Почта древнего рима. Примечательные факты о курьерской доставке Украшение шляп почтовых курьеров древнего рима

История почты...

Почта происходит от немецкого слова - Post, итальянского - Posta, от позднелатинского - Posito, что означает - станция с переменными лошадьми, станция в пункте.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке - открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.

Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии(558 - 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).

Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 - 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 - 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров.

Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы - пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год).

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они называлисьгемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы - завоеватели только в 16 веке.

Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза.

Ганза - торговый и политический союз северогерманских городов в 14 - 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 году Франц Таксис становится генерал - почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис - Ламораль становится имперским генерал - почтмейстером.

Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля.

Ламораль Таксис, новый генерал - почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность - таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки.

Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.

История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

В 1973 году в Бельгии вышла марка, посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек.

В то время только служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру.

Услышав звук рожка, сменщик готовил своего коня, чтобы принять почту и немедленно отправиться далее. Гонцы обязаны были двигаться со скоростью не менее мили в час. В случае нарушений они подвергались штрафам.

В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.


Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Еще до татаро - монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты.

Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные - барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик - человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684): …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.


Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва - Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.


Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.


История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

АКЦИЯ!!!
Предпочтовая обработка, удаление повторов, проверка и простановка почтовых индексов в адресных базах данных клиентов – БЕСПЛАТНО!


ПОВЫШЕНИЕ ПОЧТОВЫХ ТАРИФОВ "ПОЧТОЙ РОССИИ".
С 12.04.2019 г. повышаются тарифы на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции.



История почты

История почты: как появились почтовые услуги

Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.

Именно благодаря использованию голоса для передачи информации, возникла членораздельная речь. Но, недостатком такого способа передачи новостей было то, что человеческий голос слышен только на небольшом расстоянии. В результате этого, для усиления голоса стали использовать полые стволы деревьев, а также барабаны, извещающие народ о приближении гонца. Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты.

Началом возникновения почтовой связи является зарождение письменности. С момента появления рабовладельческих стран появилась необходимость правителей быть в курсе всего, что происходит в их стране. ТОгда почтовая связь стала упорядоченной. Первые учреждения такой почтовой связи появились в античные времена. Первое время эти учреждения носили исключительно военный характер. Самыми развитыми почтовые связи считались в Египте, именно их можно считать предшественником современной почты.

Почта Древнего Египта состояла из многочисленных гонцов, снабжающих фараонов информацией. Гонцам необходимо было преодолевать длинные расстояния за возможно короткие сроки, поэтому в качестве почтальонов стали использовать еще и почтовых голубей. Такая почтовая система постепенно стала появляться и в других странах.

В Древнем Риме собственных гонцов себе могли позволить только богачи. Основана государственная почта была Юлием Цезарем. Она была подчинена непосредственно императору и не была предназначена для частного использования. На суше почтовые перевозки осуществлялись с помощью коней, по морю переправлялись на кораблях. В крупных центрах находились специальные станции, служащие всадникам пристанищем во время долгого пути. Здесь их ждали подготовленные лошади и повозки на случаи такой необходимости. между каждыми двумя такими станциями находились более мелкие. В те времена использовалась фраза «Statio posita in...», которая означала «станция, расположенная в...». Именно от слова «posita» произошло слово «post» — почта.

С развитием торговли и ремесел повысился интерес к передаче сообщений, рассылке писем . Это способствовало появлению разнообразных посыльных служб и почт, которые обслуживали ремесленников и купцов. Купеческая почта находилась в крупных торговых домах, имеющих своих собственных курьеров.

В 19 веке с появлением железных дорог и пароходства, а в 20 веке еще и самолета, скорость почтовых рассылок значительно увеличилась. Почта приобрела общегосударственное значение и стала обслуживать всех граждан. Железнодорожная сеть стремительно развивалась и число поездов ежедневно увеличивалось, соответственно возросло и число почт. Почта стала более усовершенствованной, появились дешевые почтовые таксы, а также целый ряд новых торговых операций и почтовых услуг .

Даже когда был изобретен в 1876 году телефон, телеграф и радио, почта не утратила свою важную роль средства массового общения.


Античные камеи, эти миниатюрные творения рук человеческих, сочетают в себе тонкое изящество и красоту. И хотя их возраст исчисляется не одним десятком веков, глядя на них, у каждого зрителя возникает ощущение, что эти изображения вот-вот оживут!Ведь в античные времена в Древнем Риме, в Древней Греции и эллинистических государствах это искусство достигло вершин совершенства.

Не зря про них сказано: «Геммы малы, но они побеждают столетья » (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).

Инталии в качестве печатей


Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.



Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.







Камеи - предметы роскоши в Древней Греции

В эпоху античности, в конце IY века до н. э., мастера Древнего Рима и Древней Греции продолжая работу с инталиями, начинают работать с с другим материалом – многоцветным и многослойным сардониксом или агатом, из которого вырезают выпуклые рельефные геммы - камеи. При умелом подходе резчикам удавалось достичь интересных цветовых и световых эффектов.
Работая над двойными или тройными портретами, они старались каждый из них выдерживать в своем цвете. И если удавалось удачно попасть в цвет, что было совсем непросто, камеи будто оживали.
В то время, как инталии использовались для практических целей, камеи стали предметом роскоши. Их вставляли для красоты в перстни и диадемы, украшали ими свою одежду… Но далеко не каждый мог позволить себе их приобрести.

Геммы Александрии

Первыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно.



Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.

Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.


Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.

Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией.




Глиптика в Древнем Риме

После падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями.
Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям - белым силуэтам на темном фоне.

«Камея Августа»


На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.

«Гемма Тиберия»



Эта камея - самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.

Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.

Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.

Инталии



Камеи


В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III.



Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Константин и Тихе. Сардоникс. Римская работа. IV в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.


Лучшими коллекциями камей обладают музеи Вены, Парижа и Санкт-Петербурга. Во многом благодаря стараниям Екатерины II, обожавшей камеи и коллекционирующей их, собрание античных камей Эрмитажа - одно из крупнейших в мире. И сегодня впечатляют самых изысканных ценителей.

Самым мощным государственным образованием античного мира, безусловно, является Древний Рим . Этот город не только подчинил себе Апеннинский полуостров, но и раскинул свои владения на огромную территорию: от Британии до Северной Африки и от Пиренейского полуострова до Сирии.
Связь столицы с удалёнными провинциями стала для Рима насущной необходимостью.

Для этого была построена, невиданная ранее, сеть добротных, вымощенных камнем, дорог. Их общая протяжённость уже во времена Гая Юлия Цезаря составила 150 тысяч километров.
Кстати, крылатое выражение "Все дороги ведут в Рим " не столь метафорично, как кажется на первый взгляд. Самые старые и широкие дороги действительно подобно лучам сходились в столице империи. Именно по этим дорогам из Рима отправлялись легионы на войну или для подавления мятежей.


Аппиева дорога, сохранившаяся до наших дней .

Хотя основы регулярной государственной почты заложил ещё Юлий Цезарь, свой канонический вид она приобрела при Августе. Именно он объединил все маршруты в единую сеть, которая называлась "курсус публикус ". Эта почта контролировалась лично императором и предназначалась исключительно для государственных нужд. Управляющие почтой госчиновники должны были обязательно иметь «диплом» - документ, удостоверяющий их заслуги перед государством. В провинциях почтовую службу контролировали наместники, а её содержание полностью ложилось на плечи местного населения, которое должно было поставлять почте повозки, лошадей и всадников.

Пешие гонцы назывались "табеляриями ". Знаком отличия римских курьеров стал головной убор, украшенный сначала перьями, а затем - стилизованными крылышками. Ведь подобный крылатый шлем носил Меркурий - посланник богов и покровитель торговли.

Срочные сообщения доставлялись конными гонцами, а ценные госгрузы перевозили на телегах. Конных гонцов называли "бередос" - от персидское слова "берд", означающего "вьючное животное".
Не во все римские провинции можно было добраться по суше, и в этом случае для перевозки почты использовали корабли


«Внезапно сегодня у нас появились корабли из Александрии, которые обычно идут впереди и возвещают о прибытии следующего за ними флота. Поэтому их также называют почтовыми кораблями».

Главным достоинством "курсус публикус " стала хорошо налаженная система дорожных почтовых станций.
Станции делились на две категории. Так называемые "мансио" представляли собой благоустроенные постоялые дворы, окрашенные в красный цвет. Здесь гонцов ждали не только ночлег и пища, но и обширная сеть услуг. "Мансио" заправлял начальник-манцепс, под руководством которого были "стационарии" (смотрители конюшен), "гиппокомы" (конюхи), "мулионы" (погонщики мулов), "муломедикусы" (ветеринары) и "карпентарии" (смотрители повозок).
Считают, что именно из латинского выражения "mansio posita in..." ("Станция, расположенная в каком-либо пункте") впоследствии и вычленилось современное понятие "post " - "почта ".
Кроме того, между двумя "мансио" располагалось 6-8 промежуточных малых станций - "мутацио", которые служили, прежде всего, для смены лошадей.


«Курсус публикус», реконструкция Л. Бургера.

Чтобы обеспечить безопасность движения римляне вдоль важных путей разбивались военные лагеря, которые заодно выполняли и функции стройбата - т.е. чинили дороги.
На оживлённых перекрёстках даже возникли специальные стены, играющие роль своеобразных газет. Каждый писал на них всё, что вздумается - от новостей и объявлений до эпиграмм и любовных записок вроде "Марк любит Елену". Недаром какой-то шутник начертал на одной из таких стен следующее: "Я удивляюсь тебе, стена, как ты не рухнешь, продолжая нести столько дрянных надписей" .

О том насколько эффективной была "курсус публикус " свидетельствует следующий факт. Если Юлий Цезарь, постоянно сменяя лошадей, мог покрыть в день не более 100 миль, то император Тиберий, пользуясь услугами почтовой службы , продвигался вдвое быстрее. В результате правители Римской империи получали свежие новости достаточно регулярно.

А вот частную переписку вести через госпочту запрещалось. Поэтому самые зажиточные из римских граждан имели своих собственных гонцов из числа рабов. В день такой скороход мог пройти около 70 км. Если же послание надо было отправить на дальнее расстояние, то его передавали посредством торговцев или путешествующих знакомых. Правда, и доходили такие послания не в пример медленнее государственных. Известен случай, как некто Август (не император) получил письмо лишь спустя девять лет.

Сенека, из "Писем к Люцилию":
«Твоё письмо я получил лишь через много месяцев после отправки. Поэтому я счёл излишним распрашивать доставившего его человека о твоем житье-бытье».

К сожалению, наработки римлян оказались надолго забыты, после того, как империя пала под натиском варваров, и Европа надолго погрузилась в "тёмные века". Упадок почтовой связи был настолько сильным, что даже в XVI веке гонец передвигался в полтора раза медленнее, нежели римский курьер во время расцвета "курсус публикус ".



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: