Какой режим crossfire лучше. Чем отличается Sli от Crossfire и что это такое

CrossFire – Multi-GPU технология компании ATI (в настоящее время – подразделение AMD), позволяющая объединять несколько Radeon для работы над построением одного 3D-изображения.

Изначальная реализация этой технологии (для чипсетов серий X800 и X1800) подразумевала использование так называемой «мастер-карты» и внешнего Y-образного кабеля со специальным чипом, объединяющим передаваемые двумя картами фрагменты изображения в единую картинку. Однако развития такой вариант объединения не получил, и в дальнейшем ATI, как и nVidia в своей технологии , стала использовать для обмена информацией между объединёнными в массив картами внешние мостики.

Необходимым условием для объединения в массив двух или более карт (в настоящее время - до четырёх GPU, т.е. можно объединить четыре однопроцессорных карты или две двухпроцессорных) является принадлежность видеокарт к одному поколению, например, можно объединить 4870X2 с 4870 или 4830 с 4870, но объединить, допустим, Radeon X1950 с HD3850 не получится никак.

Современный вариант технологии CrossFire официально называется CrossFireX, иногда CrossFire для удобства сокращается до "СF"(не путайте с CompactFlash).

Объединение дискретной (отдельной) со встроенной в чипсет называется Hybrid CrossFire и сопровождается рядом дополнительных ограничений, этой технологии посвящена .

При объединении карт в массив каждый работает со своей копией набора текстур и геометрических данных, поэтому фактический объём видеопамяти равен наименьшему из объёмов видеопамяти, доступных каждому из работающих совместно видеопроцессоров, т.е., допустим, при объединении двух карт с объёмами видеопамяти в 512Мб и 256 Мб мы получим эффективный объём видеопамяти в 256Мб.

Эта же особенность относится и к видеокартам, построенным на базе двух видеопроцессоров (опознаются по суффикcу «X2» в названии), при заявленном общем суммарном объёме видеопамяти фактически такая карта является эквивалентом карты с вдвое меньшим объёмом видеопамяти и соответствующим образом опознаётся в 3D-приложениях.

В отличии от технологии nVidia SLI, CrossFire не предъявляет жёстких требований к производителю чипсета , поэтому для объединения нескольких видеокарт ATI Radeon теоретически годится на чипсете любого производителя (даже nVidia) с подходящим набором слотов, однако на практике такую конфигурацию оптимально собирать на специально для этого предназначенных чипсетах Intel или AMD (в зависимости от использованного процессора), однако при этом необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • Результирующая производительность массива видеокарт максимальна, когда каждая из видеокарт, входящих в него, подключается к чипсету максимально возможным для неё числом линий PCI-E, т.е. использует полноценный слот PCI-E 16x. Наличие двух таких слотов характерно для материнских платах на «топовых» чипсетах – Intel X38/X48/X58, AMD 790FX и т.п.
    Поэтому если собирается СF-система на основе «топовых» видеокарт вроде Radeon HD4890, то использование подобных материнских плат желательно (для достижения максимальной производительности), а если используется объединение двух двухчиповых карт вроде 4870X2, то - обязательно.
  • При использовании «популярных» чипсетов вроде Intel P35/P45, не обладающих достаточным количеством линий PCI-E, фатальное падение быстродействия происходит только при установке одной из видеокарт в слот PCI-E 16x с одной линией, при установке в слот с четырьмя или восемью линиями быстродействие по сравнению с «полноценным» вариантом падает не столь значительно.
  • Варианты CrossFire с тремя–четырьмя видеопроцессорами показывают реальное преимущество над такими же конфигурациями с двумя видеопроцессорами только в «сверхтяжелых» режимах (большое, 1680X1050 и выше, разрешение с включенным FSAA), и далеко не во всех играх.
Производительность различных вариантов актуальных CrossFire систем можно оценить по , либо по результатам наших стандартных тестов видеокарт, СF конфигурации на соответствующих картах там помечены префиксом "2X".

AMD называет это CrossFire, а Nvidia - Scalable Link Interface (SLI). Но обе компании подразумевают под этими названиями схожий принцип распределения нагрузки в ваших любимых играх по двум, трём или четырём видеокартам.

Сборка конфигураций на нескольких видеокартах может оказаться не такой простой, поскольку вам предстоит ответить на несколько вопросов. Насколько быстрыми должны быть слоты PCI Express (чуть позже мы как раз опубликуем статью, в которой детально рассмотрим этот вопрос)? Потребуется ли мостик для соединения видеокарт? Насколько мощный должен быть CPU, чтобы полностью раскрыть потенциал видеокарт? В статье мы ответим на все эти вопросы, проведём несколько тестов масштабирования, сравним результаты и, конечно, предоставим нашим читателям полный набор рекомендаций.

Чтобы оценить масштабируемость SLI и CrossFire в зависимости от CPU, мы увеличили штатную тактовую частоту 2,66 ГГц (133 МГц x 20) нашего процессора Intel Core i5-750 до почти 4 ГГц (190 МГц x21), изменив базовую частоту и множитель в BIOS. На всех процессорах Intel с функцией Turbo Boost (которые не относятся к Extreme Edition или семейству K), вы можете увеличивать множитель только на единицу. Мы использовали для разгона материнскую плату Gigabyte P55A-UD7 и отключили функцию Turbo Boost. Число ядер CPU мы не изменяли.

В отличие от многих других платформ, которые ограничены CrossFire, наша материнская плата на чипсете P55 от Gigabyte поддерживала и CrossFire, и SLI, что облегчило нашу задачу сравнения двух технологий.

Конфигурация для сравнения видеокарт Nvidia и AMD
CPU Intel Core i5-750 @ 4 ГГц (190 МГц x 21), Lynnfield, BIOS 1.26875 V, 45 нм, LGA 1156
Материнская плата Gigabyte P55A-UD7, PCIe 2.0, 3-Way SLI, SATA 6 Гбит/с, USB 3.0
Чипсет Intel P55 Express
Память OCZ3G2000LV4GK, PC3-16000 Golden Series, 2 x 2 Гбайт DDR3, 2 x 570 МГц 7-7-7-19
Звук Realtek ALC889
LAN 2 x RTL8111D
HDD SATA, Western Digital, Raptor WD300HLFS, WD5000AAKS
DVD Gigabyte GO-D1600C
Блок питания Cooler Master RS-850-EMBA 850 W
Драйверы
Видеокарта AMD Catalyst 10.4, Geforce 197.45
ОС Windows 7 Ultimate 32-Bit
DirectX 9, 10 и 11
Драйвер чипсета Intel Chipset Installation Utility 9.1.1


Установка драйвера для видеокарт Nvidia

Установка нескольких видеокарт без особых проблем проходит под Windows Vista и Windows 7, даже с видеокартами или GPU разных производителей. Видеокарты AMD и Nvidia могут работать вместе в сценариях подключения нескольких мониторов. Но если вам требуется увеличить 3D-производительность, то конфигурации CrossFire и SLI требуют, как минимум, двух видеокарт от одного производителя GPU. Увеличение 3D-производительности путём смешивания видеокарт AMD и Nvidia невозможно (это было верно до недавнего времени, пока не появилась технология Lucid Hydra, позволяющая смешивать GPU разных производителей на соответствующих материнских платах, например на MSI Big Bang Fuzion ).




Чтобы распределить 3D-рендеринг по видеокартам в режиме SLI, вам потребуются два идентичных GPU и одинаковые объёмы видеопамяти. Разные GPU не заработают в SLI, как и видеокарты на одинаковых GPU, но с разными объёмами памяти. Хотя текущая версия драйверов и не выдаёт сообщения об ошибке, если видеокарты с разными чипами соединены через мостик SLI. В таком случае мостик работать будет, но прироста производительности вы не получите, поскольку драйвер не сможет включить режим SLI. Опции меню SLI появляются только в том случае, если установленные видеокарты могут работать совместно.

При использовании двух или более видеокарт Nvidia, независимо от того, одинаковые у них GPU или нет, одну можно выделить для обработки физики (PhysX). Это можно сделать даже при работе двух видеокарт в конфигурации SLI после добавления третьей видеокарты. Например, в наших тестах мы взяли две GeForce GTX 280 и одну GeForce GTX 275 и соединили их мостиком 3-way SLI. Драйвер распознал пару видеокарт GeForce GTX 280 в конфигурации SLI, после чего предложил выделить одну из видеокарт GeForce GTX 280 или дополнительную GTX 275 для расчётов физики. Драйвер без проблем работал с тремя видеокартами, соединёнными мостиком SLI, но при активации SLI третья видеокарта с другим GPU просто игнорировалась.




Нажмите на картинку для увеличения.

Наши тесты показали интересные, хотя и неожиданные результаты. При объединении двух видеокарт GeForce GTX 280 в SLI производительность почти удваивалась, а дополнительная GeForce GTX 275 никак не сказывалась на производительности.

После запуска установки все необходимые драйверы инсталлировались автоматически и привязались к соответствующим видеокартам. Если драйвер установлен "с нуля", то он объявит о поддержке конфигурации SLI, а вам нужно будет её активировать, выбрав соответствующий пункт. Если всё пойдёт хорошо, то конфигурация SLI правильно заработает, видеокарты будут распределять между собой нагрузку по 3D-рендерингу после запуска игры с наличием профиля SLI в драйвере Nvidia. В принципе, конфигурацию SLI можно активировать даже без соединения двух видеокарт мостиком.

Установка драйвера для видеокарт AMD

Установка драйвера AMD может пойти так же гладко, как и драйвера Nvidia, а может доставить немало неприятностей. Удачный сценарий таков: вы устанавливаете видеокарты в слоты материнской платы, соединяете их мостиком CrossFire, включаете компьютер и устанавливаете драйвер. В худшем случае драйвер не будет находить видеокарты. Если вы вернётесь к одной установленной карте, то драйвер установится, но стоит вам установить вторую видеокарту, как Catalyst Control Center (интерфейс драйвера AMD) будет выдавать ошибки, ссылаясь на отсутствующие файлы, которые не позволяют включить конфигурацию CrossFire.




Нажмите на картинку для увеличения.

Если вы столкнётесь с подобными ошибками, то их, как правило, можно решить, установив сначала основную видеокарту, а затем добавив вторую. Если и это не помогает, то снимите мостик CrossFire, пока вторая видеокарта не будет корректно определена в диспетчере устройств, и все драйверы не будут установлены. Если это тоже не помогает, попытайтесь установить первую видеокарту в основной слот PCIe, удалить её, затем установить вторую видеокарту во второй слот PCIe, затем вернуть на место первую видеокарту в её слот.

В общем, если не повезёт с драйверами AMD, то придётся повозиться. Даже если драйвер правильно определяет видеокарту, он иногда ведёт себя совершенно некорректно, когда вы пытаетесь установить видеокарту в другой слот PCIe. Если вы устанавливали видеокарты по отдельности, попытайтесь установить их обе и соединить мостиком CrossFire. Если проблемы не исчезнут, то вам потребуется другой драйвер, поскольку удаление и повторная установка драйвера не всегда срабатывает. В наших тестах самым простым способом оказалась установка предварительной версии драйверов, которая официально не поддерживается. Будем надеяться, что у вас всё получится, и вы доберётесь до интерфейса Catalyst Control Center, который требуется для активации CrossFire.




Нажмите на картинку для увеличения.

После успешной установки CrossFire-совместимых видеокарт и драйверов, можно выполнить включение режима CrossFire. На самом деле галочка с активацией устанавливается по умолчанию, но вы можете настроить сглаживание и фильтрацию по своему вкусу, после чего перезагрузиться - и ваши настройки будут сохранены. С текущими драйверами AMD вы не можете активировать CrossFire без мостика CrossFire, физически соединяющего видеокарты (за исключением некоторых моделей для массового рынка , которые поддерживают работу без мостиков). Зато вы можете использовать конфигурацию CrossFire с GPU, относящимся к разным классам. Но масштабирование будет уже не таким хорошим. Не ожидайте прироста производительности больше чем в два раза по сравнению с самой слабой видеокартой.

У каждой видеокарты есть физические разъёмы, которые определяют количество видеокарт, которые можно объединять. Конфигурации CrossFire и SLI в данном отношении очень похожи.

Если текущие драйверы Nvidia и позволяют включать конфигурацию SLI без мостика, это накладывает дополнительную нагрузку на шину PCIe. Если карты имеют по одному разъёму каждая, то вы можете соединять только две видеокарты. Если по два разъёма, то возможно объединение трёх или четырёх карт с помощью соответствующих мостиков 3-way или 4-way.


Нажмите на картинку для увеличения.

Преимущества соединения видеокарт мостиком у AMD и Nvidia следует рассматривать по отдельности. Вы можете без особых колебаний отказаться от мостика при соединении видеокарт для массового рынка, поскольку шина PCI Express передаёт данные достаточно быстро. Да и для некоторых конфигураций AMD это единственная возможность - от пары Radeon HD 4650 до двух Radeon HD 4350. Впрочем, если опуститься до линейки Radeon HD 3000 или подняться до Radeon HD 4670, то вам потребуется физический мостик.

Если видеокарта оснащена двумя разъёмами для мостиков CrossFire, то совершенно неважно, правый или левый вы будете использовать. Как и нет каких-либо преимуществ подключения нескольких мостиков между видеокартами просто по той причине, что это возможно. Одного мостика будет вполне достаточно для синхронизации данных и для распознавания конфигурации CrossFire драйвером.





Нажмите на картинку для увеличения.

Материнские платы не всегда предоставляют полноценные слоты PCI Express x16. Доступные линии PCI Express часто распределяются по двум слотам, то есть второй слот PCIe может работать только с восемью подключёнными линиями. Это также означает, что скорость основного физического слота x16 PCIe снижается, стоит вам установить видеокарту во второй слот. Это касается многих тестовых платформ, как, например, Intel P55 в нашем случае.

Впрочем, унывать не следует. Наши тесты показали, что даже в случае быстрых видеокарт Radeon HD 5870 и Radeon HD 5850 падение производительности при переходе от PCI Express x16 на x8 составляет всего несколько кадров в секунду (мы планируем чуть позже опубликовать более полное исследование, посвящённое масштабированию PCI Express). Кроме того, обе видеокарты переключаются в режим x8, даже если вы будете сочетать слоты x16 и x8. Если верить утилите GPU-Z, конфигурация CrossFire работает полностью синхронно.


Что касается Nvidia, то у вас есть чуть большая гибкость при выборе слотов. Даже самые быстрые видеокарты распознаются в конфигурации SLI, если вы не соединили их мостиком SLI, то есть весь обмен данными идёт по шине PCIe. Впрочем, при этом придётся пожертвовать определённой производительностью. В идеальном случае всегда следует использовать мостик для соединения двух видеокарт. Что интересно, по информации GPU-Z при сочетании видеокарт Nvidia в слотах x16 и x8, каждая карта в конфигурации SLI работает со скоростью соответствующего слота.

С подключённым мостиком разница в скорости между разными вариантами PCIe оказывается в пределах погрешности. Без мостика же можно явно видеть, что скорость интерфейса PCIe влияет на производительность, в худшем случае в конфигурации SLI вы теряете до 13%.










Если вы планируете собрать конфигурацию SLI, то сможете использовать видеокарты только с одинаковыми GPU. При этом можно брать видеокарты разных производителей, хотя в худшем случае вы можете получить несовместимость аппаратных версий GPU или BIOS. Тактовые частоты тоже являются важным фактором. Первая видеокарта (которая располагается ближе к CPU), обычно в конфигурации считается Master-картой. Если вы будете разгонять эту видеокарту, то велик риск, что вторая видеокарта тоже попытается добраться до тех же самых частот. Если вы часто получаете "вылеты" или перегрев, то мы рекомендуем отрегулировать частоты Master-карты, чтобы они соответствовали второй видеокарте (или даже были меньше), после чего посмотрите, не будет ли новая конфигурация более стабильной. Кроме того, обе видеокарты должны использовать видеопамять одинакового объёма.




Нажмите на картинку для увеличения.

Карты AMD можно смешивать, но вам необходимо оставаться в пределах одного семейства, как можно видеть в следующей таблице . Мы попытались установить видеокарту Radeon HD 5800 вместе с моделью 5700, и подобная конфигурация не заработала. Впрочем, вы можете установить в паре с Radeon HD 5870 видеокарты HD 5850 или HD 5830, которые будут прекрасно работать. Оправдывает это себя или нет - вопрос спорный, поскольку в конфигурации CrossFire вы получите, в лучшем случае, в два раза большую производительность самой слабой видеокарты. Но хотя бы такой подход даёт некоторую гибкость. Вы можете купить сегодня недорогую Radeon HD 5830, а потом, когда цены упадут, установить в компьютер Radeon HD 5850 или HD 5870.

Разные комбинации в наших тестах работали замечательно. В случае видеокарт AMD следует использовать самую быструю видеокарту в качестве Master-карты. Прирост производительности от этого невелик, но всё же ощутим во всех тестах. Опять же, комбинация видеокарт в CrossFire с разными частотами может вызвать проблемы в случае более высоких частот Master-карты. Для исправления следует либо отрегулировать частоты, либо изменить порядок видеокарт. Нам пришлось сделать это в комбинации 3-way из Radeon HD 5830, HD 5850 и HD 5870. Radeon HD 5870 в качестве master-карты работать не захотела. Только когда мы установили её в качестве третьей видеокарты, подобная конфигурация заработала должным образом. Впрочем, этот шаг не повлиял на производительность, поскольку все три видеокарты замедлились до уровня Radeon HD 5830.













Нажмите на картинку для увеличения.

Какой процессор требуется, чтобы выжать из нынешнего поколения видеокарт AMD максимальную производительность? Процессор должен быть достаточно мощным, чтобы обе видеокарты Radeon HD 5850 смогли раскрыть свой потенциал.

Чтобы оценить масштабирование конфигурации CrossFire в зависимости от производительности CPU, мы разгоняли процессор Core i5 с частоты 2,66 ГГц до 3,99 ГГц в восемь шагов. Предыдущий опыт с CrossFire говорит о том, что дополнительная производительность CPU явно не повредит, если вы хотите выжать максимальную частоту кадров в секунду. С другой стороны, современные игры в высоком разрешении со сглаживанием накладывают большую часть нагрузки на видеокарты.

Повышение производительности CPU давало очень слабый эффект при использовании самых новых 3D-движков. Только старый движок DirectX 9 Source (Half Life 2, Left 4 Dead, Left 4 Dead 2) показал более ощутимые различия.













Нажмите на картинку для увеличения.

В случае видеокарт Nvidia результаты оказались несколько иными. По большей части, высокие разрешения и требовательные режимы сглаживания переложили большую часть нагрузки на видеокарты. Некоторые отличия можно видеть в игре Battlefield: Bad Company 2, но и там увеличение производительности CPU перестало давать эффект после 3,80 ГГц. Старый движок Source ведёт себя по-другому. Если в случае AMD производительность масштабируется вместе с тактовой частотой CPU, то у Nvidia мы наблюдаем очень слабые изменения.










Поддержка и проблемы




Нажмите на картинку для увеличения.

У AMD и Nvidia отсутствует надёжный тест в драйвере, который позволил бы проверить, активны ли режимы CrossFire и SLI, и насколько хорошо они работают. Галочку в драйвере можно поставить, даже если видеокарты больше не обмениваются информацией между собой. Подобные ситуации встречаются нередко, но их можно легко исправить, если снять галочку, а затем поставить её обратно и перезагрузиться. Проблему можно заметить по изменению производительности SLI или CrossFire в играх. Честно говоря, быстрый тест производительности позволил бы сразу же определить, работают ли видеокарты совместно или нет. Даже если вы относите себя к опытным пользователям, вам всё равно придётся запускать тест и внимательно изучать результаты, чтобы убедиться, что SLI или CrossFire работают так, как и полагается. Для геймера, который мало интересуется технологиями, но кого очень волнует производительность, подобные действия слишком сложны и утомительны.




Нажмите на картинку для увеличения.

На приведённом выше скриншоте показана сцена в Battlefield: Bad Company 2. В некоторых конфигурациях CrossFire трава появляется даже там, где её быть не должно. Нас всегда удивлял список исправленных ошибок в новых версиях драйверов - там часто указывалось исправление проблем в играх, которые мы тестировали неделями до нового драйвера без каких-либо ошибок. Но рынок ПК с его разнообразием программного и аппаратного обеспечения настолько сложен, что лучше не делать выводы о качестве драйверов только на основе одной тестовой системы. Разные платформы и операционные системы могут весьма ощутимо сказываться на результате.




Нажмите на картинку для увеличения.

Мы не оценивали поддержку разных игр, поскольку на рынке просто очень много игр, и каждый пользователь считает наиболее важными свои игры. В целом же, поддержку наиболее популярных игр можно назвать очень хорошей, хотя некоторые нишевые игры могут страдать из-за проблем с драйверами и плохой поддержки конфигурациями SLI или CrossFire в течение весьма долгих периодов времени. Помимо ежемесячных обновлений драйверов, AMD предлагает раздельные профили для игр в CrossFire. К сожалению, количество игр весьма ограничено, поэтому мы рекомендуем регулярно просматривать файлы README, чтобы проверять, не добавилась ли в драйверах поддержка вашей любимой игры. Если подходящего профиля всё же нет, то вы всегда можете переименовать запускаемый файл игры в 3dmark.exe, в результате чего будет использовать профиль данного теста. В принципе, подобный подход работает хорошо, хотя использование ошибочного профиля может вызвать проблемы со сглаживанием.




Нажмите на картинку для увеличения.

Нам также следует упомянуть некоторые "подводные камни" конфигураций CrossFire и SLI. Если вы будете сочетать две или больше видеокарт, то температуры GPU почти всегда будут увеличиваться, в результате чего вентиляторы будут работать громче, уровень шума ПК возрастёт. Компактный дизайн многих систем хорошо справляется с одной видеокартой, но если установить несколько видеокарт в конфигурации CrossFire или SLI, то близко расположенные слоты PCIe не позволят видеокарте забирать достаточное количество холодного воздуха. На приведённой выше фотографии средняя видеокарта будет нагреваться с обеих сторон. Для стабильной работы таких конфигураций лучше всего использовать дополнительный вентилятор, направленный на видеокарты.

Заключение

Установка драйверов для видеокарт Nvidia обычно выполняется безупречно, они сразу же распознают конфигурацию SLI. В случае AMD могут появиться проблемы, особенно если вы будете выполнять слишком много шагов по установке одновременно. Конечно, если повезёт, то всё будет сразу же работать, но в случае возникновения проблем мы рекомендуем устанавливать видеокарты одну за другой, после чего включать CrossFire.

Наши тесты постоянно демонстрировали прирост производительности от 65% до 82% при установке нескольких видеокарт (впрочем, мы получили даже более впечатляющее масштабирование при использовании видеокарт из последней линейки GeForce GTX 400). Масштабирование производительности зависит от качества поддержки игры, разрешения и используемых GPU. Видеокарты AMD Radeon HD 5750 прекрасно работают в конфигурации CrossFire, и две подобных недорогих видеокарты способны конкурировать с одной Radeon HD 5850. Если вы хотите более подробно ознакомиться с производительностью, которую мы получили для GeForce GTX 480 в конфигурациях с одной, двумя и тремя видеокартами, то мы рекомендуем обратиться к статье "

Как уже понятно из названия статьи, я купил вторую видеокарту и решил воспользоваться случаем, чтобы написать подробную статью на эту тему. Начнём с самого начала - что такое Crossfire?

AMD CrossFireX (изначально называлась AMD CrossFire) - это технологии компании AMD, которые позволяют объединить несколько видеокарт в одну систему для повышения производительности компьютера в построении 3D моделей и графики. Конечно же, эта технология в основном предназначена для геймеров, притом не самых бедных, так как видеокарты и материнские платы с поддержкой данной функции находятся минимум в средней ценовой категории. Хотя цена это не единственный нюанс, который нужно знать перед покупкой, и сейчас мы их рассмотрим.

Что нужно купить в системный блок для поддержки CrossfireX

Итак, для начала перечислю то, что нам необходимо купить, чтобы построить полноценный CrossFireX :

1) Материнская плата (можно купить в ОГО.ру). Здесь, в принципе, ничего сложно нет, но перед покупкой нужно внимательно читать спецификацию на сайте производителя, так как важную информацию очень часто скрывают в магазинах. Итак, первое - это поддержка технологии CrossFireX , но здесь есть один нюанс - на материнской плате должны быть два полноценных порта PCI-E x16 работающих парно в режиме x16+x16, но можно хотя бы x8+x8 (разница составит несколько процентов, но всё-таки имеет место быть), хотя в идеале лучше использовать первый вариант. В магазинах же очень часто не раскрывают информацию о том, что два из трех портов PCI-E x16 работают в режиме х4 и хотя возможны для использования, но, из-за слабого использования второй видеокарты, становятся не пригодны для построения CrossFireX . Покупка второй видеокарты в этом случае просто никак себя не окупит.В лучшем случае об этом напишут в разделе «Дополнительная информация», но как показывает практика этого там нет. Поэтому не поленитесь зайти на официальный сайт производителя и просмотреть спецификацию к материнской плате, которую вы собрались покупать, так как здесь производитель обязан указать настоящие данные. К примеру, вот информация на сайте Gigabyte о моей материнской плате:


Чтобы несколько облегчить поиск, уже есть список чипсетов, на которых есть поддержка технологии CrossFireX, но это только приблизительный список, окончательную поддержку уточняйте в спецификации на сайте производителя.

для матплат AMD AM3+ :
AMD 990FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
AMD 990X(x8+x8, PCI-E 2.0)
для матплат AMD AM3 :
AMD 890FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
AMD 890GX(x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790X(x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790GX (x8+x8, PCI-E 2.0)
для матплат Intel LGA2011 :
Intel X79 (x16+x16, PCI-E 3.0)
для матплат под Intel LGA1366 :
Intel X58 (x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат Intel LGA1156 :
Intel P55 (x8+x8, PCI-E 2.0)
*здесь также важен выбор процессора, CrossFireX возможен ТОЛЬКО на процессорах Lynnfield(i5-7xx,i7-8xx). На процессорах Clarkdale(i3-5xx,i5-6xx,Pentium) - НЕВОЗМОЖЕН.
для матплат под Intel LGA1155 :
Intel P67 (x8+x8, PCI-E 2.0)
Intel Z68 (x8+x8, PCI-E 2.0)
*следует обратить внимание, что мат. платы на чипсетах Intel P55/P67/Z68:
1) при наличии дополнительного чипа nForce 200 поддерживают схему х16+х16
2) могут поддерживать только схему х16+х4
для матплат AMD AM2 :
AMD 580X (x16+x16, PCI-E 1.1)
AMD 790X (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790GX (x8+x8, PCI-E 2.0)
AMD 790FX(x16+x16, PCI-E 2.0)
для матплат Intel LGA775 :
Intel 975X (x8+x8, PCI-E 1.1)
Intel X38 (x16+x16, PCI-E 2.0)
Intel P45 (x8+x8, PCI-E 2.0)
Intel X48 (x16+x16, PCI-E 2.0)

Заядлые геймеры наверняка сталкивались или, по крайней мере, слышали о технологиях, называемых SLI и Crossfire, которые принято относить к графической системе компьютера или ноутбука. В большинстве случаев такие термины применяются больше к стационарным системам (это будет рассмотрено несколько позже). Однако иногда для нормальной работы компьютера потребуется знать, как отключить Crossfire или SLI, когда такие режимы не используются. Об этом сейчас и пойдет речь.

SLI и Crossfire: общие понятия

Наверное, начать стоит с того, что, с точки зрения современных компьютерных технологий, SLI и Crossfire представляют собой специализированные режимы, которые поддерживают установку на компьютер двух и более видеокарт.

В стационарных системах два независимых видеоадаптера просто вставляются в специальные слоты, расположенные на материнской плате. Иногда можно встретить ситуацию, когда на «материнке» уже имеется интегрированный графический чипсет, так сказать, «вшитый» в плату, а параллельно с ним устанавливается еще один.

Сейчас мы остановимся на обоих режимах несколько подробнее, а заодно посмотрим, как отключить Crossfire (SLI) несколькими простейшими методами в случае необходимости, тем более что оба режима по технологии функционирования практически не различаются.

Что такое SLI?

Технология SLI, подразумевающая установку нескольких графических адаптеров в систему, была разработана компанией nVidia и подразумевает использование карт только этого производителя.


В принципе, такой режим можно назвать неким условным электронным переходником, который соединяет два видеоадаптера, позволяя объединять их возможности в одно целое.

Что такое Crossfire?

Crossfire представляет собой полную аналогию технологии SLI, однако авторство этой разработки принадлежит не менее известной корпорации AMD.


Интересен тот факт, что, как показывает практика, связка двух и более видеокарт AMD в Crossfire обходится намного дешевле, нежели использование SLI-моста при установке карт nVidia. Кроме того, технология от nVidia не позволяет устанавливать такие связки на все материнские платы подряд. Но если рассматривать вопрос о том, как отключить SLI-Crossfire Dual Graphics, решение в обоих случаях будет одинаковым. Но сначала рассмотрим некоторые особенности их использования.

Особенности подключения видеокарт в режимах SLI и Crossfire

Во-первых, каждый пользователь компьютерной системы должен четко понимать, что подключать два и более графических адаптера к материнской плате можно исключительно в тех случаях, когда сама «материнка» поддерживает такую возможность.


К примеру, для использования режима SLI плата должна иметь соответствующую маркировку, в противном случае, сколько ни пытайся установить на неё две карты, в связке работать они не будут. То же самое касается и одновременного использования дискретного адаптера и интегрированного. Здесь придется довольствоваться только одним из них.

Во-вторых, следует обратить внимание на тот момент, что для работы в связке по технологии SLI можно устанавливать только видеокарты, базирующиеся на одинаковых чипах (например, nVidia GTX серии 970 и 980, чипсеты серии Titan или две одинаковые карты GT и т. д.). Заметьте: связка из 9600 GT и 9800 GT работать не будет.

Другое дело, когда используются карты Radeon. Тут можно использовать «разночиповые» конфигурации, к примеру, Radeon 2600 и 1950. Очень часто для увеличения производительности графической системы применяются карты серии R9. Действительно, такие пары позволяют использовать максимум возможностей для игр с или Full HD с разрешением 2k. Некоторые пользователи используют такие связки для увеличения общей частоты раскадровки, скажем, чтобы добиться показателя более 80 fps (frames per second - кадры в секунду).


В-третьих, не стоит забывать, что для SLI-карт должен использоваться специальный переходник, который в обязательном порядке поставляется либо вместе с картой, либо с «материнкой». Без него две карты вместе работать, опять же, не будут.

Мифы об использовании режима Dual Graphics для увеличения производительности графической системы

Некоторые наивные юзеры устанавливают две карты для увеличения производительности, считая, что она повысится в два раза (раз две карты на борту). Это заблуждение. Прирост производительности, как показывает практика, редко превышает 20-30 %.

Кроме того, показатель этот рассчитывается по более слабой карте. Например, если у нас имеется у одной карты 8 Гб памяти, а у другой - 2 Гб, как ни крути, на выходе пользователь получит всего 2 Гб. То же самое касается и установки двух карт, допустим, с памятью 4 Гб каждая. На выходе останутся все те же 4 Гб.

Еще один момент: если одна карта MSI, а вторая EVGA, расчет суммарной производительности будет производиться именно по той, которая обладает наименьшими частотами. Так что, как видим, обольщаться особо не стоит.

Как отключить SLI/Crossfire простейшим методом?

Теперь перейдем непосредственно к процессу отключения этих режимов. Наверное, каждый юзер понимает, что вопрос "как отключить режим Crossfire или SLI" сводится к тому, чтобы не использовать в системе второй графический адаптер. И, как уже понятно, простейшим решением является обычное извлечение одной из карт из слота на материнской плате, что применительно к стационарным компьютерам.

Но ведь и на современные ультрабуки можно устанавливать дополнительное оборудование, в частности те же видеоадаптеры, которые, в принципе, могут использовать режим Crossfire. Как отключить на ноутбуке одну из карт? Проще простого. Описанные далее методы годятся и для стационарных компьютерных терминалов, и для лэптопов.

Как отключить режим SLI (Crossfire) для дискретного адаптера через BIOS?

Для отключения обоих режимов можно воспользоваться настройками BIOS. Вход осуществляется нажатием клавиш Del, F2, F12 и т. д. (все зависит от версии и разработчика BIOS).

Здесь нас интересует вкладка, содержащая конфигурацию, называемую Onboard, Integrated Devices и т. д. Входим в параметры и выставляем режим Disabled (иногда Off). Только и всего.


Можно зайти в раздел Advanced, где и будут указаны настройки самого режима, если используются не интегрированные, а дискретные адаптеры.

Использование «Диспетчера устройств»

Теперь посмотрим, как отключить Crossfire AMD или SLI nVidia при помощи стандартных средств Windows-систем. Для этого необходимо зайти в стандартный «Диспетчер устройств». Делается это либо через «Панель управления», либо через «Администрирование», либо с использованием команды devmgmt.msc.

Здесь нужно перейти в раздел видеоадаптеров, где и будут указаны установленные устройства. В этом случае, равно как и во всех других ситуациях, вопрос о том, как отключить SLI-Crossfire, сводится к тому, чтобы сделать недоступной одну из карт. Выбираем карту для отключения и правым кликом вызываем меню свойств, где имеется кнопка отключения устройства. Можно использовать аналогичную команду непосредственно из контекстного меню. После этого даже систему перезагружать не придется.

Отключение режимов при помощи «родных» утилит

Несмотря на простоту описанных методов, лучше всего (и безопаснее) использовать «родные» утилиты настройки и управления графическими адаптерами, которые инсталлируются автоматически при установке соответствующих драйверов, или установленные дополнительно.


Для карт nVidia моно использовать GeForce SLI Profile Tool, PhysX, Riva Tuner и т. д. Для чипсетов AMD пригодятся утилиты вроде ATI Tray Tool или ATI Catalyst Control Centre и другие. Их использование более простое, настолько, что даже не придется «лазить» в системной конфигурации или в BIOS, чтобы изменить тот или иной параметр. Если разобраться, такое решение рассматриваемой нами проблемы (как отключить Crossfire/SLI) будет более эффективным, при этом исключается даже возникновение конфликтов между установленным оборудованием (к сожалению, встречается и такое).

Вместо послесловия: стоит ли отключать режим двойной графики?

Остается добавить несколько слов о целесообразности использования таких режимов. Собственно, сам ответ на вопрос: "Как отключить Crossfire (SLI)?", думается, уже ясен. Что же касается установки двух и более видеокарт в одну систему и их одновременного использования, здесь существует достаточно много противоречивых мнений. Дело в том, что особого прироста производительности можно и не получить, да и конфликты оборудования не исключены.

Конечно, если система не использует графические возможности по максимуму, отключать эти режимы нужно, ведь одновременная работа двух карт может привести к сильному перегреву компьютера, двойному электропотреблению графической системой (ведь две карты установлено), а также к неработоспособности некоторых игр, программный код которых просто не поддерживает такие режимы или не в полной мере адаптирован к их использованию.

Кроме того, не рекомендуется включать связки в виде бюджетных карт или адаптеров среднего уровня. Уж лучше вместо двух таких купить одну более мощную. Производительность будет намного выше, а проблем меньше. Да и по деньгам зачастую такой вариант более предпочтителен.

Впрочем, если разобраться, использовать такие режимы иногда можно, но в ситуациях, когда две карты не задействованы, одну из них рекомендуется отключать, причем использовать для этого нужно специальное программное обеспечение, рассчитанное на управление всеми параметрами графических адаптеров. И осуществляется такое отключение, что называется, в один клик.

Заядлые игроки не спят ночами, думая, как обеспечить увеличение производительности своего компьютера, чтобы игровой мир предстал перед ними во всей красе максимальных настроек графики. Для этого, одни покупают дорогую топовую видеокарту, другие — несколько бюджетных видеокарт и объединяют их с помощью технологии SLI или CrossFireX. Что же целесообразнее и эффективнее? Какой прирост производительности игрового видео дают две бюджетные видеокарты в режимах SLI и CrossFireX в сравнении с одной топовой?

/>

Одна видеокарта против двух

Возьмем среднего игрока, имеющего одну из новых видеокарт, к примеру Radeon HD 7950. Что произойдет с производительностью, если использовать вместе с ней в связке вторую такую же видеокарту по технологии CrossFire? Тестирование в бенчмарке от Futuremark показывает: в одиночку HD 7950 выдает 34,9 FPS, две такие карты, HD 7950 CrossFireХ - 69,9 FPS (при разрешении 1024 на 768), или 5,8 FPS и 11,6 FPS соответственно при разрешении 2560 на 1600. Тест Unigine Heaven 2.0 показывает в разрешении 1024 на 768: HD 7950 в одном экземпляре — 108,6 FPS, в связке из двух — 163,9 FPS, либо при 2560 на 1600 — 39,2 FPS и 77,8 FPS соответственно. Как заметно из данных тестов, две видеокарты дают прирост производительности практически в два раза по сравнению с одной. Можно утверждать, что за 500 долларов (средняя цена видеокарты Radeon HD 7950 сейчас 250 - 300 долларов) это вполне достойное решение для большинства игр. Стоит отметить, что компания AMD любит выпускать новые видеокарты с «сырыми» драйверами, поэтому некоторые игры, к примеру Elder Scrolls: Skyrim, Battlefield 3 могут отображаться не так красиво, как должны.



Две объединённые в режиме SLI видеокарты />

CrossFireX и SLI

Технология CrossFireX от AMD по сути аналогична SLI (Scan Line Interleave) от NVIDIA, они обе служат для объединения нескольких видеокарт для обработки 3D изображений. Первая обещает средний прирост производительности в зависимости от разрешения и модели карты на 70-100%, вторая — в 2 раза.

Обе технологии требуют наличия специальной материнской платы, минимум с 2-мя разъемами PCI Express x16/2.0/2.1, мощный блок питания — более 500 ватт и шустрый многоядерный процессор. Видеокарты нужны одной серии, модели могут быть разными (на разных чипах). Быстродействие всей системы будет определяться ядром наименее производительной из карт. Соединять видеокарты нужно специальными гибкими мостиками, раньше применялся еще и программный способ, когда передача данных шла через шину PCI Express, а сопряжение видеокарт осуществлялось драйверами, но потери производительности такого способа по сравнению с физическим составляли от 10-15%. Последние модели видеокарт вовсе не могут так объединяться. При помощи технологий CrossFireX и SLI можно объединить до 4 видеокарт.

Изображение при использовании нескольких графических процессоров строится несколькими методами. Первый — Scissor (CrossFireX) или Split Frame Rendering (NVIDIA), при котором разные видеокарты обрабатывают разные части изображения, не всегда равные. Минус данного режима — проблема сглаживания на стыке частей изображения.

Второй режим — SuperTiling (только CrossFireX), когда картинка делится на равные квадраты, нагрузка на видеокарты распределяется приблизительно одинаково. Недостаток заключается в неравномерной обработке графической и геометрической составляющих кадра.

Alternative Frame Rendering — используется AMD и NVIDIA. Видеокарты обрабатывают кадры по очереди, пиксели и геометрическая составляющая кадра рассчитываются совместно, но из-за неравных характеристик кадров изображение может «замораживаться».

SuperAA (CrossFireX) или SLI AA (NVIDIA) — этот метод нацелен на улучшение качества картинки больше, чем на повышение производительности. Две видеокарты прорисовывают одно изображение с разными режимами сглаживания, заключительная картинка генерируется потом.

Однозначно ответить, что из технологий лучше, CrossFireX или SLI, нельзя. В настоящий момент производитель CrossFireX заявляет, что скоро будет возможна работа со всеми приложениями, включая старые игры, которые никак не реагировали на увеличение количества видеокарт. SLI такой гарантии не дает. Однако, недавно проводилось тестирование двух технологии с помощью инструмента Frame Capture Analysis Tool (FCAT) от NVIDIA, который тестирует количество «коротких» и пропущенных кадров, не учитываемых обычными системами измерения производительности по количеству кадров в секунду. Результаты показали, что связка CrossFireX обычно содержит больше пропущенных и «коротких» кадров, чем SLI NVIDIA. Пока нет достоверных данных, сможет ли рядовой геймер заметить эти различия.



SLI мост />

Анализ связок из двух видеокарт и одной топовой показал, что связка приближается по эффективности или превосходит топовую. Так, пара HD 7850 превосходит HD 7970 GHz Edition (почти на том же уровне сработали две карты HD 7790). А две GTX 650 Ti BOOST побили результат GTX 680 (NVIDIA), связка из GTX 660 также подобралась по производительности к GTX 780. Это данные для большинства игр, в игре Batman:Arkham City пара CrossFireX не работает вообще, а на разрешении 1920x1080 две GTX 660 уступают одной GTX 770. Стоимость топовых карт может составлять до 25000 рублей, связка из двух более древних обойдется дешевле без потери производительности. С другой стороны, материнская плата с поддержкой режимов CrossFireX или SLI стоит дороже обычной, мощный блок питания, тоже удовольствие не из дешевых, если присовокупить к этому расходы на электричество, получается, что система на нескольких видеокартах не намного дешевле, а быть может даже дороже системы на одной топовой видеокарте. Кстати, старые видеокарты могут не поддерживать DirectX одиннадцатой версии, что тоже отражается на качестве игровой графики.

Использование режимов CrossFireX или SLI оправдано в современных компьютерных играх с высокими требованиями к графическим адаптерам и поддержкой DirectX 11, таких как Crysis Warhead, Metro 2033, Crysis 2, Far Cry 3, Crysis 3, Battlefield 3, Batman:Arkham City, Dirt Showdown. Что касается более старых игр, платить больше за незначительный прирост производительности, который может вообще оказаться незаметным пользователю, особого смысла нет.

DirectX 11

Видеокарты — это аппаратные технологии, но одного «железа» недостаточно. Для того, чтобы игра полноценно работала, нужен еще и специальный софт. Для того, чтобы игра была совместима с ОС Windows, ставится игровой движок DirectX. 11 версия разработана специально под Windows 7, с еще более современным Windows 8 поставляется DirectX 11.1.

По сравнению с предыдущими версиями технологии, в одиннадцатой доступна низкоуровневая поддержка операционной системы и аппаратного обеспечения, многопотоковая обработка существенно улучшилась. Теперь возможна расширенная аппаратная обработка изображений для тесселяции, для этого используются три дополнительные стадии. Значительно улучшено сжатие текстур. В 11 версии встроена 5-ая шейдерная модель, которая использует множество объектно-ориентированных концепций, можно легко решить проблемы, связанные с характером шейдеров с помощью усовершенствованных интерфейсов, полиморфизма и дополнительных объектов.

© bukentagen



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: