деятельность. Поиск деловых партнеров, представление своей продукции, подбор кадров для квалифицированной работы - таковы цели размещения в мировом компьютерном пространстве десятков тысяч электронных страниц.

В этом разделе нужно особо упомянуть о книжно-издательских фирмах, предлагающих свои услуги всем заинтересованным лицам, в том числе и библиотекам. К примеру, сайт издательства “Радио и связь” http://www.trade.com.ru/books/. На первой же странице издательство не только публикует список новинок, но и предлагает тут же оформить заказ на выбранные книги.

Грандиозен по своему объему сайт “Книги России” http://books.ru/ Огромное количество тем, полный прайс-лист. Настоящий электронный магазин.

Пресса в Интернет

Большинство центральных газет и журналов имеют свои электронные версии. Однако далеко не все они предоставляются бесплатно. Чаще издательство требует сначала оплатить электронную подписку, а затем высылает подписчику пароль доступа на свой сайт. Рассмотрим электронные страницы газеты “Известия” http://www.izvestia.ru. Здесь можно бесплатно прочитать телевизионную программу, новости спорта, информацию о погоде. Переход по ссылке “Известия” предоставит пользователю возможность познакомиться с анонсом, содержанием номера, но попытка прочесть статью или получить номер целиком успехом не увенчается - компьютер потребует ввести имя и пароль. С другой стороны существуют и совершенно бесплатные периодические издания. Например, журналы “Дружба народов”, “Новый мир”, “Звезда”, “Юность” и другие, чьи адреса представлены на сайте “Журнальный зал”. А также независимые интернет-газеты, не имеющие бумажного аналога: GAZETA.RU и LENTA.RU

Каждое издательство может самостоятельно принять решение о публикации своего издания в электронном виде. К имеющимся примерам полнотекстовых периодических изданий добавим адреса таких журналов, как “Мир ПК” http://www.computerworld.ru, “Если” http://sf.convex.ru/esli/, “Мир Здоровья” http://www.agama.com/MEDICINE/hw/

Развлекательная информация

Если еще несколько лет назад понятие домашний компьютер для многих оставалось за границей реального, то теперь количество персональных компьютеров в личном пользовании граждан значительно возросло. Более того, с помощью телефонных линий и модемов - специальных устройств для преобразования телефонных сигналов в компьютерные коды, пользователи получили возможность подключаться в мировую информационную сеть прямо из дома. “На вкус и цвет товарища нет” - утверждает известная пословица. А вот в Интернет можно найти единомышленников, какой бы редкой ни была затронутая тема. Те, кто увлекается современной музыкой, обязательно отыщут в электронных ресурсах статьи об известных и только восходящих “звездах”. Популярные фильмы, сериалы, спектакли, так или иначе, нашли отражения на сайтах Интернет. Нет числа страницам, посвященным артистам и певцам: почитатели талантов создают целые компьютерные фотогалереи о своих кумирах. Тоже происходит и с популярными среди молодежи писателями и поэтами. Организуются заочные клубы любителей творчества того или иного автора. Увлеченные люди собирают информацию и размещают на сайтах биографии, фотографии, статьи и интервью об интересующих их литераторах.

Особенно велико число сайтов, посвященных современным фантастам, создателям детективных и лирических романов. Любители и энтузиасты успешно “выстраивают” огромные библиотеки, где можно встретить полное собрание сочинений всех известных фантастов мира на русском и английском языках, детективные романы на любой вкус, произведения классической прозы и поэзии.

Персональные страницы

Существует понятие «Домашние» или иначе «Персональные» страницы пользователей. Имея огромный опыт в работе с Интернет, убеждаешься, что частных ресурсов, которые подготовлены, оформлены и поддерживаются должным образом не велико, поэтому я лишь отмечу их существование, не характеризуя данную область сети.

Доступность информации в Интернет

До сих пор говорилось об общедоступных страницах Интернет. Безусловно, это великолепно - изучать такие объемы информации бесплатно. Однако существует немалый массив данных, закрытых для обычного пользователя. Один пример информации, доступной только по паролю, был уже рассмотрен, когда говорилось о прессе. Авторы сайта “Известия” предоставили часть данных для свободного обозрения в качестве рекламы, а основную - только для подписчиков электронной газеты. Так поступают и другие организации: чтобы потенциальный клиент ознакомился с содержанием страницы, ему предоставляется возможность просмотреть рекламную версию газеты или журнала, демонстрационный пример поиска в случае электронного каталога и тому подобное. Ну а непосредственно продукт или доступ к базам данным продается так же, как любой предмет рынка.


Заключение

Подводя итоги, стоит подчеркнуть, что Интернет-технологии в использовании информационных ресурсов идут вперед семимильными шагами, и это значительно облегчает поиск и сбор информации по необходимой теме. В то же время есть некоторые недостатки, которые со временем будут исправлены. К таким недостаткам относится некоторая засоренность сети бесполезной информацией, которая чаще всего мешает при поиске тех или иных материалов. Отсутствие единой, систематизирующей информацию и доступ к ней программы также является значительным препятствием.


Список использованной литературы

1. Багрин Ю. Интернет как новый маркетинговый канал // Маркетинг и реклама. - 1999. - № 11.

2. Бокарев Т.А. Способы продвижения компании в сети Интернет // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1999. - № 4.

3. Информационные ресурсы России - М.: НТЦ Информрегистр, 2001.

4. Попов И. И., Максимов Н. В., Храмцов П. Б. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии: Учебное пособие - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.

5. Шварцман М.Е. К вопросу каталогизации ресурсов Интернета // Мир библиографии. - 1998. - № 5.

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

  • понятие гипертекста, лежащее в основе функционирования всех основных интернет-сервисов;
  • особенности основных видов и жанров информационных ресурсов Всемирной паутины;
  • наиболее популярные формы и средства поддержки современной интернет- коммуникации, в том числе новейшие интернет-сервисы Веб 2.0;

уметь

  • правильно пользоваться новыми видами сетевого информационного взаимодействия, которые стали частью нашей повседневной жизни в последнее время;
  • нейтрализовать возможные негативные последствия работы в сетевом информационном пространстве, в том числе для предотвращения проявлений сетевой зависимости, опасной для психологического здоровья и препятствующей нормальной социализации человека;

владеть

  • представлением о закономерностях появления и логике развития компьютерных сетей;
  • представлением об обусловленном этой логикой процессе становления жанровых особенностей информационного наполнения Интернета;
  • принципами эффективного использования разных интернет-жанров;
  • представлением об источниках опасностей, возникающих при работе в Сети;
  • главными принципами сетевой информационной культуры;
  • базовыми правилами сетевой информационной безопасности.

Сервисы Интернета

Базовые интернет-сервисы

Подключение к Интернету позволяет пользователю работать с информационными ресурсами разного типа, из которых наиболее распространенными являются такие виды информационного обмена, которые получили название "интернет-сервисы" (т.е. информационные действия, обеспечиваемые специальными программными средствами, которые наиболее эффективно обслуживают специализированные информационные запросы пользователя). В настоящее время в Интернете доступны следующие сервисы:

  • информационный поиск, основанный на системе доменных имен (сервис DNS ), который обеспечивает доступность информации;
  • электронная почта, которая служит для обмена сообщениями между пользователями интернета;
  • чат (англ. IRC – Internet Relay Chat), предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени;
  • телеконференции (англ. BBS – Bulletin Board System электроння доска объявлений), видеоконференции, или группы новостей (англ. newsgroup ), вебинары (англ. webinar ), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями в реальном времени или в режиме отсроченного взаимодействия;
  • обмен файлами (англ. FTP – File Transfer Protocol), предназначенный для взаимодействия с файловыми архивами, в которых осуществляются хранение и пересылка файлов различных типов;
  • удаленное управление компьютером (от англ. Telnet TErminaL NETwork), предназначенный для связи и управления компьютерами в Сети в текстовом режиме;
  • Всемирная паутина (англ. WWW, W3 – World Wide Web) – гипертекстовая гипермедийная система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
  • сервисы Веб 2.0 (англ. Web 2.0 ), обеспечивающие для каждого интернет-пользователя возможность коллективной работы с информационными ресурсами любой модальности;
  • потоковое мультимедиа .

Эти сервисы называются стандартными, так как обеспечиваются компьютерными программными средствами, основанными на общепризнанных стандартных технологических решениях. Помимо стандартизированных сервисов, в Интернете постоянно появляется и предлагается пользователю множество нестандартных программных средств, которые создаются разными коммерческими программистскими компаниями и отдельными некоммерческими объединениями программистов (чаще всего работающими в университетах). Среди таких программ можно отметить большой успех программ, обеспечивающих межличностную коммуникацию, к которым относятся различные программы мессенджеры (англ. Instant. Messenger ) типа ICQ, системы интернет-, аудио-, видеотелефонии (типа Skype и т.п.), интернет-радио и интернет-телевидение, системы электронного дистанционного обучения (англ. LMS – Learning Management System ) (типа Blackboard, WebCT, Moodle и др.). При использовании нестандартизированных программ могут возникнуть проблемы, связанные с их технической несовместимостью с другими интернет-сервисами, которые могут проявляться, в частности, при работе в разных интернет-браузерах.

Наиболее популярные сервисы Интернета

Сфера использования возможностей Интернета чрезвычайно обширна – она охватывает практически все виды информационного взаимодействия человека с человеком и человека с каким-либо техническим устройством. Однако пока еще не все возможности Интернета нашли свое применение в науке и технике, а также в повседневной жизни людей. И научно-техническое, и массовое освоение Интернета продолжается, оно идет настолько быстро, что футурологи не берутся предсказывать, какие еще услуги смогут развиться на основе глобальных компьютерных сетей. Сегодня во Всемирной открытой энциклопедии "Википедия" отмечены следующие сервисы Интернета как наиболее популярные и востребованные населением телекоммуникационные услуги:

  • Всемирная паутина (гипертекстовые информационные системы):
  • веб-форумы;
  • блоги, Твиттер;
  • вики-проекты (и, в частности, сама энциклопедия "Википедия");
  • интернет-магазины;
  • интернет-аукционы;
  • социальные сети;
  • электронная почта и списки рассылки;
  • группы новостей (в основном Usenet );
  • файлообменные сети;
  • электронные платежные системы;
  • интернет-радио;
  • интернет-телевидение;
  • интернет-телефония;
  • мессенджеры;
  • FTP-сервсры;
  • чаты (и IRC, и компьютерные системы, реализованные как веб-чаты);
  • поисковые системы;
  • интернет-реклама;
  • удаленные терминалы доступа;
  • удаленное управление компьютером и (или) каким-либо техническим устройством;
  • многопользовательские игры;
  • сервисы Веб 2.0;
  • интернет-трейдинг;
  • дистанционное обучение в Интернете.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: