Композитный и компонентный вход отличия. Разъемы и интерфейсы проекторов. Разъем Scart, RGB, RCA, тюльпаны, композитный

После заметок о выборе телевизора я решил устроить небольшой ликбез по входам и выходам.

Антенное гнездо телевизора знакомо каждому.

Любой телевизор имеет простой композитный вход видео и аналоговые входы звука (тюльпаны).

Качество картинки по такому входу самое низкое, возможна передача только видео низкого разрешения.

Разъём S-Video также передаёт видео низкого разрешения.

Качество картинки чуть лучше, но почти несущественно.

21-контактный разъём SCART может содержит сразу входы и выходы композитного видео, аналогового звука, S-Video и входы RGB, обеспечивающие максимальное качество аналогового сигнала низкого разрешения.

В разных телевизорах на разъём SCART могут выведены лишь некоторые сигналы из перечисленных выше.

Компонентные разъёмы также обеспечивают наилучшее качество аналогового сигнала, а также позволяют передавать видео высокого разрешения до 720p.

Звук передаётся по двум отдельным тюльпанам. Всего получается 5 разъёмов.

Разъём VGA (он же D-SUB). 15-контактный разъём для подключения компьютера.

Телевизор работает, как стандартный монитор. Звук также передаётся черз два отдельных тюльпана. К сожалению, в новых моделях телевизоров разъём VGA часто отсутствует, и если стационарный компьютер (возможно после доработки и установки видеокарты) подключить к телевизору можно по HDMI, то большинство ноутбуков, увы, уже никак.

Разъём HDMI. Цифровой вход, по которому, в отличие от всех предыдущих, передаётся не только видео, вплоть до максимального разрешения FullHD, но и цифровой звук.

HDMI - самый современный и стандартный способ подключения.

При подключении телевизора к компьютеру по HDMI или VGA желательно, чтобы телевизор показывал "точка в точку", то есть, если изображение FullHD, 1920 точек в ширину, выдаваемых компьютером должны точно соответствовать 1920 точкам, отображаемым телевизором. Часто в телевизорах по умолчанию включен режим Overscan, немного увеличивающий картинку и не дающий показывать точка в точку. Его нужно найти и отключить. Проверить правильность отображения можно, внимательно посмотрев на рабочий стол компьютера, выведенный на телевизор. Все буквы должны быть очень чёткие без размазанных краёв. Иногда встречаются ЖК-телевизоры имеющие такое разрешение экрана, которое вообще не позволяет отображать картинку точка в точку. У плазм HD Ready как правило разрешение 1024x768 при формате экрана 16:9, при этом каждая точка не квадратная, а прямоугольная. При этом, если установить на компьютере разрешение 1024x768, возникает большая проблема - изображение растянуто, ведь компьютер думает, что точки квадратные. Для корректного просмотра фильмов в таком режиме можно использовать GOM Player и KM Player, у которых есть опции отображения изображения на широком телевизоре. С показом фотографий всё хуже - мне так и не удалось найти программу, которая бы корректно отображать фотографии на мониторе с прямоугольными пикселями.

Разъём наушников. Удивительно, но он есть далеко не у всех телевизоров.

Выходы звука.

Выход, который можно подключить к внешнему усилителю для просмотра телевизионных программ с боле качественным звуком. Бывают линейные (нерегулируемые) и регулируемые выходы. Уровень сигнала на регулируемом выходе будет зависеть от установки уровня громкости в телевизоре.

Цифровой выход звука (обычно, оптический). Позволяет подключать телевизор к AV-ресиверу с декодером цифрового звука.

Разъём USB - позволяет подключать к телевизору USB-устройства (флешки, жёсткие диски, клавиатуры, Wi-Fi адаптеры).

Функциональность USB-разъёма на каждом телевизоре разная. Некоторые телевизоры имеют встроенный плеер, воспроизводящий почти все форматы видео.

Разъём для карт памяти SD.

В зависимости от модели позволяет смотреть на телевизоре фото и видео. Видео, как правило, только отдельных форматов.

Разъём локальной сети (LAN).

Позволяет подключать телевизор к домашней сети и интернету. Функциональность также разная у всех моделей, имеющих такой разъём. Некоторые могут показывать ролики с YouTube, гулять по интернету и даже позволяют совершать видеозвонки по Skype, некоторые могут воспроизводить видео по сети с компьютера или домашнего сервера DLNA.

Кроме того у телевизоров бывают и совсем экзотические разъёмы. Например, у моей плазмы LG 42PC1RR есть разъём RS-232, позволяющий управлять плазмой с компьютера вместо пульта, но такая функциональность вряд ли когда-то понадобится в быту.

Композитное видео

Композитный видеосигнал «цветных полос» на экране осциллографа. Видны сигнал яркости, поднесущая и синхросигнал

Компози́тное ви́део , композитный видеосигнал - полный аналоговый телевизионный цветной видеосигнал , передаваемый по одной линии связи отдельно от звука. В отличие от компонентного видео, в котором отдельные составляющие видеосигнала - яркость и цветность - передаются по отдельным линиям, композитный видеосигнал требует единственную линию связи и вместе со звуком составляет полный телевизионный сигнал , готовый для передачи в эфир.

Состав композитного сигнала

Полный цветной видеосигнал содержит три главных составляющих: сигнал яркости, поднесущую, промодулированную сигналом цветности и синхросигнал, состоящий из строчных и кадровых синхроимпульсов, гасящих и уравнивающих импульсов. Также поднесущая содержит импульсы цветовой синхронизации. Поэтому, в иностранных источниках композитный видеосигнал часто обозначают аббревиатурой CVBS, что означает «Color, Video, Blank and Sync».

Видеозапись

Также термин используется применительно к аналоговым форматам видеозаписи . Большинство бытовых форматов видеозаписи считаются композитными, поскольку используют для записи/воспроизведения всех составляющих видеосигнала одну группу видеоголовок и тракт обработки сигнала. Однако в большинстве композитных форматов, сигнал яркости и поднесущая разделяются для переноса спектра последней, чтобы её частоты попали в записываемый диапазон. При воспроизведении сигнал снова разделяется для отдельной обработки яркости и поднесущей, а на выходе объединяется вновь. Это приводит к существенным потерям качества при многократной перезаписи, поэтому в вещательной практике используются компонентные форматы, такие, как Betacam или S-VHS , которые для записи/воспроизведения отдельных составляющих видеосигнала используют раздельные видеоголовки и тракты обработки. Компонентные форматы обеспечивают более высокое качество изображения и допускают большее количество перезаписей из-за отсутствия перекрестных помех, свойственных композитным форматам.

Недостатки

Использование композитного видеосигнала для телепередачи позволяет обойтись единственным каналом связи и сузить полосу частот, занимаемую каждым телеканалом . Однако, совместная передача сигналов яркости и цветности требует их разделения в приёмном устройстве, при котором неизбежно появление взаимных помех, снижающих качество изображения. Поэтому, в большей части профессионального студийного оборудования используется раздельная передача яркости и цветности при помощи компонентных интерфейсов, таких как S-Video . Развитие бытовой видеотехники и повышение требований к качеству видео привело к распространению компонентных линий передачи между бытовыми устройствами. Европейский интерфейс SCART позволяет передавать компонентный видеосигнал, так же, как и S-Video, получивший распространение в бытовой видеотехнике и компьютерах .

Типы соединений

Композитный разъём BNC

Разъёмы RCA для видеосигнала и стереофонического звука. Жёлтый - для видеосигнала, белый - для монофонического сигнала или левого канала стереофонического двухканального аудиосигнала, красный - для правого канала стереофонического двухканального аудиосигнала

Основным типом соединения для передачи композитного видеосигнала между профессиональными устройствами обработки и записи изображения, является коаксиальный кабель с разъёмами типа BNC . В бытовых устройствах для передачи композитного видеосигнала CVBS служит, как правило, кабель со стандартными разъёмами типа RCA , получившими в обиходе название «тюльпан» (колокольчики). Бытовые шнуры для композитного видеосигнала редко имеют коаксиальную конструкцию. Звук в этом случае передается по отдельному проводу с аналогичными разъёмами.

В бытовой видеотехнике передача композитного видеосигнала и звука по двум раздельным проводам часто называлась «соединением по низкой частоте» и была альтернативой «высокочастотному» соединению, при котором по антенному коаксиальному кабелю передавался полный телевизионный сигнал с использованием одного из стандартных каналов телевещания. Такое соединение часто использовалось в бытовых видеомагнитофонах для передачи изображения и звука на телевизор.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Композитное видео" в других словарях:

    Это список видеоразъемов и соответствующих стандартов видеосигнала. Содержание 1 По стандарту сигнала 2 Физические разъемы 3 П … Википедия

    - (от англ. Video capture видео захват) процесс преобразования видеосигнала из внешнего источника в цифровой видеопоток при помощи персонального компьютера и запись его в видеофайл с целью последующей его обработки, хранения или… … Википедия

Современные компьютеры обладают широкими возможностями для работы с видео, и их владельцы частенько смотрят фильмы на экране монитора. А с появлением мультимедийных платформ barebone, ориентированных на использование в качестве домашнего медиацентра, интерес к подключению аудио- и видеоаппаратуры только усиливается.
Куда как удобнее и практичнее смотреть видео на большом экране телевизора, тем более что практически все современные видеокарты оснащены телевизионным выходом.
Необходимость в подключении телевизора к компьютеру возникает также при монтаже любительского видео. Как вы легко сможете убедиться на практике, изображение и звук на компьютере существенно отличаются от тех, что вы потом увидите и услышите по телевизору. Поэтому все видеоредакторы позволяют просматривать предварительные результаты монтажа на телевизионном приемнике прямо с рабочей шкалы еще до создания фильма. Опытные видеолюбители постоянно контролируют изображение и звук, выводя их на телевизионный экран, а не на монитор компьютера.
Такие темы, как настройка видеокарт, выбор стандарта изображения, а также сравнение качества видеовыходов видеокарт различных производителей и решение возникающих при этом проблем, выходят за рамки данной статьи - здесь мы рассмотрим лишь следующие вопросы: какие разъемы могут встретиться на телевизоре и на видеокарте, как они согласуются между собой и какие существуют способы подключения компьютера к телевизору.

Интерфейсы для подключения дисплея

Классический аналоговый интерфейс (VGA)

В компьютерах уже довольно давно используется 15-контактный аналоговый интерфейс D-Sub HD15 (Mini-D-Sub), который по традиции называют VGA-интерфейсом. Интерфейс VGA передает сигналы красного, зеленого и синего цветов (RGB), а также информацию о горизонтальной развертке (H-Sync) и вертикальной синхронизации (V-Sync).

Все современные видеокарты имеют такой интерфейс или же обеспечивают его при помощи переходника из универсального комбинированного интерфейса DVI-I (DVI-integrated).

Таким образом, к разъему DVI-I можно подключать как цифровые, так и аналоговые мониторы. Переходник с интерфейса DVI-I на VGA обычно входит в комплект поставки ко многим графическим картам и позволяет подключать старые мониторы с 15-контактной вилкой D-Sub (VGA).

Обратите внимание, что не любой DVI-интерфейс поддерживает аналоговые VGA-сигналы, которые можно получить через подобные переходники. У некоторых видеокарт имеется цифровой интерфейс DVI-D, к которому можно подключать только цифровые мониторы. Визуально такой интерфейс отличается от DVD-I отсутствием четырех отверстий (контактов) вокруг горизонтальной прорези (сравните правые части белых DVI-разъемов).

Часто современные графические карты оснащаются двумя выходами DVI, и в этом случае они, как правило, универсальные - DVI-I. Такая видеокарта может одновременно работать с любыми мониторами, причем как с аналоговыми, так и с цифровыми в любом наборе.

Цифровой интерфейс DVI

DVI-интефейс (TDMS) был разработан главным образом для цифровых мониторов, которые не требуют от графической карты перевода цифровых сигналов в аналоговые.

Но поскольку переход с аналоговых мониторов на цифровые идет медленно, то разработчики графического оборудования обычно используют эти технологии параллельно. Кроме того, современные видеокарты могут работать и с двумя мониторами одновременно.

Универсальный интерфейс DVI-I позволяет использовать как цифровое, так и аналоговое подключение, а DVI-D - только цифровое. Впрочем, интерфейс DVI-D встречается сегодня довольно редко и обычно применяется только в дешевых видеоадаптерах.

Кроме того, цифровые разъемы DVI (причем как DVI-I, так и DVI-D) имеют две разновидности - Single Link и Dual Link, которые отличаются количеством контактов (в Dual Link задействованы все 24 цифровых контакта, а в Single Link - только 18). Single Link годится для применения в устройствах с разрешением вплоть до 1920x1080 (полное разрешение HDTV), для бо льших разрешений требуется уже Dual Link, который позволяет вдвое увеличить количество выводимых пикселов.

Цифровой интерфейс HDMI

Цифровой мультимедийный интерфейс HDMI (High Definition Multimedia Interface) разработан совместно целым рядом крупных компаний - Hitachi, Panasonic, Philips, Sony и др. 19-контактный вариант HDMI широко используется сегодня для передачи сигналов телевидения высокой четкости (HDTV) с разрешением до 1920x1080 (1080i). Для передачи видеосигнала более высокого разрешения требуются уже 29-контактные разъемы типа B. Кроме того, HDMI может обеспечить до восьми каналов звука с разрядностью 24 бит и частотой 192 кГц и имеет встроенный механизмом защиты авторских прав Digital Rights Management (DRM).

Интерфейс HDMI относительно новый, но в компьютерном секторе у него довольно много конкурентов - как со стороны традиционного интерфейса DVI, так и со стороны более новых и прогрессивных интерфейсов, таких как UDI или DisplayPort. Однако продукты с портами HDMI планомерно продвигаются на рынок, так как современная бытовая видеотехника все больше оснащается именно разъемами HDMI. Таким образом, развитие популярности мультимедийных компьютерных платформ будет стимулировать появление графических и материнских плат с портами HDMI, даже несмотря на то, что компьютерным производителям для использования этого стандарта приходится покупать довольно дорогую лицензию и еще платить некоторые фиксированные лицензионные отчисления с каждого проданного продукта с интерфейсом HDMI.

Лицензионные выплаты приводят и к удорожанию изделий с HDMI-портами для конечного производителя - например видеокарта с портом HDMI будет стоить примерно на 10 долл. дороже. Кроме того, вряд ли в комплект поставки будет входить дорогой HDMI-кабель (10-30 долл.), поэтому его придется приобретать отдельно. Однако есть надежда, что с ростом популярности интерфейса HDMI размер подобной наценки будет постепенно уменьшаться.

Интерфейс HDMI использует ту же технологию сигналов TDMS, что и DVI-D, поэтому существуют недорогие переходники для этих интерфейсов.

И пока интерфейс HDMI еще не заменил DVI, такие переходники могут использоваться для подключения видеоаппаратуры по DVI-интерфейсу. Обратите внимание, что HDMI-кабели не могут быть длиннее 15 м.

Новый интерфейс UDI

В начале нынешнего года компания Intel анонсировала новый цифровой интерфейс UDI (Unified Display Interface) для подключения цифровых мониторов к компьютеру. Пока Intel только заявила о разработке нового типа подключения, но в ближайшее время она планирует полностью отказаться от старого аналогового интерфейса VGA и осуществлять подключение компьютеров к устройствам отображения информации через новый цифровой интерфейс UDI, недавно разработанный инженерами этой компании.

Создание нового интерфейса обусловлено тем, что и аналоговый VGA-интерфейс, и даже цифровой DVI-интерфейс, по мнению представителей компании Intel, сегодня безнадежно устарели. Кроме того, эти интерфейсы не поддерживают новейшие системы защиты контента, которыми оснащаются цифровые носители нового поколения, такие как HD-DVD и Blu-ray.

Таким образом, UDI является практически аналогом интерфейса HDMI, используемого для подключения компьютеров к современным HD-телевизорам. Основным (и, пожалуй, единственным) отличием UDI от HDMI будет отсутствие звукового канала, то есть UDI будет передавать только видеоизображение и целиком рассчитан на работу с компьютерными мониторами, а не с HD-телевизорами. Кроме того, Intel, по всей видимости, не хочет платить лицензионные отчисления за каждое произведенное HDMI-устройство, поэтому UDI станет хорошей альтернативой для компаний, стремящихся к удешевлению своих продуктов.

Новый интерфейс полностью совместим c HDMI, а также будет поддерживать все известные в настоящее время системы защиты контента, что позволит беспрепятственно воспроизводить новые носители, оборудованные защитой от копирования.

Новый интерфейс DisplayPort

Еще один новый видеоинтерфейс - DisplayPort - недавно получил одобрение со стороны компаний, входящих в состав ассоциации VESA (Video Electronics Standards Association).

Открытый стандарт DisplayPort разработан рядом крупных компаний, в том числе ATI Technologies, Dell, Hewlett-Packard, nVidia, Royal Philips Electronics и Samsung Electronics. Предполагается, что в перспективе DisplayPort станет универсальным цифровым интерфейсом, позволяющим подключать дисплеи различных типов (плазменные, жидкокристаллические, ЭЛТ-мониторы и др.) к бытовым устройствам и к компьютерному оборудованию.

Спецификация DisplayPort 1.0 предусматривает возможность одновременной передачи и видеосигнала и аудиопотока (в этом смысле новый интерфейс полностью аналогичен HDMI). Отметим, что максимальная пропускная способность по стандарту DisplayPort составляет 10,8 Гбит/с, причем для передачи используется относительно тонкий соединительный кабель с четырьмя проводниками.

Другая особенность DisplayPort заключается в поддержке функций защиты контента (аналогично HDMI и UDI). Встроенные средства безопасности позволяют отображать содержимое документа или видеофайла только на ограниченном количестве «санкционированных» устройств, что теоретически уменьшает вероятность незаконного копирования материалов, защищенных авторскими правами. И наконец, разъемы, выполненные в соответствии с новым стандартом, тоньше современных разъемов DVI и D-Sub. Благодаря этому порты DisplayPort можно будет использовать в оборудовании небольшого формфактора и запросто делать многоканальные устройства.

О поддержке стандарта DisplayPort уже объявили компании Dell, HP и Lenovo. По всей видимости, первые устройства, снабженные новыми видеоинтерфейсами, появятся до конца текущего года.

Видеоразъем на графической карте

На современных видеокартах, помимо разъемов для подключения мониторов (аналоговых - D-Sub или цифровых - DVI), находится композитный выход для вывода видео («тюльпан»), или 4-штырьковый S-Video-выход, или 7-штырьковый комбинированный видеовыход (одновременно и S-Video и композитные входы и выходы).

В случае с S-Video ситуация проста - в продаже имеются кабели S-Video или переходники под другие разъемы типа SCART.

Однако когда на видеокартах встречается нестандартный 7-штырьковый разъем, то в этом случае лучше сохранить тот переходник, который имеется в комплекте видеокарты, потому что стандартов разводки такого кабеля несколько.

Композитный видеосигнал (RCA)

Так называемый композитный видеовыход давно и широко используется для подключения бытовой аудио- и видеоаппаратуры. Разъем для этого сигнала обычно обозначается как RCA (Radio Corporation of America), а в народе называется «тюльпан» или VHS-разъем. Обратите внимание, что подобными штекерами в видеоаппаратуре может передаваться не только композитное видео или аудио, но и многие другие сигналы типа компонентного видео либо телевидения высокой четкости (HDTV). Обычно вилки «тюльпанов» имеют цветовую маркировку, чтобы пользователям легче было ориентироваться в клубке проводов. Распространенные значения цветов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Использование

Тип сигнала

Белый или черный

Звук, левый канал

Аналоговый

Звук, правый канал

Аналоговый

Видео, композитный сигнал

Аналоговый

Компонентный сигнал яркости (Luminance, Luma, Y)

Аналоговый

Компонентный сигнал цветности (Chrominance, Chroma, Cb/Pb)

Аналоговый

Компонентный сигнал цветности (Chrominance, Chroma, Cr/Pr)

Аналоговый

Оранжевый/желтый

Цифровой звук SPDIF

Цифровой

Провода для передачи композитного сигнала могут быть достаточно длинными (для удлинения проводов можно применять простые переходники).

Однако использование невысокого качества соединений и неряшливой коммутации «тюльпанами» постепенно отходит в прошлое. К тому же дешевые RCA-разъемы на оборудовании часто ломаются. Сегодня на цифровой аудио- и видеоаппаратуре все чаще применяются другие типы коммутации и даже при передаче аналоговых сигналов удобнее использовать SCART.

S-Video

Часто на видеокарте и в телевизоре имеется четырехконтактный разъем S-Video (Y/C, Hosiden), который служит для передачи видеосигналов более высокого качества, чем композитный. Дело в том, что стандарт S-Video использует разные линии для передачи яркости (сигнал яркости и синхронизации данных обозначается буквой Y) и цвета (сигнал цветности обозначается буквой C). Разделение сигналов яркости и цвета позволяет достичь лучшего качества картинки по сравнению с композитным RCA-интерфейсом («тюльпаном»). Более высокое качество при передаче аналогового видео могут обеспечить только полностью раздельные RGB- или компонентные интерфейсы. Для получения композитного сигнала из S-Video используется простой переходник S-Video - RCA.

Если такого переходника у вас нет, то его можно сделать самостоятельно. Впрочем, существует два варианта вывода композитного сигнала с видеокарты, оборудованной S-Video-интерфейсом, и выбор зависит от типа вашей видеокарты. Некоторые карты умеют переключать режимы вывода и подают на S-Video-выход простой композитный сигнал. В режиме подачи такого сигнала на S-Video требуется просто соединить контакты, на которые подается композитный сигнал, с соответствующими выходами «тюльпана».

Разводка RCA-кабеля простая: по центральной жиле подается видеосигнал, а внешняя оплетка - это «земля».

Разводка S-Video такова:

  • GND - «земля» для Y-сигнала;
  • GND - «земля» для С-сигнала;
  • Y - яркостный сигнал;
  • С - сигнал цветности (содержит оба цветоразностных).

Если S-Video-выход может работать в режиме подачи композитного сигнала, то на второй контакт его разъема подается «земля», а на четвертый - сигнал. На разборном S-Video-штекере, который потребуется для изготовления переходника, контакты обычно нумеруются. Разъемы гнезда и штекера нумеруются зеркально.

Если же видеокарта не имеет режима вывода композитного сигнала, то для его получения придется смешать сигнал цветности и яркости из S-Video-сигнала через конденсатор емкостью 470 пФ. Полученный таким образом сигнал подается на центральную жилу, а «земля» со второго контакта - на оплетку композитного шнура.

SCART

SCART является наиболее интересным комбинированным аналоговым интерфейсом и широко распространен в Европе и Азии. Его название происходит от французской аббревиатуры, предложенной в 1983 году Объединением разработчиков радио- и телеаппаратуры Франции (Syndicat des Constructeurs d’Appareils, Radiorecepteurs et Televiseurs, SCART). Этот интерфейс сочетает аналоговые сигналы видео (композитного, S-Video и RGB), стереозвука и управления. Сегодня каждый произведенный для Европы телевизор или видеомагнитофон оснащен как минимум одним разъемом SCART.

Для передачи простых аналоговых сигналов (композитного и S-Video) на рынке имеется много различных переходников для SCART. Этот интерфейс удобен не только тем, что всё подключается с помощью только одного кабеля, но и тем, что позволяет подключить к телевизору источник высококачественного RGB-видео без промежуточного кодирования в композитные или S-Video-сигналы и получить наилучшее качество изображения на экране бытового телевизора (качество изображения и звука при подаче через SCART заметно превосходит качество любых других аналоговых подключений). Подобная возможность, правда, реализуется не во всех видеомагнитофонах и телевизорах.

Кроме того, разработчики заложили в интерфейс SCART дополнительные возможности, зарезервировав несколько контактов на будущее. И с тех пор, как интерфейс SCART стал стандартом в европейских странах, он приобрел несколько новых свойств. Например, при помощи некоторых сигналов на контакте 8 можно управлять через SCART режимами телевизора (переводить его в режим «монитор» и обратно), переключать телевизор в режим работы с RGB-сигналами (контакт 16) и т.д. Контакты 10 и 12 предназначены для передачи через SCART цифровых данных, что делает количество команд практически неограниченным. Существуют несколько известных систем обмена информацией посредством SCART: Megalogic, используемая фирмой Grundig; Easy Link от компании Philips; SmartLink от фирмы Sony. Правда, их применение ограничено общением между телевизором и видеомагнитофоном этих фирм.

Кстати, стандарт предусматривает четыре вида кабелей SCART: тип U - универсальный, обеспечивающий все соединения, V - без сигналов звука, С - без сигналов RGB, А - без видеосигналов и RGB. К сожалению, современные компонентные режимы (Y, Cb/Pb, Cr/Pr) в стандарте SCART не поддерживаются. Однако некоторые производители DVD-плееров и телевизоров большого формата встраивают возможность передачи через SCART и компонентного видеосигнала, который передается через контакты, используемые в стандарте для RGB-сигнала (впрочем, от подключения по RGB такая возможность практически не отличается).

Для подключения к SCART композитных или S-Video-источников в продаже имеются различные переходники. Многие из них универсальные (двунаправленные) с переключателем вход-выход.

Есть также простые однонаправленные переходники, переходники для подключения моно- или стереозвука, а также разъемы для управления переключением. В том случае, когда необходимо к одному устройству подсоединить сразу два, можно использовать SCART-разветвитель на два или три направления. Те же, кого не устраивают или кому недоступны предлагаемые варианты, могут сделать собственный в соответствии с назначениями контактов в SCART, приведенными в табл. 2 .

Нумерация штырьков обычно указана на разъеме:

Конечно, в компьютерах не используется разъем SCART, однако, зная его спецификацию, всегда можно изготовить соответствующий переходник для использования аналогового компьютерного монитора в качестве приемника видеосигнала с магнитофона или, напротив, для подачи видеосигнала с компьютера на телевизор, оборудованный разъемом SCART.

Например, для того чтобы ввести либо вывести композитный сигнал с разъема SCART, необходимо взять коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 75 Ом и распределить внешнюю оплетку («землю») и внутреннею жилу (композитный сигнал) на SCART-разъеме.

Вывод видеосигнала из компьютера в телевизор (TV-OUT):

  • композитный сигнал подается на 20-й контакт разъема SCART;

Для ввода видеосигнала с видеомагнитофона в компьютер (TV-IN):

  • композитный сигнал - на 19-й контакт разъема SCART;
  • «земля» - на 17-й контакт разъема SCART.

Соответствие контактов при изготовлении переходника для S-Video также указано в табл. 2.

Вывод видеосигнала из компьютера в телевизор по S-Video (TV-OUT):

  • 3-й контакт S-Video - 20-й контакт SCART;

Ввод видеосигнала с видеомагнитофона в компьютер по S-Video (TV-IN):

  • 1-й контакт S-Video - 17-й контакт SCART;
  • 2-й контакт S-Video - 13-й контакт SCART;
  • 3-й контакт S-Video - 19-й контакт SCART;
  • 4-й контакт S-Video - 15-й контакт SCART.

Для подключения компьютера к телевизору по RGB необходимо, чтобы компьютер выдавал RGB-сигнал в виде, понятном для телевизора. Иногда RGB-сигнал подается через специальный 7-, 8- или 9-штырьковый комбинированный видеовыход. В этом случае в настройках видеокарты должна быть возможность переключения видеовыхода в RGB-режим. Если видеовыход на видеокарте имеет семь контактов (такой штекер называется mini-DIN 7-pin), то в нормальном режиме S-Video-сигнал подается точно на те же контакты, что и в обычном четырехконтактном S-Video-разъеме. А в RGB-режиме сигналы по контактам могут распределяться разными способами в зависимости от производителя видеокарты.

В качестве примера можно привести соответствие контактов одного из таких 7-штырьковых разъемов со SCART (такая разводка применяется на некоторых видеокартах, базирующихся на чипе NVIDIA, но на вашей видеокарте может быть по-другому):

  • 1-й контакт mini-DIN 7-pin (GND, «земля») - 17-й контакт SCART;
  • 2-й контакт mini-DIN 7-pin (Green, зеленый) - 11-й контакт SCART;
  • 3-й контакт mini-DIN 7-pin (Sync, развертка) - 20-й контакт SCART;
  • 4-й контакт mini-DIN 7-pin (Blue, синий) - 7-й контакт SCART;
  • 5-й контакт mini-DIN 7-pin (GND, «земля») - 17-й контакт SCART;
  • 6-й контакт mini-DIN 7-pin (Red, красный) - 15-й контакт SCART;
  • 7-й контакт mini-DIN 7-pin (+3 V управление режимом RGB) - 16-й контакт SCART.

Для любых видов переходников требуется использовать качественные кабели с сопротивлением 75 Ом.

На графической карте нет разъема для подключения видео

Если у вас на видеокарте отсутствует телевизионный выход, то, в принципе, телевизор можно подключить и к обычному VGA-разъему. Однако в этом случае понадобится электрическая схема согласования сигналов (в общем случае, правда, несложная). На рынке имеются специальные устройства, которые конвертируют обычный компьютерный VGA-сигнал в RGB и в сигнал развертки (синхронизации) для телевизора. Такое устройство подключается к VGA-кабелю между компьютером и монитором и дублирует сигнал, который идет через VGA-выход.

В принципе, такое устройство можно сделать и самостоятельно. Соответствие сигналов VGA и SCART будет следующее:

  • VGA SCART PIN SCART Description;
  • VGA RED - на 15-й контакт SCART;
  • VGA GREEN - на 11-й контакт SCART;
  • VGA BLUE - на 7-й контакт SCART;
  • VGA RGB GROUND - на 13-й, или 9-й, или 5-й контакт SCART;
  • VGA HSYNC & VSYNC - на 16-й и 20-й контакты SCART.

Также необходимо будет подать +1-3 В на 16-й контакт SCART и 12 В на 8-й контакт SCART для переключения в AV-режим с соотношением сторон 4:3.

Однако прямое подключение, скорее всего, не сработает и для синхронизации придется делать электросхему, как показано на http://www.tkk.fi/Misc/Electronics/circuits/vga2tv/circuit.html или http://www.e.kth.se/~pontusf/index2.html .

Для подключения различных периферийных устройств к электронному оборудованию чаще всего нужны провода. В зависимости от того, что к чему вы подключаете - телевизор к видеомагнитофону или монитор к компьютеру - важно учитывать тип проводов. Цифровые технологии начинают всё больше преобладать над аналоговыми, но, в любом случае, нужно уметь разбираться в основных используемых форматах кабелей. Мы достаточно подробно расскажем вам о 13 различных кабелях (видео, аудио и специфических для компьютеров), чтобы в дальнейшем у вас не возникло путаницы.

Кроме того, мы рекомендуем ознакомиться со статьёй " Энциклопедия интерфейсов компьютера: руководство THG ".

Композитный кабель

Нажмите на картинку для увеличения.

Начнём с видеокабелей. В первую очередь рассмотрим кабель композитного видео (Composite Video), который иногда называют кабель RCA, или просто "тюльпан". Данный кабель имеет разъём жёлтого цвета и работает с аналоговым композитным видеосигналом. Честно говоря, это самый худший вариант в своей категории. Все сигналы низкого разрешения проходят через композитный кабель в смешанном виде, объединяя сигналы яркости и цветности. Как правило, такой композитный видеокабель сопровождается двумя другими разъёмами: красным и белым. Они используются для передачи стереозвука. По возможности вместо композитного кабеля используйте кабель с отдельными каналами, такой как S-Video, RGB или даже YUV.

S-Video

Нажмите на картинку для увеличения.

Кабель S-Video известен также под названием Y/C. Эти две буквы обозначают, что видеосигнал в таком кабеле разбивается на два отдельных компонента, передающихся по своему проводу: яркость и цветность. В отличие от композитного видеокабеля, S-Video позволяет получить гораздо более чёткое изображение. Кроме того, все элементы изображения передаются одновременно. Кабель S-Video используется видеокартами видеокартах, видеокамерами и даже с видеомагнитофонами стандарта S-VHS. Подобно композитному видео, S-Video передаёт только изображение. Для передачи звука потребуется отдельный кабель.

Компонентные кабели YUV, YPrPb и YCrCb

Нажмите на картинку для увеличения.

В случае с форматами YUV, YPrPb и YCrCb, вы получаете совершенно раздельные сигналы. Компонентные кабели состоят из трёх проводов: один отвечает за яркость (Y), а два других за цветность. Компонентные кабели более или менее соответствуют high-end версии S-Video, но их качество приближается к DVI или HDMI. Цвета передаются необычайно точно, и изображение в целом в больше степени соответствует тому, что вы должны увидеть на экране телевизора по сравнению с другими аналоговыми кабелями. Кабель YUV способен передавать видео высокого разрешения, хотя и в аналоговом виде.

VGA

Нажмите на картинку для увеличения.

Аналоговый интерфейс VGA был создан в конце 1980-х годов стараниями IBM и по сей день остаётся стандартным разъёмом для подключения монитора к компьютеру. Однако сейчас на его смену приходит цифровой интерфейс DVI. VGA имеет 15 контактных штырьков, расположенных в три ряда, каждый из которых отвечает за три отдельных канала: красный, синий и зелёный. Существует много версий VGA в зависимости от разрешений: QVGA соответствует разрешению 320 x 240, XGA - 1024 x 768, а QXGA - 2048 x 1536. Для широких экранов данный стандарт обозначается просто как WVGA ("W" означает "wide"). Mini-VGA используется для некоторых ноутбуков. Хотя почти все видеокарты на рынке оснащены DVI, вы найдёте множество дисплеев, подключаемых к VGA через переходники VGA/DVI.

DVI-A/D/I

Нажмите на картинку для увеличения.

Данный кабель является заменой VGA. Он позволяет передавать цифровой сигнал между видеокартой и дисплеем. Обратите внимание на тонкости этого стандарта: по сути, можно выделить три типа DVI. DVI-A передаёт только аналоговый сигнал (в целях совместимости с VGA), а DVI-D может передавать только цифровой сигнал. DVI-I же может работать с обоими типами сигналов, но не одновременно. Следовательно, его нельзя использовать с ЭЛТ-мониторами. Но ничего страшного, ведь есть DVI-A/DVI-I. Большинство видеокарт оснащены выходами DVI-I, которые подходят для подключения ЭЛТ-монитора к компьютеру с помощью переходника. Что касается ноутбуков, постепенно mini-DVI вытесняет собой mini-VGA. В то же время, если у вашего монитора большое "родное" разрешение (более 3 млн. пикселей), то нужно использовать двухканальный Dual-Link DVI.



СОДЕРЖАНИЕ

Рад новому общению со своими читателями и сегодня мы с вами поговорим про старый, добрый RCA разъем. Для кого-то это будет ностальгия по первому опыту использования аудио-видео аппаратуры. Ну а более молодому поколению я поведаю, что же это за невиданная диковина, все еще встречающаяся на некоторых устройствах.

Для начала, по традиции, небольшой экскурс в историю радиоэлектроники.

В далеком 1940 возникла необходимость подключать фонографы к усилителям и известная до сих пор компания Radio Corporation of America (RCA) предложила использовать разъем в виде экранированного осевого контакта. Который в дальнейшем унаследовал такое же название и получил огромную популярность.

Кстати сам принцип, когда один из контактов выполняет роль наружной защиты, получил дальнейшее развитие и успешно используется в более современных коннекторах.

Предмет разговора

Теперь рассмотрим RCA разъем поближе и разберемся, что он из себя представляет. Для начала уделим внимание элементу, который вставляется (поэтому называется «папа») и размещается на самом кабеле. Поскольку используется двужильный провод то коннектор, соответственно состоит из 2-х контактов. Первый (основной) представляет собой штырь длиной 15 мм и диаметром 3.2 мм с округленной головкой (для удобного попадания в гнездо).

Он располагается внутри цилиндрического экранного контакта диаметром 8 мм, и выступает из него на 9 мм. Гнездо, именуемое, соответственно, «мама», сделано в виде втулки. Ее наружная часть – это экранный контакт, а внутри имеется отверстие для входа штыря.

В обеих половинках разъема пространство между центральным и наружным контактом заполняется диэлектрическим материалом. В недорогих моделях для этой цели применяется обычный пластик (полиэтилен), а в более дорогих вариациях – текстолитовые шайбы. Ну а в самом козырном исполнении – тефлон или керамика.

Физику процесса мы выяснили. Переходим к лирически-цветочной части нашего обзора. Это не просто литературный оборот, а намек на второе название RCA разъема, который в обиходе называют тюльпан. Очень точное образное попадание поскольку обычно используется три коннектора: один – для видео сигнала, два других – для стереозвука. Для их различия пластиковая оболочка каждого коннектора имеет свой строго определенный цвет:

  • Желтый – видео;
  • Красный – правый аудио канал;
  • Белый – левый звуковой канал;

Возьмите в руку кабель, на конце которого 3-и RCA штекера. Не правда ли очень напоминает букет тюльпанов?

До сих пор с этим никто не спорил.

Для звука 2 а для видео 1 штекер

Вы можете задать логичный вопрос. Как же так, для звука аж 2 коннектора, а для технологически более сложного видео – только один?

Дело в том, что в «желтом тюльпане» проходит композитный сигнал, совмещающий в себе всю информацию:

  • Яркость;
  • Цветность;
  • Гашение;
  • Строчную, кадровую и цветовую синхронизацию;

Но есть еще и синие и зеленые «тюльпаны». Это уже компонентные штекеры для передачи отдельных цветовых видеопотоков.

Популярность, способствующая совершенству

Поскольку мы перешли к таким сложным техническим подробностям, то пора поговорить и о технических аспектах использования RCA разъема.

Его основное назначение передача аналогово аудио-видео сигнала. И с этой задачей он блестяще справлялся до появления цифровых стандартов. В свое время тюльпаны были единственным способом соединения телевизоров с видеомагнитофонами или DVD проигрывателями.

Удобное соединение активно использовалось и в аудио аппаратуре и усилителях. Производители компьютерного железа даже делали такие выходы на звуковой карте.

А умельцы выполняли специальную РЦА распайку для подключения телевизоров в качестве монитора к ПК.

Со временем появилось множество промышленных кабелей и переходников, позволяющих подключать ТВ к более современным гаджетам. Например, с помощью кабеля RCA-mini jack можно было выдавать контент с некоторых смартфонов.

Сейчас RCA разъем можно еще встретить и на современных телевизорах или проекторах, рассчитанных на соединение с некоторыми видеовоспроизводящими устройствами. Однако на экранах с максимальным разрешением 4К и выше передача аналогового сигнала через RCA выглядит бессмысленно. Почему?

Да потому — что обычный композит (rca) умеет выводить максимум Full HD.

И поэтому производители отказываются от него в пользу более современных стандартов передачи информации.

Как вы поняли, дорогие мои читатели, эпоха RCA разъемов заканчивается. Но отдать им дань уважения все-таки необходимо. Надеюсь, что в вашем распоряжении будет более современная техника. А та, что с тюльпанами будет просто напоминать о быстротечном прогрессе технологий.

На этом прощаюсь и обещаю, что мы продолжим разговор о разных коннекторах.

До скорых встреч.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: