Подготовка учащихся олимпиаде по информатике. Элективный курс «Олимпиадная информатика. Программирование в алгоритмах

В настоящее особую актуальность приобретает проблема подготовки школьников к олимпиадам по информатике различного уровня. Главной отличительной особенностью этих олимпиад является то, что фактически это олимпиады по программированию и уровень задач мало соответствует содержанию школьного курса информатики и ИКТ.

В лицее города Фрязино эта проблема решается комплексно :

· В профильных математических 8-х классах выделяется дополнительно к программе один час в неделю на предмет информатика

· В профильных классах старшей школы Программирование выделено как отдельный предмет

· С 2007 года у нас действует учреждение дополнительного образования Школа «Юный программист», которая не заменяет, а дополняет школьный курс информатики

На практике знакомство с правилами проведения олимпиад и «борьба» с типичными ошибками при отладке программ проводится практически при сдаче задач в автоматизированную тестирующую систему. В практической работе с учащимися по подготовке к олимпиадам, для закрепления навыков, требуется многократное решение задач определенного типа. Поэтому каждый «олимпиадник» получает свое, индивидуальное домашнее задание на сайте дистанционного обучения, разбор нерешенных задач проводится в группе, на занятиях в компьютерной школе. Подготовка школьника к олимпиаде состоит из постоянных тренировок и более всего напоминает подготовку спортсмена к соревнованиям. Надо учитывать, что длительность олимпиад с разбором задач составляет не менее 6 часов, поэтому особое значение имеет психологическая подготовка. Задача учителей и администрации - не превышать планку по другим предметам на период подготовки. Требуется контроль и поддержка не только со стороны родителей и учителя, а иногда помощь и понимание администрации.

В последние 6 лет ученики Лицея неоднократно становились победителями и призерами олимпиад самого различного уровня: Заключительного этапа Всероссийской олимпиады, Московской областной олимпиады, Открытой олимпиады «Информационные технологии»», Олимпиады школьников «Ломоносов», Открытой олимпиады школьников по информатике и программированию, Муниципальных олимпиад, Московской олимпиады по программированию, Всероссийского конкурса КИТ и других.

Как готовить к олимпиадам по информатике в таких условиях?

· Найти способных учеников и увлечь их программированием

· Удержать от «соблазнов» on-line жизни

· Стать им другом и сформировать из них команду

· Тесно взаимодействовать с родителями, администрацией, классными руководителями и учителями - предметниками

· Быть готовым к тому, что на каком-то этапе кто-то из них вас перерастет

Итак, если Вы начинающий учитель информатики (а может и со стажем), желающий попытаться подготовить своих учеников к районной олимпиаде по информатике - эта страница для Вас.

В этом разделе будет размещаться информация, которая поможет Вам сделать первые шаги, вместе с автором сайта, на пути подготовки школьников к районным олимпиадам по информатике. Почему не к республиканским? Да потому, что помочь в этом, на данный момент, я не могу.

Решение попробовать подготовить учащихся 9-11 классов к районной олимпиаде по информатике, я принял сразу после того, как стал учителем информатики (4 года назад). Ознакомившись с заданиями за прошлые годы, я понял, что не могу решить ни одного из них. На этом можно было бы и остановиться, но я решил все-таки попробовать.

Что имеется на данный момент? С одной стороны начинающий учитель информатики, с другой стороны учащиеся знакомые лишь с основами программирования. Но, есть главное - обоюдное желание учиться.

Как вы понимаете, хорошее знание школьного курса информатики абсолютно не гарантирует успешного выступления на олимпиадах. Соответственно, заниматься с учащимися необходимо во внеурочное время. Лично мне не пришлось долго убеждать директора школы в необходимости организации кружка по программированию.

Что касается домашних компьютеров, то ситуация улучшается год от года. Однако, во многих сельских школах нашего района, у подавляющего большинства учащихся нет домашних компьютеров. Это звучит дико в 2009 году, но таковы реалии сельской жизни. В такой ситуации приходиться заниматься в школьном кабинете информатики.

Для начала рекомендую приобрести несколько хороших книг, я их размещаю в порядка возрастания сложности материала. Если книг нет в книжных магазинах, то можно заказать книги пройдя по прямым ссылкам расположенным ниже. Ссылки ведут в интернет-магазин books.ru , в котором я неоднократно заказывал книги для себя. Нареканий по качеству обслуживания у меня нет. Срок доставки книг составляет 10-14 дней.

Программирование на Pascal.

Автор Сэм Аболрус. Если вы решили преподавать в школе язык программирования Pascal, но программирование ваша "ахиллесова пята", то эта книга для вас. Оригинальное название книги в переводе с английского - "Изучаем Паскаль за три дня". Действительно, освоить азы программирования на Паскале, при помощи это книги можно за пару дней. Автор работает программистом в корпорации Майкрософт. Настоятельно рекомендую ее приобрести. Моя оценка этой книги 5(отлично).

Основы программирования

Окулов С. Это книга, которую необходимо иметь каждому, кто решил научиться решать олимпиадные задачи по информатике. Пожалуй, это лучшая книга, которая мне попадалась по этой тематике. Повествование начинается от изучения среды программирования Turbo Pascal , а заканчивается решением задач на графах. Настоятельно рекомендую приобрести эту книгу. Моя оценка этой книги 5(отлично).

Программирование в алгоритмах

Очередной бестселлер Сергея Окулова. Кое-какая информация повторяется из книги расположенной выше, но в основном эта книга содержит уже более сложный материал чем предыдущая. Подробно рассмотрены такие темы как "Комбинаторное программирование", "Перебор и методы его сокращения", "Алгоритмы на графах" и т.д. В связи с тем, что ни одна олимпиада по информатике не обходится без сложных задач, к которым несомненно относятся и задачи на графах, то не плохо иметь эту книгу в арсенале. Моя оценка этой книги 5 (отлично).

Олимпиадные задачи по программированию (+CD)

Федор Меньшиков. Книга предназначена для пользователей уже знакомых с решением простых задач по программированию. Рассмотрены типовые задачи встречающиеся на различных олимпиадах для школьников и студентов. На прилагаемом к книге диске есть дополнительный материал, а также тестирующая система для компьютерной проверки решения задач. Моя оценка этой книги 5(отлично). /p>

Кое-что полезное вы найдете и на этом сайте:

  • Программирование на языке Turbo Pascal. Материалы к урокам. Довольно качественный материал, настоятельно рекомендую скачать в архиве ZIP(224Кб)
  • Книга по решению олимпиадных задач на графах. Эту книгу, в электронном варианте, я нашел на сайте небезызвестного Михаила Густокашина (его статьи можно найти в журнале "Мир ПК" и газете "Информатика "). Пожалуй, этот материал один из лучших посвященных решению задач по программированию на графах. Привязка материала идет к языку Pascal . Рекомендую скачать эту книгу всем учителям информатики которые занимаются подготовкой школьников к олимпиадам по информатике. Скачать книгу Окулова в архиве RAR (724 Кб).

Видеоуроки по программированию

Подготовка школьников к олимпиаде

Не секрет ни для кого, что только успех помогает человеку поверить в свои силы и стремиться преодолевать новые вершины. Для успешного участия в олимпиаде по программированию школьник должен:

Владеть языком программирования (Pascal или Си/Си++)

1. придумывать и реализовывать алгоритмы решения задач;

2. оценивать время их работы;

3. тестировать;

4. отлаживать свои программы.

Знать следующие алгоритмы:

Алгоритмы целочисленной арифметики

1. Поиск делителей числа. Простые числа 2. Разложение числа на простые множители 3. Поиск наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК) 4. Представление чисел. Выделение цифр числа 5. Перевод чисел из одной системы счисления в другую 6. Делимость чисел 7. Действия с многозначными (большими) числами

Рекуррентные уравнения и динамическое программирование

1. Понятие задачи и подзадачи

2. Понятие рекуррентного соотношения

Задачи комбинаторики

1. Перестановки

2. Сочетания

3. Размещения

4. Подмножества

5. Реализация перебора вариантов. Сокращение перебора

10-11 класс

Структуры данных

1. Очереди

Теория графов

1. Основные понятия теории графов

2. Смежность и инцидентность

3. Представление графов

4. Маршруты

5. Маршруты в графах

6. Поиск в ширину

7. Поиск в глубину

8. Исчерпывающий поиск с возвратом

9. Алгоритм построения кратчайших путей

10. Эйлеровы графы

11. Основная теорема об эйлеровом графе

12. Алгоритм построения эйлерова цикла

Сортировка

1. Понятие сортировки

2. Сортировка простым обменом

3. Квадратичные алгоритмы

4. Алгоритмы порядка n log n

5. Линейный поиск

6. Бинарный поиск

Геометрия

2. Треугольник

3. Площадь произвольного треугольника

4. Замечательные линии и точки треугольника

5. Многоугольник

6. Выпуклый многоугольник

7. Площадь простого плоского многоугольника

Рекурсия

1. Примеры рекурсивных программ.

2. Рекурсивная обработка деревьев

Проводя подготовку своих воспитанников к турниру, не забывайте дать им несколько советов:

1. Если вы участвуете в турнире впервые, заранее посмотрите примеры предлагаемых на турнирных задач, например, в архивах олимпиад, представленных сайтах.

2. Все решения проверяются автоматически, и если выходной файл содержит постороннюю информацию или если его формат не соответствует описанному в условии, он будет признан неправильным.

3. Ваша программа не должна ничего выводить на экран (если это особо не оговорено в условии задачи), а также ждать какого-либо ввода пользователя.

4. Распространенной ошибкой является ситуация, когда после окончания работы программа ждет нажатия какой-либо клавиши. При автоматической проверке никто эту клавишу нажимать не будет, и программа будет считаться превысившей предел времени (то есть зависшей или неэффективной).

5. Прежде всего, вы должны уметь работать с текстовыми файлами (считывать и записывать информацию).

6. Лучше всего попробовать работать с файлами до того, как вы придете на олимпиаду, это не сложно - скорее всего, вы с легкостью разберетесь, как это делается, посмотрев приведенный ниже пример

И в то время, когда преподаватель проводит подготовку школьников к турниру, нужно не забывать: ошибки могут быть у каждого. Поэтому лучше их предупредить, чем ученик допустит эти ошибки во время турнира. Сделать можно это просто: разбирать некоторые задания пошагово, проходя те этапы решения задачи, на которых обычно ошибается большинство.

Рассмотрим задачу, которая, с одной стороны не требуют глубоких познаний в языке программирования, а с другой может служить полезным примером.

Задача. Даны целые числа A и B, по модулю не превышающие 32000. Найти их сумму.

Казалось бы, что ничего сложного, однако эта задача не зря дается практически ежегодно на отборочных турах различных командных олимпиад по программированию.

Дело в ограничении на целые типы в системах программирования Borland Pascal и Borland C++, которые довольно часто используются школьниками.

Решение задачи (с разбором ошибок).

Во входном файле a.in записаны два натуральных числа, каждое из которых не превышает 32000. Числа во входном файле разделяются пробелами и (или) символами перевода строки. В выходной файл a.out вывести сумму этих двух чисел.

Кажется, любой знакомый с программированием школьник с легкостью может написать ее решение:

Задача А: Сумма двух чисел

Имя входного файла: a.in

Имя выходного файла: a.out

Ограничение по времени: 1 сек

Ограничение по памяти: 64Мбайт

Воспользуемся стандартными файловыми переменными: Input и Output.

Они автоматически закрываются после работы программы.

Переменная Input по умолчанию связана с клавиатурой, a Output - с экраном дисплея

Так как во входном файле записаны только числа, то для чтения воспользуемся командой read - она сама пропускает пробелы и переходы на новую строку

Используя процедуру ASSIGN, переназначим идентификаторы ввода-вывода INPUT и OUTPUT и укажем имя входного и выходного файла:

ASSIGN (INPUT, "a.in"); RESET (INPUT);

ASSIGN (OUTPUT, "a.out"); REWRITE(OUTPUT);

1. На диске С создадим папку С:OLIMPIAD

var a,b,c:integer;

assign(input,"a.in"); {Устанавливаем связь с файлом a.in}

reset(Input); {Открываем файл для чтения}

read(Input,a,b); {Считываем данные из файла}

assign(Output,"a.out"); {Устанавливаем связь с файлом a.out}

rewrite(Output); {Открываем файл для записи}

writeln(Output,c); {Записываем данные в файл}

2. Сохраним в ней исходник С: OLIMPIAD a.pas (Рисунок 2)

Рисунок 2. Сохранение файла с исходным кодом

3. Откроем блокнот.

4. Занесём исходные данные через пробел (Рисунок 3)


Рисунок 3. Внесение исходных данных

5. Сохраним файл с исходными данными в папке OLIMPIAD под именем a. in

6. В папке OLIMPIAD два файла: (Рисунок 4)


Рисунок 4. Вид папки №1 OLIMPIAD

7. Запускаем программу на выполнение (Рисунок 5)


Рисунок 5. Запуск программы на выполнение

8. В папке OLIMPIAD третий файл (Рисунок 6):


Рисунок 6. Вид папки №2 OLIMPIAD

9. Посмотрим результат (Рисунок 7)


Рисунок 7. Вид окна с результатом

Кажется, задача решена

Посылаем работу на проверку, и получаем неожиданный результат.

Несколько тестов прошло. На некоторых тестах происходит ошибка во время исполнения

Так в чем же ошибки? Еще раз внимательно прочитаем условие и остановимся на ограничениях

1. Числа натуральные, не превышающие 32000.

2. Мы объявили переменные типа integer, диапазон значений переменных этого типа - от -32768 до 32767, так что кажется, что тут все правильно.

3. Однако условию удовлетворяет тест, в котором оба числа равны 32000.

4. Конечно, оба числа входят в тип integer, чего нельзя сказать об их сумме!

5. Меняя в нашей программе тип integer на тип longint получаем уже действительно полное решение задачи

6. Если сделать тип переменной c - longint, а a и b оставить типа integer, то программа работать все равно не будет - подумайте почему.

var a,b,с:longint;

assign(input,"а.in");

assign(output,"а.out");

rewrite(output);

О методике решения олимпиадных задач

Популярность крупных соревнований по информатике и программированию стремительно растет. Их спонсорами выступают такие крупные корпорации, как AT&T, Microsoft, IBM, Google. Естественно, появились исследования о том, как эффективно участвовать в соревнованиях, готовиться к ним, многочисленные советы и рассказы очевидцев

Потребность в методике для подготовки к олимпиадам по программированию возникла давно. Появились различные подходы для обучения решению олимпиадных задач и комплексные системы для подготовки к олимпиадам с использованием информационных ресурсов Интернета. Стали появляться сайты с интерактивными архивами задач. В них не просто доступен текст задачи, как в библиотеках, но и имеется возможность послать решение на проверку. Ученик регистрируется на сайте, выбирает олимпиаду и решает ее в течение определенного времени. После этого он отправляет на сайт решения задач (в виде исходников), которые автоматически проверяются.

По такому типу в марте 2011 года проходила и первая дистанционная олимпиада (см. выше, пункт 2.5) в Казахстане.

Выводы. Организация и проведения турниров по информатике, программированию на всех уровнях должны подчиняться единым требованиям. Только в такой ситуации школьник, придя на участие в следующем туре (районная, городская, областная, республиканская, международная олимпиады) сможет на высоком уровне показать приобретенные им знания, умения и навыки. А поэтому каждый преподаватель информатики, занимающийся подготовкой своих воспитанников к участию в турнирах, должен знать эти правила и научить им ребят.

Сайт, поддерживаемый Московским центром непрерывного математического образования, содержит большое количество задач по программированию различного уровня. Идеально подходит для тех, кто делает первые шаги в программировании: во многих разделах есть ссылки на теоретический материал по соответствующий теме, к большинству задач приложен подробный разбор. Для всех заданий доступна автоматизированная проверка решений.

Олимпиада Всероссийская олимпиада по информатике Региональный этап пройдет 16 и 18 января 2020 года

Состязание для школьников 5-11 классов. Победители и призеры финала получают льготы при поступлении в вузы

Информатика

Codeforces.com . Портал, объединяющий огромное количество участников соревнований по программированию по всему миру. На сайте регулярно проводятся онлайн-соревнования для школьников самого разного уровня: от начинающих до многократных чемпионов мира. Многие известные компании, в том числе ВКонтакте, Mail.Ru, Тинькофф Банк и AIM Tech проводят на платформе официальные соревнования.

Помимо этого, на портале обсуждается все, что связано с программированием, начиная от только-только опубликованных статей о структурах данных и заканчивая эмоциями о недавно прошедшем соревновании. На сайте также содержится большой архив задач, доступных для автоматизированной проверки.

Вики-конспекты . Энциклопедия по дискретной математике и теории алгоритмов, составленная студентами ИТМО. В ней описано большинство алгоритмов, используемых на олимпиадах по программированию. Многие статьи содержат примеры задач и псевдокоды приведенных алгоритмов. Конспекты написаны очень подробно и качественно. Это один из немногих ресурсов на русском языке по данной теме.

Maximal . Мини-энциклопедия, содержащая наиболее популярные алгоритмы в олимпиадной информатике, к большинству из которых приведены реализации и примеры использования. Сайт отличается чуть более неформальным стилем изложения (что иногда может сказаться на качестве статей или корректности алгоритмов), однако он облегчает восприятие информации. На сайте размещены ссылки на полезные книги для более детального изучения приведенных алгоритмов, а также разобраны некоторые конкретные задачи, представляющие особенный интерес.

Олимпиады по информатике . Сайт, посвященный олимпиадам школьников по программированию в Санкт-Петербурге, официальный сайт Всероссийской командной олимпиады школьников (ВКОШП), индивидуальной олимпиады школьников по информатике и программированию (ИОИП). Одним из главных достоинств этого сайта является очень богатый архив проводимых в России мероприятий, в том числе Всероссийской олимпиады: сайт содержит презентации с разбором задач и результатами соревнований. Также здесь регулярно проводятся личные и командные соревнования для школьников.

Olympiads.ru . Сайт, посвященный олимпиадам школьников по программированию в Москве, официальный сайт Открытой олимпиады школьников по программированию, задачи на которой не уступают по сложности заданиям Всероссийской, а иногда изящнее и интереснее. Помимо этого, олимпиада включает заочный тур, задачи которого часто требуют изучения новых алгоритмов в течение соревнования. На сайте опубликованы материалы прошедших соревнований, а также ссылки на информацию о предстоящих событиях.

Книги

Томас Х. Кормен, Чарльз И. Лейзерсон, Рональд Л. Ривест, Клиффорд Штайн. Алгоритмы. Построение и анализ . Данная книга является классическим учебным пособием с подробным описанием алгоритмов и структур данных, а также базовыми сведениями из дискретной математики, необходимыми каждому программисту. Помимо этого книга содержит огромное количество упражнений различной сложности, которые будут интересны и самому искушенному читателю. В ней очень удачный стиль изложения, и хотя она ориентирована на студентов, большая часть материала будет доступна и школьникам.

1

В статье представлены обоснование роли систем задач при подготовке школьников к олимпиадам по информатике, описания содержательной составляющей систем задач, используемых при подготовке, и требования, которые учитываются при конструировании систем задач; авторская этапная модель процесса конструирования систем задач и пример системы задач. Методика подготовки школьников к олимпиадам по информатике на основе использования систем задач и авторская стадийная модель формирования одаренности в условиях подготовки школьников к олимпиадам по информатике прошли длительную экспериментальную апробацию. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена вкладом в теорию формирования одаренности и формирования готовности к участию в олимпиадах по информатике. В ходе исследования обосновано, что результаты подготовки к олимпиадам обусловливают специфику процесса формирования одаренности у школьников.

системы задач

олимпиады школьников

конструирование систем задач

методика подготовки к олимпиадам

одаренность

1. Балл, Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

2. Кирюхин, В.М., Окулов, С.М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 600 с.

3. Педагогика профессионального образования: перспективы развития: монография. Кн. 3 / О.В. Алексеева, Н.А. Бурмистрова, В.Д. Васильева, Н.Н. Головина, О.Н. Кравченко, Е.С. Павлова и др.; под ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества. – Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. – 245 с.

4. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Б. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, и др. – М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 2003.

5. Смыковская, Т.К. Олимпиады по программированию как фактор развития одарённости студентов и школьников / Т.К. Смыковская, Е.С. Павлова // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2010. – № 1. – C. 125–127.

В настоящее время для учащихся старшего школьного возраста одним из наиболее эффективных средств выявления способностей и уровней одаренности, а также развития интеллектуальных и творческих способностей являются подготовка и участие в предметных олимпиадах . Среди всех школьных предметов можно выделить информатику как наиболее динамичный предмет, т.к. содержание олимпиадных задач по информатике постоянно изменяется. Следует отметить, что областные и региональные олимпиады по информатике традиционно являются олимпиадами по программированию, а школьные, а иногда и городские олимпиады - это олимпиады по ИКТ.

Проведенные нами опросы учителей информатики школ Волгоградской области показывают, что главную роль при подготовке школьников к олимпиадам по данному предмету занимают задачи. Анализ задач для олимпиад по информатике (программированию) в контексте содержания показал, что они включают задачи по сортировке и перебору данных, динамическому программированию, моделированию, оптимизации, длинной арифметике, линейному и двоичному поиску, жадным алгоритмам, рекурсии, теории графов, комбинаторике и по работе с данными строкового и файлового типов .

Многолетний опыт подготовки школьников к олимпиадам по программированию в Волгоградской области показывает, что в качестве основы для проведения занятий целесообразно использовать не отдельные задачи, а комплексные системы задач. Разнообразные наборы задач, входящих в системы задач для подготовки к олимпиадам по информатике, позволяют:

1) постепенно усложнять изучаемый материал;

2) поэтапно увеличивать объем работы;

3) повышать уровень самостоятельности учащихся;

4) привлекать элементы теории для решения познавательных задач;

5) обучать способам рассуждения (как по образцу, так и самостоятельно) с учетом принципа вариативности задач;

6) формировать важнейшие характеристики творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

При построении систем задач мы учитываем требования, определяющие педагогическую целесообразность их использования : дидактические, отражающие соответствующие традиционные и специфические принципы обучения; и методические, учитывающие особенности информатики как учебного предмета и науки. При подготовке к олимпиадам по информатике мы выделили следующие требования к системам задач:

1) ключевая задача (наличие задач, сгруппированных в узлы вокруг объединяющих центров - задач, в которых рассматриваются факты или способы деятельности, применяемые при решении других задач и имеющие принципиальное значение для усвоения предметного содержания);

2) связность (возможность графически представить совокупность задач связным графом, в узлах которого ключевые задачи, выше них - подготовительные и вспомогательные, ниже - следствия, обобщения и так далее);

3) целевая достаточность (наличие достаточного количества задач для тренировки в классе и дома, аналогичных задач для закрепления метода решения, задач для индивидуальных и групповых заданий разной направленности, задач для самостоятельной (в том числе исследовательской) деятельности учащихся, задач для текущего и итогового контроля с учетом запасных вариантов и так далее);

4) психологическая комфортность (система задач учитывает наличие разных темпераментов, типов мышления, видов памяти).

На первых этапах подготовки к олимпиадам по информатике мы конструировали системы задач эмпирическим путем, но в дальнейшем мы пришли к тому, что процесс создания систем задач должен включать в себя следующие этапы: аналитический (анализ содержания учебного материала и требований стандарта, формулирование целей и установление их взаимного соответствия, отбор содержания), проектировочный (выбор методов и методических приемов, определение форм представления учебного материала, способов его подачи) и технологический (техническое создание систем задач в соответствии с предъявляемыми требованиями).

По теме «Техника программирования» нами разработаны системы задач по программированию разветвляющихся и циклических вычислительных процессов, системы задач для работы с одномерными и двумерными массивами, для обработки строк символов, для изучения рекуррентных алгоритмов, алгоритмов длинной арифметики и динамических структур данных, а по теме «Алгоритмы, методы и принципы решения задач» − системы задач для изучения алгоритмов линейного и двоичного (бинарного) поиска, алгоритмов сортировки информации, перебора (перестановки) данных, динамического программирования, алгоритмов работы с графами.

Приведем пример системы задач для изучения алгоритмов поиска информации, которая состоит из задач, построенных путем модификации условия или требования ключевых задач. При описании системы используются следующие обозначения : У (условие) - задан массив переменной длины, Б (базис) - умение просматривать весь массив (с первого до последнего элемента), Т (требование) - найти элементы массива по заданным условиям, С (способ) - просмотреть весь массив и отпечатать элементы, удовлетворяющие заданному условию.

Задача 1. В одномерном массиве A(N) (N≤100) найти все положительные элементы (ограничение условия).

Задача 2. В одномерном массиве A(N) (N ≤ 100) найти все четные элементы (ограничение условия).

Задача 3. В одномерном массиве A(N) (N ≤ 100) найти все четные положительные элементы (получена из предыдущей добавлением в условие).

Задача 4. В одномерном массиве A(N) (N≤100) найти все четные положительные элементы с индексами, кратными 3 (получена из предыдущей добавлением в условие).

Задача 5. В одномерном массиве A(N) (N ≤ 100) увеличить в два раза все четные положительные элементы (получена из задачи 4 путем изменения требования).

Задача 6. В одномерном массиве A(N) (N ≤ 100) возвести в квадрат все элементы, попадающие в интервал от -2 до 5 (получена из задачи 4 путем изменения требования).

В процессе апробации разработанных нами систем задач была создана методика подготовки к олимпиадам по информатике на основе использования систем задач, которая построена с учетом специфик целевого (система целей - обучение с использованием системы задач), содержательного (дидактические единицы содержания, требующие отображения в системах задач) и процессуального (информации, определение видов, форм и способов подачи учебной информации в соответствии с особенностями методического стиля педагога) компонентов методической системы учителя информатики, реализуемых в системах задач.

Данная методика используется преподавателями Лицея при факультете довузовской подготовки ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» при подготовке школьников к олимпиадам по информатике с 2003 и по настоящее время.

Многолетние наблюдения за школьниками, участвующими в процессе подготовки к олимпиадам по информатике показали, что использование систем задач, кроме подготовки к олимпиадам, еще влияет на развитие одаренности . Поэтому в процессе педагогического исследования нами была разработана трехстадийная модель формирования одаренности в условиях подготовки школьников к олимпиадам по информатике, при построении которой мы ориентировались на то, что на каждой из стадий подготовки к олимпиадам учащиеся непосредственно участвуют в процессе формирования своей одаренности. Первая стадия является стадией самоопределения (самоидентификации одаренности) школьника, вторая - стадией определения границ своей одаренности, на третьей стадии происходит осознание, каким образом можно самостоятельно участвовать в процессе формирования своей одаренности. Данная модель является теоретической основой для проведения нами дальнейшей методической работы.

Эта стадийная модель внесла коррективы в содержательный и процессуальный компоненты разработанной нами методики подготовки к олимпиадам по информатике на основе использования систем задач. Сконструированные системы задач становятся основой для разработки индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика, что приводит к формированию одаренности учащихся путем развития способностей учащихся и реализации их личностного творческого потенциала. Методика стала стадийной, обеспечивая таким образом разноуровневость индивидуальных образовательных траекторий и трехэтапность процесса подготовки к олимпиадам по информатике и формирования одаренности при использовании комплексов систем задач и сочетании очной и дистанционной форм обучения.

Рецензенты:

Смыковская Т.К., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике, ФГОУ ВПО «Волгоградский социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Петрова Т.М., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике, ФГОУ ВПО «Волгоградский социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Работа поступила в редакцию 08.10.2013.

Библиографическая ссылка

Павлова Е.С. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИНФОРМАТИКЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-6. – С. 1360-1362;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32547 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: