Программа «пытливый поисковичок» развитие поисково – исследовательской деятельности детей через игры – эксперименты. Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Оксана Соснина

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того , чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача – не пресекать поисково -исследовательскую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Слова Александра Николаевича Поддьякова и Ральфа Эмерсона подтверждают это :

«…Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью»

Р. Эмерсон :

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».

В раннем возрасте малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия) . А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Чем разнообразней исследовательская деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем , что педагог стремиться создать такую предметную среду, которая максимально полно могла бы стимулировать ребёнка к деятельности , при этом безопасно обогащала его сенсорный опыт, планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

Для достижения цели воспитатели раннего возраста поставили следующие задачи :

Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) ;

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности ;

Учить способам обследования материала;

Развивать активный словарь.

Ориентировочный рефлекс как реакция на новизну дан ребёнку природой. Малыш – «исследователь» с первых лет жизни, поэтому воспитание любознательности падает на благодатную почву. А чтобы повернуть действия маленьких исследователей в полезное русло рекомендуется проведение особого типа игр, в основе которых лежат действия экспериментирования. Они подводят ребёнка к познанию окружающего мира, физическую природу, которую он узнает значительно позже, в школе, а пока ему предстоит накапливать практический опыт под руководством взрослого.

Если в младенчестве ребёнка привлекали внешние свойства предметов (яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, на третьем году жизни ему уже интересно их скрытые свойства, которые малыш обнаруживает с помощью целенаправленных исследовательских действий : поглаживает предмет, постукивает им, прикладывает его к ухо и т. д. Он как бы изучает предмет, обнаруживая свойства, «таящиеся» в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность , тем интереснее для него сама ситуация.

В такой работе используется обычное игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, формочки, тазики, совочки, ведерки, лопатки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные) .

Предметы-заместители, неоформленный материал : кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины.

Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику : ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки.

Опыты использовали для установления детьми тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Организуя игры с песком и водой,

мы не только знакомили детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяли познавательный интерес ребенка, при этом развивали мелкую моторику рук.

Тема : «Вода»

Начали работу с экспериментов с водой, согласно тематическому плану воспитательно-образовательной деятельности .

Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На НОД дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому разливается из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол» );

что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Цветная водичка» ); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Катенька чумазая» ).

С помощью дидактических игр «Водичка, водичка» , «Кто умеет чисто мыться» дети узнают, что предметы станут чище, если их помыть водой.

Тема : «Песок»

Различные опыты с песком используют в организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. В совместной деятельности с детьми «День рождения куклы Кати» дети пробовали лепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.

В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Чьи следы» дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. На прогулке в процессе наблюдения за песком, выявили, что песок – это множество песчинок.

Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня , в этих играх воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.

Одной из любимых игр детей является игра с песком и водой, руководя

которой воспитатели решают важные задачи сенсорного воспитания и учат детей создавать условия для овладения способами познания чувств.

После проделанной работы, подводя итоги в конце учебного года, педагоги отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественнонаучных представлений.

Исследовательская деятельность , которую педагоги старались включить в разные виды деятельности , способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Интенсивное развитие игр с песком и водой во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника , развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развитию умственных способностей, сенсорного воспитания.

В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять» отрицательную энергию.

Эту работу необходимо осуществлять совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения . Тогда можно добиться устойчивого положительного результата в развитии познавательной активности детей раннего возраста.

Но были и проблемы…проблема в выборе мотивации и недостатке оборудования.

На будущий год мы планируем углубленную работу с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня пед. мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации.

В младшем возрасте мы продолжаем заниматься поисково-исследовательской деятельностью , но уже более расширенно и углубленно.

Были сформулированы следующие задачи :

Развивать у детей младшего возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

Развивать у детей собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей , моделей) ;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Мы знаем, что обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание предметно-развивающей среды.

Важно создать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей .

Для этой цели в группах организованы «Детские лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволило оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.

В наших уголках мы разместили :


1. Емкости.

2. Мерные ложки, пробирки, ситечки, воронки разного размера.


3. Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки.

4. Увеличительные стекла, магниты, лупы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп.

5. Медицинские материалы : Пипетки, шприцы пластиковые, мерные ложечки, вата, бинт.

7. Природные материалы : листья, песок, глина, земля, семена;

8. Бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха.

А также :


Схемы для проведения опыта


Резиновые груши разного размера.

Пластиковые, резиновые трубочки.

Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

Пластиковые контейнеры.

Рулетка, линейка.

Цветные прозрачные стеклышки.

Лопатки, лейки, щетки, совки.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.


В своей работе по мы использовали следующие методические приёмы :

Проектная деятельность

Экскурсии

Наблюдения

Целевые прогулки

Просмотр фильмов

Опыты и эксперименты в лаборатории «Эврика»

Труд в уголке природы и на участке д/с

Работа с календарём природы

Работа с символами и эмблемами

Сбор коллекций

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал : "Пустая голова не рассуждает : чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Чтобы дать знание детям и наполнить, их головы интересным содержанием мы с детьми продолжали проводить различные опыты : с песком, воздухом, водой, элементарные опыты с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов :


-«Мы дышим воздухом» (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) ;

-«У нас есть вдох и выдох» ;

Ответили на следующие вопросы :


Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Бывает ли воздуху холодно?

Вдунь шарик в бутылку.

Может ли воздух быть сильным?


Из опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам : растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами.

Для этого провели :

Наблюдение «Песок на участке»

в ходе наблюдения обратили внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада : в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.


Тематическая беседа «Свойства песка» , в ходе которой дети познакомились с различными свойствами песка : сыпучесть, вязкость

(липкость) ;

Опыт «Сухой и мокрый песок»

Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

Цель : закрепили представления детей о свойствах песка, учили использовать

поделки из песка в игровой деятельности , развивали воображение детей.


Для знакомства с магнитом и его свойством магнетизма мы провели игры :

«Волшебная рукавичка» ;

«Волшебный театр» ;

«Мы – фокусники» .

Познавательный интерес ребенка развивается также, в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды мы познакомили детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.

Для получения и закрепления знаний мы провели следующие эксперименты :

«Вода жидкость


«Вода не имеет формы»


«Вода не имеет вкуса и запаха


«Вода не имеет цвета, она прозрачна»


«Вода растворитель»


"Тонет, не тонет”.

"Испаряется ли вода?”.

Наблюдали за лужей, в первый день мы обрисовали её мелом и в последующие дни наблюдали её уменьшение.

Наблюдали также за высыханием пола.

Провели опыт и узнали «Куда спряталась вода?»


В этом нам помогли дети подготовительной группы.




Была организована экскурсия в группу №7, где мы наблюдали за работой старших детей с бумагой, затем дети предложили малышам совместно изготовить самолётики.


В зимний период мы наблюдали за снегом и его свойствами.


Учили детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый,


развивали внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.


Играли в снежки

в ходе этой игры мы познакомили детей с таким свойством снега, как липкость, учили самостоятельно лепить снежки, развивали мыслительные процессы : анализировали, сравнивали; учили использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.

Наблюдали за льдом

Выявили с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учились сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности , учили находить отличия, называть их; воспитывали аккуратное обращение со льдом во время прогулки.

За этот год мы узнали :

1. «Где прячутся детки?

2. «У кого какие детки?»

3. Как развивается растение?»

4. «Что любят растения?»

5. «Зачем зайчику другая шубка?»

6. «Как звери меняют шубку?»

7. «Из чего птицы строят гнёзда?»

8. «Нужен ли зимой растениям снег?»

9. «Почему тает снег?»

10. «Где быстрее наступит весна?»

11. «Где снег не тает?»

12. «Где будут первые проталины?»

13. «Кто улетит, кто останется?»

14. «Зачем утке и лягушке такие лапки?»

15. «Почему птицы могут летать?»

16. «Кто живёт в воде?»

17. «Как спрятаться бабочкам?"

Мы старались не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавали условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как» , что способствовало развитию познавательной активности детей.

В эту работу мы активно вовлекали родителей детей. Были даны рекомендации о проведении экспериментов дома. С помощью родителей мы узнали, что соль и сахар полностью растворяются в воде, а мука нет, что вода быстро испаряется, если её кипятить на высокой температуре и много других опытов. Освещяли в форме мини-фото газет о той или иной эксперементальной деятельности , которая проходила на данный момент.

Для родителей была подготовлена и показана мультимедийная презентация «Мы – исследователи!» , с целью более подробного представления родителями о детской поисково-исследовательской деятельности .

Но встречались и трудности при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования :

Недостаточность современного оборудования,

Молодые специалисты в недостаточности опыта;

Испытывали сложность с мотивацией детской деятельности , применением деятельностного подхода , отражением его в плане.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию поисковой деятельности , использовать проектную деятельность , привлекая родителей в развитие своих родных детей!

Рассмотрим старший возраст :

Нами были сформулированы следующие задачи :

Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств;


Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей ;

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям : ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре , декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Организация нашей работы проводилась по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами :

1)Живая природа (характерные особенности сезонов в разных климатических зонах в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)

2) Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др.)

3)Человек (Функционирование организма , рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Все темы усложнялись по содержанию , задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные) .

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников . Наша работа началась с изучения соответствующей литературы и преобразований в предметно - развивающей среде : в ней появились следующие микроблоки :

Лаборатория «Почемучка» , в которую вошли материалы для ознакомления с их свойствами, оборудование для экспериментов, приборы, макеты, модели;

Уголок природы;

Центр преобразований «Мастерилки» . В нем разместились различные виды материалов природный, бросовый, нитки, пластилин;


Уголок «Знайки» , включающий в себя познавательную литературу, иллюстрации, рисунки, коллекции, гербарии и др. ;



информационная копилка вместила копилку детских вопросов, карточки, муляжи;

Игротека включила дидактические игры по различным разделам;

Уголок моделирования. В него вошли условные символы , календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности , опытов, экспериментов, изобразительные средства.


Планируя и реализуя проекты с детьми, мы использовали такие формы работы : игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми , НОД познавательного цикла, развлечения.

Вовлекая детей в поисковую деятельность использовали такой алгоритм, который предполагал не просто фиксацию результатов эксперимента, а направлен на решение экологических проблем.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности . На прогулке юные исследователи решали важные проблемы : почему снег тает раньше в районе теплотрассы? что произойдет со снегом, если его положить его на темную поверхность, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Проводили различные опыты : с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Нами было проведено исследование на тему : «Почему не тонут корабли?» . И выяснилось, что :

1. Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть.

2. Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму

3. Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.

4. Секреты строения.

На примере воды мы продолжали знакомить детей со свойствами жидкостей и узнали, что в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

“Цветы лотоса”. Делали цветок из бумаги, лепестки закручивали к центру, опускали в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)



“Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием) .


“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

В ходе экспериментальной деятельности дети учились задавать вопросы : "Как это сделать?", обращаться с просьбами : "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Также мы познакомились с разнообразием мира камней и их свойствами, обратить внимание на особенности камней.


Вместе с детьми классифицировали камни по признакам : размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) ; температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацеливали детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивали визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовали развитию эстетического вкуса. Побуждали детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепили навыки работы с увеличительными приборами. Способствовали развитию слухового восприятия.

Наши отношения с детьми строились на основе партнерства. Дети учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Чтобы у ребенка поддерживался интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий, рекомендовали родителям дома проводить простейшие опыты и эксперименты.

Для взаимодействия с родителями использовали следующие формы :

Подбор справочного материала.

-Создание библиотечки для родителей

Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка

Встречи с увлеченными людьми.

Результатом нашей работы считаем следующее :

Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты. Что в целом положительно сказалось на подготовке детей к школе. Они уверены в своих силах, стремятся самостоятельно преодолевать трудности.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы в свете деятельностного подхода . Мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.


Для успешной работы в этом направлении мы находили ответы на свои вопросы в разных источниках, опирались на опыт других педагогов. Очень помог проведенный семинар «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками », а также проведение открытых просмотров коллег.

И хочется закончить китайским изречением :

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Учебно-методическое пособие

Поисково-исследовательская деятельность с детьми в ДОУ

Гросс Эльвира Николаевна,
воспитатель1 категории ГБДОУ д/с№41
Красносельского района Санкт-Петербурга,

Актуальность проблемы . Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живёт общество. Ребёнок пытается понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи: умению размышлять, рассуждать и анализировать.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира и эта особенность у них заложена от природы. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск.

Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид поисково-исследовательской деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребёнок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. в этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определённому алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее им определили.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгруппой и индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому поисково-исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребёнка с взрослым и другими детьми в группе.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в тёплый и холодный период. Особое внимание уделяется тёплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие капельки».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Актуальность. Поисково-исследовательская деятельность у старших дошкольников, наряду с игрой является ведущей деятельностью ребёнка. Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Цель: развитие познавательного интереса к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:

Образовательные:

Ø Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

Ø Расширить представления детей о значении воды для жизни человека;

Ø Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие:

Ø Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т.д. в процессе познания природной картины мира;

Ø Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.

Воспитательные:

Ø Воспитывать бережное отношение к воде;

Ø Формировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека;

Ø Подвести детей к пониманию «единство человека и природы».

Предварительная работа:

Чтение стихотворения о воде. Рассматривание иллюстрации на тему «Вода», схемы «Круговорот воды в природе», глобуса. Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии по заданной теме. Наблюдения за осадками в природе во время прогулок. Беседы о правилах поведения у водоёма, пользования водой.

Материалы для экспериментирования:

Электрический чайник, холодное стекло, вода, ёмкости для воды разной формы, иллюстрации на тему «Вода», схема-иллюстрация «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица, раздаточный материал для детей.

Ход деятельности:

Сегодня мы с вами поговорим о природном богатстве. О чём пойдёт речь, вы узнаете выполнив задание.

Шифрограмма «Вода».

На ковролине располагается шифрограмма, состоящая из 4 пустых клеток. Под каждой клеткой находится картинка. Детям необходимо из названия картинки выделить звук: из названия 1 картинки - 1 звук (вишня); из названия 2 - 2 звук (кот) и т.д. В результате складывается слово «вода».

Правильно - это вода, одна из самых главных богатств на нашей планете. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Дети, посмотрите пожалуйста на глобус. Здесь мы видим, что большая часть суши омывается океанами и морями. Поэтому наша Земля называется голубой планетой.

Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.

- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках?

В морях и океанах вода солёная, она не пригодна для питья. В реках и озёрах, прудах вода пресная. После очистки её используют для питья.

- Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистных сооружений).

Наш город большой, чистой воды ему требуется много. Поэтому из рек мы берём тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар).

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

В-ль: Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.

В-ль: Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе»). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Физкультминутка:

Развитие координации речи с движением

В морях и реках обитает (волнообразные движения руками ).

Но часто по небу летает (движения скрещенными кистями рук ).

А наскучит ей летать (взмахи руками - опускают вниз ).

На землю падает опять.

В-ль: А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе .

Проводится тренинг:

Стоит ваза с шариками.

В-ль: Представьте, что это родник. Возьмите каждый столько шариков, сколько хотите. Посмотрите, родник иссяк. Какой вывод мы с вами из этого делаем? Что мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.

А сейчас мы с вами вспомним правила пользования водой.

Правила пользования водой:

1. Закрыть кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струёй.

3. Набирать столько воды, сколько необходимо.

В-ль: Нам всем нравиться отдыхать у водоёма. Но всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у воды? Сейчас мы с вами увидим, как человек может загрязнить воду. Представьте себе такой случай. Водитель помыл машину в реке. В воду попал бензин и смазочные масла. Отдыхающие бросили консервные банки, бутылки, арбузные корки. Как будут чувствовать себя рыбы и другие существа в такой воде? (Ответы детей).

В-ль: Можно ли купаться в такой воде? (Ответы детей). Правильно ребята, такая вода опасна для здоровья.

Правила поведения у водоёма:

2. Нельзя купаться в грязной воде, в незнакомом месте.

3. Не ловить обитателей водоёма.

4. Не рвать водные цветы.

Подведение итогов деятельности. Уточнить, что каждый ребёнок познал для себя нового.

Используемая литература:

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2007;

Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. - «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»;

Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. - М.: Просвещение, 1988г.;

Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк - М.: Воронеж, 2003г;

Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. - М.: Педагогика, 1995г.;

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3;

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: «Аркти», 2004г.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни.

С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Мы предположили, что если будем использовать наряду с другими приемами, методами и средствами поисково – исследовательский, то становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.

Поэтому в детском саду МДОУ « Центр развития ребенка – детский сад « Сказка» г. Абакана была организована городская проблемная группа по изучению вопросов организации поисково – исследовательской деятельности дошкольников.

Группа поставила перед собой следующие задачи:

  1. раскрыть содержание поисково – исследовательских методов в детском саду;
  2. определить место и значение поисково – исследовательской деятельности в детском саду;
  3. обеспечить организацию поисково – исследовательской деятельности в детском саду.

И прошла несколько этапов:

  1. 2006 – 2007 учебный год:
    а) подготовительный – определение целей и задачей деятельности проблемной группы;
    б) диагностический – сбор необходимой информации.
  2. 2007 – 2008 учебный год:
    а) анализ полученной информации и создание методической базы и предметно - развивающей среды в ДОУ, участников проблемной группы;
    б) формирующий – работа по ознакомлению и установлению связей с другими детскими садами города, преподавателем педагогического колледжа (Васильева И.Г.) через консультации, деловые игры (см. Приложение 1). Семинары – практикумы, например, семинар – практикум « Путешествие в прошлое». Семинар был проведен совместно с педагогами детских садов г. Минусинска Красноярского края.
  3. 2008 – 2009 учебный год:
    а) заключительный – обобщение опыта работы и формулирование выводов.

В помощь воспитателям были разработаны памятки, ориентирующие воспитателей на творческий подход к организации поисково – исследовательской деятельности, составлено перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности дошкольника.

Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать разные методики. Мы рассмотрели методы, которые предлагает Савенков А. И. в своей статье «Исследовательские методы обучения в детском образовании». Один из приемов, который использует в работе с художественными произведениями Савенков А. И.- использование простых графических схем, Это дает возможность выявить логическую структуру текста. Я воспользовалась одной схемой для того, чтобы представить исследовательские методы обучения. Схема называется « Паучок». Ее предложил английский педагог Д. Хамблин.

Главная цель нашего изучения – это поисково – исследовательская деятельность дошкольника. Какие же методы и приемы можно использовать в работе с детьми? Их я представила в схеме « Паучок – 2» (см. Приложение 2). В центре схемы – исследовательские методы обучения, это

  • 1 уровень – туловище паучка.
  • 2 уровень – ножки паучка – основные составляющие метода (их десять) – факты подтверждающие и раскрывающие.
  • 3 уровень – это « башмачки на ножках паучка». Они придают нашему паучку устойчивость. 3 уровень содержит информацию об определениях, вопросах и классификации.

Используя исследовательские методы в детском саду, мы выполняем основное требование программ, а именно, весь воспитательно–образовательный процесс должен быть построен на игре и игровых приемах и партнерских отношениях.

Детский сад работает по программе «Детство», внимательно изучив которую, мы пришли к выводу: в качестве основного вида исследовательской деятельности авторы программы выделили экспериментальную. Хотя поисково–исследовательская деятельность ребенка начинается с самого раннего детства. Ребенок все пробует на вкус, на ощупь, определяет форму, цвет, назначение и так далее. Прежде чем начать работу с детьми мы познакомили родителей с данной проблемой. В течение всего времени работал

  • консультационный пункт,
  • стендовая презентация по теме,
  • фотовыставки, где мы освещали проблемы поисково–исследовательской деятельности дошкольника.

Занятия по познавательной деятельности проводятся один раз в неделю. Используя исследовательский метод, мы отошли от традиционного обучающего занятия, когда взрослый преподает, а ребенок учится. Но Савенков А. И. подчеркивает, что «доминирование исследовательского метода в обучении не исключает иных методов и приемов, оно предполагает лишь его преобладание». Для достижения результатов мы применяли следующие формы работы: опыты в исследовательском уголке, «Путешествие по реке времени», осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, наблюдения, эксперименты в живой и неживой природе. И обязательно работа по плану, где в тематической, конструктивной, изобразительной, речевой деятельности мы развиваем познавательную инициативу ребенка. Занятия строим таким образом, чтобы дети закрепили старые знания и получили новые, применяя исследовательские методы обучения в детском саду. Организуя поисково-исследовательскую деятельность, мы обратились к рекомендациям Коротковой Н. А. в книге «Образовательный процесс в группах старшего возраста».

Группа, в которой я работаю, логопедическая. Поэтому занятия познавательного цикла соответствуют тематическому материалу, предложенному нам логопедом. Например, тема «времена года» (сезоны) делится нами на четыре подтемы: зима, весна, лето, осень. Можно также в конце одного сезона сравнить его с другим, только начинающимся.

Мы разработали свой вариант перспективного тематического планирования занятий с учетом поисково – исследовательской деятельности (см. Приложение 3).

Результаты диагностики на момент поступления детей в группу показали (2006 – 2007учебный год, старшая группа), что 80% детей имеют (условно) низкий интерес к поисково – исследовательской деятельности. К концу обучения в подготовительной группе результаты диагностики показали, что, применяя в работе методы исследовательского обучения, мы получили более высокий (условный) результат. Только 40% детей имеют (условно) низкий интерес к поисково – исследовательской деятельности.

У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Улучшилась речь детей (она понятна окружающим). Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Результаты анкетирования родителей (см. Приложение 4) на начало обучения детей в группе (2006 – 2007учебный год) показали, что 88% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка. Принимали на уровне тактильных исследований, экспериментальной деятельности.

Результаты анкетирования родителей на начало 2007 – 2008 учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Дети могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров.

Приложение 1
Деловая игра
«Проверь свои способности»
Цель: расширять собственный кругозор, развитие внимания, памяти, организаторские, творческие и логические способности.
Участники: педагоги городской проблемной группы.
Жюри: администрация детского сада.
Условие: деление на две команды, придумывание названия.
Варианты заданий:
1. «Разминка». Команды высказывают идеи и ответы на каждый вопрос:
2. Что нужно для того, чтобы стать миллионером?
3. Что делать, чтобы дети не уснули на занятии?
4. Существует ли ключ к сердцу женщины? Если да, то какой?
5. Что делать, если одни строят козни, а другие воздушные замки?
6. «Стань поэтом». Участникам предлагается придумать рифму к незаконченному предложению.
Предложения команде №1:
1. Шла корова по луне …
2. Сварим суп из топора …
3. Оторвали хвост собаке …
Предложения команде №2:
1. Килька плавала в томате …
2. Стрекоза на шляпу села …
3. Мы спросили попугая …

Конкурс «Запомни фигуры». Для данного конкурса необходимы мел и тряпка.
Рисуются шесть фигур (по очереди). Сначала одна, затем она стирается и на ее месте рисуется другая. Каждая из них демонстрируется семь секунд. Все участники пробуют восстановить последовательно все фигуры.
Фигуры: треугольник, квадрат, круг в квадрате, крестик в квадрате, крестик, косая палочка с точкой посередине.
Конкурс «Придумай модель». Придумать и дать описание новой модели.

«Домик для птиц» - команда №1
«Спортивный снаряд» - команда №2
1.Вопросы на смекалку. Балл засчитывается тому, кто первый ответит на вопрос:
1) Сколько яиц можно съесть натощак? (одно).
2) Что случится с вороной, когда ей исполнится три года? (пойдет четвертый).
3) У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (одна).
4) Кто над нами вверх ногами? (муха).
5) На что похожа половина яблока? (на вторую половину).
6) Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают).
7) Какая птица состоит из буквы и названия реки? (иволга).
8) Сколько надо варить крутое яйцо: две, три или пять? (ни сколько, оно уже сварено).
1.«Изобрази без предмета». Каждому участнику предлагается изобразить предмет или действие, соперники отгадывают. Жюри в данном случае оценивают артистичность и оригинальность.
1) Вдет нитку в иголку;
2) Пришить пуговицу;
3) Подбросить и поймать мяч;
4) Наколоть дров;
5) Заточить карандаш;
6) Перенести предмет с одного места на другое;
7) Перебрасывать с товарищем мяч;
8) Развернуть и сложить газету;
9) Брать в руки поочередно очень холодный, теплый и горячий предметы.
10) Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
11) Понюхать яблоко, апельсин, розу, лук, нашатырный спирт;
12) Поставить несколько тарелок одна в другую, не производя при этом ни малейшего шума.
1.Игра «Хорошо - плохо». Воспитатели называют положительные и отрицательные смотрины игры.
Команда №1 – хорошо, команда №2 – плохо.
Подсчет баллов. Награждение победителей шутливыми призами.

Приложение 2

Приложение 3

Перспективное тематическое планирование

Месяц/неделя
Тема
Реальные события в окружающем
Типы исследований

Сентябрь
1.
2.
3.
4.
«Наш сад-огород»
(овощи, фрукты)
«У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Листопад
Классификация
Опыты (удивительные плоды)

Октябрь
1.
2.
3.
4.
«Осень»
«Деревья»
«Домашние птицы»
«Перелетные птицы»
Первый снег
Времена года
Коллекционирование, классификация
Путешествия по карте

Ноябрь
1.
2.
3.
4.
Семья
Игрушки
Одежда
Обувь
Ледостав
Путешествие во времени
Коллекционирование
Опыты с водой
Декабрь
1.
2.
3.
4.
Зима
Зимующие птицы
Дикие животные наших лесов
Новый год
Снегопад
Метель
Гололед

Новый год
Опыты с водой,
Снегом
Классификация
Путешествие по карте
Путешествие во времени
Январь
1.
2.
3.
4.
Зимние забавы
Человек
Домашние животные
Животные холодных и жарких стран
Новый год
Рождество
Опыты («горнолыжник»,разноцветные сосульки)
Путешествие во времени
Коллекционирование
Путешествие по карте
Февраль
1.
2.
3.
4.
Профессии
Орудия труда
23 февраля
Мебель
День защитника Отечества

Оттепель
Путешествие по карте
Путешествие во времени
классификация
Март
1.
2.
3.
4.
8-ое Марта
Весна
Вода и водные обитатели
Комнатные цветы
Международный женский день

Капель
Классификация
Опыты
Путешествие по карте
Апрель
1.
2.
3.
4.
Транспорт
Космос
Наш город
Правила дорожного движения
День космонавтики
Путешествие во времени
Путешествие по карте
Опыты(реактивные самолеты, парусные гонки)
Май
1.
2.
3.
4.
Праздник весны и труда
Насекомые
Цветы
Лето
Праздник весны и труда

Путешествие во времени
Коллекционирование
Классификация
Опыты (шапочка от солнца)
Приложение 4

Анкета для родителей

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).

4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?

5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?

"Поисково-исследовательская деятельность"

Федотова Галина Ивановна,

воспитатель средней группы дет.сада №12 г.Таштагола, Кемеровской обл.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

После трех лет ребенок переходит в период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность

осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,

отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводя итоги эксперимента, педагог может задавать наводящие вопросы, но дети сами называют поставленную проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, формулируют правильный вывод и оценивают свою работу.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Нужно чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск. Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

1

Сфера образования сегодня относится к числу государственных приоритетов. Сохранение и развитие отечественной науки, культуры, укрепления государства напрямую зависят от образованности общества.

Современные требования к отечественному образованию обусловлены происходящими в нашей стране и в мире масштабными и динамическими социальными изменениями, затрагивающими почти все стороны общественной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ориентируют на придание отечественной системе образования новых качественных характеристик.

Развитие системы, как известно, осуществляется через инновационный процесс, то есть через процесс разработки и освоения новшеств.

В системе российского образования в настоящее время активизировались процессы внедрения в школьную практику идей развития личности, гуманизации, гуманитаризации, демократизации, профессиональной направленности обучения, развития творческого потенциала учащихся, формирование поисково-исследовательской деятельности учащихся и другие.

Мы остановимся на одной из ведущих инноваций - формирование поисково-исследовательской деятельности обучающихся, которую можно рассматривать как стратегическое направление развития личности учащихся.

Успех поисково-исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается использованием в учебном процессе активных методов обучения, видами и формами заданий, умелым руководством учителя этой деятельностью.

Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений, навыков и усвоению способов умственной деятельности.

Исходя из положения, что без активной деятельности не может быть достигнуто полноценное сознательное усвоение знаний (причем деятельность ученика в процессе обучения - это учебная деятельность, составной частью которой является процесс познания), психологи убедительно свидетельствуют о том, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда учащиеся включаются в активную поисковую деятельность.

К основным дидактическим функциям поисково-исследовательской деятельности можно отнести следующие:

Функцию открытия новых (субъективно новым, неизвестных учащемуся) знаний (то есть установление существенных свойств понятий; выявление математических закономерностей; отыскание доказательства математического утверждения и т. п.);

Функцию углубления изучаемых знаний (то есть получение определений, эквивалентных исходному; обобщение изучаемых теорем; нахождение различных доказательств изученных теорем и т. п.);

Функцию систематизации изученных знаний (то есть установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т. п.);

Функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению (самообразованию, самореализации);

Функцию обучения учащихся способам деятельности, приемам и способам научных методов познания.

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся предполагает выполнение следующих этапов:

Мотивация учебной деятельности;

Постановка проблемы исследования; формулировка конечной и промежуточных целей выполнения исследовательского задания;

Анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу:

Планирование деятельности по выполнению эксперимента (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью получения фактического материала;

Самостоятельное проведение эксперимента;

Систематизация и анализ полученного фактического материала;

Выдвижение гипотезы;

Подтверждение или опровержение гипотезы;

Оформление хода выполнения задания и полученных результатов;

Обсуждение результатов.

Очевидно, что различные виды поисково-исследовательской деятельности имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.

Проведенный нами анализ процесса усвоения математических знаний показывает, что поисково-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:

а) выяснении существенных свойств понятий или отношений между ними;

б) установлении связей данного понятия с другими;

в) ознакомлении с фактом, отраженным в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы;

г) обобщении теоремы;

д) составлении обратной теоремы и проверке ее истинности;

е) выделении частных случаев некоторого факта в математике;

ж) обобщении различных вопросов;

з) классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики;

и) решении задач различными способами;

к) составлении новых задач, вытекающих из решенных задач;

л) построении контрпримеров и т.д.

Для формирования исследовательских умений целесообразно использовать задачи следующих типов: задачи, развивающие умение ставить цели работы; задачи, развивающие умение анализировать условия заданной ситуации; задачи, развивающие умение выдвигать и обосновывать гипотезы; задачи, развивающие умение планировать решение проблемы; задачи, развивающие умение критически анализировать результат.

Приведем более детальную классификацию учебно-творческих задач, которые следует использовать для организации поисково-исследовательской деятельности: задачи с явно выраженным противоречием; задачи с деформированной информацией; задачи на прогнозирование; задачи на оптимизацию; задачи на обнаружение ошибок, на проверку результата, на оценку результата и процесса; задачи на разработку алгоритмических предписаний; задачи на конструирование; логические задачи и др.

Условиями, способствующими активизации поисково-исследовательской деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в классе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; целесообразная организация структуры учебного материала; вооружение учащихся рациональными приемами учебно-познавательной деятельности; формирование положительной мотивации и внутренних стимулов к учению; привитие интереса к изучаемому объекту; систематическое осуществление личностно-ориентированного и деятельного подходов к обучению; сочетание различных методов, способствующих развитию творческого мышления учащихся; ориентация на продуктивное получение результатов; креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 456 с.

2. Далингер В.А. О тематике учебных исследований //Математика в школе. - №9. - 2000. - С. 7-10.

3. Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 264 с.

Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ИХ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=511 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: