Слай система. SLI или зачем нам чипсет от NVidia

AMD Radeon пришел черед и компании Nvidia. Ее графические процессоры GeForce пользуются не меньшей популярностью среди игроков, чем продукция конкурента. Обе компании нога в ногу шагают на рынке, предлагая клиентам решения, схожие по уровню производительности и цене. Поэтому было бы несправедливо посвятить материал построению конфигурации CrossFire, но обойти стороной аналогичные возможности продуктов Nvidia.

Немного истории

Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.


SLI от 3DFX — «дедушка» современной технологии

После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.


SLI из двух GeForce 6600GT

Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.

Как объединить видеокарты в SLI: требования

Как и для CrossFire, недостаточно купить две видеокарты Nvidia, чтобы сконфигурировать их в SLI. Существует ряд требований к компьютеру, которые следует соблюдать для обеспечения нормального функционирования связки.



Какие видеокарты можно объединить в SLI

Подключение двух видеокарт SLI -мостиком возможно, только если для этого мостика предусмотрен интерфейс на плате. Программными средствами объединить их тоже можно попытаться, но без «плясок с бубном» в таком случае не обойтись. Да и не имеет смысла строить тандем из двух GT610 или GT720. Одна карточка, быстродействие которой окажется выше, чем у подобной связки, в 2 или 3 раза, обойдется дешевле, чем комплект из пары офисных карт и совместимой материнской платы. То есть, отсутствие на младших представителях графических ускорителей SLI-интерфейса вызвано вовсе не жадностью производителя. Мостики никто не ставит, потому что это сделает карту дороже, но смысла от них никакого не будет. Таким образом, подключение двух видеокарт SL I возможно для моделей среднего и топового класса. К таковым относятся ГП, вторая цифра названия которых – 5 и выше (GTX5 5 0Ti, GTX9 6 , GTX6 7 0, GTX7 8 0 и т.д.).


У GeForce GT 720 нет мостика для SLI

Перед тем , как подключить SLI две видеокарты , стоит убедиться в том, что они построены на одной версии графического процессора. К примеру, GeForce GTX650 и GTX650Ti, несмотря на схожесть названий, функционируют на базе совершенно разных ГП и потому в тандеме работать не смогут.

Есть ли практическая польза от SLI?

Перед тем, как объединить видеокарты в SLI, желательно ознакомиться с опытом использования таких конфигураций другими геймерами и изучить спецификации своих карт, а также характеристики более производительных решений в линейке. Нередко ни в плане экономии, ни по производительности, выигрыша двухкарточная конфигурация не дает. К примеру, две GTX950 в SLI демонстрируют результаты, сравнимые с одной GTX970. Разница в цене (около 200 и 400 долларов, соответственно) самих карт оправдана, но если учесть дополнительные затраты на мощный БП, двухслотовую материнскую плату, качественный и хорошо вентилируемый корпус – выглядит она сомнительно.

Совсем иная ситуация, если – составляющая часть процедуры апгрейда имеющегося ПК, купленного пару лет назад. Карточки уровня GTX650Ti или GTX750 все еще можно встретить в продаже по разумной цене (разница с новыми моделями примерно эквивалентна различиям по быстродействию), а технический прогресс за 3 года не преподнес ничего революционного для видеокарт (разве что память HBM, представленную AMD, но Nvidia это пока не касается). Поэтому добавление еще одного графического процессора – вполне рациональный шаг для таких игроков.

SLI: подключение видеокарт

Если компьютер соответствует требованиям для создания SLI-конфигурации, подходящая вторая видеокарта куплена – можно переходить к сборке. После выключения ПК следует снять крышку системного блока, установить вторую плату в соответствующий слот, подключить к ней дополнительный кабель питания (если таковой требуется) и соединить две карты мостиком, идущим в комплекте. Аппаратное подключение двух видеокарт в SLI на этом завершено и можно переходить к программной настройке.


Кабели питания, подключенные к связке SLI

Подключение двух видеокарт SLI в Windows

Для того, чтобы связка из двух ГП могла нормально функционировать – нужно установить на ПК Windows версии Vista или новее (7, 8, 8.1 или 10). Рекомендуется также скачать с сайта Nvidia самую свежую версию драйвера для видеокарты. После этого можно переходить к настройке.



После применения установок связка готова к работе. Возможно, для корректной настройки работы SLI в некоторых играх придется задать им особые параметры в подменю «Программные настройки». Но, как правило, большинство современного ПО в этом не нуждается.

7994420702;horizontal

В системе Windows Vista воспользуйтесь утилитами DirectRefresh или Refresh Rate Patcher . Учтите, что частота, выставленная в этих утилитах, будет применяться во всех приложениях, в том числе на рабочем столе.

Предупреждение : Не исправляйте проблему этими средствами для разрешений экрана, используемых вами при выводе на телевизор, иначе изображения на ТВ не будет.

Предупреждение : Некоторые игры жестко настроены на использование видеорежима с частотой обновления 60 Гц, например, для вывода видеороликов или главного меню. После удаления 60 Гц из диапазона возможных частот эти игры могут перестать работать. Если после устранения проблемы стали вылетать/зависать некоторые игры, верните частоту 60 Гц для видеорежимов 800х600 и меньших.

Моя материнская плата поддерживает технологию SLI, но в панели драйвера я не вижу закладки управления SLI

В RivaTuner на закладке «Реестр» (PowerUser) загрузите базу для текущего драйвера и в разделе «System» присвойте ключам MB_Capable и MB_Enable значения 1 . Перезагрузитесь.

Также, для некоторых ранних материнских плат с поддержкой SLI (на чипсетах

3 части:Установка картНастройка режима SLIТестирование производительности

Если вы любите играть в компьютерные игры, вы, вероятно, хотите, чтобы ваши игры работали как можно лучше. Одна из ключевых особенностей игрового компьютера – это его видеокарта; в случае с производителем Nvidia вы сможете соединить вместе две, а то и больше, одинаковых видеокарт, чтобы получить огромный прирост в производительности. Следуйте нашим советам, чтобы узнать, как это сделать.

Шаги

Часть 1 из 3: Установка карт

  1. 1 Убедитесь, что ваша операционная система поддерживает технологию SLI. Две карты в режиме SLI поддерживаются системами Windows 7, Vista, 8, или Linux. Три и четыре карточки в режиме SLI поддерживаются только в Windows Vista, 7 и 8, но не в Linux OS.
  2. 2 Проверьте установленное оборудование. Технология SLI требует наличия материнской платы с несколькими слотами PCI-Express, а так же блок питания с достаточным количеством коннекторов. Вам потребуется блок питания, обеспечивающим мощность хотя бы в 800 Ватт.
    • Некоторые карты позволяют параллельную работу четырех видеокарт в режиме SLI. Большинство карт сделаны для работы в режиме двух видеокарт.
    • Чем больше видеокарт, тем больше потребуется мощности.
  3. 3 Возьмите видеокарты, поддерживающие технологию SLI. Практически любые современные карты Nvidia поддерживают конфигурацию SLI. Для этого вам потребуется хотя бы две одинаковые модели карт с одним количеством видеопамяти.
    • Карточки не обязательно должны быть произведены одним производителем, достаточно, чтобы это были одинаковые модели с равным количеством памяти.
    • Карточки не обязательно должны иметь одинаковые частоты, но тогда вы можете наблюдать небольшое падение производительности.
    • Для достижения наилучших результатов, используйте идентичные видеокарты.
  4. 4 Установите видеокарты. Установите карточки в два PCI-Express слота на вашей материнской плате. Графические карты устанавливаются в слоты обычным способом. Постарайтесь не повредить крепления, или не устанавливать карты под неправильным углом. Как только карты будут на месте – закрепите их при помощи специальных креплений, или винтов.
  5. 5 Установите SLI мост. Все карты, поддерживающие режим SLI, обычно поставляются со специальным «мостом» SLI. Этот коннектор подключается к верхним частям видеокарт, таким образом соединяя их вместе. Это позволяет карточкам передавать данные друг-другу напрямую.
    • Мост не обязательно устанавливать для соединения карт в режиме SLI. Без моста карточки будут работать сообща при помощи слотов PCI-Express на материнской плате. Такой тип соединения приведет к сниженной производительности.

Часть 2 из 3: Настройка режима SLI

  1. 1 Включите ваш компьютер. После установки видеокарт закройте корпус компьютера и перезапустите его. Вам не нужно делать изменения настроек до полного включения системы.
  2. 2 Установите драйверы. Ваша операционная система должна автоматически обнаружить графические карты и попытаться установить подходящие драйверы для них. Этот процесс может занять больше времени чем установка видеокарт, потому что драйверы будут устанавливаться отдельно для каждой карты.
  3. 3 Настройте SLI. Как только драйверы будут установлены – нажмите правой кнопкой мыши на рабочем столе и выберите пункт «Панель управления Nvidia». Откроется новое окно, в котором вы сможете изменить графические настройки. Найдите пункт меню с названием «Настроить SLI, Physx».
    • Выберите «Максимальная производительность 3D» и выберите Применить.
    • Экран моргнет несколько раз, пока применяются настройки SLI. Вас спросят, хотите ли вы сохранить новые настройки.
    • Если в панели управления нет нужной функции, значит ваша система, скорее всего, не распознала одну, или несколько ваших карт. Откройте Диспетчер устройств в Панели управления и проверьте, все ли графические адаптеры присутствуют в списке Видеоадаптеров. Если ваших видеокарт нет в списке – проверьте соединение, а так же установленные драйверы.
  4. 4 Включите технологию SLI. Выберите пункт Изменить настройки 3D изображений в меню слева. В общих настройках пролистайте список вниз, пока не обнаружите параметр «Режим производительности SLI». Измените параметр с «Один графический процессор» на «Альтернативная обработка 2». Таким образом вы включите режим SLI для всех ваших приложений.
    • Вы можете сделать отдельные настройки для различных видеоигр, открыв вкладку Настройки приложений и выбрав «Режим производительности SLI».

Часть 3 из 3: Тестирование производительности

  1. 1 Проверьте количество кадров в секунду. Существует множество различных способов, чтобы узнать количество кадров в секунду, поэтому, вам будет необходимо выбрать самый подходящий из них. Количество кадров в секунду отлично покажет производительность вашей системы, а так же, правильно ли у вас все обрабатывается. Многие любители компьютерных игр добиваются производительности 60 кадров в секунду на высоких настройках.
  2. 2 Включите индикатор работы SLI. В панели управления Nvidia, откройте меню «Настройки 3D». Включите функцию «Отображать индикатор работы SLI». У вас появится полоска в левой части экрана.
    • Запустите вашу игру. Как только ваша игра будет запущена, вы увидите, как полоска изменится. Полоска станет выше – значит, производительность увеличилась, а значит, что видеокарты правильно работают в режиме SLI, улучшая отображение. Если полоска не слишком высокая, значит конфигурация SLI не сильно влияет на общую производительность.

Если судить по тестам современных адаптеров с двумя топовыми GPU (Radeon HD 7990, GeForce GTX 690) либо аналогичных конфигураций на базе отдельных карточек, технологии NVIDIA SLI и AMD CrossFireX в целом преодолели период мучительного взросления. Во многих играх двухпроцессорная система демонстрирует почти двукратное преимущество над таким же одиночным GPU, а в прочих вполне можно рассчитывать на бонус в пределах 50-70%. По крайней мере именно так обстоят дела среди игр категории ААА. Менее популярные игрушки обычно ускользают от внимания IT-изданий, и насколько хорошо их оптимизируют под SLI и CrossFireX, судить не беремся. Кроме того, в целом оптимистичную картину портят неудачи в отдельных играх, где либо производительность все-таки плохо масштабируется, либо разработчики питают пристрастие к одной из конкурирующих технологий, игнорируя другую.

В целом видеокарты с двумя GPU уже доказали право на существование на самом верху модельных рядов NVIDIA и AMD. Между тем разъемы SLI и CrossFireX теперь устанавливают даже на слабенькие по меркам геймеров адаптеры вроде Radeon HD 7770 и GeForce GTX 650 Ti BOOST. И каждый раз, когда в руки попадает очередная дешёвая видеокарта с поддержкой SLI или CrossFireX, возникает желание проверить — а как себя ведет пара таких малышек? С одной стороны, интерес чисто академический. Процессоры в геймерских видеокартах младшего эшелона по числу функциональных блоков представляют собой приблизительно половинки от топовых GPU. Вот вам еще один способ протестировать эффективность технологий, распараллеливающих вычислительную нагрузку между двумя GPU, — попытаться получить из двух половинок производительность, близкую к 100% результата топового процессора.

⇡ А оно нам надо?

Но попробуем найти в таком эксперименте и долю практической пользы. В теории тандем слабых видеокарт может стать более выгодной покупкой, чем один топовый адаптер. Старшими моделями AMD ныне являются бессменный Radeon HD 7970 и его разогнанный собрат HD 7970 GHz Edition. Среди продукции NVIDIA аналогичной парочкой можно считать GeForce GTX 680 и GTX 770. Ну а на роль их приблизительных половинок подходят Radeon HD 7790 и HD 7850 (для AMD), GTX 650 Ti BOOST и GTX 660 (для NVIDIA).

Сопоставим розничные цены этих моделей. Radeon HD 7790 со стандартным объемом памяти 1 Гбайт в московских интернет-магазинах можно купить за сумму от 4 100 рублей, HD 7850 2 Гбайт — за 4 800 рублей. В то же время Radeon HD 7970 продается по цене от 9 800 рублей, что лишь на 200 рублей дороже, чем пара HD 7850. Но вот HD 7970 GHz Edition уже трудно найти менее чем за 14 000 рублей.

Таким образом, CrossFireX на двух недорогих карточках AMD кажется сомнительной затеей хотя бы потому, что Radeon HD 7850, хоть и является половинкой HD 7970 по числу активных вычислительных блоков в GPU, существенно уступает последнему по тактовой частоте ядра и памяти. HD 7790 крутит процессор на частоте 1 ГГц, что отчасти компенсирует его более скромную конфигурацию по сравнению с HD 7850, но слабым местом HD 7790 является 128-битная шина памяти, а главное — её объем в 1 Гбайт, что обязательно скажется на производительности в тяжелых графических режимах (а именно для них мы и собираем такой тандем).

С точки зрения чистого эксперимента, не обремененного финансовыми соображениями, по конфигурации вычислительных блоков и частоты GPU совокупная мощь пары младших адаптеров AMD, способных работать в режиме CrossFireX (Radeon HD 7770 в расчет не берем, сборка из двух таких — это было бы совсем нелепо), немного не достает до флагманской отметки. Не будем забывать это обстоятельство, обсуждая результаты бенчмарков. Впрочем, в пользу пары HD 7850 играет 256-битная шина памяти — то, что NVIDIA не может предложить в этом ценовом сегменте.

Модель Radeon HD 7790 Radeon HD 7850 HD 7970 HD 7970 GHz Edition
Основные компоненты
GPU Bonaire Pitcairn Pro Tahiti XT Tahiti XT
Число транзисторов, млн 2080 2800 4313 4313
Техпроцесс, нм 28 28 28 28
1000/НД 860/НД 925/НД 1000/1050
Потоковые процессоры 896 1024 2048 2048
Текстурные блоки 56 64 128 128
ROP 16 32 32 32
GDDR5, 1024 GDDR5, 2048 GDDR5, 3072 GDDR5, 3072
Ширина шины памяти, бит 128 256 384 384
1500 (6000) 1200 (4800) 1375 (5500) 1500 (6000)
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 1 х DL DVI-I,
1 x HDMI 1.4a,
2 x Mini DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096х2160
85 130 250 250+
Средняя розничная цена, руб. 4 100 4 800 9 800 14 000

Расклад цен среди видеокарт NVIDIA более благоприятен для сборки тандема из двух SKU небольшой производительности по сравнению с единственным мощным адаптером. GeForce GTX 650 Ti BOOST можно купить по цене начиная с 5 200 рублей, GeForce GTX 660 — за 5 800 рублей. Обе — с двумя гигабайтами набортной памяти. В то же время цены на GeForce GTX 680 и новоприбывший GTX 770, который является фактически обновленной версией GTX 680, начинаются с 13 000 рублей. По спецификациям GTX 650 Ti BOOST — самый младший графический ускоритель в ассортименте NVIDIA, поддерживающий SLI, — соответствует половинке GTX 680 (GTX 770) и даже располагает большим числом ROP, только работает на более низких частотах. GTX 660, при равной с GTX 650 Ti BOOST частоте, более плотно укомплектован ядрами CUDA и текстурными блоками. Обе модели обременяет относительно узкая 192-битная шина памяти.

Модель GeForce GTX 650 Ti BOOST GeForce GTX 660 GTX 680 GTX 770
Основные компоненты
GPU GK106 GK106 GK104 GK104
Число транзисторов, млн 2 540 2 540 3 540 3 540
Техпроцесс, нм 28 28 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 980/1033 980/1033 1006/1058 1046/1085
Потоковые процессоры 768 960 1536 1536
Текстурные блоки 64 80 128 128
ROP 24 24 32 32
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 1024/2048 GDDR5, 2048 GDDR5, 2048 GDDR5, 2048
Ширина шины памяти, бит 1502 (6008) 1502 (6008) 1502 (6008) 1753 (7010)
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 192 192 256 256
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 1 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x HDMI 1.4a,
1 x DisplayPort 1.2
Макс. разрешение - - - -
Типичная потребляемая мощность, Вт 140 140 195 230
Средняя розничная цена, руб. 5 200 5 800 13 000 13 000

⇡ Обманчивые гигабайты

Существенную проблему в любых конфигурациях с множественными GPU составляет объем памяти видеоадаптеров. Дело в том, что ОЗУ индивидуальных видеокарт не складывается в один большой массив. Вместо этого их содержимое дублируется. Таким образом, даже если совокупная вычислительная способность двух «обрезанных» GPU сопоставима с мощью единственного флагманского ядра, тандем располагает кадровым буфером в размере памяти одной карты. А тяжелые графические режимы, знаете ли, бывают чрезвычайно требовательными к объему памяти. Возьмем игры, известные своей жаждой дополнительных мегабайтов, которые мы используем в качестве бенчмарков . Metro 2033 при разрешении 2560х1440 с максимальными настройками оккупирует до 1,5 Гбайт RAM, Far Cry 3 — 1,7, а Crysis 3 — почти 2 Гбайт.

Ну а поскольку именно для таких игр и таких настроек мы и готовы прибегнуть к столь странному решению, как две относительно бюджетные карты в конфигурации SLI/CrossFireX, то видеоадаптеры с объемом RAM меньше 2 Гбайт нам подходят плохо. В этом плане немного больше повезло продуктам NVIDIA, поскольку даже GeForce GTX 650 Ti BOOST, согласно официальным спецификациям, поставляется в разновидности с 2 Гбайт памяти, не говоря уж о GTX 660. Кроме того, даже GTX 680 имеет не больше памяти (только для GTX 770 допустимы версии с 4 Гбайт GDDR 5).

Radeon HD 7790 задуман как адаптер исключительно с 1 Гбайт памяти, хотя партнеры AMD и производят модели с удвоенным кадровым буфером по собственной инициативе. Версия HD 7850 с 1 Гбайт памяти в связи с появлением HD 7790, напротив, официально прекратила существование. И главное, флагман-то, Radeon HD 7970 GHz Edition, комплектуется 3 Гбайт памяти — в полтора раза больше, чем у «середнячков» от AMD.

А вообще — прекратим гадать. Честное слово, производительность сборки двух геймерских видеокарт средней категории в SLI или CrossFireX трудно предсказать на основании голой теории. Нужно тестировать, и мы готовы к любым неожиданностям. Но прежде чем перейти к практической работе, обсудим еще один аспект нашего экзотического проекта — энергопотребление. Если исходить из типичной мощности адаптеров AMD, тандем HD 7850 не должен потреблять намного больше энергии, чем единственный Radeon HD 7970: 2х130 против 250 Вт соответственно. Сборка HD 7790 еще более экономична: это дважды по 85 Вт.

Сопоставимые по производительности карты NVIDIA более прожорливы. GeForce GTX 650 Ti BOOST и GTX 660 обладают одинаковым TDP — 140 Вт. В паре такие адаптеры намного превосходят GeForce GTX 680 (195 Вт) и даже GTX 770 (230 Вт).

⇡ Участники тестирования

Наша задача — собрать четыре двухпроцессорные конфигурации: на базе GeForce GTX 650 Ti BOOST и GeForce GTX 660, с одной стороны, и на Radeon HD 7790 и HD 7850 — с другой, а затем сравнить их производительность с производительностью мощных адаптеров на одном GPU.

  • 2 x GeForce GTX 660 (980/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • 2 x GeForce GTX 650 Ti BOOST (980/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • 2 x Radeon HD 7850 (860/4800 МГц, 2 Гбайт)
  • 2 x Radeon HD 7790 (1000/6000 МГц, 1 Гбайт)

А эти модели были выбраны в качестве конкурентов:

  • AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/6000 МГц, 3 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7970 (925/5500 МГц, 3 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7950 (800/5000 МГц, 3 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 780 (863/6008 МГц, 3 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 770 (1046/7012 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 670 (915/6008 МГц, 2 Гбайт)

⇡ Участники тестирования, подробно

Большинство из карт в многопроцессорных сборках предоставлены для тестирования партнерами NVIDIA, и отличаются от адаптеров референсного дизайна по тактовым частотам. Для чистоты исследования их пришлось привести к референсным спецификациям. Впрочем, проявляя уважение к труду производителей, ниже кратко перечислим достоинства каждого из участников тестирования.

  • AMD Radeon HD 7850
  • ASUS GeForce GTX 650 Ti BOOST DirectCU II OC (GTX650TIB-DC2OC-2GD5)
  • ASUS Radeon HD 7790 DirectCU II OC (HD7790-DC2OC-1GD5)
  • Gainward GeForce GTX 650 Ti BOOST 2GB Golden Sample (426018336-2876)
  • GIGABYTE Radeon HD 7790 (GV-R779OC-1GD)
  • MSI GeForce GTX 660 (N660 TF 2GD5/OC)
  • ZOTAC GeForce GTX 660 (ZT-60901-10M)

ASUS GeForce GTX 650 Ti BOOST DirectCU II OC (GTX650TIB-DC2OC-2GD5)

ASUS прислала нам немного разогнанную версию GeForce GTX 650 Ti BOOST 2 Гбайт с базовой частотой ядра, увеличенной на 40 МГц по сравнению с референсной спецификацией. На плату установлена хорошо знакомая система охлаждения DirectCU II, которая включает тепловые трубки, напрямую контактирующие с кристаллом GPU. Отсюда и название DirectCU. Вот только, в отличие от более дорогих моделей, в кулере GTX 650 Ti BOOST теплотрубок всего две штуки, а не три.

Gainward GeForce GTX 650 Ti BOOST 2GB Golden Sample (426018336-2876)

Gainward также производит разогнанную версию GeForce GTX 650 Ti BOOST с тем отличием от реализации ASUS, что базовая частота GPU увеличена лишь на 26 МГц, зато есть прибавка в 100 МГц к результирующей частоте видеопамяти. Кулер видеокарты также принадлежит к открытому типу и содержит две медные теплотрубки.


MSI GeForce GTX 660 (N660 TF 2GD5/OC)

GeForce GTX 660 в исполнении MSI оснащен солидной системой охлаждения Twin Frozr III уже с тремя тепловыми трубками. Базовую тактовую частоту GPU производитель увеличил на 53 МГц относительно референсного значения, не коснувшись частоты видеопамяти.


ZOTAC GeForce GTX 660 (ZT-60901-10M)

Эта видеокарта уже засветилась на 3DNews в изначальном тестировании GeForce GTX 660. Имеется небольшой разгон графического процессора: с базовой частоты 980 до 993 МГц. Система охлаждения представляет собой конструкцию открытого типа с двумя тепловыми трубками и медной пластиной в основании.


AMD Radeon HD 7850

Это на сто процентов референсный видеоадаптер, предоставленный самой компанией AMD. Соответственно, частоты ядра и памяти с точностью до мегагерца соответствуют эталонным. В отличие от всех остальных участников тестирования, референсный Radeon HD 7850 оснащен турбинным кулером. Радиатор имеет медную подошву и пронизан тремя тепловыми трубками.


ASUS Radeon HD 7790 DirectCU II OC (HD7790-DC2OC-1GD5)

Оверклокерская версия Radeon HD 7790 от ASUS разогнана на 75 МГц по частоте процессора и на 400 МГц — по видеопамяти. В целом GPU производства AMD допускают больший заводской разгон по сравнению с аналогами от NVIDIA. Система охлаждения карты аналогична таковой у вышеописанного ASUS GeForce GTX 650 Ti BOOST DirectCU II OC. Это упрощенный вариант кулера DirectCU II с двумя тепловыми трубками, прижатыми к кристаллу GPU.


GIGABYTE Radeon HD 7790 (GV-R779OC-1GD)

Эта карточка по конфигурации похожа на Radeon HD 7990 от ASUS: GPU работает на такой же частоте 1075 МГц, а вот частота памяти оставлена на уровне стандартных 6000 МГц. Кулер представляет собой простейшую конструкцию, образованную цельным алюминиевым радиатором и большой вертушкой. Ни теплотрубками, ни дополнительной металлической подошвой радиатора адаптер GIGABYTE похвастаться не может.


Теоретическая производительность современных видеокарт достигает одного триллиона операций с плавающей запятой в секунду. Это в десятки раз больше, чем у самых быстрых четырехъядерных процессоров... Увы, но компьютерным играм на теоретическую скорость наплевать. Прожорливые игры вроде Crysis заставляют молить о пощаде даже самые выдающиеся видеоадаптеры современности. И здесь на помощь приходят технологии NVIDIA SLI и ATI CrossFire , позволяющие использовать сразу две и более видеокарт.

NVIDIA SLI

Легендарная Voodoo 2. Именно на ней была впервые опробована технология SLI.

Различные вариации соединительных мостов для SLI.

Аббревиатура SLI появилась около 10 лет назад. Именно тогда компания 3dfx обнародовала технологию под названием Scan Line Interleaving , что в переводе означало «чересстрочное сканирование кадров». Первым устройством с поддержкой SLI стал легендарный 3D-ускоритель Voodoo 2 . Это была отдельная плата с интерфейсом PCI и двумя разъемами: к первому подключали монитор, а ко второму — специальный кабель, соединяющий Voodoo 2 с уже имеющейся в компьютере видеокартой. При работе в двумерных приложениях ускоритель простаивал и просто передавал сигнал от видеокарты к монитору. Зато при запуске трехмерных игр Voodoo 2 брал на себя всю обработку графики. Чтобы собрать SLI-систему, надо было установить второй ускоритель и подключить его к первому. В итоге получалось нагромождение плат, занимающее три разъема PCI, ведь ни AGP, ни тем более PCIe х16 тогда не было.

Принцип работы подобного SLI предельно прост: два ускорителя поочередно вычисляли строки изображения, то есть одна плата просчитывала четные строки, другая — нечетные. Что и говорить, технология для того времени была революционная, да и сам Voodoo 2 был очень удачным ускорителем. К сожалению, через пару лет дела 3dfx стали совсем плохи, и компанию вместе со всеми ее разработками купила NVIDIA. Для SLI наступил длительный период затишья.

Возвращение SLI состоялось в 2004 году, во многом благодаря появлению интерфейса PCIe х16. Он обеспечивал необходимую пропускную способность, а в системе могло быть два разъема PCIe х16. Изменилась расшифровка аббревиатуры SLI: отныне она означала Scalable Link Interface — «масштабируемый интерфейс соединения».

Типичная SLI-конфигурация.

Принцип работы алгоритма Split Frame Rendering.

Алгоритмы SLI также претерпели изменения. Вместо чересстрочного построения кадров NVIDIA предложила использовать два новых метода на выбор. Первый именуется Split Frame Rendering (SFR): изображение делится на две части, каждая из которых обрабатывается отдельной видеокартой. Пропорции частей могут изменяться в зависимости от степени нагрузки на каждую из плат. Допустим, в нижней части кадра располагается множество сложных объектов, а в верхней — только текстура неба. Тогда видеоадаптер, обрабатывающий верхнюю часть сцены, возьмет на себя большую часть кадра. К сожалению, при работе в режиме SFR обе платы вынуждены обрабатывать геометрию всего кадра целиком, что не самым благотворным образом сказывается на производительности.

Второй алгоритм называется Alternate Frame Rendering (AFR). При его включении видеокарты начинают обрабатывать кадры поочередно: одной достаются четные, другой — нечетные. В режиме AFR каждая плата просчитывает геометрию своего кадра, и, по идее, производительность здесь должна быть выше, чем в случае SFR. Однако в динамичных сценах, насыщенных резкими сменами кадров, при использовании AFR появляются неприятные рывки. Проблема в неравномерности загрузки: видеокарта, которая быстро справилась со своей сценой, вынуждена простаивать в ожидании, пока вторая плата справится со своим кадром. Из-за этого режим SFR даже при меньшем среднем числе кадров в секунду нередко обеспечивает более комфортный уровень игры. Просто за счет плавности.

Для построения современной системы NVIDIA SLI необходимы следующие компоненты.

    Две одинаковые видеокарты от NVIDIA семейства GeForce 7000 или GeForce 8000 . Существуют и более древние видеоадаптеры с поддержкой SLI, но сегодня они не актуальны. Откровенно офисные модели, вроде GeForce 7200 GS , в учет также не берем. Технология в ее нынешнем виде позволяет использовать две видеокарты от разных производителей и с разными частотами ядра или памяти (они автоматически уравняются). Версии BIOS также могут отличаться.

    Соединительный мостик . Обычно он входит в комплект поставки материнской платы. Если вам вдруг захочется организовать SLI на базе двух GeForce 7100 GS или GeForce 7300 GT/GS/LE , то соединительный мостик не понадобится — видеокарты будут объединены на программном уровне.

    Материнская плата на одном из чипсетов NVIDIA nForce с двумя разъемами PCIe х16. Платы для SLI отличаются друг от друга режимами работы графических разъемов. Существуют схемы «х8+х8» и «х16+х16»: в первом случае к каждому из разъемов PCIe х16 подводится по 8 линий PCIe, во втором — по 16. На сегодняшний день большинству графических тандемов достаточно платы, поддерживающей SLI в режиме «х8+х8». Однако при использовании флагманских видеокарт лучше отдать предпочтение модели с полноценными разъемами PCIe х16. Так вы обеспечите себя небольшой добавкой по скорости.

Чипсеты с поддержкой SLI
Название Схема работы разъемов PCIe
NVIDIA nForce 4 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 4 SLI X16 х16+х16
NVIDIA nForce4 SLI XE х8+х8
NVIDIA nForce 500 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 570 SLI х8+х8
NVIDIA nForce 590 SLI х16+х16
NVIDIA nForce 650i SLI х8+х8
NVIDIA nForce 680i SLI х16+х8+х16
NVIDIA nForce 680a SLI х16+х8+х16+х8
NVIDIA nForce 750i SLI х8+х8
NVIDIA nForce 780i SLI х16+х16+х16

ATI CrossFire

Видеокарта RAGE FURY MAXX — первый эксперимент ATI по объединению двух графических чипов.

Технология CrossFire была представлена миру в сентябре 2005 года. Однако это не первый случай, когда в одной системе использовалась пара графических чипов ATI . В конце прошлого века появилась видеокарта RAGE FURY MAXX , которая вмещала в себя сразу два чипа RAGE 128 PRO . Она обеспечивала высокую производительность в играх, но из-за ряда аппаратных и программных ошибок так и не стала популярной.

Режим SuperTiling — эксклюзив компании AMD.

Современные графические тандемы ATI поддерживают три режима работы: уже упомянутый Alternate Frame Rendering, Scissors («ножницы») — точную копию режима Split Frame Rendering от NVIDIA, и SuperTiling , который действительно интересен. При использовании последнего алгоритма кадр разбивается на множество квадратов с размерами 32 на 32 пикселя. Нагляднее всего это можно представить на примере шахматной доски: белые квадраты обрабатывает одна видеокарта, а черные — другая. Нагрузка между платами распределяется равномерно, но, как и в случае с SFR/Scissors, каждый видеоадаптер должен просчитывать геометрию всего кадра целиком. При запуске игры драйвер Catalyst автоматически выбирает один из трех режимов работы, который, по его мнению, лучше всего подходит для данного приложения.

На ранних этапах развития CrossFire собрать связку из двух одинаковых плат было невозможно. Требовалась одна обычная видеокарта, а другая — из той же серии, но с дополнительным чипом Compositing Engine . Модели Radeon , предназначенные для режима CrossFire, назывались мастер-картами, а к их именам добавлялась приставка CF . Для соединения двух видеокарт между собой использовали специальный внешний Y-образный кабель, состоявший из двух разъемов DVI-I («мама» и «папа») и одного DMS-59. Надо ли говорить, что композиция из пары плат и кабеля, болтающегося позади системного блока, была далека от совершенства?

Принцип работы Alternate Frame Rendering на примере Radeon.

Шло время, и технология активно развивалась. Компания ATI предложила программную версию CrossFire, при использовании которой не требовалось наличие соединительных кабелей — видеокарты обменивались информацией через разъемы PCIe х16. Впервые программное соединение было опробовано на младших моделях Radeon, а уже потом на более мощных видеокартах. Современные платы ATI (а точнее, уже AMD), как и платы NVIDIA, связываются при помощи специальных мостиков.

Технология CrossFire очень демократична в плане выбора видеокарт: подходят любые две модели со схожей архитектурой. Например, можно объединить видеокарты Radeon HD 2600 Pro и Radeon HD 2600 XT . Но тут есть один момент: характеристики более мощного видеоадаптера будут понижены до значений более слабого. В случае нашего примера мы получим CrossFire-систему как бы на двух Radeon HD 2600 Pro.

Чипсеты, совместимые с CrossFire, выпускают не только AMD, но и Intel. Однако из всех наборов микросхем Intel один лишь Х38 может похвастаться официальной поддержкой этой технологии в режиме «х16+х16». На остальных платах CrossFire работает по схеме «х16+х4». Вообще, разница между режимами минимальна. Если вы не планируете устанавливать рекордов быстродействия, то и особой потребности в двух полноценных PCIe х16 нет. На чипсетах AMD графические разъемы работают в симметричных режимах «х8+х8» или «х16+х16». Исключение составляет лишь AMD 570X .

Чипсеты с поддержкой CrossFire
Название Схема работы разъемов PCIe
ATI CrossFire Xpress 1600 х8+х8
ATI CrossFire Xpress 3200 х16+х16
AMD 480X х8+х8
AMD 570X х16+х8
AMD 580X х16+х16
AMD 790X х8+х8
AMD 790FX х16+х16
Intel 975X х16+х4
Intel P965 х16+х4
Intel P35 х16+х4
Intel X38 х16+х16

Нашествие гибридов

Компании AMD и NVIDIA активно продвигают идею объединения обычной видеокарты и встроенного графического ядра материнской платы. Соответствующие технологии называются Hybrid CrossFire и Hybrid SLI .

Встроенная графика никогда не отличалась выдающимися скоростями работы, так что не стоит надеяться на серьезный прирост быстродействия от использования «гибридов». Да и то почувствовать этот прирост смогут лишь обладатели недорогих видеоадаптеров. Кстати, именно младшие модели видеокарт должны первыми обеспечить поддержку технологий.

Главный плюс от использования «гибридов» связан с экономией электроэнергии. Когда компьютер работает с двумерной графикой, всем заправляет встроенное ядро. Зато в играх к нему сразу присоединится основная видеокарта.

По прогнозам, официальные анонсы Hybrid SLI и Hybrid CrossFire должны состояться уже этой весной.

Когда тандема не достаточно

Связка 3-Way SLI — выбор для самых отчаянных энтузиастов.

Связка из двух видеокарт может значительно повысить производительность системы. Однако бывают случаи, когда и такого быстродействия мало. И вот в конце прошлого года NVIDIA представила новую версию SLI, позволяющую объединять сразу три видеокарты. Технология получила название 3-way SLI .

На данный момент тройную версию SLI поддерживают лишь две модели видеокарт: GeForce 8800 GTX и GeForce 8800 Ultra . Причина такой дискриминации в том, что только у этих видеоадаптеров есть по два разъема для подключения SLI-мостов. Сам мостик нестандартный: на нем не два, а целых шесть разъемов. Кстати, теоретически видеокарты можно соединить и при помощи трех обычных мостов: двух жестких и одного гибкого.

Современная плата с четырьмя разъемами PCIe х16 и поддержкой технологии CrossFire X.

Для сборки системы 3-way SLI понадобится материнская плата, основанная на наборе системной логики NVIDIA и оснащенная тремя разъемами PCIe х16. Речь идет о моделях на базе чипсетов nForce 680i SLI и nForce 780i SLI . Также настоятельно рекомендуется процессор помощнее, а еще лучше — самый мощный. На данный момент таковым можно считать Intel Core 2 Extreme QX9770 . Надо заметить, что из всех SLI-совместимых материнских плат этот процессор дружит только с моделями на чипсете nForce 780i SLI.

Что касается прироста производительности, то тут все зависит от конкретного приложения. Как показывает практика, при наличии быстрого процессора преимущество от использования трех видеокарт в сравнении с двумя может достигать 30-35%. Однако все свои преимущества технология раскрывает только на очень больших разрешениях (1920х1200 и выше) с высокими настройками фильтрации и сглаживания. Оно и понятно: вряд ли владелец системы с 3-way SLI будет запускать игры в разрешении 1280х1024 со стандартными опциями качества.

Конкурент в лице AMD не дремлет. Компания достаточно давно разрабатывает CrossFire X — свой ответ на 3-way SLI. В планах AMD значится выпуск драйвера, который позволит объединять в одной системе не только три, но и четыре видеокарты. Для соединения между собой видеоадаптеры будут использовать те же самые гибкие мостики, что и в случае классического CrossFire.

Материнские платы с четырьмя графическими разъемами уже не редкость — все благодаря чипсету AMD 790FX . Платы на его основе обеспечивают два полноценных интерфейса PCIe х16 для обычного CrossFire. При добавлении третьей или четвертой видеокарты разъемы автоматически переключаются в режим х8. 790FX поддерживает исключительно процессоры AMD, но поклонникам Intel не стоит отчаиваться. Ряд компаний (к примеру, MSI или ASUS) продают материнские платы с четырьмя графическими разъемами, но основанные на наборе системной логики Intel X38. Далеко не факт, что драйвер CrossFire Х будет обеспечивать поддержку технологии на подобных платах, но и препятствий для этого нет.



Если сравнивать технологии SLI и CrossFire в лоб, то творение NVIDIA выглядит мощнее. Но и времена, когда CrossFire была откровенно слабее конкурента, уже стали уделом прошлого. Правда, проблем, связанных с использованием графического тандема, у NVIDIA все же поменьше.

Насколько целесообразно собирать систему с двумя видеокартами? Во-первых, надо понимать, что SLI и CrossFire — это не панацея. Если ПК плохо сбалансирован, а в роли «бутылочного горлышка» выступает процессор или оперативная память, то графический тандем слабо повлияет на производительность. Во-вторых, две видеокарты потребляют много энергии и выделяют много тепла. Поэтому перед сборкой следует обзавестись просторным корпусом и мощным качественным блоком питания. В-третьих, обе технологии сильно зависят от оптимизации драйверов и игр. Сложно предугадать, насколько увеличится быстродействие в том или ином приложении от использования второй видеокарты. Иногда прирост может вообще отсутствовать.

Есть ли смысл собирать тандем из двух плат среднего ценового сегмента? Все зависит от конкретной ситуации, но в большинстве случаев покупка одной более мощной видеокарты выглядит разумнее. Не потребуется дорогая материнская плата, да и проблем с эксплуатацией будет меньше.

Таблица совместимости для видеокарт AMD
Первая видеокарта Вторая видеокарта Тип соединения
Radeon HD 3870 Radeon HD 3870, HD 3850 Внутреннее
Radeon HD 3850 Radeon HD 3850, HD 3870 Внутреннее
Radeon HD 2900 XT Radeon HD 2900 XT, HD 2900 Pro Внутреннее
Radeon HD 2900 Pro Radeon HD 2900 Pro, HD 2900 XT Внутреннее
Radeon HD 2900 GT Radeon HD 2900 GT Внутреннее
Radeon HD 2600 XT Radeon HD 2600 XT, HD 2600 Pro Внутреннее
Radeon HD 2600 Pro Radeon HD 2600 Pro, HD 2600 XT Внутреннее
Radeon HD 2400 XT Radeon HD 2400 XT, HD 2400 Pro Внутреннее
Radeon HD 2400 Pro Radeon HD 2400 Pro, HD 2400 XT Внутреннее
Radeon X1950 CF Radeon X1950 XTX, X1950 CF, X1900 CF, X1900 XTX, X1900 XT Внешнее
Radeon X1900 CF Radeon X1900XT, X1950 CF, X1950 XTX, X1900 CF, X1900 XTX Внешнее
Radeon X1950 PRO Radeon X1950 PRO Внутреннее
Radeon X1900 GT Radeon X1900 GT Программный режим
Radeon X1800 CF Radeon X1800 XT, X1800 CF, X1800 XL, X1800 GTO Внешнее
Radeon X1650 XT Radeon X1650 XT Внутреннее
Radeon X1650 PRO Radeon X1650 PRO Программный режим
Radeon X1600 XT Radeon X1600 XT Программный режим
Radeon X1600 PRO Radeon X1600 PRO Программный режим
Radeon X1300 XT Radeon X1300 XT Программный режим
Radeon X1300 PRO Radeon X1300 PRO Программный режим
Radeon X1300 Radeon X1300 Программный режим

Новые стандарты качества

Схема работы алгоритма Super AA.

SLI и CrossFire можно использовать не только для повышения быстродействия системы, но и для улучшения качества картинки. Речь идет о режимах сглаживания SLI AA (для видеокарт GeForce) и Super AA (для Radeon).

При включении SLI AA каждая из видеокарт полностью обрабатывает один и тот же кадр, но с разными шаблонами полноэкранного сглаживания. После этого кадры накладываются друг на друга и происходит усреднение цветов соответствующих пикселей. Таким образом, качество сглаживания удваивается. Доступные режимы SLI AA: х8, х16 и х32.

Метод Super AA работает по тому же принципу, что и разработка NVIDIA. Отличие заключается лишь в доступных режимах сглаживания: 8х, 10х, 12х и 14х. Режимы 8х и 12х представляют собой соответственно «удвоенные» версии 4-кратного и 6-кратного multisampling, в режимах 10х и 14х к multisampling добавляется 2-кратный supersampling.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: