Общие характеристики и критерии информационного общества. Информационное общество, его характеристики

Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для её хранения, использования, распределения. Информация в таком обществе быстро и легко распространяется согласно требованиям заинтересованных в ней людей либо организаций и подаётся в привычной для всех форме. Информация и услуги, связанные с её доставкой, должны быть как можно более дёшевы, потому что общество становится информационным, только если информация доступна всем. Здесь будут рассматриваться плюсы и минусы информационного общества.

Движущая сила

Как избавить людей от рутины в процессе производства, как обеспечить должный уровень автоматизации в обработке информации в социальной и производственной сферах? Здесь панацея - компьютеризация. прогресса японцы, например, считают производство отнюдь не материального, а как раз информационного продукта. Инновации, дизайн и маркетинг сделают продукт более ёмким информационно. Плюсы и минусы информационного общества при данной постановке вопроса видны невооружённым глазом.

В плюс пойдёт изменение не только производства, но и всего уклада с системой ценностей в плане увеличения значимости культурного досуга. В отличие от индустриального общества, где целями являются потребление и производство, информационное общество предлагает к употреблению интеллект, то есть - знания, и большинство работающих занято сбором, хранением и распределением их. Это плюсы. И минусы информационного общества вытекают отсюда же - меньшинство работающих, занимающихся созданием материальных, а не интеллектуальных ценностей, попросту не сможет всех "думающих" прокормить, одеть, обуть и обустроить на жительство.

Материальная база

Естественно, применяя интеллект, материальные ценности создавать легче. И это плюс. Но жизнь показывает, что современные материальные ценности становятся всё ближе к одноразовым, загрязняя окружающую среду и заставляя людей гораздо больше времени тратить на замену износившегося. И это огромный минус. Технологической и материальной базой становятся различные системы компьютерных сетей и техники, информационные связи.

Информационное общество, плюсы и минусы его в реальной практике - дело нескольких лет. Уже в двадцатом веке созданное теоретиками стало зримой картиной ближайшего будущего. Прогнозы таковы: мировое пространство превращается в компьютеризированное единое информационное сообщество, люди проживают в домах с электронной начинкой: всевозможными приборами и устройствами.

Приближение к будущему

Пример - "Умный дом", и это не фантастика. Уже в Москве используется комплексная система управления всей инженерией современного здания, автоматизация всех операций. Решения не только высокотехнологичны, но и с достаточно высоким эстетическим уровнем.

Здесь настройка, контроль и дистанционное управление осветительными приборами, а также климатом и вентиляцией, аудио-видео-телевидение-видеонаблюдение управляются голосом или жестом, охранная и пожарная сигнализации определяют возможность аварийной ситуации и контролируют всю систему самостоятельно, все электрические приводы автоматизированы системой датчиков и сенсорных панелей.

Плюсы и минусы информационного общества и здесь вычисляются легко. Плюс - жить становится удобнее, минус - последствия выхода из строя хотя бы одного компьютера могут быть необратимыми, что мы уже время от времени наблюдаем с авиалиниями любых, даже самых технологически высоко оснащённых стран. Также процветает хакерство, взлом банковских и даже оборонных данных целых стран, что способствует росту терроризма в мире. На этом фоне о взломах сайтов с личными данными граждан с целью шантажа или нанесения вреда репутации можно не вспоминать. Таковы характерные черты информационного общества.

Плюсы и минусы

Мы вплотную подходим к построению общества нового типа, поэтому необходимо точно вычислить, чем этот путь человечество обрадует, а чем грозит. Плюсы и минусы информационного общества таблица покажет наглядно:

Плюсы построения информационного общества Минусы построения информационного общества
1. Преодоление сглаживание противоречий между информационным морем и информационным недостатком. 1. Увеличивающееся влияние на общество любых средств массовой информации - даже недоброкачественных.
2. Обеспечение приоритета информации сравнительно с другими ресурсами. 2. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей, производя зачастую разрушительные действия, нарушается деятельность организаций.
3. Главенствующая форма развития - информационная экономика. 3. Не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.

4. Основой общества должны быть автоматизированные генерация, обработка, хранение и использование всевозможных знаний посредством новейших информационных технологий и техники.

4. Большинство людей с трудом адаптируются в информационном обществе.
5. Информационная технология глобального характера, охватывающая все сферы деятельности человека. 5. Трудности в нейтрализации опасности разрыва между потребителями и "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой и распределением информационных технологий).
6. Формирование информационного единства человеческой цивилизации. 6. Нет достаточно актуальных разработок информационного права и информационной защиты.
7. Посредством информатики реализация свободного доступа каждого человека к ресурсам информации всей цивилизации. 7. Угроза нарушения конфиденциальности информационных данных.
8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и контроль над воздействием на окружающую среду. 8. Не обеспечена должным образом безопасность личного информационного пространства.

Деятельность людей направлена главным образом на обработку информации, всё материальное производство, а также производство энергии должно быть возложено на машины. Процесс этот идёт полным ходом: уже в 1980 году в США кардинально поменялись доли занятости людей: на сельское хозяйство пришлось только 3% всех работающих, в промышленном производстве - 20%, около 30% работающих людей занимались сферой обслуживания, а 48% - занимались созданием информационных средств и непосредственно работали с ними. Так что плюсы и минусы открытого информационного общества - реальность, требующая планомерного изучения.

Средство конкурентной борьбы

Информацию как промышленный продукт начали рассматривать ещё в шестидесятых годах прошлого века сначала в Америке, затем в СССР, с предложениями концепции безбумажной организации сфер управления. Но активнее других распорядились японцы. Они грамотно использовали плюсы и минусы информационного общества. Таблица, предложенная выше, не вполне отвечает японскому уровню технологий двадцатилетней давности: безопасность в Японии обеспечивалась неплохо, и адаптация людей в компьютеризированном пространстве прошла быстро и довольно гладко.

Именно они стали самыми ревностными пропагандистами идей промышленного использования информации. Впоследствии блестяще управлялись на мировом рынке, раз за разом выигрывая конкурентную борьбу за счёт японских приборов, вычислительных машин и прочих систем, которые создают техносферу. Поэтому они очень долго удерживали лидерство в этой области. Плюсы и минусы становления информационного общества японцам удалось учесть и обойти почти все подводные камни этого плавания в рукотворно созданном информационном море.

Каковы реалии информационного общества

Нет причин ждать каких-либо кардинальных перемен в социальных структурах после перехода в информационное общество. Плюсы и минусы уравновешивают это сооружение. Расслоение людей на обеспеченных и бедных останется практически в тех же пропорциях, поскольку мера пользования плодами трудов останется различной. Несмотря на дифференцированность сферы виртуальных услуг, будут услуги более важные (дорогостоящие) и менее - по возможностям каждого члена нового общества. Это, разумеется, не пойдёт в плюсы. И минусы современного информационного общества тут не кончаются.

Проблемы встанут и в доступе к той информации, которая принадлежит не одной какой-то стране, а нескольким или всему человечеству, - например, касающейся космоса. Банки данных о различных отраслях сельского хозяйства и промышленности, о покупательсткой потенции и потенциальных продавцах - тайны за семью печатями, принадлежащие и составляющие богатство отдельных бирж и прочих брокерских контор, которые занимаются перераспределением товара. Но более всего страдает именно отдельный человек в информационном обществе. Плюсы и минусы тут не равновесны. Но это тема отдельной статьи, ибо лавина виртуальных данных снесла уже многих.

Работа на дому - дефицит общения

Удельный вес надомного труда - одна из важных особенностей информационного общества. В индустриальном индивидуальный труд был на грани исчезновения. позволяют многим специалистам работать, не выходя из дома. Это неизбежная реальность ближайшего будущего. В США уже сейчас 27 миллионов работающих на дому, треть всех современных фирм широко используют удалённую занятость.

Огромные подвижки идут в сфере образования, научной деятельности. Обмен результатами в сетях происходит мгновенно, нет зависимости от полиграфии - всё это ускоряет темпы научных исследований. Информатика играет огромную роль в организации производств, технологиях, сейчас она стала важна не менее, чем все инженерные науки, химия, физика и другие в индустриальном обществе.

Ближе всех к построению такого общества стоят информационно-индустриальные страны: Англия, Япония, США, Германия и другие. Там много инвестируют в индустрию информации, компьютерные системы и телекоммуникации. Какие плюсы и минусы несет информационное общество своим членам, эти страны знают уже не понаслышке.

Позитив и негатив

Свободный доступ к любой информации, кроме личной и корпоративной, - это хорошо. Но плохо то, что вместе с нужной и полезной информацией нас буквально сносит потоком ненужной, зачастую безнравственной, навязываемой человеку прямо с детства. Плюсы и минусы информационного общества кратко формулируются как излишняя свобода доступа с побочным эффектом в виде ущерба духовности.

Создана великолепная индустрия развлечений, досуга, спорта, туризма, человек может расслабиться, отвлечься от работы, отдохнуть, восполнить духовные силы, и это тоже можно отнести к плюсам. Минус - невостребованность духовного потенциала в силу опрощения человеческих потребностей посредством коммуникаций, поэтому чаще всего из богатейшего арсенала услуг выбирается просмотр телепередач или игры на компьютере. Впрочем, так же часто этот выбор обусловлен финансовой несостоятельностью. Во всяком случае, это реальность.

Телевидение и персональные компьютеры

Каковы плюсы и минусы информационного общества, лучше всего демонстрирует телевидение. С его помощью создаются памятники, шедевры культуры. Но также - реклама и спам. Велико также количество поп- и рок-концертов, "мыльных" сериалов, где гарантированы прибыли, опять-таки в большой степени опрощается человеческая личность, общество становится всё менее нравственным и культурным.

Система среднего и высшего образования стала шире использовать базы данных, словари, справочники, поскольку процесс работы с ними значительно упростился. Появилась возможность получать дистанционное образование. Много фильмов и передач, носящих обучающий характер. Это в плюсы. И минусы информационного общества здесь тоже немалые: учащиеся и студенты разбалованы доступностью информации, привыкли рассчитывать на чужие идеи, списывают из интернета и ничего своего зачастую не создают. Такого плана мыслительная леность может привести к тому, что наука не найдёт своих исследователей и изобретателей.

Духовность и творчество

Характерные черты информационного общества, плюсы и минусы их прекрасно видны на влиянии СМИ в среде подрастающего поколения. Должны (да и пытаются) формироваться эстетические вкусы, идёт популяризация стереотипов поведения, моды на музыку, на одежду. Подаются духовности, преимуществ семейного образа жизни. И рядом, если не вместе, - раскручивание "звёзд", антигероев с рекламой противоположных стандартов существования, часто не традиционных для нашей страны и остального христианского мира.

Характерные черты информационного общества - плюсы и минусы его. Это возможность для творчества и леность, когда больше нравится наблюдать, чем жить, воспитанная СМИ в людях, и компенсация за не свершённый акт творчества в виде жестоких зрелищ. Вместо творчества зачастую выбираются секс и наркотики - то, что доступнее. Очень хороши возможности общения без границ: помимо знакомств на работе или учёбе появляются "френды" в блогах со всех концов света. Минус - частые случаи мошенничества, общение на безнравственной почве, всё это ожесточает и развращает молодёжь.

Итак, главное: способность к развитию свобод, которое даёт информационное общество, против появления человечества-серой массы. Выбор за человечеством.

31. Характерные черты информационного общества.

1. решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

2. обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития станет информационная экономика;
3. в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

4. информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

5. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

6. с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

7. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Некоторые характерные черты информационного общества:

1. Объемы информации возрастут и человек будет привлекать для ее обработки и хранения специальные технические средства.

В информационном обществе людям и коллективам, прежде чем пред-принять какое-либо действие или принять решение, необходимо провести работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обрабо-тать. Он привлекает для этого специальные технические средства.

2. Неизбежно использование компьютеров.

В информационном обществе использование компьютеров неизбежно. Это обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автомати-зирует обработку информации.

3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.

Во второй половине XX века произошел переход людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Появился новый социальный слой, который называют «белые воротнички» — люди, не про-изводящие непосредственно материальные ценности, а занятые обработ-кой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.). Материальный продукт станет более «информационно емким». Его стои-мость будет зависеть от инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.

Увеличится количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.

5. Произойдет переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.

Растет время «проведенное» в Интернете, где можно путешествовать по образовательным сайтам, виртуальным музеям, читать литературу и т.д. Большой популярностью пользуются социальные сети, «чаты» и служба ICQ, которые позволяют общаться с людьми на расстоянии и режиме реального времени.

6. Быстрыми темпами развивается компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.

Сеть Интернет разрастается на 10-15% в месяц и число ее пользователей
приближается к 200 миллионам человек (возможно, что это устаревшие данные, так как количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти данные приводятся). Информационные технологии универсализируются, чему способствует использова-ние современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств — компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д.

7. У людей дома появились всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.8. Производством энергии и материальных продуктов заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.9. Появляется и развивается рынок информационных услуг. Информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать.

Информатизация общества — это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).

Характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития является информационная экономика;

В основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;

Внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения);

Создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме

Информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

Обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Главной составной частью информационного общества является Интернет. Эта компьютерная сеть ломает границы, что обеспечивает бесперебойное распространение информации в огромных масштабах, порождает преступность, деятельность которой приводит к триллионным убыткам. Интернет постепенно вытесняет газеты и журналы, причем этот процесс быстрыми темпами идет к завершению. Следующими на очереди являются телевидение и радио. Полностью заменить собой все средства накопления и передачи информации Интернет, конечно, не сможет, однако в ближайшие десять лет он займет ведущее место. Основной причиной такого влияния Интернета является не только скорость и объемы распространяемой информации, но и независимость сети от постороннего вмешательства, ее полная демократичность. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой идеальное представление человечества об обществе, которое значительно отличается от реального мира.

^ Наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:

Возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

Возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

Усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

Увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

Усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

Может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» - людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» - людей с низкой информационной культурой.

Интенсивное развитие информационных технологий приводит к появлению новых угроз национальной безопасности

Информационный неоколониализм - с помощью информационных каналов народам развивающихся и постсоциалистических стран навязываются не только товары и услуги, но и ценности западного общества.

Общество определяется как совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество нахо­дится в процессе закономерного изменения и развития. Обще­ство имеет определенную прогрессивную направленность, ос­нованную на постоянном притоке, генерации и перераспреде­лении информации.

Для объективного анализа исследуемой проблемы целесооб­разно рассмотреть социально-политические, социально-экономи­ческие и технические аспекты развития общества на современном этапе, которые влияют как на жизнедеятельность человека в це­лом, так и на развитие системы образования в частности.

Качественные изменения в экономической, социально-поли­тической и духовной сферах общественной жизни, обусловлен­ные интенсивным развитием и использованием современных ин­формационно-коммуникационных технологий, обозначили дви­жение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития - информационному обществу.

В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства, российское общество стол­кнулось с необходимостью решения комплекса глобальных проб­лем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая пронизывает все сферы жизни человека.

Основными чертами нового информационного общества явля­ются его информатизация, создание новых интеллектуальных тех­нологий, ускорение темпов развития техники, превращение ин­формации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные фак­торы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социаль­ной системы, трансформации среды, под влиянием которой ме­няется личность.

В 1920-е гг. О.Шпенглер провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего ему на смену. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении инфор­мации в главный товар выдвинул американский ученый эконо­мист Ф. Махлуп.

Таким образом, исследования в области информатизации но­вого общества приобрели актуальность уже в 1950-1970-е гг., когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. В связи с этим проблема суще­ствования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных иссле­дованиях.

Как показал анализ научной литературы по данному вопросу, большинство исследователей рассматривали особенности совре­менного общества в основном одноаспектно - с гуманитарной, экономической, политической или социальной точек зрения. Та­кое отношение породило огромное число различных названий и определений. Так, Дж.Литхайм назвал новое общество буржуаз­ным, Р.Дарендорф - посткапиталистическим, Г. Кан - пост­экономическим, К. Боулдинг - постцивилизационным, Л. Этци-они - постмодернистским, С.Алстром - постпротестантским, Р.Сейденберг - постисторическим, а Р.Барнет предложил тер­мин «постнефтяное общество». При детальном рассмотрении ста­новится очевидным, что большинство этих определений прибли­жается к понятию «постиндустриальное общество» (Д. Белл, США, 1950-е гг.). Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т.е. «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то глобального переворота в технике и в созна­нии людей. Все эти определения отталкиваются от уже достигну­того, однако принципиально новое общество, в котором одно­временно проявляется преемственность и присущая ему новизна, О. Тоффлер называет информационным обществом.



По мнению Ж.Эллюля, одной из основных проблем нового общества является опасность появления информатизированно-бюрократической машины. При этом Ж. Эллюль указывает, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибер­нетизации*.

Существует концепция исключительности наступающей эпо­хи, в которой информация будет основной экономической цен­ностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру (Г. Кан, Т. Стоуньер).

* Эмюлъ Ж. Политическая иллюзия / пер. с фр. В.В.Лазарева. - М.: МОТА BENE, 2003. - 432 с.

Таким образом, информационное общество - это новая исто­рическая фаза развития цивилизации, в которой главными про­дуктами производства являются информация и знания. Это новое общество характеризуется следующими отличительными чертами:

Повышение роли информации и знаний в жизни общества;

Возрастание доли информационных коммуникаций, продук­тов и услуг в валовом внутреннем продукте;

Создание глобального информационного пространства, обес­печивающего эффективное информационное взаимодействие лю­дей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовле­творение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

Ускорение научно-технического прогресса и превращение на­учных знаний в реальный фактор производства, повышение каче­ства жизни человека и общества;

Участие значительной части трудоспособного населения в про­изводственной деятельности, связанной с созданием и использо­ванием информационных технологий, информации и знаний;

Существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению инфор­мации и знаний;

Глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

Информационное общество - это цивилизация, в основе раз­вития и существования которой лежит особая субстанция, услов­но именуемая «информацией», обладающая свойством взаимо­действия как с духовным, так и с материальным миром человека. Данное свойство особенно важно для понимания сущности ново­го общества, в котором, с одной стороны, информация форми­рует материальную среду жизни человека, выступая в роли инно­вационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных вза­имоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансфор­мируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Это свойство информации может быть конструктивным или, наобо­рот, деструктивным. Следовательно, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, перспективы его развития или гибели. Это позволяет нам ввести категорию «ин­формационная безопасность».

Развитие с точки зрения накопления и передачи информации проходило в несколько этапов, о чем свидетельствуют исследова­ния таких ученых, как Э.Тоффлер, Д.Белл, К.Ясперс, Дж.Мар­тин, Д.Рисман, А.Турен, И.П.Ильин и др.

На первом этапе (до второй половины XIX в.) существовала «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага и книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки с помощью почты писем, пакетов и т.п. Основная цель такой технологии за­ключалась в представлении информации в нужной форме.

Для второго этапа (с конца XIX в.) характерна «механическая» технология, инструментами которой являлись: пишущая машин­ка, телефон, диктофон и оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Цель технологии уже меняется: представ­ление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап (1940-1960-е гг.) - «электрическая» технология, была основана на появлении портативных диктофонов, электри­ческих пишущих машинок, ксероксов, больших ЭВМ с соответ­ствующим программным обеспечением. Изменяется цель техно­логии. Важное значение имеет не форма представления информа­ции, а формирование ее содержания. Главным отличительным фактором становится определяющая роль информационных тех­нологий во всех сферах жизнедеятельности людей.

Четвертый этап (с начала 1970-х гг.) - «электронная» техно­логия, основным инструментарием которой становятся ЭВМ, а впоследствии персональные компьютеры с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащен­ные широким спектром базовых и специализированных программ­ных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается к формированию содержательной стороны информации для уп­равленческой среды различных сфер общественной жизни, осо­бенно к организации аналитической работы. Кроме того, приоб­ретается опыт формирования содержательной стороны управлен­ческой информации.

В дальнейшем происходит процесс персонализации АСУ, ко­торый проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и исполь­зуют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессор­ную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и ло­кальные компьютерные сети.

Активное вхождение в жизнь общества новейших информацион­ных технологий, произошедшее в результате бурного развития техники и электроники, способствует формированию и распро­странению особого типа мироощущения человека. Это связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, особенно телевидения, широким распространением персональных компьютеров, построением всемирных информационных сетей, разра­боткой технологий виртуальной реальности и другими технологи­ческими инновациями. Это развитие требует организации само­стоятельной профессиональной сферы «информационная безопас­ность».

В России, являющейся одним из центров мировой науки и куль­туры, существуют условия для интенсивного постиндустриально­го развития:

Быстрыми темпами совершенствуется информационная инфра­структура как составная часть глобальной информационной инф­раструктуры, развивается рынок услуг связи;

Информационно-коммуникационные технологии активно ис­пользуются в экономической, политической, социальной и ду­ховной жизни общества;

Развивается система правового регулирования отношений, свя­занных с созданием и использованием информационно-коммуни­кационных технологий;

В общественном мнении складывается понимание необходи­мости интенсификации постиндустриального развития;

Принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-ком­муникационных технологий в некоторых важных областях деятель­ности человека, общества и государства.

Анализируя современное состояние развития информационного общества в России следует отметить, что уровень развития рос­сийской информационной инфраструктуры, использования ин­формационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жиз­ни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также уровню развитых стран мира. Это определение является базовым в понимании необходимости обучения специалиста информаци­онной безопасности. Сохраняется неравенство в доступе к ин­формации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более пре­вращается в фактор, тормозящий социально-экономическое раз­витие общества.

Не развито производство конкурентоспособного телекомму­никационного оборудования и средств вычислительной техни­ки, в результате чего зависимость развития российской информа­ционной инфраструктуры от поставок зарубежных информацион­но-коммуникационных технологий значительно превышает кри­тический уровень.

Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в услови­ях постиндустриального развития.

Медленно реализуются работы по использованию информаци­онно-коммуникационных технологий для сохранения культурно­го наследия.

Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения ин­формационной безопасности страны в недостаточной мере спо­собна противостоять современным угрозам, связанным с исполь­зованием возможностей информационно-коммуникационных тех­нологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопас­ности информационных и коммуникационных систем, исполь­зуемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.

Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постинду­стриального развития общества, недостаточно скоординирова­ны, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского об­щества.

Перечисленные опасности в системе развития российского информационного общества определяют основные направления в профессиональной подготовке специалиста в области информа­ционной безопасности.

В целях обеспечения информационной безопасности России необходимо решить следующие задачи:

«повышение информационной устойчивости и конструктив­ности в общественном развитии, конкурентоспособности стра­ны, благосостояния и качества жизни граждан;

Укрепление государственных гарантий реализации конститу­ционных прав человека и гражданина в информационном обще­стве, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям;

Повышение информационного качества образования и здраво­охранения;

Создание информационных условий для сохранения и разви­тия культурного разнообразия и самобытности народов, прожи­вающих на территории Российской Федерации;

Повышение эффективности информационной деятельности в системе государственного управления;

Противодействие угрозам использования потенциала инфор­мационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

Решение перечисленных задач базируется на следующих прин­ципах:

Сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и граж­данского общества;

Опережающее развитие информационной инфраструктуры
общества и ее безопасности;

Создание благоприятной среды для развития информацион­ной инфраструктуры и системы информационной безопасности;

Обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и зна­ниям, к использованию информационно-коммуникационных тех­нологий;

Укрепление доверия и безопасности при использовании ин­формационно-коммуникационных технологий;

Обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации на основе неукоснительного со­блюдения правопорядка и конституционной безопасности в этой сфере;

Содействие развитию глобального информационного обще­ства;

Международное сотрудничество в системе развития безопас­ности и информационного общества.

Информационное общество теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей занятых информационными технологиями коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии радио...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция №3

Тема: Информационное общество. Его характеристики.

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества ; историческая фаза возможного развития цивилизации , в которой главными продуктами производства становятся информация и знания .

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации , знаний и информационных технологий в жизни общества ;
  • возрастание числа людей , занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте ;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства , обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Характеристики информационного общества по следующим критериям .

  1. Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
    1. Социальный : информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
    2. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
    3. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
    4. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Говоря об информационном обществе, оно рассматривается как ориентир, тенденция изменений в современном обществе.

Изменения информационного общества:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы ;
  • возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций,
  • широкое распространение компьютерных вирус ов и вредоносных программ по всему миру.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7152. Информационное общество. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением 14.48 KB
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Автоматические и автоматизированные системы управления Принято различать автоматические и автоматизированные системы управления. Их различие состоит прежде всего в том что автоматические системы могут работать без участия человека в то время как в автоматизированных системах часть функций управления объектом выполняется техническими средствами а часть людьми. Таким образом важным признаком АСУ является наличие человека в процессе управления.
6495. Інформаційні характеристики джерел дискретних повідомлень. Ентропія та її властивості. Первинні коди. Види сигналів для ПДП, основні характеристики сигналів, критерії вибору 62.94 KB
Форми представлення інформації дуже різноманітні: письмовий текст мова музика графічне зображення електромагнітне поле взаємне розташування предметів у просторі та інше. Залежно від характеру джерела інформації має різновиди: неперервна функція неперервного аргументу тобто в деякому кінцевому інтервалі в довільні моменти часу може приймати будьяке значення з нескінченної множини мова музика температура; неперервна функція дискретного аргументу тобто в деякому кінцевому інтервалі може приймати будьяке значення...
6020. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 18.65 KB
Данный федеральный закон регулирует отношения возникающие при: осуществлении права на поиск получение передачу производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Процессы методы поиска сбора хранения обработки предоставления распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов – именуются информационными технологиями. Закон определяет что обладателем информации является лицо которое самостоятельно создало информацию либо получило ее на...
345. Информационное моделирование в методике IDEF1X 8.1 KB
Для решения этой задачи разработана методология информационного моделирования IDEF1X. Миссия IDEF1X определить какая информация требуется для реализации функций выявленных диаграммой IDEF0. IDEF1 это метод структурного анализа для проектирования сложных ИС разработанный Т.
2595. Информационное обеспечение фондового рынка 13.75 KB
Такую информацию участникам рынка предоставляют различные сводные композитные биржевые фондовые индексы регулярно публикуемые в финансовых изданиях. Фондовый индекс является измерителем дохода который может быть получен держателем конкретного набора акций. Для того чтобы фондовые индексы могли успешно применяться они должны быть: исчерпывающими и отражать состояние акций которые реально доступны участникам рынка при нормальных рыночных условиях; стабильными т. участники рынка использую информацию на основе которой был рассчитан...
17339. Информационное обеспечение руководителя Администрации города 136.05 KB
Информационное обеспечение деятельности руководителя – это связь информации с системами управления организацией и управленческим процессом в целом. В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение которое состоит в сборе и переработке информации необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности организации на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями...
20289. Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики 34.59 KB
Ценностные ориентации современной российской молодежи. Социализация молодежи в современном российском обществе. Информированность молодежи. Обеспечение информационных потребностей молодежи в Республике Башкортостан.
702. Информационное обеспечение принятия управленческого решения в образовательном процессе ВУЗа 624.69 KB
Диплом. Составная часть любого управленческого действия руководителя или специалиста - принятие решений. Во всех случаях они должны основываться на результатах анализа той информации, которой он располагает
11972. Методическое, модельное и информационное обеспечение системного прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России 60.72 KB
Радикально усовершенствованы методы и модельный инструментарий системных исследований энергетики выполнена интеграция задач оптимизации развития экономики и ТЭК на региональном и федеральном уровнях. Разработаны методическая и информационная база системных исследований развития ТЭК России на средне и долгосрочную перспективу и комплекс взаимоувязанных имитационных и оптимизационных модельных блоков обеспечивающих формирование сценариев социальноэкономического развития России и ее субъектов а также системную оценку экономической...
13059. ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА 22.07 KB
Исследование общества в социальной философии и других социальных науках Изучение общества предполагает рассмотрение его как целостной внутренне дифференцированной системы различные части которой находятся во взаимодействии и органической взаимосвязи. Карл Ясперс исследуя зарождение рационального подхода в рассмотрении человеком общества и...

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Официальный сайт органов власти Алтайского края

www.altairegion22.ru

Создание сети особо охраняемых природных территорий необходимо в целях сохранения в естественном состоянии особо ценных природных комплексов и объектов.

Поддерживая в естественном состоянии очаги природной среды, заповедник и заказники обеспечивают ландшафтное и биологическое разнообразие, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, являются фундаментальными элементами в системе обеспечения экологического равновесия и устойчивого развития региона.

Значение особо охраняемых природных территорий оценивается не только с точки зрения сохранения ценных и важных компонентов экосистемы (биологического разнообразия), но и с позиций оздоровления условий жизни и отдыха населения, сохранения здоровья нынешнего и генофонда будущих поколений. Разнообразные виды охраняемых территорий - это экологический резерв региона. Их развитие способно играть роль фактора, сдерживающего процесс ухудшения состояния окружающей среды.

К ООПТ в России относят:

1. заповедные территории (центры сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Биосферы планеты);

2. государственные природные заповедники (эталоны ненарушенных природных территорий);

3. природные парки (имеют экологическую и эстетическую ценность, природоохранные и рекреационные учереждения);

4. государственные природные заказники (сохранение и восстановление природных комплексов для поддержания экологического баланса);

5. памятники природы (уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения);

6. дендрологические парки и ботанические сады (природоохранные учереждения, коллекции, сохранение биоразнообразия);

7. лечебно-оздоровительные местности и курорты (территории, предназначенные для профилактики заболеваний, проведения лечения, отдыха населения).

Информационное общество - ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций , информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) , созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП . ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука . Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность . В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления . Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации . Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е гг., в Западной Европе – в 90-е.) Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.



2. Культура безопасности жизнедеятельности как фактор преодоления глобальных угроз и вызовов современности.

По оценкам специалистов в первой половине нашего века может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида .

Современный стиль жизни населения планеты характеризуется главенствующим императивом потребительства , мгновенным устареванием вещей , значительной частотой смены мод на предметы потребления . Вместе с ростом населения планеты это является основной причиной недопустимого, запредельного уровня расхода полезных ископаемых и других ресурсов, выброса веществ , загрязняющих окружающую среду, многократного превышения предельно-допустимой антропогенной нагрузки на биосферу .

Говоря об основных факторах, способствовавших появлению глобальных проблем, следует отметить следующее.

1. XX век стал веком разительных перемен в мире, стал веком реализации многочисленных научных открытий , освоения принципиально новых технологий , что обеспечило беспрецедентный рост мировой экономики . Сейчас за один рабочий день в мире производится столько же товаров и услуг, сколько было произведено за весь 1900 год.

2. В XX веке произошли также грандиозные демографические сдвиги . Если к 1900 году население планеты достигало 1,6 млрд. человек , то к концу XX века на Земле проживало уже 6 млрд. человек , т.е. численность населения возросла в 4 раза .

3. Рост населения планеты, несмотря на все усилия мирового сообщества, сопровождается и ростом нищеты. В настоящее время 20% населения мира проживает за чертой бедности .

4. Значительно обострилась и экологическая проблема . Ее сущность состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды .

В атмосфере быстро нарастает концентрация углекислого газа: за последние 200 лет она выросла с 280 до 370 ppm (частей на 1 млн.), причем более половины прироста приходится на период после 1950 года .

5. Интенсификация человеческой деятельности ведет и к нарушению экосистем биосферы. Из 150 млн. км 2 площади суши под прямым контролем человека (агропромышленные комплексы, города, полигоны, дороги, добыча ископаемых и т.д.) находится 28% . Это приводит к сокращению площади лесов, опустыниванию (средняя скорость - 2600 га/ч), обезвоживанию рек и морей.

Сейчас в мире практически нет резервов для сельскохозяйственного освоения , остаются лишь леса и экстремальные территории .

6. В последние два десятилетия особенно остро встала проблема ре­сурсов пресной воды . Даже в странах, богатых источниками воды, стали появляться признаки водного дефицита.

В значительной степени увеличилось промышленное расходование воды . Это связано не только с быстрым развитием промышленности, но и ростом водоемкости производства.

7. Порождением современной цивилизации является и проблема мегаполисов . В настоящее время в городах проживает около половины всего населения мира (47 %), в то время как в 1972 году доля городского населения составляла чуть менее трети .

60% подобных городов в Азии, в Африке - 25%, Латинской Америке - 15%.

8. Серьезную угрозу представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли . Эти явления не только наносят большой ущерб промышленности, сельскому хозяйству и окружающей среде, но и нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов и человеческими жертвами.

Так что же ожидает человечество в новой эпохе? Сможет ли оно справиться со стремительно возникшими глобальными угрозами, подрывающими условия его жизни и развития?

Большой прорыв в методах исследования глобальных проблем новой эпохи совершил во второй половине XX века американский профессор Д.Форрестер. Будучи крупнейшим специалистом в области больших систем и теории компьютерного управления промышленными предприятиями, он впервые применил математические методы к исследованию социальных и экономических процессов . Объектом его исследований сначала стал процесс развития большого города как системы, а затем – развитие всей мировой системы человеческой цивилизации, которое он назвал «мировой динамикой» .

Чтобы понять существо результатов работ Форрестера, предварительно ознакомимся с максимально упрощенным мысленным экспериментом , предложенным советским академиком A.И.Вейником. Этот эксперимент наглядно иллюстрирует возникновение глобальной угрозы вследствие «естественного» (стихийного, неуправляемого) развития цивилизации на планете с ограниченными ресурсами , при отсутствии полной регенерации отходов .

Пусть в ограниченном объеме, например, в шаре, находится некая питательная среда. И пусть в этот шар попадает пара живых opганизмов - «бактерий». Что произойдет дальше?

Очевидно, попав в благоприятные условия, наши «бактерии» начнут естественно размножаться. Рост числа бактерий, сначала очень медленный, со временем всё больше и больше ускоряется и, наконец, приобретает характер взрыва. Постепенно микробы пожирают питательную среду и начинают задыхаться в собственных отходах . С этого момента рост «населения» замедляется, а затем и вовсе прекращается . Причина этого будет совершенно непонятна неразумным бактериям , занятым в это время «личными делами», а, возможно, даже «справедливым распределением» все уменьшающихся запасов питательной среды между собой . В конце концов, вся микробная «цивилизация» переходит в мир иной.

Картина, в основных чертах подобная предыдущему мысленному эксперименту, получилась при исследовании динамики мировой системы Форрестером. Oн взял для изучения самых общих закономерностей функционирования мировой системы пять основных изменяющихся компонентов (при естественном ограничении географического пространства планеты):

· численность населения Земли,

· капиталовложения (фонды, характеризующие уровень развития экономики, которая преобразует природу),

· природные ресурсы,

· производство продуктов питания,

· загрязнение (отходы жизнедеятельности человека, которые не регенерируются природой).

Этими компонентами и их взаимодействиями , принял он, в основном, обуславливается динамика изменений в мировой системе . Связав изменение во времени основных компонентов в уравнения , Форрестер определил коэффициенты этих уравнений на основании имеющихся статистических данных по изменениям рассматриваемых компонентов в предыдущий период времени . Изучая поведение системы, он установил, что растущее население вызывает рост индустриализации, рост потребности в продуктах питания и распространение населения по все большей территории.

В свою очередь, рост производства продуктов питания, промышленных товаров и занимаемой территории способствуют увеличению количества населения . Рост населения с сопровождающими его индустриализацией и загрязнением окружающей среды является следствием процессов, в которых каждый компонент способствует росту других и обеспечивает своё развитие за их счет. Рост населения в расчетах Форрестера вначале, как в современной действительности, происходит по экспоненциальному закону (закону геометрической прогрессии).

Однако, со временем рост наталкивается на пределы, определенные природой . Территория планеты освоена, почва и природные ресурсы истощаются, а способность биосферы Земли разлагать загрязнения не беспредельна . Полученный расчетом и известный нам из истории экспоненциальный рост населения, фондов, потребления пищи, уровня жизни и загрязнения не может продолжаться безгранично. Количество населения, достигнув предельной величины, затем станет заметно уменьшаться , что означает не кризис (из которого возможны разные выходы), а катастрофу (процесс, ведущий к гибели). Она наступит, согласно расчетам Форрестера, в период 2025-2050 годов.

Оценивая полученные Форрестером ошеломляющие результаты, сразу необходимо отметить, что он использовал ту же гипотезу , что была в предыдущем мысленном эксперименте. В расчетах система ограничена по ресурсам, что для мировой системы, конечно, не совсем верно: в систему поступает энергия из Космоса (очевидная – от Солнца), в системе в какой-то степени регенерируются отходы (загрязнения). Однако, современная цивилизация использует, во многом, именно невозобновляемые ресурсы, загрязняя окружающую среду именно нерегенерируемыми отходами.

Глобальное равновесие в принципе – по Форрестеру – возможно. Однако оно потребует жестких самоограничений и целеустремленности всего мирового сообщества в долгосрочной перспективе.

В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения.

Еще в рамках теории К.Маркса было определено, что основной сущностной функцией человека , как разумного, деятельного и социального существа, является труд . При этом под трудом понимается целесообразная деятельность по преобразованию внешней материальной среды в средство для комфортной жизни . Состояние человека на момент начала изменения этой среды является, как правило, гомеостазным , равновесным (за исключением непродолжительных периодов развития стихийных бедствий и подобных явлений). Изменяя внешнюю материальную среду, человек детерминировано переходит в менее равновесное , а, следовательно, и менее безопасное для него состояние. Чтобы компенсировать эту «потерю» безопасности человеку необходимо еще больше изменить окружающую среду в интересах уже не только большего комфорта, но и собственной защиты . При этом усиление воздействий на окружающую среду приводят к повышению силы и масштабов ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. И чем больше таких изменений производится – тем большую величину приобретает риск для его жизнедеятельности. Выходом из этого замкнутого круга может являться только изменение вектора «целесообразной деятельности» с преобразования материальной среды в средство для «комфортной жизни» в средство для «безопасной жизни» (в равновесии с этой средой). Этот коренной слом парадигмы отношения к окружающей среде и возможен только путем изменения всей человеческой культуры .

Хотя особую значимость проблематика безопасности, и в особенности ее социальные, психологические и педагогические аспекты, приобрела только в последние 30-40 лет, она имеет глубинные корни. Так, в основе религиозного сознания , формируемого крупнейшими религиозными воззрениями (тотемизмом и анимизмом, буддизмом, конфуцианством и даосизмом, индуизмом, исламом, христианством) лежит постулат ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы , как этического фундамента обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Но при этом следует отметить, что несмотря на такое позитивное, природоохранное отношение религий к окружающему миру, их глубокое и масштабное воздействие на мировоззрение людей, энвайроментальное сознание человечества в разные исторические периоды претерпевало колебательные изменения от четко выраженной утилитарной направленности (первобытный мир, средние века и Новое время) до отхода от потребительского отношения к природе , стремления к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию места человека в нем (античность, настоящее время).

Историческую трансформацию отношения людей к вопросам безопасности возможно оценить и на основе характеристик катастрофического сознания (т.е. совокупности массовых страхов и тревог) людей в различные исторические эпохи. Исследования показывают, что на протяжении истории человечества произошло изменение вектора рассматриваемого сознания со страхов обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям факторов (стихийных бедствий, эпидемий, нашествий завоевателей), к страхам, обращенным вовнутрь , т.е. к страхам человека и человечества перед самим собой. Это явилось причиной повышенного внимания к развитию способов преодоления разрушительных начал, скрытых в самом человеке, в глубинах его личности, таких как психоанализ, теория коллективного бессознательного.

Таким образом, следует отметить то, что вопросам обеспечения безопасности в истории человечества уделялось достаточно серьезное внимание. Но только в настоящее время они приобрели особую, жизненоважную актуальность . При этом многими учеными, специалистами признается, что сейчас особое внимание следует уделять именно социальным технологиям обеспечения безопасности , направленным на развитие общественного и индивидуального сознания, формирования ответственного и дальновидного отношения к окружающей среде. Для этого необходимо разрабатывать теоретико-методологические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, и, в первую очередь, определиться с терминологическим полем данной категории.

Анализ показывает, что «культура» – это одно из самых неоднозначно определяемых понятий . По выражению культуролога Гарри Триандиса «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится». В научной литературе существует огромное количество определений данного понятия в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п. Его дефиниционный диапазон чрезвычайно широк: от любых результатов деятельности людей (по П.Сорокину) до основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации (по С.Хантингтону). С учетом обобщения различных подходов к установлению понятия «культура» представляется возможным определить ее как основу мировоззрения (систему ценностей ), традиции (нормы , стереотипы, устойчивые правила поведения), а также предметные результаты деятельности людей (мероприятия, средства, способы , объекты).

Известно, что традиционно культура складывается достаточно стихийно, под действием массовых поступков отдельных индивидов в ответ на поступки других людей. Эти совокупные массовые поступки и формируют традиции, нормы поведения, создают мифы, течения и направления в искусстве. С этой точки зрения корректно говорить о культуре не как об управляемом процессе, а как о неком состоянии , основным параметром которого может являться уровень, мера достижения.

В отличие от стихийного процесса развития традиционной культуры, формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно являться регулируемым процессом в связи с конкретными ожидаемыми результатами по предотвращению глобальных угроз и опасностей и крайне ограниченным временем на их достижение . Для этого необходимо задать такие цели управления, степень достижения которых можно измерить. При такой прагматической постановке вопроса наиболее приемлемым также представляется использование понятия «уровня» как меры развития. В этом случае возможно проводить оценку степени достижения желаемого результата (напр., высокая или низкая культура), корректировать цели и задачи по формированию культуры.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала , а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

В 90-х годах XX века – начале XXI века сложилось понимание того, что данная категория должна относиться не только к персоналу потенциально опасных объектов и сводиться только к подготовленности лиц , но и применяться по отношению к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, социальных и глобальных рисков.

В этот же период происходит расширение понятия культуры безопасности. Так, в работе отмечается, что культура безопасности - это социологическая категория, отображающая социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию (либо создание и эмиссию) социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, государства в различных социальных ситуациях. В этом же источнике дается определение культуры безопасности российского общества , под которой понимается специфическая совокупность ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей (социальных групп, институтов и др.) со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания (изменения) определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения.

Ряд авторов преодолевая ведомственную, корпоративную узость понимания категории «культуры безопасности», сложившуюся в рамках атомной отрасли, применяет термин «культура безопасности жизнедеятельности », под которой понимают социальный процесс, направленный на реализацию таких условий жизнедеятельности людей, социальных групп, общества в соответствие с уровнем их развития и стереотипом поведения, при которых возможные риски не превышают допустимых значений. При этом жизнедеятельность определяется, как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: