SLI или зачем нам чипсет от NVidia?! С удвоенной силой: обзор технологий nvidia sli и ati crossfire - лучшее оборудование

3 части:Установка картНастройка режима SLIТестирование производительности

Если вы любите играть в компьютерные игры, вы, вероятно, хотите, чтобы ваши игры работали как можно лучше. Одна из ключевых особенностей игрового компьютера – это его видеокарта; в случае с производителем Nvidia вы сможете соединить вместе две, а то и больше, одинаковых видеокарт, чтобы получить огромный прирост в производительности. Следуйте нашим советам, чтобы узнать, как это сделать.

Шаги

Часть 1 из 3: Установка карт

  1. 1 Убедитесь, что ваша операционная система поддерживает технологию SLI. Две карты в режиме SLI поддерживаются системами Windows 7, Vista, 8, или Linux. Три и четыре карточки в режиме SLI поддерживаются только в Windows Vista, 7 и 8, но не в Linux OS.
  2. 2 Проверьте установленное оборудование. Технология SLI требует наличия материнской платы с несколькими слотами PCI-Express, а так же блок питания с достаточным количеством коннекторов. Вам потребуется блок питания, обеспечивающим мощность хотя бы в 800 Ватт.
    • Некоторые карты позволяют параллельную работу четырех видеокарт в режиме SLI. Большинство карт сделаны для работы в режиме двух видеокарт.
    • Чем больше видеокарт, тем больше потребуется мощности.
  3. 3 Возьмите видеокарты, поддерживающие технологию SLI. Практически любые современные карты Nvidia поддерживают конфигурацию SLI. Для этого вам потребуется хотя бы две одинаковые модели карт с одним количеством видеопамяти.
    • Карточки не обязательно должны быть произведены одним производителем, достаточно, чтобы это были одинаковые модели с равным количеством памяти.
    • Карточки не обязательно должны иметь одинаковые частоты, но тогда вы можете наблюдать небольшое падение производительности.
    • Для достижения наилучших результатов, используйте идентичные видеокарты.
  4. 4 Установите видеокарты. Установите карточки в два PCI-Express слота на вашей материнской плате. Графические карты устанавливаются в слоты обычным способом. Постарайтесь не повредить крепления, или не устанавливать карты под неправильным углом. Как только карты будут на месте – закрепите их при помощи специальных креплений, или винтов.
  5. 5 Установите SLI мост. Все карты, поддерживающие режим SLI, обычно поставляются со специальным «мостом» SLI. Этот коннектор подключается к верхним частям видеокарт, таким образом соединяя их вместе. Это позволяет карточкам передавать данные друг-другу напрямую.
    • Мост не обязательно устанавливать для соединения карт в режиме SLI. Без моста карточки будут работать сообща при помощи слотов PCI-Express на материнской плате. Такой тип соединения приведет к сниженной производительности.

Часть 2 из 3: Настройка режима SLI

  1. 1 Включите ваш компьютер. После установки видеокарт закройте корпус компьютера и перезапустите его. Вам не нужно делать изменения настроек до полного включения системы.
  2. 2 Установите драйверы. Ваша операционная система должна автоматически обнаружить графические карты и попытаться установить подходящие драйверы для них. Этот процесс может занять больше времени чем установка видеокарт, потому что драйверы будут устанавливаться отдельно для каждой карты.
    • Если установка не началась самостоятельно – загрузите последние драйверы с вебсайта Nvidia и запустите установочные файлы по окончанию загрузки.
  3. 3 Настройте SLI. Как только драйверы будут установлены – нажмите правой кнопкой мыши на рабочем столе и выберите пункт «Панель управления Nvidia». Откроется новое окно, в котором вы сможете изменить графические настройки. Найдите пункт меню с названием «Настроить SLI, Physx».
    • Выберите «Максимальная производительность 3D» и выберите Применить.
    • Экран моргнет несколько раз, пока применяются настройки SLI. Вас спросят, хотите ли вы сохранить новые настройки.
    • Если в панели управления нет нужной функции, значит ваша система, скорее всего, не распознала одну, или несколько ваших карт. Откройте Диспетчер устройств в Панели управления и проверьте, все ли графические адаптеры присутствуют в списке Видеоадаптеров. Если ваших видеокарт нет в списке – проверьте соединение, а так же установленные драйверы.
  4. 4 Включите технологию SLI. Выберите пункт Изменить настройки 3D изображений в меню слева. В общих настройках пролистайте список вниз, пока не обнаружите параметр «Режим производительности SLI». Измените параметр с «Один графический процессор» на «Альтернативная обработка 2». Таким образом вы включите режим SLI для всех ваших приложений.
    • Вы можете сделать отдельные настройки для различных видеоигр, открыв вкладку Настройки приложений и выбрав «Режим производительности SLI».

Часть 3 из 3: Тестирование производительности

  1. 1 Проверьте количество кадров в секунду. Существует множество различных способов, чтобы узнать количество кадров в секунду, поэтому, вам будет необходимо выбрать самый подходящий из них. Количество кадров в секунду отлично покажет производительность вашей системы, а так же, правильно ли у вас все обрабатывается. Многие любители компьютерных игр добиваются производительности 60 кадров в секунду на высоких настройках.
  2. 2 Включите индикатор работы SLI. В панели управления Nvidia, откройте меню «Настройки 3D». Включите функцию «Отображать индикатор работы SLI». У вас появится полоска в левой части экрана.
    • Запустите вашу игру. Как только ваша игра будет запущена, вы увидите, как полоска изменится. Полоска станет выше – значит, производительность увеличилась, а значит, что видеокарты правильно работают в режиме SLI, улучшая отображение. Если полоска не слишком высокая, значит конфигурация SLI не сильно влияет на общую производительность.

Наконец-то, мы дождались! По крайней мере, те пользователи, кому производительности одной видеокарты сегодня мало. Какая разница, сколько стоит подобное решение, если оно обеспечивает непревзойдённую скорость в самых высоких разрешениях с максимальным уровнем деталей. Наконец, nVidia смогла представить рабочую реализацию технологии SLI. Концепция SLI нам давно знакома: две видеокарты, работающие параллельно, - помните старые карты Voodoo2 от 3dfx? Хотя технология nVidia тоже названа SLI, её реализация всё же несколько отличается.

Возрождение принципа использования двух графических карт стало возможным благодаря появлению интерфейса PCI Express. Выпустив чипсет nForce4, nVidia первой представила платформу PCI Express, соответствующую поставленной задаче. Дополнительную информацию вы можете получить в статье nVidia реализует SLI: мощь двух GPU в одном компьютере .


Собрать компоненты для системы SLI не представляет особого труда: нужно найти две идентичные карты nVidia GeForce 6800 Ultra, 6800 GT или 6600 GT с поддержкой PCI Express, а также SLI-совместимую материнскую плату на чипсете nForce4 SLI плюс мост для соединения двух карт. Обычно этот мост производители материнских плат прилагают в комплект поставки. Поскольку производители часто меняют расстояние между двумя слотами x16, некоторые мосты позволяют регулировать свою длину.

Для SLI ничего больше не потребуется - за исключением денег, которые придётся выложить за всё это хозяйство. Дело в том, что материнская плата с поддержкой SLI обойдётся вам существенно дороже обычной версии, не считая затрат на вторую видеокарту. Также вам следует обзавестись мощным блоком питания с 24-контактной вилкой. У владельцев ЖК-мониторов тоже могут возникнуть проблемы. Дело в том, что большинство дисплеев имеют "родное" разрешение 1280x1024. Однако потенциал производительности системы SLI на двух картах GeForce 6800 сегодня можно раскрыть только в разрешении 1600x1200. При уменьшении разрешения "узким местом" будет CPU, так что вам придётся потратиться и на более мощный процессор.

В общем, система SLI недёшева. В следующих разделах нашей статьи мы поделимся нашим опытом и результатами тестов первых материнских плат с поддержкой SLI от ASUS и MSI.

На данный момент nVidia предлагает три различных режима для SLI.

  • Режим совместимости (Compatibility Mode).
  • Альтернативный рендеринг кадров (Alternate Frame Rendering, AFR).
  • Разделённый рендеринг кадров (Split Frame Rendering, SFR).

В режиме совместимости работает только одна карта из двух. Никакого прироста производительности нет. В режиме AFR одна из карт компьютера выдаёт все чётные кадры, а вторая карта - все нечётные. То есть рендеринг разделён между двумя картами по кадрам.


В режиме SFR дисплей разбит на две части. Первая карта выдаёт верхнюю часть картинки, а вторая - нижнюю. Благодаря динамической балансировке нагрузки драйвер равномерно распределяет нагрузку между двумя картами.

nVidia достаточно подробно разъясняет особенности рендеринга режима SLI в двух руководствах (на английском): GPU Programming Guide и SLI Developer FAQ .

Для нашего теста SLI мы получили от nVidia по две эталонные карты GeForce 6800 Ultra и 6800 GT с интерфейсом PCI Express. Внешне эти карты отличались только размерами радиатора. Обе модели оснащены двумя выходами DVI-I (выход VGA обеспечивается через переходник) и ТВ-выходом. Как обычно в случае карт PCI Express, на их обратной стороне располагался разъём питания PEG (PCI Express Graphics). Поскольку подобными разъёмами оснащены только самые последние блоки питания, вам могут потребоваться переходники.

К сожалению, мы не смогли быстро найти две SLI-совместимые карты GeForce 6600 GT, поскольку две модели карт в нашей лаборатории не поддерживали SLI, несмотря на подходящие разъёмы.




Конфигурация SLI на картах nVidia GeForce 6800 Ultra.




Конфигурация SLI на картах nVidia GeForce 6800 GT.




Конфигурация SLI на картах nVidia GeForce 6600 GT - не заработала.

Без моста SLI здесь не обойтись. У материнских плат расстояние между графическими картами чётко задано. Все производители материнских плат задают разное расстояние между слотами x16, поэтому они прилагают в комплект поставки соответствующие мосты. Мы получили два регулируемых моста от nVidia, которые покрывают любое нужное расстояние.



Разные мосты SLI.



Без моста SLI драйвер выдаёт предупреждение. Режим SLI будет работать, но весьма ограничено (см. анализ производительности).

Первый опыт SLI

Аппаратное обеспечение

Как вы понимаете, мы с нетерпением ждали выпуска SLI. Ещё в марте, публикуя статью, посвящённую шине PCI Express , мы ожидали будущие решения на нескольких картах. Конечно же, последовавший анонс такого решения от nVidia приковал всё наше внимание.

Впрочем, после появления первых материнских плат с поддержкой SLI, наш энтузиазм быстро сошёл на нет. Наша тестовая конфигурация постоянно давала сбои, а карты GeForce 6800 и 6600 GT PCIe либо не распознавались вообще, либо компьютер "слетал" через несколько секунд после загрузки. После многих безуспешных попыток запустить систему SLI мы обнаружили причину: карты были слишком "старые". Наши модели относились к совсем ранним образцам nVidia, и, по данным производителя, они не работают должным образом со SLI. Впрочем, эти карты давно уже не продаются, и этому вряд ли следует уделять особое внимание. Последние образцы карт 6800 Ultra и GT работают с технологией SLI без всяких проблем. Здесь, конечно же, возникает вопрос - можно ли затем докупить вторую видеокарту для работы по SLI от другого производителя? Пока мы не знаем ответа.

У нас возникли немалые проблемы и с материнскими платами SLI. Плата ASUS A8N-SLI полностью сбрасывала BIOS каждый раз, когда мы перезапускали компьютер - и эта проблема встречалась не только на нашей тестовой плате. Из-за ограничений по времени тестирования мы не смогли бы поменять плату на другую. Как оказалось позже, причиной сбоя являлась партия дефектных чипов BIOS. К счастью, чип BIOS находится в сокете, поэтому мы смогли быстро его заменить. После этого A8N-SLI Deluxe заработала без всяких проблем.

У платы MSI K8N Diamond, с другой стороны, были выявлены проблемы с памятью при работе в SLI. Наши модули памяти Kingston HyperX в режиме 2/2/2/6 DDR400 приводили к постоянному краху системы. Компьютер загружался и стабильно работал с настольными приложениями и даже с Prime95 в режиме 2/2/2/6, но сразу же "вылетал" при включении режима SLI в большинстве игр. При использовании одной карты такой проблемы не возникает. Только после того, как мы увеличили задержки до 2,5/3/3/7, плата MSI K8N Diamond стабильно заработала в режиме SLI. У нашей тестовой платы также возникли проблемы с пропускной способностью памяти. Даже при задержках 2/2/2/6 тест Sandra выдавал пропускную способность памяти всего 4,9 Гбайт/с, что соответствует DDR 333! К примеру, плата ASUS A8N-SLI выдаёт чуть меньше 6 Гбайт/с.

Потом нам пришлось увеличить задержки памяти для работы SLI и у платы ASUS, так как в режиме 2/2/2/6 и у неё происходили сбои. При переходе на задержки 2/3/3/6 плата работала стабильно. Как мы полагаем и надеемся, эти проблемы связаны с тестовым статусом материнских плат, и у розничных версий они не проявятся. За последние недели ASUS и MSI устроили настоящую гонку за то, кто первым выпустит рабочую плату SLI. Как вы понимаете, "поспешишь - людей насмешишь". Проблемы следовало ожидать. К тому же, большинство из них возникает только в режиме SLI.

После устранения описанных аппаратных проблем конфигурация SLI была сразу же распознана драйвером видеокарты. После включения режима SLI и необходимого перезапуска компьютера всё правильно заработало. Работа SLI становится заметна только при использовании утилиты по подсчёту кадров типа FRAPS в игре. Качество картинки оказалось ничем не отличающимся от обычного режима - никаких линий, мерцания или других артефактов мы не заметили. Только включив режим SLI HUD в драйвере, который показывает распределение частей экрана для просчёта в режиме SLI, вы можете судить о работе SLI.


После установки системы SLI драйвер 66.93 правильно всё распознал.



Включив режим HUD, вы можете видеть распределение нагрузки между двумя картами.

С материнской платой ничего особого делать не нужно - разве что скачать последнюю версию драйверов nForce4.


После нескольких тестов мы обнаружили относительно медленную производительность в двух играх. После включения SLI HUD в драйвере мы увидели, что в этих играх SLI не активируется. Даже форсированное включение SLI в расширенных настройках драйвера не привело к нужному эффекту. После общения с представителями nVidia мы узнали причину проблемы: SLI действительно не работает на некоторых играх. nVidia использует так называемые профили SLI для игр, которые определены в драйвере. Драйвер распознаёт игру через технологию определения приложений и включает нужный режим SLI (разделённый или альтернативный), указанный в профиле. Если профиля SLI для игры не существует, то и режим SLI не будет включён. Форсировать режим SLI или создать свой профиль невозможно. Впрочем, по информации nVidia, в драйвере уже существует более 50 профилей для игр, где будет включён режим SLI. Если же игра совсем новая, то владельцам SLI, вероятно, придётся ждать выхода нового драйвера. Но даже тогда нет никакой гарантии, что режим SLI будет включён в той или иной игре.

По информации nVidia, существуют игры, которые просто несовместимы со SLI. В качестве примера можно назвать Microsoft Flight Simulator 9 и Novalogic Joint Operations. Причину на момент выхода статьи мы не знаем точно. nVidia указывает только на то, что в этих играх используются технологии кадрового буфера, которые вызывают проблемы со SLI. В общем, из 10 игр, которые мы включили в наше тестирование, две оказались несовместимы со SLI.


Теоретически, стандарт PCI Express позволяет подключать бесконечное число параллельных линий PCI Express, однако новые настольные чипсеты ограничены 20 линиями или ещё даже меньшим их количеством. Если учесть, что слот PEG (PCI Express for graphics- PCI Express для графики) уже отнимает 16 линий, то для всех остальных слотов остаётся всего четыре.

nVidia немного схитрила с выпуском чипсета nForce 4 . При работе одной видеокарты доступны все 16 линий. Но при переходе на режим SLI 16 линий распределяются между двумя слотами x16. Так что каждый слот PEG работает в режиме x8 PCI Express.

Впрочем, на практике подобное решение практически не сказывается на производительности, ведь пропускная способность x8 PCIe соответствует AGP 8x. Как показывает наше сравнительное тестирование режимов x8 и x16 PCIe , к ощутимым различиям в производительности это не приводит.

Материнские платы с поддержкой SLI



ASUS поставляет A8N-SLI с хорошим набором аксессуаров.

Плата ASUS A8N-SLI Deluxe имеет хорошую комплектацию. ASUS увеличила расстояние между слотами x16 PCIe, разместив между ними два слота x1 PCIe. Небольшая плата определяет работу одной или двух графических карт - в зависимости от того, каким концом она вставлена. Пружинные крепления "EZ Switch" облегчают процесс. В режиме SLI необходимо подключить дополнительную вилку питания Molex (EZ Plug). Дело в том, что спецификация PCI Express допускает максимальное питание 75 Вт на слот x16. По информации ASUS, без дополнительного подключения питания у систем SLI, блоки питания которых оснащены 20-контактными вилками ATX, могут возникать проблемы. В инструкции ASUS рекомендует использовать блоки питания стандарта ATX 2.0, которые имеют 24-контактные вилки - даже несмотря на использование дополнительного разъёма питания. В отличие от MSI, ASUS объясняет, что две карты GeForce 6800 Ultra могут нагружать 12-В линию блока питания током до 14,8 ампер. Если вы используется Athlon FX-55, то добавьте ещё 8,6 А. Старые 20-контактные вилки питания ATX (1.0) подают только одну линию 12 В. В результате из-за высокой продолжительной нагрузки на эту линию блок питания может выйти из строя. Новые блоки питания стандарта ATX 2.0 используют 24-контактный разъём, где присутствует две линии 12 В, что позволяет распределить нагрузку между ними. Благодаря разъёму ASUS EZ Plug блок питания может ещё лучше распределить нагрузку. ASUS рекомендует использовать блок питания на 450 Вт или выше для систем SLI с Athlon FX-55 и GeForce 6800 Ultra, поскольку только эти компоненты потребуют не меньше 281 Вт.

Единственным недостатком, как нам кажется, является активное охлаждение северного моста. Как показывает опыт, вентилятор может относительно быстро выйти из строя. Лучше бы ASUS использовала только радиатор.


Внешний вид A8N-SLI (нажмите для увеличения).



Эта маленькая карточка переводит материнскую плату в режим работы с одним или двумя слотами.



ASUS обеспечивает два дополнительных слота x1 PCI Express и три PCI.



Дополнительное питание для второй видеокарты в режиме SLI. Если вы забудете его подключить, то при использовании второй карты зажжётся красный светодиод.


На первый взгляд, плата MSI K8N Diamond очень похожа на модель ASUS. В то же время, MSI расположила два слота x16 ближе друг к другу. Между ними тоже располагается небольшая плата для установки режимов работы (одна или две видеокарты), но на этот раз она закреплена под углом. MSI решила не добавлять дополнительные слоты PCI Express. Для второго слота x16 дополнительного питания тоже не предусмотрено. Чтобы система с двумя картами работала без проблем, рекомендуется использовать мощный блок питания с 24-контактной вилкой питания. По информации MSI, использовать 20-контактную вилку ATX тоже можно, если по линии 12 В блок питания выдаёт не меньше 18 А. Здесь утверждения MSI и ASUS несколько различаются, поскольку последняя указывает, что для системы SLI требуется больше.

Вентилятор северного моста располагается рядом со вторым слотом x16, и видеокарта его закрывает. Впрочем, он имеет небольшую толщину, поэтому карте не мешает.


Внешний вид материнской платы K8N Diamond (нажмите для увеличения).



Небольшая карта переключает материнскую плату в режим работы с одной или двумя графическими картами.



MSI не предоставляет дополнительных слотов x1 PCI Express, поэтому придётся довольствоваться тремя слотами PCI.



MSI рекомендует для систем SLI блок питания на 450 Вт. При использовании 20-контактной вилки ATX необходимо удостовериться, что линия 12 В даёт не меньше 18 А.

Отсутствие дополнительного питания может привести к появлению проблем с блоками питания ATX, оснащёнными 20-контактными вилками.

Тестовая конфигурация

Мы протестировали конфигурацию SLI с картами GeForce 6800 Ultra и GT с обеими материнскими платами ASUS и MSI. Для тестирования производительности одной видеокарты мы использовали только плату ASUS. В качестве процессора мы взяли Athlon 64 4000+ (он соответствует Athlon 64 FX-53) и оснастили систему 1 Гбайт памяти. Мы использовали блок питания Antec True Control ATX (1.0) с 20-контактной вилкой. Отметим, что во время тестирования никаких проблем мы не обнаружили. Мы также протестировали и 760-Вт блок питания для рабочей станции, когда проверяли, не связаны ли проблемы стабильности с недостаточным питанием.

Из-за проблем со стабильностью, описанных выше, мы решили не проводить тестов по "разгону".

Тестовая система 1
CPU AMD Athlon 64 4000+
Материнская плата ASUS A8N-SLI Deluxe (nForce4 SLI)
Память
HDD
DVD Hitachi GD-7000
LAN Netgear FA-312
Блок питания Antec True Control 550W
Тестовая система 2
CPU AMD Athlon 64 4000+
Материнская плата MSI K8N Diamond (nForce4 SLI)
Память 2x Kingston DDR400 KHX3200/512, 1024 Мбайт
HDD Seagate Barracuda 7200.7 120GB S-ATA (8 Мбайт)
DVD Hitachi GD-7000
LAN Netgear FA-312
Блок питания Antec True Control 550W
Драйверы и конфигурация
Видеокарты ATi Catalyst v4.11
nVidia v66.93
Чипсет Intel Inf. Update
ОС Windows XP Prof. SP1a
DirectX DirectX 9.0c
Видеокарты, использованные для тестов
ATi Radeon X800 XT PE PCIe (520/560 МГц, 256 Мбайт)
nVidia GeForce 6800 Ultra PCIe (420/550 МГц, 256 Мбайт)
GeForce 6800 GT PCIe (350/500 МГц, 256 Мбайт)
GeForce 6600 GT PCIe (420/550 МГц, 128 Мбайт)
Тесты
3DMark 2005 Standard Resolution
Custom Timedemo
Max Details/Quality
Map: Assault-FallenCity
Call Of Duty v1.4 Max Details/Quality
Demo: VGA
Doom3 Demo: Demo1
High Quality

v1.3
Custom Timedemo cooler01
Very High Quality
Flashlight: On
Custom Video
Custom Quality
Scenario: Hong Kong at Dusk

v1.2
FRAPS
Max Details/Quality
Map: Ho Chi Minh Trail
The Sims 2 FRAPS
Max Details/Quality
Custom Scene
Half-Life 2 Three custom Timedemos
Max Details/Quality

Результаты тестирования




Unreal Tournament 2004, специальная timedemo (уровень Fallen City, Assault):







Call Of Duty, версия 1.4, встроенная timedemo timedemo1:







Doom 3, встроенная timedemo demo1







Farcy, версия 1.3, специальная timedemo cooler01, фонарик включён







The Sims2, выбранная сцена Goth Family (5 секунд с FRAPS)




Flight Simulator 2004, версия v9.1, специально записанный ролик, сценарий "Hong Kong At Dusk" (FRAPS):







Battlefield Vietnam, версия 1.2, карта "Ho Chi Minh Trail", Gameplay Measurement (FRAPS)







Half-Life 2, специальная timedemo THG2







Half-Life 2, специальная timedemo THG5







Half-Life 2, специальная timedemo THG8







Анализ производительности

Наши первые тесты сразу же показали, что режим SLI требует очень мощного CPU. При работе самых скоростных карт GeForce 6800 GT и Ultra в режиме SLI даже самый быстрый процессор не успевает обеспечивать их данными. Вся мощь SLI заметна только при высоких разрешениях 1280x1024 или, лучше, 1600x1200 с включением FSAA и анизотропной фильтрации - то есть в тех сценариях, которые максимально нагружают современные видеокарты. При снижении разрешения и выключенных FSAA и AF режим SLI даёт незначительные преимущества. Кстати, на некоторых играх переход на SLI дал даже некоторое замедление (UT 2004), что, возможно, связано с дополнительными вычислительными затратами по распределению нагрузки, которые SLI возлагает на CPU. В то же время, мы обнаружили падение производительности в режиме SLI даже на Flight Simulator 2004, по сравнению с одной картой, несмотря на то, что FS2004 не поддерживает режим SLI вообще. Или, говоря другими словами, если в системе SLI работает только одна карта, производительность будет снижаться по сравнению с компьютером, где установлена только одна карта. Не сильно, но ощутимо.

Ниже мы привели пример игры Unreal Tournament 2004. Мы использовали GeForce 6800 GT в разрешении 1024x768 без FSAA и AF. Как в режиме SLI, так и в обычном, центральный процессор не мог угнаться за графической картой и нагрузить её достаточным количеством данных, являясь "узким местом". Чем мощнее будет процессор, тем выше будет производительность:

  • режим SLI включён (2 карты): 157,2 FPS;
  • режим SLI выключен (2 карты): 163,2 FPS;
  • одна карта (1 карта): 163,4 FPS.

Если этот феномен в UT2004 и других играх можно объяснить (вероятно, распределение нагрузки SLI возлагает на процессор дополнительные вычисления), то мы не понимаем, почему подобная ситуация происходит и в играх, которые не поддерживают SLI, где даже при включении SLI работает только одна карта (Flight Simulator 2004). Кстати, в играх OpenGL, типа Call of Duty, эта проблема не так ощутима.

Если игра активно использует программы-шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), то прирост производительности SLI компенсирует любые недостатки при высоких разрешениях и включённых настройках качества.

Тип игры тоже немало влияет на эффективность SLI. Игры со старыми 3D-движками типа Call of Duty выигрывают от SLI только на высоких разрешениях и включённых настройках качества. Но производительность здесь уже очень высока и без SLI, так что никаких проблем не возникнет. В то же время, современные игры, активно использующие шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), демонстрируют преимущество от SLI даже при небольших разрешениях.

Чтобы рассеять все сомнения в наблюдающемся феномене падения производительности при низких разрешениях в SLI, мы проанализировали производительность работы одной карты в режимах x8 PCIe и x16 PCI. Результаты оказались полностью идентичными.

Наконец, наше последнее измерение касается UT2004 без подключённого мостика SLI в разрешении 1600x1200 4xAA/8xAF:

  • с мостиком SLI (2 карты): 153,3 FPS;
  • без мостика SLI (2 карты): 133.0 FPS;
  • одна карта (1 карта): 101,1 FPS.

Помимо стандартной работы SLI на материнских платах, можно реализовать ещё два сценария. Вместо того, чтобы две видеокарты работали совместно, можно использовать их для подключения к компьютеру до четырёх мониторов. Причём этот режим работы не ограничен только картами nVidia - мы не испытали каких-либо проблем при установке X800 или X700. После загрузки Windows распознала вторую карту и установила драйвер.


В то же время, у последних драйверов ATi CCC (Catalyst v4.11) наблюдаются определённые проблемы с распознаванием данного режима работы. Display Manager Wizard распознаёт выходы только первой карты, хотя Display Manager показывает три монитора. В любом случае, вы не сможете менять параметры типа разрешения и т.д. для всех мониторов. CCC позволяет устанавливать эти параметры только для первой карты X800. Когда вы пытаетесь нажать на дисплей, подключённый к другой карте, то CCC сразу же переходит к первому дисплею. С другой стороны, регулировка настроек в Windows Display Manager проходит без всяких проблем.


Microsoft Flight Simulator 9 без всяких проблем запустился на трёх дисплеях в режиме двух и трёх дисплеев на картах X800 и X700. В то же время, режим "3D-span" на двух картах ATi пока невозможен. Мы попытаемся узнать причину у ATi и сообщим позднее.


Теперь перейдём к nVidia. Мы решили установить во второй слот GeForce PCX 5750, а в первый - GeForce 6800 Ultra. Вторая карта вновь была распознана Windows без всяких проблем. В меню драйвера nVidia появились обе карты, так что настройки можно осуществлять по отдельности. Впрочем, режим "span" по объединению трёх мониторов в один большой экран (наподобие функции Matrox Surround Gaming) с картами nVidia невозможен, даже если второй картой установить GeForce 6800 Ultra. Режим "span" ограничен только одной картой - не слишком хорошо! Почему-то при использовании двух карт в настройках nView Мастер nView Display Wizard был недоступен.

Итог будет таков. Поддержка трёх или четырёх дисплеев через две видеокарты на материнских платах SLI ещё требует доработки драйверов. Если бы режим "span" был не ограничен одной картой и двумя дисплеями, то мы получили бы неплохую конфигурацию для игр (surround gaming). В конце концов, у Matrox, которая и разработала Surround Gaming, все три монитора работают от одной карты.


Наконец, мы не смогли отказать себе в удовольствии провести один последний тест. Даже во времена Voodoo2 пользователи могли запускать 3D-игры через стандартную видеокарту или отдельную карту Voodoo2. Так почему бы сейчас не попробовать установить Radeon X800 XT PE вместе с GeForce 6800 Ultra и не подключить обе карты к монитору, оснащённому двумя входами? Так мы и поступили.

Установка драйвера ATi Catalyst v4.11 вместе с nVidia Detonator v66.93 никаких проблем не вызвала. После перезагрузки драйвер ATi вывел ошибку, поскольку не смог активировать второй дисплей. После того, как мы исправили ситуацию в меню Windows Display, мы получили доступ к опциям драйвера ATi.



ATi и nVidia в гармонии - по крайней мере, на нашем компьютере.


Теперь на панели задач появились значки ATi и nVidia.

На первой карте GeForce 6800 игры запускались без проблем. После того, как мы переключили основной дисплей на ATi X800, при запуске игры мы получили ошибку D3D. Перезапуск компьютера не помог.

Поменяв карты, мы установили X800 в верхний слот - система не заработала вообще. После определения графических карт и перезагрузки драйвер GeForce 6800 не смог корректно загрузиться, хотя карта по-прежнему присутствовала в Device Manager.

Но мы так легко не сдаёмся! Поэтому мы вернулись к конфигурации, когда GeForce 6800 Ultra занимала первый слот, а X800 XT - второй. И вновь мы определили X800 как основной монитор. Кроме того, мы выключили дисплей GeForce 6800, отключив функцию "Extend my Windows Desktop onto this Monitor" (расширение рабочего стола Windows на этот монитор). Перезапустились - и теперь все 3D-игры заработали и на X800!

Ниже мы привели пошаговые инструкции. Сначала активирована только GeForce 6800 Ultra. Драйверы nVidia и ATi установлены, как описано выше.



3D Mark 2003 запускается на GeForce 6800 Ultra.


В Windows Display Manager карта Radeon X800 XT отключена (дисплей 2).


После нажатия на второй дисплей выберите опцию "Extend my desktop onto this monitor", а затем опцию "Use this device as the primary monitor" и нажмите "Apply". Теперь переключите ваш монитор на второй вход VGA.


Теперь выберите мышью первый дисплей и отключите его, сняв флажок опции "Extend my desktop onto this monitor".


После того, как вы нажмёте "Apply", карта GeForce 6800 будет выключена.




Запуск 3D-приложения выдаёт сообщение об ошибке - время перезагрузиться!

Во время загрузки ПК экран поначалу будет чёрным, поскольку все сообщения загрузки выводятся через первую карту (GF 6800), а вход нашего монитора подключён к X800. После загрузки Windows появится картинка, а карта GeForce 6800 выключится.



После перезагрузки: запускаем 3D Mark 2005 - всё успешно!

Переключение обратно на GeForce 6800 происходит точно так же. Но почему-то GF 6800 поначалу стартует только с глубиной цвета в 4 бита! Не волнуйтесь. После перезагрузки компьютера вы сможете установить правильное разрешение и глубину цвета.

Конечно, подобный режим не назовёшь удобным, поскольку он требует перезагрузки компьютера, но он всё же работает. Вы можете выбирать между картами ATi и nVidia на одном компьютере!

Заключение

Этого можно было ожидать: компьютер с поддержкой SLI, оснащённый двумя картами GeForce 6800 Ultra или GT побеждает по производительности всех остальных! Резервы производительности системы SLI просто великолепны. Даже с процессором Athlon 64 4000+ производительность почти всегда упиралась в CPU - он просто не успевал просчитывать и выдавать на карты информацию. Только в разрешении 1600x1200 пикселей с включением 4x FSAA и 8x анизотропной фильтрации карты SLI смогли получить достаточную нагрузку. Вид игры тоже в немалой степени влияет на прирост производительности, обеспечиваемый SLI. Если игра интенсивно использует шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), то преимущество от SLI будет заметно даже при низких разрешениях. В то же время, на относительно старых играх типа UT 2004 и Call of Duty прирост оказывается меньше. Кстати, даже Half-Life2 получает от SLI сравнительно небольшой прирост. Следует отметить, что некоторые игры в режиме SLI вообще не смогут запуститься.

Производительность системы SLI на двух картах GeForce 6600 GT мы сможем оценить, только когда в нашу лабораторию поступят новые тестовые карты. Одно понятно уже сейчас: задёшево систему SLI собрать не получится.

При покупке системы SLI учитывайте, что этот режим поддерживают не все игры. Если драйвер не обнаружит у себя подходящего профиля SLI для игры, то игра будет работать с одной картой даже при включении SLI - причём производительность в этом случае может даже снизиться по сравнению с системой, в которую установлена только одна карта. На это в немалой степени влияет возраст игры и уровень 3D-технологий в ней. Ещё одна финансовая проблема связана с тем, что пока неизвестны розничные цены на карты GeForce 6800 PCIe и SLI-совместимые материнские платы. Пока что мы слышали об увеличении цены примерно на $50 по сравнению со стандартными материнскими платами на nForce4 Ultra.

Среди протестированных SLI-совместимых материнских плат на nForce4 наш выбор пал на ASUS A8N-SLI Deluxe. И не только из-за лучшей производительности. Хотя MSI, без всякого сомнения, решит проблемы с пропускной способностью памяти в финальной версии платы, модель ASUS обеспечивает два дополнительных слота x1 PCI Express, которые у MSI отсутствуют. Ещё одним фактором является дополнительное питание для второй видеокарты на плате ASUS - похоже, здесь производитель подошёл более продуманно.

Мы не согласны с тем, что поддержка SLI сегодня возможна только на играх, выпущенных совместно с nVidia. Подобно "разгону", неплохо бы получить в драйверах опцию, принудительно включающую работу SLI, даже если это приведёт к потенциальным ошибкам и краху. Ведь технология SLI нацелена на энтузиастов! Любой, кто согласен вложить $1000 в графическую подсистему своего компьютера, может смириться с риском того, что игра или компьютер будут иногда "вылетать" в режиме SLI. По нашему мнению, очень не весело ждать следующей версии драйвера или использовать "утечку" драйвера для новой игры. Вряд ли так следует поступать с целевой аудиторией, для которой предназначена технология SLI.

Другим применением материнских плат SLI можно считать использование конфигураций с более чем двумя мониторами. Да и некоторые фанатики могут установить в свой компьютер одновременно карты ATi и nVidia.

Теоретическая производительность современных видеокарт достигает одного триллиона операций с плавающей запятой в секунду. Это в десятки раз больше, чем у самых быстрых четырехъядерных процессоров... Увы, но компьютерным играм на теоретическую скорость наплевать. Прожорливые игры вроде Crysis заставляют молить о пощаде даже самые выдающиеся видеоадаптеры современности. И здесь на помощь приходят технологии NVIDIA SLI и ATI CrossFire , позволяющие использовать сразу две и более видеокарт.

NVIDIA SLI

Легендарная Voodoo 2. Именно на ней была впервые опробована технология SLI.

Различные вариации соединительных мостов для SLI.

Аббревиатура SLI появилась около 10 лет назад. Именно тогда компания 3dfx обнародовала технологию под названием Scan Line Interleaving , что в переводе означало «чересстрочное сканирование кадров». Первым устройством с поддержкой SLI стал легендарный 3D-ускоритель Voodoo 2 . Это была отдельная плата с интерфейсом PCI и двумя разъемами: к первому подключали монитор, а ко второму — специальный кабель, соединяющий Voodoo 2 с уже имеющейся в компьютере видеокартой. При работе в двумерных приложениях ускоритель простаивал и просто передавал сигнал от видеокарты к монитору. Зато при запуске трехмерных игр Voodoo 2 брал на себя всю обработку графики. Чтобы собрать SLI-систему, надо было установить второй ускоритель и подключить его к первому. В итоге получалось нагромождение плат, занимающее три разъема PCI, ведь ни AGP, ни тем более PCIe х16 тогда не было.

Принцип работы подобного SLI предельно прост: два ускорителя поочередно вычисляли строки изображения, то есть одна плата просчитывала четные строки, другая — нечетные. Что и говорить, технология для того времени была революционная, да и сам Voodoo 2 был очень удачным ускорителем. К сожалению, через пару лет дела 3dfx стали совсем плохи, и компанию вместе со всеми ее разработками купила NVIDIA. Для SLI наступил длительный период затишья.

Возвращение SLI состоялось в 2004 году, во многом благодаря появлению интерфейса PCIe х16. Он обеспечивал необходимую пропускную способность, а в системе могло быть два разъема PCIe х16. Изменилась расшифровка аббревиатуры SLI: отныне она означала Scalable Link Interface — «масштабируемый интерфейс соединения».

Типичная SLI-конфигурация.

Принцип работы алгоритма Split Frame Rendering.

Алгоритмы SLI также претерпели изменения. Вместо чересстрочного построения кадров NVIDIA предложила использовать два новых метода на выбор. Первый именуется Split Frame Rendering (SFR): изображение делится на две части, каждая из которых обрабатывается отдельной видеокартой. Пропорции частей могут изменяться в зависимости от степени нагрузки на каждую из плат. Допустим, в нижней части кадра располагается множество сложных объектов, а в верхней — только текстура неба. Тогда видеоадаптер, обрабатывающий верхнюю часть сцены, возьмет на себя большую часть кадра. К сожалению, при работе в режиме SFR обе платы вынуждены обрабатывать геометрию всего кадра целиком, что не самым благотворным образом сказывается на производительности.

Второй алгоритм называется Alternate Frame Rendering (AFR). При его включении видеокарты начинают обрабатывать кадры поочередно: одной достаются четные, другой — нечетные. В режиме AFR каждая плата просчитывает геометрию своего кадра, и, по идее, производительность здесь должна быть выше, чем в случае SFR. Однако в динамичных сценах, насыщенных резкими сменами кадров, при использовании AFR появляются неприятные рывки. Проблема в неравномерности загрузки: видеокарта, которая быстро справилась со своей сценой, вынуждена простаивать в ожидании, пока вторая плата справится со своим кадром. Из-за этого режим SFR даже при меньшем среднем числе кадров в секунду нередко обеспечивает более комфортный уровень игры. Просто за счет плавности.

Для построения современной системы NVIDIA SLI необходимы следующие компоненты.

    Две одинаковые видеокарты от NVIDIA семейства GeForce 7000 или GeForce 8000 . Существуют и более древние видеоадаптеры с поддержкой SLI, но сегодня они не актуальны. Откровенно офисные модели, вроде GeForce 7200 GS , в учет также не берем. Технология в ее нынешнем виде позволяет использовать две видеокарты от разных производителей и с разными частотами ядра или памяти (они автоматически уравняются). Версии BIOS также могут отличаться.

    Соединительный мостик . Обычно он входит в комплект поставки материнской платы. Если вам вдруг захочется организовать SLI на базе двух GeForce 7100 GS или GeForce 7300 GT/GS/LE , то соединительный мостик не понадобится — видеокарты будут объединены на программном уровне.

    Материнская плата на одном из чипсетов NVIDIA nForce с двумя разъемами PCIe х16. Платы для SLI отличаются друг от друга режимами работы графических разъемов. Существуют схемы «х8+х8» и «х16+х16»: в первом случае к каждому из разъемов PCIe х16 подводится по 8 линий PCIe, во втором — по 16. На сегодняшний день большинству графических тандемов достаточно платы, поддерживающей SLI в режиме «х8+х8». Однако при использовании флагманских видеокарт лучше отдать предпочтение модели с полноценными разъемами PCIe х16. Так вы обеспечите себя небольшой добавкой по скорости.

Чипсеты с поддержкой SLI
Название Схема работы разъемов PCIe
NVIDIA nForce 4 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 4 SLI X16 х16+х16
NVIDIA nForce4 SLI XE х8+х8
NVIDIA nForce 500 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 570 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 590 SLI х16+х16
NVIDIA nForce 650i SLI х8+х8
NVIDIA nForce 680i SLI х16+х8+х16
NVIDIA nForce 680a SLI х16+х8+х16+х8
NVIDIA nForce 750i SLI х8+х8
NVIDIA nForce 780i SLI х16+х16+х16

ATI CrossFire

Видеокарта RAGE FURY MAXX — первый эксперимент ATI по объединению двух графических чипов.

Технология CrossFire была представлена миру в сентябре 2005 года. Однако это не первый случай, когда в одной системе использовалась пара графических чипов ATI . В конце прошлого века появилась видеокарта RAGE FURY MAXX , которая вмещала в себя сразу два чипа RAGE 128 PRO . Она обеспечивала высокую производительность в играх, но из-за ряда аппаратных и программных ошибок так и не стала популярной.

Режим SuperTiling — эксклюзив компании AMD.

Современные графические тандемы ATI поддерживают три режима работы: уже упомянутый Alternate Frame Rendering, Scissors («ножницы») — точную копию режима Split Frame Rendering от NVIDIA, и SuperTiling , который действительно интересен. При использовании последнего алгоритма кадр разбивается на множество квадратов с размерами 32 на 32 пикселя. Нагляднее всего это можно представить на примере шахматной доски: белые квадраты обрабатывает одна видеокарта, а черные — другая. Нагрузка между платами распределяется равномерно, но, как и в случае с SFR/Scissors, каждый видеоадаптер должен просчитывать геометрию всего кадра целиком. При запуске игры драйвер Catalyst автоматически выбирает один из трех режимов работы, который, по его мнению, лучше всего подходит для данного приложения.

На ранних этапах развития CrossFire собрать связку из двух одинаковых плат было невозможно. Требовалась одна обычная видеокарта, а другая — из той же серии, но с дополнительным чипом Compositing Engine . Модели Radeon , предназначенные для режима CrossFire, назывались мастер-картами, а к их именам добавлялась приставка CF . Для соединения двух видеокарт между собой использовали специальный внешний Y-образный кабель, состоявший из двух разъемов DVI-I («мама» и «папа») и одного DMS-59. Надо ли говорить, что композиция из пары плат и кабеля, болтающегося позади системного блока, была далека от совершенства?

Принцип работы Alternate Frame Rendering на примере Radeon.

Шло время, и технология активно развивалась. Компания ATI предложила программную версию CrossFire, при использовании которой не требовалось наличие соединительных кабелей — видеокарты обменивались информацией через разъемы PCIe х16. Впервые программное соединение было опробовано на младших моделях Radeon, а уже потом на более мощных видеокартах. Современные платы ATI (а точнее, уже AMD), как и платы NVIDIA, связываются при помощи специальных мостиков.

Технология CrossFire очень демократична в плане выбора видеокарт: подходят любые две модели со схожей архитектурой. Например, можно объединить видеокарты Radeon HD 2600 Pro и Radeon HD 2600 XT . Но тут есть один момент: характеристики более мощного видеоадаптера будут понижены до значений более слабого. В случае нашего примера мы получим CrossFire-систему как бы на двух Radeon HD 2600 Pro.

Чипсеты, совместимые с CrossFire, выпускают не только AMD, но и Intel. Однако из всех наборов микросхем Intel один лишь Х38 может похвастаться официальной поддержкой этой технологии в режиме «х16+х16». На остальных платах CrossFire работает по схеме «х16+х4». Вообще, разница между режимами минимальна. Если вы не планируете устанавливать рекордов быстродействия, то и особой потребности в двух полноценных PCIe х16 нет. На чипсетах AMD графические разъемы работают в симметричных режимах «х8+х8» или «х16+х16». Исключение составляет лишь AMD 570X .

Чипсеты с поддержкой CrossFire
Название Схема работы разъемов PCIe
ATI CrossFire Xpress 1600 х8+х8
ATI CrossFire Xpress 3200 х16+х16
AMD 480X х8+х8
AMD 570X х16+х8
AMD 580X х16+х16
AMD 790X х8+х8
AMD 790FX х16+х16
Intel 975X х16+х4
Intel P965 х16+х4
Intel P35 х16+х4
Intel X38 х16+х16

Нашествие гибридов

Компании AMD и NVIDIA активно продвигают идею объединения обычной видеокарты и встроенного графического ядра материнской платы. Соответствующие технологии называются Hybrid CrossFire и Hybrid SLI .

Встроенная графика никогда не отличалась выдающимися скоростями работы, так что не стоит надеяться на серьезный прирост быстродействия от использования «гибридов». Да и то почувствовать этот прирост смогут лишь обладатели недорогих видеоадаптеров. Кстати, именно младшие модели видеокарт должны первыми обеспечить поддержку технологий.

Главный плюс от использования «гибридов» связан с экономией электроэнергии. Когда компьютер работает с двумерной графикой, всем заправляет встроенное ядро. Зато в играх к нему сразу присоединится основная видеокарта.

По прогнозам, официальные анонсы Hybrid SLI и Hybrid CrossFire должны состояться уже этой весной.

Когда тандема не достаточно

Связка 3-Way SLI — выбор для самых отчаянных энтузиастов.

Связка из двух видеокарт может значительно повысить производительность системы. Однако бывают случаи, когда и такого быстродействия мало. И вот в конце прошлого года NVIDIA представила новую версию SLI, позволяющую объединять сразу три видеокарты. Технология получила название 3-way SLI .

На данный момент тройную версию SLI поддерживают лишь две модели видеокарт: GeForce 8800 GTX и GeForce 8800 Ultra . Причина такой дискриминации в том, что только у этих видеоадаптеров есть по два разъема для подключения SLI-мостов. Сам мостик нестандартный: на нем не два, а целых шесть разъемов. Кстати, теоретически видеокарты можно соединить и при помощи трех обычных мостов: двух жестких и одного гибкого.

Современная плата с четырьмя разъемами PCIe х16 и поддержкой технологии CrossFire X.

Для сборки системы 3-way SLI понадобится материнская плата, основанная на наборе системной логики NVIDIA и оснащенная тремя разъемами PCIe х16. Речь идет о моделях на базе чипсетов nForce 680i SLI и nForce 780i SLI . Также настоятельно рекомендуется процессор помощнее, а еще лучше — самый мощный. На данный момент таковым можно считать Intel Core 2 Extreme QX9770 . Надо заметить, что из всех SLI-совместимых материнских плат этот процессор дружит только с моделями на чипсете nForce 780i SLI.

Что касается прироста производительности, то тут все зависит от конкретного приложения. Как показывает практика, при наличии быстрого процессора преимущество от использования трех видеокарт в сравнении с двумя может достигать 30-35%. Однако все свои преимущества технология раскрывает только на очень больших разрешениях (1920х1200 и выше) с высокими настройками фильтрации и сглаживания. Оно и понятно: вряд ли владелец системы с 3-way SLI будет запускать игры в разрешении 1280х1024 со стандартными опциями качества.

Конкурент в лице AMD не дремлет. Компания достаточно давно разрабатывает CrossFire X — свой ответ на 3-way SLI. В планах AMD значится выпуск драйвера, который позволит объединять в одной системе не только три, но и четыре видеокарты. Для соединения между собой видеоадаптеры будут использовать те же самые гибкие мостики, что и в случае классического CrossFire.

Материнские платы с четырьмя графическими разъемами уже не редкость — все благодаря чипсету AMD 790FX . Платы на его основе обеспечивают два полноценных интерфейса PCIe х16 для обычного CrossFire. При добавлении третьей или четвертой видеокарты разъемы автоматически переключаются в режим х8. 790FX поддерживает исключительно процессоры AMD, но поклонникам Intel не стоит отчаиваться. Ряд компаний (к примеру, MSI или ASUS) продают материнские платы с четырьмя графическими разъемами, но основанные на наборе системной логики Intel X38. Далеко не факт, что драйвер CrossFire Х будет обеспечивать поддержку технологии на подобных платах, но и препятствий для этого нет.



Если сравнивать технологии SLI и CrossFire в лоб, то творение NVIDIA выглядит мощнее. Но и времена, когда CrossFire была откровенно слабее конкурента, уже стали уделом прошлого. Правда, проблем, связанных с использованием графического тандема, у NVIDIA все же поменьше.

Насколько целесообразно собирать систему с двумя видеокартами? Во-первых, надо понимать, что SLI и CrossFire — это не панацея. Если ПК плохо сбалансирован, а в роли «бутылочного горлышка» выступает процессор или оперативная память, то графический тандем слабо повлияет на производительность. Во-вторых, две видеокарты потребляют много энергии и выделяют много тепла. Поэтому перед сборкой следует обзавестись просторным корпусом и мощным качественным блоком питания. В-третьих, обе технологии сильно зависят от оптимизации драйверов и игр. Сложно предугадать, насколько увеличится быстродействие в том или ином приложении от использования второй видеокарты. Иногда прирост может вообще отсутствовать.

Есть ли смысл собирать тандем из двух плат среднего ценового сегмента? Все зависит от конкретной ситуации, но в большинстве случаев покупка одной более мощной видеокарты выглядит разумнее. Не потребуется дорогая материнская плата, да и проблем с эксплуатацией будет меньше.

Таблица совместимости для видеокарт AMD
Первая видеокарта Вторая видеокарта Тип соединения
Radeon HD 3870 Radeon HD 3870, HD 3850 Внутреннее
Radeon HD 3850 Radeon HD 3850, HD 3870 Внутреннее
Radeon HD 2900 XT Radeon HD 2900 XT, HD 2900 Pro Внутреннее
Radeon HD 2900 Pro Radeon HD 2900 Pro, HD 2900 XT Внутреннее
Radeon HD 2900 GT Radeon HD 2900 GT Внутреннее
Radeon HD 2600 XT Radeon HD 2600 XT, HD 2600 Pro Внутреннее
Radeon HD 2600 Pro Radeon HD 2600 Pro, HD 2600 XT Внутреннее
Radeon HD 2400 XT Radeon HD 2400 XT, HD 2400 Pro Внутреннее
Radeon HD 2400 Pro Radeon HD 2400 Pro, HD 2400 XT Внутреннее
Radeon X1950 CF Radeon X1950 XTX, X1950 CF, X1900 CF, X1900 XTX, X1900 XT Внешнее
Radeon X1900 CF Radeon X1900XT, X1950 CF, X1950 XTX, X1900 CF, X1900 XTX Внешнее
Radeon X1950 PRO Radeon X1950 PRO Внутреннее
Radeon X1900 GT Radeon X1900 GT Программный режим
Radeon X1800 CF Radeon X1800 XT, X1800 CF, X1800 XL, X1800 GTO Внешнее
Radeon X1650 XT Radeon X1650 XT Внутреннее
Radeon X1650 PRO Radeon X1650 PRO Программный режим
Radeon X1600 XT Radeon X1600 XT Программный режим
Radeon X1600 PRO Radeon X1600 PRO Программный режим
Radeon X1300 XT Radeon X1300 XT Программный режим
Radeon X1300 PRO Radeon X1300 PRO Программный режим
Radeon X1300 Radeon X1300 Программный режим

Новые стандарты качества

Схема работы алгоритма Super AA.

SLI и CrossFire можно использовать не только для повышения быстродействия системы, но и для улучшения качества картинки. Речь идет о режимах сглаживания SLI AA (для видеокарт GeForce) и Super AA (для Radeon).

При включении SLI AA каждая из видеокарт полностью обрабатывает один и тот же кадр, но с разными шаблонами полноэкранного сглаживания. После этого кадры накладываются друг на друга и происходит усреднение цветов соответствующих пикселей. Таким образом, качество сглаживания удваивается. Доступные режимы SLI AA: х8, х16 и х32.

Метод Super AA работает по тому же принципу, что и разработка NVIDIA. Отличие заключается лишь в доступных режимах сглаживания: 8х, 10х, 12х и 14х. Режимы 8х и 12х представляют собой соответственно «удвоенные» версии 4-кратного и 6-кратного multisampling, в режимах 10х и 14х к multisampling добавляется 2-кратный supersampling.

Здравствуйте, вопрос! Купил две видеокарты GeForce GTX 1070 по 38 тысяч каждая и установил их в свой компьютер в связке SLI, но результаты в тестах в Futuremark 3DMark показывают, что производительность (по сравнению с одной видеокартой) увеличилась всего на 10-15%, а я ждал хотя бы 50%. Также в современных играх две видюхи не повысили мне FPS, а в некоторых (в частности FAR CRY PRIMAL) даже понизили. Получается, что лучше бы я за эти деньги купил не две, а одну видеокарту GeForce GTX 1080 или даже GeForce GTX 1080 Ti. А так я выкинул деньги на ветер. Не повторяйте пожалуйста моей ошибки. И ещё, мало кто знает, что видеокарты NVIDIA десятой серии не все могут работать в режиме моста (SLI), например GeForce GTX 1050 и GTX 1060 не могут, также GTX 1070 нельзя поставить в связку с GTX 1080. Расскажите пожалуйста об этом на своём сайте.

Всем привет! Почти все пользователи, которые любят порубиться в различные игрушки, наверняка задумывались или слышали про то, что в систему можно ставить две и более видеокарты для объединения их мощности. Собственно технология объединения двух и более графических процессоров для обработки трехмерного изображения представленная компанией Nvidia называется SLI (scalable link interface, рус. масштабируемый интерфейс связи). Аналог от компании AMD называется CrossFireX. В чём плюсы и минусы каждой технологии, стоит ли пользоваться этими технологиями, как они работают Об этом я сегодня и расскажу.

  • И главное, я расскажу почему производителям видеокарт невыгодно, чтобы технологии SLI или CrossFireX увеличивали производительность работы графической системы компьютера на 100%.

Итак, начнем с зеленых (Nvidia) . Для того, чтобы поставить себе в систему SLI связку вам понадобятся 2+ видеокарты одной серии и одной модели. В отличие от красных (AMD) (о которых мы поговорим чуть позже), графические процессоры более привередливые в этом плане. Если более старшие линейки карточек позволяли объединять в мост абсолютно любые модели (главное чтобы они были одинаковые), то в последней десятой линейке все изменилось. Построить мост вы сможете только из GTX 1070, 1080 и 1080Ti. С чем это связано лично для меня остается загадкой, но, к сожалению, сейчас только эти модели можно объединять. По поводу титанов не могу дать никакой информации.

(Две видеокарты GTX 1080 Ti, соединённые мостом SLI)

Что же касается красных, то у них есть как преимущества перед зелеными, так и недостатки. Главный плюс состоит в том, что можно объединять абсолютно любые модели, главное условие – чтобы объединяемые видеокарточки были построены на одинаковой архитектуре. К примеру, поставить в связку RX 460 и RX 470 компания AMD позволяет. А вот поставить GTX 1070 и GTX 1080 в связку уже не получится. Ну а главный минус CrossFireX это прирост производительности. Прирост мощности при использовании прямых карточек-конкурентов у красных значительно ниже, чем у зеленых. Да и оптимизация в большинстве игр поддерживающих связки видеокарт значительно хуже у компании AMD. Да, не все игры поддерживают SLI и CrossFireX. Что же касается вторичного производителя видеокарт, то он не имеет абсолютно никакого значения. То есть если вы имеет две GTX 970, одна от MSI, а другая от Palit, то это никак не повлияет на результат. Это правило применимо как к видеокартам от Nvidia, так и картам от AMD.

Для построения системы на основе SLI и CrossfireX вам понадобятся:

1. Материнская плата с двумя и более разъемами PCI-express x16, поддерживающая данную технологию. Не все мамки, которые имеют два и более разъема под видеокарты поддерживают связку видеокарт! На самой материнке всегда есть соответствующая маркировка, на сайте производителя об этом написано, а так же всегда указано в прилагающейся инструкции. Помните, что если вы не нуждаетесь в мамке, которая поддерживает SLI и CrossFireX, то выбирайте соответствующую плату, так как вы всегда переплачиваете деньги за то, что мамка оснащена поддержкой связи видеокарт.

2. Мощный блок питания. Две видеокарты = большое энергопотребление. Рекомендуется блок от 550 ватт.

3. Сами видеокарты поддерживающие данные технологии.

4. Мост, объединяющий видеокарты. Насколько мне известно, AMD позволяет объединять карты и без использования данного моста, то есть с помощью программного обеспечения. Однако в таком случае потери в производительности составят около 15-20,% нежели в случае если бы вы использовали мост.

На мой взгляд, строить систему на основе данных технологий не стоит. А не стоит, потому что лучше купить одну более мощную видеокарту, нежели две, но послабее. К примеру, две GTX 1070 будут слабее, чем одна GTX 1080. А все потому, что данные технологии имеют очень плохую оптимизацию под игры и другие ресурсоёмкие приложение, у зеленых она конечно лучше, чем у красных, но всё равно плохая. Прирост производительности, как вы могли подумать, не будет составлять 100% от использования второго графического процессора. В лучшем случае он будет составлять 40-50%. И то, в подавляющем большинстве он будет равняться 15-25%. То есть вопрос целесообразности такой покупки остается открытым с точки зрения цена/производительность. Ставить себе такую систему имеет смысл только в том случае если мощности самой топовой на данный момент видеокарты вам недостаточно. А такое случается только в очень узкоспециализированных случаях. Например, для достижения стабильного количества кадров в секунду на 144гц мониторе в очень тяжелых играх. В легких играх топовая 1080Ti спокойно справляется с данной задачей. Либо если вы хотите играть в высоком разрешении – 4 или 8к.

Так же не стоит забывать и про видеопамять. В случае если вы объединяете две видеокарты с разным количеством памяти, то используется только та память, которая по размеру меньшая. К примеру, вы поставили RX 480 с 4gb и RX48 c 8 gb. Как вы могли подумать, вам будет доступно 12 гигабайт видеопамяти. К сожалению это не так. Будет доступно только 4 гига. Если же вы имеете две одинаковые видеокарты, но работающие на разных частотах, то в таком случае они обе также будут работать на младшей частоте. То есть, к примеру, одна работает на 1544гц, другая на 1622гц, обе будут работать на 1544гц. В будущем, с полным переходом на DirectX 12 нам обещают полную оптимизацию и полное использование всех ресурсов объединяемых видеокарт. То есть будет 100% прирост мощности и полное суммирование имеющейся видеопамяти. Но это всё обещание, на деле же мы имеет то, что имеем. Безусловно, есть и такие интересные игровые проекты, где мы можем получить и 70%, и 80% прироста производительности, но таких, к сожалению, очень мало и они скорее исключение из правил. Как я люблю повторять, решать, в конечном счете, только вам, а я для себя уже давно решил, что на данный момент SLI и CrossFireX являются крайне нецелесообразными!

Почему производители видеокарт никогда не доведут технологии SLI и CrossFireX до ума и почему вторая видеокарта никогда не добавит 100% производительности графической системе вашего компьютера

Ответ очень простой. Представьте себе ситуацию. Вы купили компьютер с мощной видеокартой и через пару-тройку лет её мощности вам стало не хватать. Вы пошли в магазин или на вторичный рынок и купили недорого вторую такую видеокарту, в результате добавили 100% производительности графической системе своего компьютера. Но такого никогда не будет! Производителю это невыгодно, а выгодно чтобы вы всегда покупали новое изделие и по дорогой цене. Вот и весь секрет. На этом всё, до скорых встреч!

AMD Radeon пришел черед и компании Nvidia. Ее графические процессоры GeForce пользуются не меньшей популярностью среди игроков, чем продукция конкурента. Обе компании нога в ногу шагают на рынке, предлагая клиентам решения, схожие по уровню производительности и цене. Поэтому было бы несправедливо посвятить материал построению конфигурации CrossFire, но обойти стороной аналогичные возможности продуктов Nvidia.

Немного истории

Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.


SLI от 3DFX — «дедушка» современной технологии

После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.


SLI из двух GeForce 6600GT

Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.

Как объединить видеокарты в SLI: требования

Как и для CrossFire, недостаточно купить две видеокарты Nvidia, чтобы сконфигурировать их в SLI. Существует ряд требований к компьютеру, которые следует соблюдать для обеспечения нормального функционирования связки.



Какие видеокарты можно объединить в SLI

Подключение двух видеокарт SLI -мостиком возможно, только если для этого мостика предусмотрен интерфейс на плате. Программными средствами объединить их тоже можно попытаться, но без «плясок с бубном» в таком случае не обойтись. Да и не имеет смысла строить тандем из двух GT610 или GT720. Одна карточка, быстродействие которой окажется выше, чем у подобной связки, в 2 или 3 раза, обойдется дешевле, чем комплект из пары офисных карт и совместимой материнской платы. То есть, отсутствие на младших представителях графических ускорителей SLI-интерфейса вызвано вовсе не жадностью производителя. Мостики никто не ставит, потому что это сделает карту дороже, но смысла от них никакого не будет. Таким образом, подключение двух видеокарт SL I возможно для моделей среднего и топового класса. К таковым относятся ГП, вторая цифра названия которых – 5 и выше (GTX5 5 0Ti, GTX9 6 , GTX6 7 0, GTX7 8 0 и т.д.).


У GeForce GT 720 нет мостика для SLI

Перед тем , как подключить SLI две видеокарты , стоит убедиться в том, что они построены на одной версии графического процессора. К примеру, GeForce GTX650 и GTX650Ti, несмотря на схожесть названий, функционируют на базе совершенно разных ГП и потому в тандеме работать не смогут.

Есть ли практическая польза от SLI?

Перед тем, как объединить видеокарты в SLI, желательно ознакомиться с опытом использования таких конфигураций другими геймерами и изучить спецификации своих карт, а также характеристики более производительных решений в линейке. Нередко ни в плане экономии, ни по производительности, выигрыша двухкарточная конфигурация не дает. К примеру, две GTX950 в SLI демонстрируют результаты, сравнимые с одной GTX970. Разница в цене (около 200 и 400 долларов, соответственно) самих карт оправдана, но если учесть дополнительные затраты на мощный БП, двухслотовую материнскую плату, качественный и хорошо вентилируемый корпус – выглядит она сомнительно.

Совсем иная ситуация, если – составляющая часть процедуры апгрейда имеющегося ПК, купленного пару лет назад. Карточки уровня GTX650Ti или GTX750 все еще можно встретить в продаже по разумной цене (разница с новыми моделями примерно эквивалентна различиям по быстродействию), а технический прогресс за 3 года не преподнес ничего революционного для видеокарт (разве что память HBM, представленную AMD, но Nvidia это пока не касается). Поэтому добавление еще одного графического процессора – вполне рациональный шаг для таких игроков.

SLI: подключение видеокарт

Если компьютер соответствует требованиям для создания SLI-конфигурации, подходящая вторая видеокарта куплена – можно переходить к сборке. После выключения ПК следует снять крышку системного блока, установить вторую плату в соответствующий слот, подключить к ней дополнительный кабель питания (если таковой требуется) и соединить две карты мостиком, идущим в комплекте. Аппаратное подключение двух видеокарт в SLI на этом завершено и можно переходить к программной настройке.


Кабели питания, подключенные к связке SLI

Подключение двух видеокарт SLI в Windows

Для того, чтобы связка из двух ГП могла нормально функционировать – нужно установить на ПК Windows версии Vista или новее (7, 8, 8.1 или 10). Рекомендуется также скачать с сайта Nvidia самую свежую версию драйвера для видеокарты. После этого можно переходить к настройке.



После применения установок связка готова к работе. Возможно, для корректной настройки работы SLI в некоторых играх придется задать им особые параметры в подменю «Программные настройки». Но, как правило, большинство современного ПО в этом не нуждается.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: