Основные принципы построения операционных систем кратко. Архитектура операционных систем Основные принципы построения операционных систем Основные принципы построения операционных систем Принцип модульности Принцип. Принцип особого режима работы

Частотный принцип. Основан на выделении в алгоритмах программ, а в обрабатываемых массивах действий и данных по частоте использования. Действия и данные, которые часто используются, располагаются в операционной памяти, для обес­печения наиболее быстрого доступа. Основным средством такого доступа является организация многоуровневого планиро­вания. На уровень долгосрочного планирования выносятся редкие и длинные операции управления деятельностью системы. К краткосрочному планированию подвергаются часто используемые и короткие операции. Система инициирует или преры­вает исполнение программ, предоставляет или забирает динамически требуемые ресурсы, и прежде всего центральный про­цессор и память.

Принцип модульности . Модуль - это функционально законченный элемент системы, выполненный в соответствии с приня­тыми межмодульными интерфейсами. Модуль по определению предполагает возможность замены его на любой другой при наличии соответствующих интерфейсов. Чаще всего при построении ОС разделение на модули происходит по функциональ­ному признаку. Важное значение при построении ОС имеют привилегированные, повторно входимые и реентерабельные модули. Привилегированные модули функционируют в привилегированном режиме, при котором отключается система пре­рываний, и никакие внешние события не могут нарушить последовательность вычислений. Реентерабельные модули допус­кают повторное многократное прерывание исполнения и повторный запуск из других задач. Для этого обеспечивается сохра­нение промежуточных вычислений и возврат к ним с прерванной точки. Повторно входимые модули допускают многократ­ное параллельное использование, однако не допускают прерываний. Они состоят из привилегированных блоков и повторное обращение к ним возможно после завершения какого-либо из этих блоков. Принцип модульности отражает технологические и эксплуатационные свойства системы. Максимальный эффект от использования достигается, если принцип распространяет­ся и на ОС, и на прикладные программы, и на аппаратуру.

Принцип функциональной избирательности. Этот принцип подразумевает выделение некоторых модулей, которые долж­ны постоянно находиться в оперативной памяти для повышения производительности вычислений. Эту часть ОС называют ядром. С одной стороны, чем больше модулей в ОЗУ, тем выше скорость выполнения операций. С другой стороны, объем памяти, занимаемой ядром, не должен быть слишком большим, поскольку в противном случае обработка прикладных задач будет низкоэффективной. В состав ядра включают модули по управлению прерываниями, модули для обеспечения мультизадачности и передачи управления между процессами, модули по распределению памяти и т.д.

Принцип генерируемости ОС. Этот принцип определяет такой способ организации архитектуры ядра ОС, который позво­лял бы настраивать его, исходя из конкретной конфигурации вычислительного комплекса и круга решаемых задач. Эта про­цедура выполняется редко, перед достаточно протяженным периодом эксплуатации ОС. Процесс генерации осуществляется с помощью специальной программы-генератора и соответствующего входного языка. В результате генерации получается пол­ная версия ОС, представляющая собой совокупность системных наборов модулей и данных. Принцип модульности сущест­венно упрощает генерацию. Наиболее ярко этот принцип используется в ОС Linux, которая позволяет не только генерировать ядро ОС, но указывать состав подгружаемых, т.н. транзитных модулей. В остальных ОС конфигурирование выполняется в процессе инсталляции.

Принцип функциональной избыточности. Принцип учитывает возможность проведения одной и той же операции различ­ными средствами. В состав ОС могут входить несколько разных мониторов, управляющих тем или иным видом ресурса, не­сколько систем управления файлами и т.д. Это позволяет быстро и достаточно адекватно адаптировать ОС к определенной конфигурации вычислительной системы, обеспечить максимально эффективную загрузку технических средств при решении конкретного класса задач и получить при этом максимальную производительность.

Принцип умолчания. Применяется для облегчения организации связи с системами, как на стадии генерации, так и при ра­боте с системой. Принцип основан на хранении в системе некоторых базовых описаний, структур процесса, модулей, конфи­гураций оборудования и данных, определяющих прогнозируемые объемы требуемой памяти, времени счета программы, по­требности во внешних устройствах, которые характеризуют пользовательские программы и условия их выполнения. Эту ин­формацию пользовательская система использует в качестве заданной, если она не будет заданна или сознательно не конкре­тизирована. В целом применение этого принципа позволяет сократить число параметров устанавливаемых пользователем, когда он работает с системой.

Принцип перемещаемости. Предусматривает построение модулей, исполнение которых не зависит от места расположения в операционной памяти. Настройка текста модуля в соответствии с его расположением в памяти осуществляется либо специ­альными механизмами, либо по мере ее выполнения. Настройка заключается в определении фактических адресов, исполь­зуемых в адресных частях команды, и определяется применяемым способом адресации и алгоритмом распределения опера­тивной памяти, принятой для данной ОС. Она может быть распределена и на пользовательские программы.

Принцип виртуализации. Принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора планировщиков процессов и распределителей ресурсов (мониторов), используя единую централизованную схему. Концепция виртуальности выражается в понятии виртуальной машины. Любая ОС фактически скрывает от пользователя реальные аппаратные и иные ресурсы, заменяя их некоторой абстракцией. В результате пользователи видят и используют виртуальную машину как доста­точно абстрактное устройство, способное воспринимать их программы, выполнять их и выдавать результат. Пользователю совершенно не интересна реальная конфигурация вычислительной системы и способы эффективного использования ее ком­понентов. Он работает в терминах используемого им языка и представленных ему виртуальной машиной ресурсов. Для не­скольких параллельных процессов создается иллюзия одновременного использования того, что одновременно в реальной системе существовать не может. Виртуальная машина может воспроизводить и реальную архитектуру, однако элементы ар­хитектуры выступают с новыми, либо улучшенными, характеристиками, зачастую упрощающими работу с системой. Иде­альная, с точки зрения пользователя, машина должна иметь:

Единообразную по логике работы виртуальную память практически неограниченного объема;

Произвольное количество виртуальных процессоров, способных функционировать параллельно и взаимодейство­вать во время работы;

Произвольное количество виртуальных внешних устройств, способных получать доступ к памяти виртуальной ма­шины последовательно или параллельно, синхронно или асинхронно. Объемы информации не ограничиваются.

Чем больше виртуальная машина, реализуемая ОС, приближена к идеальной, т.е. чем больше ее архитектурно-логические характеристики отличны от реальных, тем большая степень виртуальности достигнута. ОС строится как иерархия вложенных друг в друга виртуальных машин. Нижним уровнем программ является аппаратные средства машин. Следующим уровнем уже является программным, который совместно с нижним уровнем обеспечивает достижение машиной новых свойств. Каж­дый новый уровень дает возможность расширять функции возможности по обработке данных и позволяет достаточно просто производить доступ к низшим уровням. Применение метода иерархического упорядочивания виртуальных машин наряду с достоинствами: систематичность проекта, возрастание надежности программных систем, уменьшение сроков разработки имеет проблемы. Основная из них: определение свойств и количества уровней виртуализации, определения правил внесения на каждый уровень необходимых частей ОС. Свойства отдельных уровней абстракции (виртуализации):

1. На каждом уровне ничего не известно о свойствах и о существовании более высоких уровней.

2. На каждом уровне ничего не известно о внутреннем строении других уровней. Связь между ними осуществляется только через жесткие, заранее определенные сопряжения.

3. Каждый уровень представляет собой группу модулей, некоторые из них являются внутренними для данного и доступ­ны для других уровней. Имена остальных модулей известны на следующим, более высоком уровне, и представляют собой сопряжение с этим уровнем.

4. Каждый уровень располагает определенными ресурсами и либо скрывает от других уровней, либо представляет дру­гим уровням их абстракции (виртуальные ресурсы).

5. Каждый уровень может обеспечивать некоторую абстракцию данных в системе.

6. Предположения, что на каждом уровне делается относительно других уровней, должны быть минимальными.

7. Связь между уровнями ограничена явными аргументами, передаваемыми с одного уровня на другой.

8. Недопустимо совместное использование несколькими уровнями глобальных данных.

9. Каждый уровень должен иметь более прочное и слабое сцепление с другими уровнями.

10. Всякая функция, выполняемая уровнем абстракции должна иметь единственный вход.

Принцип независимости ПО от внешних устройств. Принцип заключается в том, что связь программы с конкретными уст­ройствами производится не на уровне трансляции программы, а в период планирования ее использования. При работе про­граммы с новым устройством, перекомпиляция не требуется. Принцип реализуется в подавляющем большинстве ОС.

Принцип совместимости. Этот принцип определяет возможность выполнения ПО, написанного для другой ОС или для бо­лее ранних версий данной ОС. Различают совместимость на уровне исполняемых файлов и на уровне исходных текстов про­грамм. В первом случае готовую программу можно запустить на другой ОС. Для этого требуется совместимость на уровне команд микропроцессора, на уровне системных и библиотечных вызовов. Как правило, используются специально разрабо­танные эмуляторы, позволяющие декодировать машинный код и заменить его эквивалентной последовательностью команд в терминах другого процессора. Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующего транслятора и также совместимости на уровне системных вызовов и библиотек.

Принцип открытости и наращиваемости. Открытость подразумевает возможность доступа для анализа как системным специалистам, так и пользователям. Наращиваемость подразумевает возможность введения в состав ОС новых модулей и модификации существующих. Построение ОС по принципу клиент-сервер с использованием микроядерной структуры обес­печивает широкие возможности по наращиваемости. В этом случае ОС строится как совокупность привилегированной управ­ляющей программы и непривилегированных услуг-серверов. Основная часть остается неизменной, тогда как серверы могут быть легко заменены или добавлены.

Принцип мобильности (переносимости). Подразумевает возможность перенесения ОС с аппаратной платформы одного типа на платформу другого типа. При разработке переносимой ОС следуют следующим правилам: большая часть ОС пишет­ся на языке, который имеет трансляторы на всех платформах, предназначенных для использования. Это язык высокого уров­ня, как правило, С. Программа на ассемблере в общем случае не является переносимой. Далее, минимизируют или исключа­ют те фрагменты кода, которые непосредственно взаимодействуют с аппаратными ресурсами. Аппаратно-зависимый кол изолируется в нескольких хорошо локализуемых модулях.

Принцип безопасности. Подразумевает защиту ресурсов одного пользователя от другого, а также предотвращения захвата всех системных ресурсов одним пользователем, включая и защиту от несанкционированного доступа. Согласно стандарту NCSC (National Computer Security Center) 1985 года, т.н. Оранжевой книге, системы подразделяются на 7 категорий: D, С1, С2, В1, В2, ВЗ, А1, где А является классом с максимальной защитой. Большинство современных ОС отвечают требованиям уровня С2. Он обеспечивает:

Средства секретного входа, позволяющие идентифицировать пользователя путем ввода уникального имени и пароля при входе в систему;

Избирательный контроль доступа, позволяющий владельцу ресурса определить, кто имеет доступ к ресурсу и его права;

Средства учета и наблюдения (аудита), обеспечивающие возможность обнаружения и фиксации событий, связан­ных с безопасностью системы и доступом к системным ресурсам;

Защита памяти, подразумевающая инициализацию перед повторным использованием.

На этом уровне система не защищена от ошибок пользователя, но его действия легко отслеживаются по журналу. Системы уровня В распределяют пользователей по категориям, присваивая определенный рейтинг защиты, и предоставляя доступ к данным только в соответствии с этим рейтингом. Уровень А требует выполнения формального, математически обоснованно­го доказательства соответствия системы определенным критериям безопасности. На уровне А управляющие безопасностью механизмы занимают до 90% процессорного времени. В ОС реализуется несколько подходов для обеспечения защиты. Од­ним из них является двухконтекстность работы процессора, т.е. в каждый момент времени процессор может выполнить либо программу из состава ОС, либо прикладную или служебную программу, не входящую в состав ОС. Для того, чтобы гаранти­ровать невозможность непосредственного доступа к любому разделяемому ресурсу со стороны пользовательских и служеб­ных программ, в состав машинных команд вводятся специальные привилегированные команды, управляющие распределени­ем и использованием ресурсов. Эти команды разрешается выполнять только ОС. Контроль за их выполнением производится аппаратно. При попытке выполнить такую команду возникает прерывание, и процессор переводится в привилегированный режим. Для реализации принципа защиты используется механизм защиты данных и текста программ, находящихся в ОЗУ. Самым распространенным подходом при этом является контекстная защита. Для программ и пользователей выделяется оп­ределенный участок памяти, и выход за его пределы приводит к прерыванию по защите. Механизм контроля реализуется аппаратным способом на основе ограниченных регистров или ключей памяти. Применяются различные способы защиты хранения данных в файлах. Самый простой способ защиты - парольный.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОС

Материал к лекции

(по Таненбауму)

Принцип модульности

Под модулем

.

Однократно используемыми

Многократно используемые

- привилегированные,

- повторно входимые и

- реентерабельные модули.

Привилегированные

Непривилегированные модули

Противоположны им реентерабельные модули

Чаще используется динамический метод .

Существуют еще и повторно входимые

Принцип генерируемости ОС

Основное положение этого принципа определяет такой способ исходного представления центральной системной управляющей программы ОС (ее ядра и основных компонентов, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти), который позволял бы настраивать эту системную супервизорную часть, исходя из конкретной конфигурации конкретного вычислительного комплекса и круга решаемых задач.

Эта процедура проводится редко, перед достаточно протяженным периодом эксплуатации ОС.

Процесс генерации осуществляется с помощью специальной программы-генератора и соответствующего входного языка для этой программы, позволяющего описывать программные возможности системы и конфигурацию машины. В результате генерации получается полная версия ОС. Сгенерированная версия ОС представляет собой совокупность системных наборов модулей и данных.

Упомянутый раньше принцип модульности положительно проявляется при генерации ОС. Он существенно упрощает настройку ОС на требуемую конфигурацию вычислительной системы.

В наши дни при использовании персональных компьютеров с принципом генерируемости ОС можно столкнуться разве что только при работе с Linux. В этой UNIX-системе имеется возможность не только использовать какое-либо готовое ядро ОС, но и самому сгенерировать (скомпилировать) такое ядро, которое будет оптимальным для данного конкретного персонального компьютера и решаемых на нем задач. Кроме генерации ядра в Linux имеется возможность указать и набор подгружаемых драйверов и служб, то есть часть функций может реализовываться модулями, непосредственно входящими в ядро системы, а часть - модулями, имеющими статус подгружаемых, транзитных.

В остальных современных распространенных ОС для персональных компьютеров конфигурирование ОС под соответствующий состав оборудования осуществляется на этапе инсталляции, а потом состав драйверов и изменение некоторых параметров ОС может быть осуществлено посредством редактирования конфигурационного файла.

Принцип виртуализации

Построение виртуальных ресурсов, их распределение и использование теперь используется практически в любой ОС. Этот принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора планировщиков процессов и распределителей ресурсов (мониторов) и использовать единую централизованную схему распределения ресурсов.

Наиболее естественным и законченным проявлением концепции виртуальности является понятие виртуальной машины. По сути, любая операционная система, являясь средством распределения ресурсов и организуя по определенным правилам управление процессами, скрывает от пользователя и его приложений реальные аппаратные и иные ресурсы, заменяя их некоторой абстракцией. В результате пользователи видят и используют виртуальную машину как некое устройство, способное воспринимать их программы, написанные на определенном языке программирования, выполнять их и выдавать результаты. При таком языковом представлении пользователя совершенно не интересует реальная конфигурация вычислительной системы, способы эффективного использования ее компонентов и подсистем. Он мыслит и работает с машиной в терминах используемого им языка и тех ресурсов, которые ему предоставляются в рамках виртуальной машины.

Чаще виртуальная машина, предоставляемая пользователю, воспроизводит архитектуру реальной машины, но архитектурные элементы в таком представлении выступают с новыми или улучшенными характеристиками, часто упрощающими работу с системой. Характеристики могут быть произвольными, но чаще всего пользователи желают иметь собственную «идеальную» по архитектурным характеристикам машину в следующем составе:

Единообразная по логике работы память (виртуальная) практически неограниченного объема. Среднее время доступа соизмеримо со значением этого параметра оперативной памяти. Организация работы с информацией в такой памяти производится в терминах обработки данных - в терминах работы с сегментами данных на уровне выбранного пользователем языка программирования;

Произвольное количество процессоров (виртуальных), способных работать параллельно и взаимодействовать во время работы. Способы управления процессорами, в том числе синхронизация и информационные взаимодействия, реализованы и доступны пользователям на уровне используемого языка в терминах управления процессами;

Произвольное количество внешних устройств (виртуальных), способных работать с памятью виртуальной машины параллельно или последовательно, асинхронно или синхронно по отношению к работе того или иного виртуального процессора, которые инициируют работу этих устройств. Информация, передаваемая или хранимая на виртуальных устройствах, не ограничена допустимыми размерами. Доступ к такой информации осуществляется на основе либо последовательного, либо прямого способа доступа в терминах соответствующей системы управления файлами. Предусмотрено расширение информационных структур данных, хранимых на виртуальных устройствах.

Степень приближения к «идеальной» виртуальной машине может быть большей или меньшей в каждом конкретном случае. Чем больше виртуальная машина, реализуемая средствами ОС на базе конкретной аппаратуры, приближена к «идеальной» по характеристикам машине и, следовательно, чем больше ее архитектурно-логические характеристики отличны от реально существующих, тем больше степень виртуальности у полученной пользователем машины.

Одним из аспектов виртуализации является организация возможности выполнения в данной ОС приложений, которые разрабатывались для других ОС. Другими словами, речь идет об организации нескольких операционных сред.

Реализация этого принципа позволяет такой ОС иметь очень сильное преимущество перед аналогичными ОС, не имеющими такой возможности.

Примером реализации принципа виртуализации может служить VDM-машина (virtual DOS machine) - защищенная подсистема, предоставляющая полную среду MS-DOS и консоль для выполнения MS-DOS приложений. Одновременно может выполняться практически произвольное число VDM-сессий. Такие VDM-машины имеются и в системах Microsoft Windows, и в OS/2.

Принцип совместимости

Одним из аспектов совместимости является способность ОС выполнять программы, написанные для других ОС или для более ранних версий данной операционной системы, а также для другой аппаратной платформы.

Необходимо разделять вопросы двоичной совместимости и совместимости на уровне исходных текстов приложений. Двоичная совместимость достигается в том случае, когда можно взять исполняемую программу и запустить ее на выполнение на другой ОС. Для этого необходимы: совместимость на уровне команд процессора, совместимость на уровне системных вызовов и даже на уровне библиотечных вызовов, если они являются динамически связываемыми.

Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующего транслятора в составе системного программного обеспечения, а также совместимости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция имеющихся исходных текстов в новый выполняемый модуль.

Гораздо сложнее достичь двоичной совместимости между процессорами, основанными на разных архитектурах. Для того чтобы один компьютер выполнял программы другого (например, программу для ПК типа IBM PC желательно выполнить на ПК типа Macintosh фирмы Apple), этот компьютер должен работать с машинными командами, которые ему изначально непонятны. В таком случае процессор типа 680x0 (или PowerPC) на Мае должен исполнять двоичный код, предназначенный для процессора 180x86. Процессор 80x86 имеет свои собственные дешифратор команд, регистры и внутреннюю архитектуру. Процессор 680x0 не понимает двоичный код 80x86, поэтому он должен выбрать каждую команду, декодировать ее, чтобы определить, для чего она предназначена, а затем выполнить эквивалентную подпрограмму, написанную для 680x0. Так как к тому же у 680x0 нет в точности таких же регистров, флагов и внутреннего арифметико-логического устройства, как в 80x86, он должен имитировать все эти элементы с использованием своих регистров или памяти. И он должен тщательно воспроизводить результаты каждой команды, что требует специально написанных подпрограмм для 680x0, гарантирующих, что состояние эмулируемых регистров и флагов после выполнения каждой команды будет в точности таким же, как и на реальном 80x86. Выходом в таких случаях является использование так называемых прикладных сред или эмуляторов. Учитывая, что основную часть программы, как правило, составляют вызовы библиотечных функций, прикладная среда имитирует библиотечные функции целиком, используя заранее написанную библиотеку функций аналогичного назначения, а остальные команды эмулирует каждую по отдельности.

Одним из средств обеспечения совместимости программных и пользовательских интерфейсов является соответствие стандартам POSIX. Использование стандарта POSIX позволяет создавать программы в стиле UNIX, которые впоследствии могут легко переноситься из одной системы в другую.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОС

1.1. Принцип модульности - основной принцип построения ОС состоит в выделении отдельных функций и оформление их в виде отдельных блоков - "модульный принцип построения". Модуль - программный блок, который реализует определенную функцию и выполнен в соответствии с принятыми межмодульными интерфейсами. Привилегированные, повторно входимые и реентерабельные модули.

1.2. Принцип функциональной избирательности - выделенная часть важных функций, реализуемых резидентным ядром ОС (управление процессами, памятью, устройствами вв и защита данных). Другие в виде транзитных для ОП программных модулей - вызываемых по необходимости.

1.3. Принцип функциональной избыточности - проведение работы различными средствами имеющимися в системе.

1.4. Принцип генерируемости ОС - возможность изменения конфигурации системы, в зависимости от функций ВС и назначения ОС.

1.5. Принцип виртуализация - построение виртуальных ресурсов различных уровней, от виртуальной машины до виртуальных устройств с новыми или улучшенными характеристиками.

1.6. Принцип независимости программ от внешних устройств - связь программ с устройствами в производится не на уровне трансляции, а в период ее исполнения. При этом перетрансляция программы для работа с другим или новым устройством не требуется.

1.7. Принцип совместимости - способность выполнять программы написанные для других ОС и версий ОС. Двоичная совместимость и совместимость на уровне исходных кодов. Программы для процессоров разных архитектур.

1.8. Принцип открытости и наращиваемости ОС - использует не только настройки и конфигурации но и доступна для анализа специалистами на всех уровнях и ввода в состав новых модулей (функций).

1.9. Принцип мобильности (переносимость) ОС - легкость переноса на новые аппаратные платформы (исходные тексты на языке высокого уровня, ограниченная зависимость ядра от оборудования и др)

1.10. Принцип обеспечение безопасных вычислений

Защита ресурсов одного пользователя от других;

Установление квот по ресурсам для предотвращения захвата всех;

Защита информации от несанкционированного доступа.

Материал к лекции

«Архитектура операционных систем

Основные принципы построения операционных систем»

(по Таненбауму)

Среди множества принципов, которые используются при построении ОС, перечислим несколько наиболее важных

Принцип модульности

Под модулем в общем случае понимают функционально законченный элемент системы, выполненный в соответствии с принятыми межмодульными интерфейсами.

По своему определению модуль предполагает возможность без труда заменить его на другой при наличии заданных интерфейсов.

Способы обособления составных частей ОС в отдельные модули могут существенно различаться, но чаще всего разделение происходит именно по функциональному признаку. В значительной степени разделение системы на модули определяется используемым методом проектирования ОС (снизу вверх или наоборот).

Мы говорим о системных программных модулях (они являются программными ресурсами и могут быть распределены между выполняющимися процессами).

Программные модули могут быть однократно и многократно используемыми .

Однократно используемыми назвают такие модули, которые могут быть правильно выполнены только один раз. Т.е. в процессе выполнения они могут испортить себя (повреждается часть кода или исходные данные). Очевидно, что они являются неделимыми ресурсами. Эти модули обычно используются на этапе загрузки ОС (файлы на системном диске, в которых записаны эти модули при этом не портятся, поэтому могут быть использованы при следующих запусках).

Многократно используемые программные модули делятся на

- привилегированные,

- повторно входимые и

- реентерабельные модули.

Привилегированные работают в привилегированном режиме (т.е. при отключенной системе прерываний). Таким образом, никакие внешние события не могут нарушить порядок их выполнения). Эти модули являются попеременно разделяемым ресурсом.

Непривилегированные модули – это обычные программные модули, которые могут быть прерваны во время своей работы.

(В общем случае их нельзя считать разделяемыми, так как после прерывания выполнения такого модуля, исполняемого в рамках одного процесса, запусить его еще раз по требованию другого процесса, то промежуточные результаты прерванных вычислений могут быть потерянными.

Противоположны им реентерабельные модули (reenterable – допускающий повторное обращение).

Они допускают повторное многократное прерывание своего исполнения и повторный запуск.

Для этого они создаются таким образом, чтобы было обеспечено сохранение промежуточных вычислений и возврат с прерванной точки. Это может быть реализовано двумя способами: с помощью статических и динамических методов выделения памяти под сохраняемые значения.

Чаще используется динамический метод .

С помощью обращения из системной привилегированной секции осуществляется запрос на получение в системной области памяти блока ячеек, необходимого для размещения текущих данных. При этом на вершину стека помещается указатель на начало выделенной области и ее объем. Теперь включается система прерываний (завершилась привилегированная част модуля). Поэтому возможно прерывание во время выполнения основной части модуля. Если прерывание не возникает, то после завершения основной части модуля выполняется запрос на освобождение блока системной области памяти. Если возникает прерывание и другой процесс обращается к этому же самому реентерабельному модулю, для нового процесса вновь заказывается новый блок памяти и на вершину стека записывается новый указатель.

При статическом способе выделения памяти заранее для фиксированного числа процессов резервируются области памяти, в которых будут располагаться переменные реентерабельных модулей. Для каждого процесса – своя область.

Чаще всего такими процессами являются процессы ввода\вывода и речь идет о реентерабельных драйверах, которые могут управлять параллельно несколькими однотипными устройствами).

Существуют еще и повторно входимые (re-entrance) модули. Они также допускают многократное паралльное использование, но в отличие от реентерабельных, их нельзя прерывать. Они состоят из привилегированных секций и повторное обращение к ним возможно только после завершения какой-нибудь из секций. Другими словами, в повторно входимых модулях четко предопределены все допустимые точки входа.

Заметим, что повторно входимые модули встречаются чаще, чем реентерабельные.

Принцип модульности отражает технологические и эксплуатационные свойства системы. Наибольший эффект от его использования достижим в случае, когда принцип распространен одновременно на операционную систему, прикладные программы и аппаратуру.

Каждая ОС является сложной и уникальной программной системой. Однако в их основу положены общие принципы перечисленные ниже.

Принцип модульности. Предусматривает построение ОС из функционально законченных модулей. Выполнение модулей ОС не должно зависеть от их расположения в памяти. Перед размещением модуля в памяти производится его настройка под фактические адреса. Существенную роль при этом играют способы адресации процессора и алгоритм распределения памяти, реализованный в ОС.

Принцип функциональной избирательности . В ОС выделяются наиболее важные и часто используемые модули, которые являются основой системы. Эту часть называют ядром ОС. Модули ядра выполняют такие базовые функции ОС, как управление процессами, памятью, устройствами ввода-вывода, системой прерываний. Модули ядра постоянно находятся в оперативной памяти и называются резидентными. Остальные системные модули хранятся на жестком диске и называются транзитными .

Принцип генерируемости . Позволяет настроить ядро и остальные компоненты ОС исходя из конкретной конфигурации ЭВМ и круга решаемых задач. Процедура настройки называется инсталляцией.

Принцип функциональной избыточности . Обеспечивает возможность выполнения одной и той же операции различными способами и средствами, что определяет универсальность и гибкость ОС.

Принцип независимости программ от внешних устройств . Позволяет осуществлять обмен данными и управление внешними устройствами независимо от их характеристик. Это достигается за счет того, что связь программ с конкретными устройствами производится не на уровне трансляции программы, а в период ее исполнения. Например, программе, выполняющей обработку последовательного набора данных, безразлично, какой носитель будет использоваться для их хранения. Непосредственное управление обменом данных между системой и внешними устройствами выполняют специальные программы, называемые драйверами .

Принцип совместимости . ОС должна иметь средства для выполнения прикладных программ, написанных для других ОС. Следует различать совместимость на уровне двоичных кодов и на уровне исходных текстов. Понятие совместимости включает также поддержку пользовательских интерфейсов других ОС.

Принцип расширяемости (открытой и наращиваемой ОС ). Аппаратные средства компьютера устаревают за несколько лет, а ОС может использоваться десятилетиями (например, ОС UNIX ). Поэтому необходимо чтобы в ОС можно было легко внести изменения и дополнения, не нарушая ее целостности. Изменения ОС обычно заключаются в приобретении ею новых свойств, например поддержке новых типов внешних устройств или новых сетевых технологий. Расширяемость достигается за счет модульной структуры ОС. Взаимодействие модулей осуществляется только через функциональный интерфейс.

Принцип переносимости (мобильности) . Код ОС должен легко переноситься с процессора одного типа на процессор другого типа и с аппаратной платформы одного типа на аппаратную платформу другого типа. Аппаратные платформы различаются не только типом процессора, но и архитектурой всего компьютера. переносимые ОС имеют несколько вариантов реализации для разных платформ, т. е. являются многоплатформенными.

Принцип надежности и отказоустойчивости . Система должна быть защищена как от внутренних, так и от внешних ошибок, сбоев и отказов. Ее действия должны быть всегда предсказуемыми, а приложения не должны иметь возможности наносить вред ОС. Важно, включает ли ОС программную поддержку аппаратных средств обеспечения отказоустойчивости, таких как дисковые массивы (RAID ) или источники бесперебойного питания.

Принцип максимальной производительности . ОС должна обладать настолько хорошим быстродействием и временем реакции, насколько это позволяет аппаратная платформа. На производительность ОС влияет архитектура ОС, многообразие функций, качество программирования кода, аппаратная платформа, на которой работает ОС.

Принцип обеспечения безопасности вычислений . Операционная система должна защищать данные и другие ресурсы ВС от несанкционированного доступа, обладать средствами защиты ресурсов одних пользователей от других пользователей.

Архитектура операционных систем Основные принципы построения операционных систем Основные принципы построения операционных систем Принцип модульности Принцип модульности Принцип функциональной избирательности Принцип функциональной избирательности Принцип генерируемости ОС Принцип генерируемости ОС Принцип функциональной избыточности Принцип функциональной избыточности Принцип виртуализации Принцип виртуализации Принцип независимости программ от внешних устройств Принцип независимости программ от внешних устройств Принцип совместимости Принцип совместимости Принцип открытой и наращиваемой ОС Принцип открытой и наращиваемой ОС Принцип мобильности (переносимости) Принцип мобильности (переносимости) Принцип обеспечения безопасности вычислений Принцип обеспечения безопасности вычислений


Принцип модульности Под модулем в общем случае понимают функционально законченный элемент системы, выполненный в соответствии с принятыми межмодульными интерфейсами. По своему определению модуль предполагает возможность без труда заменить его на другой при наличии заданных интерфейсов. Под модулем в общем случае понимают функционально законченный элемент системы, выполненный в соответствии с принятыми межмодульными интерфейсами. По своему определению модуль предполагает возможность без труда заменить его на другой при наличии заданных интерфейсов. Особо важное значение при построении ОС имеют привилегированные, повторно входимые и реентерабельные модули, так как они позволяют более эффективно использовать ресурсы вычислительной системы. Особо важное значение при построении ОС имеют привилегированные, повторно входимые и реентерабельные модули, так как они позволяют более эффективно использовать ресурсы вычислительной системы. Принцип модульности отражает технологические и эксплуатационные свойства системы. Наибольший эффект от его использования достижим в случае, когда принцип распространен одновременно на операционную систему, прикладные программы и аппаратуру. Принцип модульности отражает технологические и эксплуатационные свойства системы. Наибольший эффект от его использования достижим в случае, когда принцип распространен одновременно на операционную систему, прикладные программы и аппаратуру.


Принцип функциональной избирательности В ОС выделяется некоторая часть важных модулей, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти для более эффективной организации вычислительного процесса. Эту часть в ОС называют ядром, так как это действительно основа системы. При формировании состава ядра требуется учитывать два противоречивых требования. В состав ядра должны войти наиболее часто используемые системные модули. Количество модулей должно быть таковым, чтобы объем памяти, занимаемый ядром, был бы не слишком большим. В состав ядра, как правило, входят модули по управлению системой прерываний, средства по переводу программ из состояния счета в состояние ожидания, готовности и обратно, средства по распределению таких основных ресурсов, как оперативная память и процессор.


Принцип функциональной избирательности Помимо программных модулей, входящих в состав ядра и постоянно располагающихся в оперативной памяти, может быть много других системных программных модулей, которые получают название транзитных. Помимо программных модулей, входящих в состав ядра и постоянно располагающихся в оперативной памяти, может быть много других системных программных модулей, которые получают название транзитных. Транзитные программные модули загружаются в оперативную память только при необходимости и в случае отсутствия свободного пространства могут быть замещены другими транзитными модулями. Транзитные программные модули загружаются в оперативную память только при необходимости и в случае отсутствия свободного пространства могут быть замещены другими транзитными модулями. В качестве синонима к термину «транзитный» можно использовать термин «диск-резидентный». В качестве синонима к термину «транзитный» можно использовать термин «диск-резидентный».


Принцип генерируемости ОС Основное положение этого принципа определяет такой способ исходного представления центральной системной управляющей программы ОС (ее ядра и основных компонентов, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти), который позволял бы настраивать эту системную супервизорную часть, исходя из конкретной конфигурации конкретного вычислительного комплекса и круга решаемых задач. Основное положение этого принципа определяет такой способ исходного представления центральной системной управляющей программы ОС (ее ядра и основных компонентов, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти), который позволял бы настраивать эту системную супервизорную часть, исходя из конкретной конфигурации конкретного вычислительного комплекса и круга решаемых задач. Эта процедура проводится редко, перед протяженным периодом эксплуатации ОС. Процесс генерации осуществляется с помощью специальной программы- генератора и соответствующего входного языка для этой программы, позволяющего описывать программные возможности системы и конфигурацию машины. Эта процедура проводится редко, перед протяженным периодом эксплуатации ОС. Процесс генерации осуществляется с помощью специальной программы- генератора и соответствующего входного языка для этой программы, позволяющего описывать программные возможности системы и конфигурацию машины. В результате генерации получается полная версия ОС. Сгенерированная версия ОС представляет собой совокупность системных наборов модулей и данных. В результате генерации получается полная версия ОС. Сгенерированная версия ОС представляет собой совокупность системных наборов модулей и данных.


Принцип генерируемости ОС Принцип генерируемости существенно упрощает настройку ОС на требуемую конфигурацию вычислительной системы. В наши дни при использовании персональных компьютеров с принципом генерируемости ОС можно столкнуться разве что только при работе с Linux. Принцип генерируемости существенно упрощает настройку ОС на требуемую конфигурацию вычислительной системы. В наши дни при использовании персональных компьютеров с принципом генерируемости ОС можно столкнуться разве что только при работе с Linux. В этой UNIX-системе имеется возможность не только использовать какое-либо готовое ядро ОС, но и самому сгенерировать (скомпилировать) такое ядро, которое будет оптимальным для данного конкретного персонального компьютера и решаемых на нем задач. В этой UNIX-системе имеется возможность не только использовать какое-либо готовое ядро ОС, но и самому сгенерировать (скомпилировать) такое ядро, которое будет оптимальным для данного конкретного персонального компьютера и решаемых на нем задач. Кроме генерации ядра в Linux имеется возможность указать и набор подгружаемых драйверов и служб, то есть часть функций может реализовываться модулями, непосредственно входящими в ядро системы, а часть модулями, имеющими статус подгружаемых, транзитных. Кроме генерации ядра в Linux имеется возможность указать и набор подгружаемых драйверов и служб, то есть часть функций может реализовываться модулями, непосредственно входящими в ядро системы, а часть модулями, имеющими статус подгружаемых, транзитных.


Принцип функциональной избыточности Этот принцип учитывает возможность проведения одной и той же работы различными средствами. В состав ОС может входить несколько типов мониторов (модулей супервизора, управляющих тем или другим видом ресурса), различные средства организации коммуникаций между вычислительными процессами. Наличие нескольких типов мониторов, нескольких систем управления файлами позволяет пользователям быстро и наиболее адекватно адаптировать ОС к определенной конфигурации вычислительной системы, обеспечить максимально эффективную загрузку технических средств при решении конкретного класса задач, получить максимальную производительность при решении заданного класса задач.


Принцип виртуализации Этот принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора планировщиков процессов и распределителей ресурсов (мониторов) и использовать единую централизованную схему распределения ресурсов. Наиболее естественным и законченным проявлением концепции виртуальности является понятие виртуальной машины. По сути, любая операционная система, являясь средством распределения ресурсов и организуя по определенным правилам управление процессами, скрывает от пользователя и его приложений реальные аппаратные и иные ресурсы, заменяя их некоторой абстракцией.


Принцип виртуализации Чаще виртуальная машина, предоставляемая пользователю, воспроизводит архитектуру реальной машины, но архитектурные элементы в таком представлении выступают с новыми или улучшенными характеристиками: единообразная по логике работы память (виртуальная) практически неогра­ниченного объема. Среднее время доступа соизмеримо со значением этого параметра оперативной памяти. Организация работы с информацией в такой памяти производится в терминах обработки данных в терминах работы с сегментами данных на уровне выбранного пользователем языка программирования; единообразная по логике работы память (виртуальная) практически неогра­ниченного объема. Среднее время доступа соизмеримо со значением этого параметра оперативной памяти. Организация работы с информацией в такой памяти производится в терминах обработки данных в терминах работы с сегментами данных на уровне выбранного пользователем языка программирования;


Принцип виртуализации произвольное количество процессоров (виртуальных), способных работать параллельно и взаимодействовать во время работы. Способы управления процессорами, в том числе синхронизация и информационные взаимодействия, реализованы и доступны пользователям; произвольное количество процессоров (виртуальных), способных работать параллельно и взаимодействовать во время работы. Способы управления процессорами, в том числе синхронизация и информационные взаимодействия, реализованы и доступны пользователям; произвольное количество внешних устройств (виртуальных), способных работать с памятью виртуальной машины параллельно или последовательно, асинхронно или синхронно по отношению к работе того или иного виртуального процессора, которые инициируют работу этих устройств. Информация, передаваемая или хранимая на виртуальных устройствах, не ограничена допустимыми размерами. Доступ к такой информации осуществляется на основе либо последовательного, либо прямого способа доступа. произвольное количество внешних устройств (виртуальных), способных работать с памятью виртуальной машины параллельно или последовательно, асинхронно или синхронно по отношению к работе того или иного виртуального процессора, которые инициируют работу этих устройств. Информация, передаваемая или хранимая на виртуальных устройствах, не ограничена допустимыми размерами. Доступ к такой информации осуществляется на основе либо последовательного, либо прямого способа доступа.


Принцип виртуализации Чем больше виртуальная машина, реализуемая средствами ОС на базе конкретной аппаратуры, приближена к «идеальной» по характеристикам машине и, следовательно, чем больше ее архитектурно-логические характеристики отличны от реально существующих, тем больше степень виртуальности. Чем больше виртуальная машина, реализуемая средствами ОС на базе конкретной аппаратуры, приближена к «идеальной» по характеристикам машине и, следовательно, чем больше ее архитектурно-логические характеристики отличны от реально существующих, тем больше степень виртуальности. Одним из аспектов виртуализации является организация возможности выполнения в данной ОС приложений, которые разрабатывались для других ОС. Реализация этого принципа позволяет такой ОС иметь очень сильное преимущество перед аналогичными ОС, не имеющими такой воз­можности. Одним из аспектов виртуализации является организация возможности выполнения в данной ОС приложений, которые разрабатывались для других ОС. Реализация этого принципа позволяет такой ОС иметь очень сильное преимущество перед аналогичными ОС, не имеющими такой воз­можности.


Принцип независимости программ от внешних устройств Этот принцип заключается в том, что связь программ с конкретными устройствами производится не на уровне трансляции программы, а в период планирования её исполнения. В результате перекомпиляция при работе программы с новым устройством, на котором располагаются данные, не требуется. Принцип позволяет одинаково осуществлять операции управления внешними устройствами независимо от их конкретных физических характеристик. Например, программе, содержащей операции обработки последовательного набора данных, безразлично, на каком носителе эти данные будут располагаться. Смена носителя и данных, размещаемых на них (при неизменности структурных характеристик данных), не принесет каких- либо изменений в программу, если в системе реализован принцип независимости.


Принцип совместимости Это способность ОС выполнять программы, написанные для других ОС или для более ранних версий данной операционной системы, а также для другой аппаратной платформы. Необходимо разделять вопросы двоичной совместимости и совместимости на уровне исходных текстов приложений. Двоичная совместимость достигается в том случае, когда можно взять исполняемую программу и запустить ее на выполнение на другой ОС. Для этого необходимы: совместимость на уровне команд процессора, совместимость на уровне системных вызовов и даже на уровне библиотечных вызовов, если они являются динамически связываемыми.


Принцип совместимости Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующего транслятора в составе системного программного обеспечения, а также совместимости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция имеющихся исходных текстов в новый выполняемый модуль. Гораздо сложнее достичь двоичной совместимости между процессорами, основанными на разных архитектурах. Для того чтобы один компьютер выполнял программы другого (например, программу для ПК типа IBM PC желательно выполнить на ПК типа Macintosh фирмы Apple), этот компьютер должен работать с машинными командами, которые ему изначально непонятны. Выходом в таких случаях является использование так называемых прикладных сред или эмуляторов. Одним из средств обеспечения совместимости программных и пользовательских интерфейсов является соответствие стандартам POSIX. Использование стандарта POSIX позволяет создавать программы в стиле UNIX, которые впоследствии могут легко переноситься из одной системы в другую.


Принцип открытой и наращиваемой ОС Открытая ОС доступна для анализа как пользователям, так и системным специалистам, обслуживающим вычислительную систему. Наращиваемая (модифицируемая, развиваемая) ОС позволяет не только использовать возможности генерации, но и вводить в ее состав новые модули, совершенствовать существующие и т. д. Необходимо, чтобы можно было внести дополнения и изменения, и не нарушить целостность системы. Прекрасные возможности для расширения предоставляет подход к структурированию ОС по типу клиентсервер с использованием микроядерной технологии. В соответствии с этим подходом ОС строится как совокупность привилегированной управляющей программы и набора непривилегированных услуг «серверов». Основная часть ОС остается неизменной и в то же время могут быть добавлены новые серверы или улучшены старые. Этот принцип иногда трактуют как расширяемость системы. К открытым ОС, прежде всего, следует отнести UNIX-системы и, естественно, ОС Linux.


Принцип мобильности (переносимости) Операционная система относительно легко должна переноситься с процессора одного типа на процессор другого типа и с аппаратной платформы (которая включает наряду с типом процессора и архитектуру вычислительной системы) одного типа на аппаратную платформу другого типа. Принцип переносимости очень близок принципу совместимости, но это не одно и то же Большая часть ОС должна быть написана на языке, который имеется на всех системах, на которые планируется в дальнейшем ее переносить. Это, прежде всего, означает, что ОС должна быть написана на языке высокого уровня, предпочтительно стандартизованном, например на языке С. Программа, написанная на ассемблере, не является в общем случае переносимой.


Принцип мобильности (переносимости) 2. 2.Важно минимизировать или, если возможно, исключить те части кода, которые непосредственно взаимодействуют с аппаратными средствами. Зависимость от аппаратуры может иметь много форм. Некоторые очевидные формы зависимости включают прямое манипулирование реги­страми и другими аппаратными средствами Если аппаратно-зависимый код не может быть полностью исключен, то он должен быть изолирован в не­скольких хорошо локализуемых модулях. Аппаратно- зависимый код не должен быть распределен по всей системе. Например, можно спрятать аппаратно- зависимую структуру в программно задаваемые данные абстрактного типа. Введение стандартов POSIX преследовало цель обеспечить переносимость создаваемого программного обеспечения. Введение стандартов POSIX преследовало цель обеспечить переносимость создаваемого программного обеспечения.


Принцип обеспечения безопасности вычислений Обеспечение безопасности при выполнении вычислений является желательным свойством для любой многопользовательской системы. Правила безопасности определяют такие свойства, как защита ресурсов одного пользователя от других и установление квот по ресурсам для предотвращения захвата одним пользователем всех системных ресурсов (таких, как память). Обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа является обязательной функцией сетевых операционных систем. Во многих современных ОС гарантируется степень безопасности данных, соответствующая уровню С2 в системе стандартов США.


Принцип обеспечения безопасности вычислений Безопасной считается система, которая «посредством специальных механизмов защиты контролирует доступ к информации таким образом, что только имеющие соответствующие полномочия лица или процессы, выполняющиеся от их имени, могут получить доступ на чтение, запись, создание или удаление информации». Иерархия уровней безопасности, приведенная в стандартах, помечает низший уровень безопасности как D, а высший как А. В класс D попадают системы, оценка которых выявила их несоответствие требованиям всех других классов.


Принцип обеспечения безопасности вычислений Основными свойствами, характерными для систем класса С, являются наличие подсистемы учета событий, связанных с безопасностью, и избирательный контроль доступа. Класс (уровень) С делится на 2 подуровня: уровень С1, обеспечивающий защиту данных от ошибок пользователей, но не от действий злоумышленников; и уровень С2. На уровне С2 должны присутствовать: средства секретного входа, обеспечивающие идентификацию пользователей путем ввода уникального имени и пароля перед тем, как им будет разрешен доступ к системе; избирательный контроль доступа, позволяющий владельцу ресурса определить, кто имеет доступ к ресурсу и что он может с ним делать. Владелец делает это путем предоставляемых прав доступа пользователю или группе пользователей;


Принцип обеспечения безопасности вычислений средства учета и наблюдения (auditing), обеспечивающие возможность обнаружить и зафиксировать важные события, связанные с безопасностью, или любые попытки создать, получить доступ или удалить системные ресурсы; защита памяти, заключающаяся в том, что память инициализируется перед тем, как повторно используется. Системы уровня В основаны на помеченных данных и распределении пользователей по категориям, то есть реализуют мандатный контроль доступа. Каждо­му пользователю присваивается рейтинг защиты, и он может получать доступ к данным только в соответствии с этим рейтингом. Этот уровень в отличие от уровня С защищает систему от ошибочного поведения пользователя.


Принцип обеспечения безопасности вычислений Уровень А является самым высоким уровнем безопасности, он требует в дополнение ко всем требованиям уровня В выполнения формального, математически обоснованного доказательства соответствия системы требованиям безопасности. А-уровень безопасности занимает своими управляющими меха­низмами до 90 % процессорного времени. Более безопасные системы не только снижают эффективность, но и существенно ограничивают число доступных прикладных пакетов, которые соответствующим образом могут выполняться в подобной системе. Например, для ОС Solaris (версия UNIX) есть несколько тысяч приложений, а для ее аналога В-уровня только около ста.


Микроядерные операционные системы Микроядро это минимальная стержневая часть операционной системы, служащая основой модульных и переносимых расширений. В микроядре содержится и исполняется минимальное количество кода, необходимое для реализации основных системных вызовов. В число этих вызовов входят передача сообщений и организация другого общения между внешними по отношению к микроядру процессами, поддержка управления прерываниями, а также ряд некоторых других функций. Остальные функции, обеспечиваются как модульные дополнения-процессы, взаимодействующие главным образом между собой и осуществляющие взаимодействие посредством передачи сообщений. Микроядро является маленьким, передающим сообщения модулем системного программного обеспечения, работающим в наиболее приоритетном состоянии компьютера и поддерживающим остальную часть операционной системы, рассматриваемую как набор серверных приложений.


Микроядерные операционные системы Микроядро включает только те функции, которые требуются для определения набора абстрактных сред обработки для прикладных программ и для организации совместной работы приложений в обеспечении сервисов и в действии клиентами и серверами. В результате микроядро обеспечивает только пять различных типов сервисов: управление виртуальной памятью; задания и потоки; межпроцессные коммуникации (IPC - inter-process communication, межпроцессные коммуникации); управление поддержкой ввода/вывода и прерываниями; сервисы набора хоста (host - главный компьютер. Сейчас этим термином обозначают любой компьютер, имеющий IP- адрес) и процессора.


Микроядерные операционные системы Наиболее ярким представителем микроядерных ОС является ОС реального времени QNX. Микроядро QNX поддерживает только планирование и диспетчеризацию процессов, взаимодействие процессов, обработку прерываний и сетевые службы нижнего уровня. Микроядро может быть целиком размещено во внутреннем кэше даже таких процессоров, как Intel 486. Разные версии этой ОС имели и различные объемы ядер от 8 до 46 Кбайт. Чтобы построить минимальную систему QNX, требуется добавить к микроядру менеджер процессов, который создает процессы, управляет процессами и памятью процессов. Чтобы ОС QNX была применима не только во встроенных и бездисковых системах, нужно добавить файловую систему и менеджер устройств.


Монолитные операционные системы В монолитной ОС, несмотря на ее возможную сильную структуризацию, очень трудно удалить один из уровней многоуровневой модульной структуры. Добавление новых функций и изменение существующих для монолитных ОС требует очень хорошего знания всей архитектуры ОС и чрезвычайно больших усилий. При поддержке монолитных ОС возникает ряд проблем, связанных с тем, что все функции макроядра работают в едином адресном пространстве: 1. 1.это опасность возникновения конфликта между различными частями ядра; 2. 2.сложность подключения к ядру новых драйверов.


ОС реального времени Система реального времени (СРВ) должна давать отклик на любые непредсказуемые внешние воздействия в течение предсказуемого интервала времени. Для этого должны быть обеспечены следующие свойства: Ограничение времени отклика, то есть после наступления события реакция на него гарантированно последует до предустановленного крайнего срока. Отсутствие такого ограничения рассматривается как серьезный недостаток про­ граммного обеспечения. Одновременность обработки: даже если наступает более одного события од­новременно, все временные ограничения для всех событий должны быть выдержаны. Это означает, что системе реального времени должен быть присущ параллелизм. Параллелизм достигается использованием нескольких процессоров в системе и/или многозадачного подхода.


ОС реального времени Различают системы «мягкого» и «жесткого» реального времени. Различие между жесткой и мягкой СРВ зависит от требований к системе система считается жесткой, если «нарушение временных ограничений не допустимо», и мягкой, если «нарушение временных ограничений нежелательно». Нет мягких или жестких ОСРВ. ОСРВ может только служить основой для построения мягкой или жесткой СРВ. Сама по себе ОСРВ не препятствует тому, что ваша СРВ будет мягкой.




Мультипрограммность и многозадачность ОСРВ ОС должна быть мультипрограммной и многозадачной (многопоточной multi- threaded) по принципу абсолютного приоритета (прерываемой) и активно использовать прерывания для диспетчеризации. Планировщик должен иметь возможность прервать любой поток и предоставить ресурс тому потоку, которому он более необходим. ОС (и аппаратура) должны также обеспечивать прерывания на уровне обработки прерываний.


Наличие приоритетов задач (потоков) в ОСРВ В ОС должно существовать понятие приоритета потока. В ОС должно существовать понятие приоритета потока. В идеальной ситуации ОСРВ отдает ресурс потоку или драйверу с ближайшим крайним сроком (это называется управлением временным ограничением, deadline driven OS). Чтобы реализовать это временное ограничение, ОС должна знать сколько времени требуется каждому из выполняющихся потоков для завершения. ОС, построенных по этому принципу, практически нет, так как он слишком сложен для реализации.


Наследование приоритетов в ОСРВ ОС должна существовать система наследования приоритетов. Комбинация приоритетов тредов и разделения ресурсов между ними приводит к проблеме инверсии приоритетов. Это можно проиллюстрировать на примере, когда есть как минимум три треда. Когда тред низшего приоритета захватил ресурс, разделяемый с тредом высшего приоритета, и начал выполняться поток среднего приоритета, выполнение треда высшего приоритета будет приостановлено, пока не освободится ресурс и не отработает тред среднего приоритета. В этой ситуации время, необходимое для завершения треда высшего приоритета, зависит от нижних приоритетных уровней, это и есть инверсия приоритетов. Комбинация приоритетов тредов и разделения ресурсов между ними приводит к проблеме инверсии приоритетов. Это можно проиллюстрировать на примере, когда есть как минимум три треда. Когда тред низшего приоритета захватил ресурс, разделяемый с тредом высшего приоритета, и начал выполняться поток среднего приоритета, выполнение треда высшего приоритета будет приостановлено, пока не освободится ресурс и не отработает тред среднего приоритета. В этой ситуации время, необходимое для завершения треда высшего приоритета, зависит от нижних приоритетных уровней, это и есть инверсия приоритетов.


Наследование приоритетов в ОСРВ Чтобы устранить такие инверсии, ОСРВ должна допускать наследование приоритета, то есть повышение уровня приоритета треда до уровня треда, который его вызывает. Наследование означает, что блокирующий ресурс тред наследует приоритет треда, который он блокирует (разумеется, это справедливо лишь в том случае, если блокируемый тред имеет более высокий приоритет). Чтобы устранить такие инверсии, ОСРВ должна допускать наследование приоритета, то есть повышение уровня приоритета треда до уровня треда, который его вызывает. Наследование означает, что блокирующий ресурс тред наследует приоритет треда, который он блокирует (разумеется, это справедливо лишь в том случае, если блокируемый тред имеет более высокий приоритет).


Синхронизация процессов и задач в ОСРВ ОС должна обеспечивать мощные, надежные и удобные механизмы синхронизации задач. Так как задачи разделяют данные (ресурсы) и должны сообщаться друг с другом, должны существовать механизмы блокирования и коммуникации. Необходимы механизмы, гарантированно предоставляющие возможность параллельно выполняющимся задачам и процессам оперативно обмениваться сообщениями и синхросигналами. Эти системные механизмы должны быть всегда доступны процессам, требующим реального времени. Следовательно, системные ресурсы для их функционирования должны быть распределены заранее.


Предсказуемость ОСРВ Поведение ОС должно быть известно и достаточно точно прогнозируемо. Времена выполнения системных вызовов и временные характеристики поведения системы в различных обстоятельствах должны быть известны разработчику. Поэтому создатель ОСРВ должен приводить следующие характеристики: латентную задержку прерывания (то есть время от момента прерывания до момента запуска задачи): она должна быть предсказуема и согласована с требованиями приложения. Эта величина зависит от числа одновременно «висящих» прерываний; максимальное время выполнения каждого системного вызова. Оно должно быть предсказуемо и не зависимо от числа объектов в системе; максимальное время маскирования прерываний драйверами и ОС.

Предмет: Операционные системы.
Вопрос: №8

—————————————————————

Принципы построения ОС:

1.) Принцип модульности – под модулем в общем случае понимают функционально законченный элемент системы, выполненный в соответствии с принятыми межмодульными интерфейсами. По своему определению модуль предполагает возможность легкой замены его на другой при наличии заданных интерфейсов. В значительной степени разделение системы на модули определяется используемым методом проектирования ОС (снизу вверх или наоборот).

Особое значение при построение ОС имеют привилегированные, повторно входимые и реентерабельные модули (реентабель-ность – дословно повторновходимость; специальный термин для обозначения работоспособности программы; свойство программы корректно выполняться при рекурсивном (возвращаемом) вызове из прерывания).

Наибольший эффект от использования данного принципа достижим в случае одновременного распространения данного принципа на ОС, прикладные программы и аппаратуру.

2.) Принцип функциональной избиратель-ности – в ОС выделяется некоторая часть важных модулей, которые должны постоянно находится в оперативной памяти для более эффективной организации вычислительного процесса. Эту часть в ОС называют ядром, так как это – основа системы. При формировании состава ядра приходится учитывать два противоречивых требования. С одной стороны, в состав ядра должны войти наиболее часто используемые системные модули, с другой – количество модулей должно быть таковым, чтобы объем памяти, занимаемый ядром, не был слишком большим. Помимо программных модулей, входящих в состав ядра и постоянно располагающихся в оперативной памяти, может быть много других системных программных модулей, которые получают название транзитных . Транзитные программные модули загружаются в оперативную память только при необходимости и в случае отсутствия свободного пространства могут быть замещены другими транзитными модулями.

3.) Принцип генерируемости ОС: суть принципа состоит в организации (выборе) такого способа исходного представления центральной системной управляющей программы ОС (ядра и постоянно находящихся в оперативной памяти основных компонентов), который позволял настраивать эту системную супервизорную часть исходя из конкретной конфигурации конкретного вычислительного комплекса и круга решаемых задач. Эта процедура проводится редко перед достаточно протяженным периодом эксплуатации ОС. Процесс генерации осуществляется с помощью специальной программы-генера-тора и соответствующего входного языка для этой программы, позволяющего описывать программные возможности системы и конфигурацию машины. В результате генерации получается полная версия ОС. Сгенерированная версия ОС представляет собой совокупность системных наборов модулей и данных.

4.) Принцип функциональной избыточности: Этот принцип учитывает возможность проведения одной и той же работы различными средствами. В состав ОС может входить несколько типов мониторов (модулей супервизора, управляющих тем или другим видом ресурса), различные средства организации коммуникаций между вычислительными процессами. Наличие нескольких типов мониторов, нескольких систем управления файлами позволяет пользователям быстро и наиболее адекватно адаптировать ОС к определенной конфигурации вычислительной системы, обеспечивать максимально эффективную загрузку технических средств при решении конкретного класса задач, получать максимальную производительность при решении заданного класса задач.

5.) Принцип виртуализации: построение виртуальных ресурсов, их распределение и использование в настоящее время применяется практически в любой ОС. Этот принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора планировщиков процессов и распредели-телей ресурсов (мониторов) и использовать единую централизованную схему распреде-ления ресурсов.

Наиболее естественным и законченным проявлением концепции виртуальности является понятие виртуальной машины . Виртуальная машина, предоставляемая пользователю, воспроизводит архитектуру реальной машины, но архитектурные элементы в таком представлении выступают с новыми или улучшенными характе-ристиками, как правило, упрощающими работу с системой. Характеристики могут быть произвольными, но чаще всего пользователи желают иметь собственную «идеальную» по архитектурным характерис-тикам машину в следующем составе:

— единообразная по логике работы виртуаль-ная память практически неограниченного объема.

— произвольное количество виртуальных процессоров, способных работать парал-лельно и взаимодействовать во время рабо-ты.

— произвольное количество внешних вирту-альных устройств, способных работать с памятью виртуальной машины параллельно или последовательно, асинхронно или синхронно по отношению к работе того или иного виртуального процессора, иници-ирующего работу этих устройств.

Одним из аспектов виртуализации является организация возможности выполнения в данной ОС приложений, которые разра-батывались для других ОС. Другими сло-вами, речь идет об организации нескольких операционных сред.

6.) Принцип независимости программ от внешних устройств: этот принцип реализу-ется сейчас в подавляющем большинстве ОС общего применения. Впервые наиболее последовательно данный принцип был реализован в ОС UNIX. Реализован он и в большинстве современных ОС для ПК. Этот принцип заключается в том, что связь программ с конкретными устройствами производится не на уровне трансляции программы, а в период планирования ее исполнения. В результате перекомпиляция при работе программы с новым устройством, на котором располагаются данные, не требуется.

7.) Принцип совместимости: одним из аспектов совместимости является способ-ность ОС выполнять программы, написан-ные для других ОС или для более ранних версий данной ОС, а также для другой аппаратной платформы. Необходимо разделять вопросы двоичной совмести-мости и совместимости на уровне исходных текстов приложений.

Двоичная совместимость достигается в том случае, когда можно взять исполняемую программу и запустить ее на выполнение на другой ОС. Для этого необходимы совместимость на уровне команд процессора, и совместимость на уровне системных вызовов, и даже на уровне библиотечных вызовов, если они являются динамически связываемыми.

Совместимость на уровне исходных текстов требует наличия соответствующего трансля-тора в составе системного программного обеспечения, а также совместимости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция имею- щихся исходных текстов в новый выполня-емый модуль.

Гораздо сложнее достичь двоичной совместимости между процессорами, основанными на разных архитектурах. Для того чтобы один компьютер выполнял программы другого (например, программу для ПК типа IBM PC желательно выполнить на ПК типа Macintosh фирмы Apple), этот компьютер должен работать с машинными командами, которые ему изначально непо-нятны. В таком случае процессор типа 680×0 (или PowerPC) должен исполнять двоичный код, предназначенный для процессора i80x86. Процессор 80×86 имеет свои собственные дешифратор команд, регистры и внутреннюю архитектуру. Процессор 680×0 не понимает двоичный код 80×86, поэтому он должен выбрать каждую коман-ду, декодировать ее, чтобы определить, для

чего она предназначена, а затем выполнить эквивалентную подпрограмму, написанную для 680×0.

Одним из средств обеспечения совмести-мости программных и пользовательских интерфейсов является соответствие стан-дартам POSIX, использование которого позволяет создавать программы в стиле UNIX, легко переносимых впоследствии из одной системы в другую.

8.) Принцип открытости и наращиваемости: Открытая операционная система доступна для анализа как пользователям, так и системным специалистам, обслуживающим вычислительную систему. Наращиваемая (модифицируемая, развиваемая) ОС позволяяет не только использовать возможности генерации, но и вводить в ее состав новые модули, совершенствовать существующие и т.д. Другими словами, следует обеспечить возможность легкого внесения дополнений и изменений в необходимых случаях без нарушения целостности системы. Прекрасные возмож-ности для расширения предоставляет подход к структурированию ОС по типу клиент-сервер с использованием микро-ядерной технологии. В соответствии с этим подходом ОС строится как совокупность привилегированной управляющей программ-мы и набора непривилегированных услуг (серверов). Основная часть ОС остается неизменной, и в то же время могут быть добавлены новые серверы или улучшены старые. Этот принцип иногда трактуют как расширяемость системы .

9.) Принцип мобильности: операционная система относительно легко должна перено-

ситься с процессора одного типа на процессор другого типа и с аппаратной платформы одного типа, которая включает наряду с типом процессора и способ организации всей аппаратуры компьютера (архитектуру вычислительной системы), на аппаратную платформу другого типа. Заметим, что принцип переносимости очень близок принципу совместимости, хотя это и не одно и то же. Создание переносимой ОС аналогично написанию любого перено-симого кода, при этом нужно следовать некоторым правилам:

— большая часть ОС должна быть выпол-нена на языке, имеющемся на всех системах, на которые планируется в даль-нейшем ее переносить. Это, прежде всего, означает, что ОС должна быть написана на языке высокого уровня, предпочтительно стандартизованном, например на языке С. Программа, написанная на ассемблере, не является в общем случае переносимой.

— важно минимизировать или, если возмож-но, исключить те части кода, которые непосредственно взаимодействуют с аппаратными средствами. Зависимость от аппаратуры может иметь много форм. Некоторые очевидные формы зависимости включают прямое манипулирование регистрами и другими аппаратными средст-вами. Наконец, если аппаратно-зависимый код не может быть полностью исключен, то он должен быть изолирован в нескольких хорошо локализуемых модулях. Аппаратно-зависимый код не должен быть распределен по всей системе. Например, можно спрятать аппаратно-зависимую структуру в программ-мно задаваемые данные абстрактного типа.

Введение стандартов POSIX преследовало цель обеспечить переносимость создава-емого программного обеспечения.

10.) Принцип обеспечения безопасности вычислений: обеспечение безопасности при выполнении вычислений является жела-тельным свойством для любой много-пользовательской системы. Правила безопасности определяют такие свойства, как защиту ресурсов одного пользователя от других и установление квот по ресурсам для предотвращения захвата одним пользова-телем всех системных ресурсов, таких, например, как память.

Обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа является обязательной функцией сетевых операци-онных систем.

—————————————————————

Что такое POSIX : платформенно-незави-симый системный интерфейс для компьюте-рного окружения POSIX (Portable Operating System Interface for Computer Environments) – это стандарт IEEE(Institute of Electrical and Electronics Engineers − институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике.), описывающий системные интерфейсы для открытых ОС, в том числе оболочки, утилиты и инструментарии. Помимо этого, согласно POSIX, стандартизированными являются задачи обеспечения безопасно-сти, задачи реального времени, процессы администрирования, сетевые функции и обработка транзакций. Стандарт базируется на UNIX-системах, но допускает реализацию и в других ОС. POSIX возник как попытка всемирно известной организации IEEE пропагандировать переносимость прило-жений в UNIX-средах путем разработки абстрактного, платформенно-независимого стандарта. Например, известная ОС реального времени QNX соответствует спецификациям этого стандарта.

Этот стандарт подробно описывает систему виртуальной памяти VMS (Virtual Memory System,), многозадачность МРЕ (Multi-Process Executing) и технологию переноса операционных систем CTOS (An Operating System produced Convergent Technology …). Таким образом, на самом деле POSIX представляет собой множество стандартов, именуемых POSIX.I –POSIX.12. Следует также особо отметить, что в POSIX.1 предполагается язык С в качестве основного

языка описания системных функций API.

Таким образом, программы, написанные с соблюдением данных стандартов, будут одинаково выполняться на всех POSIX-совместимых системах. Однако стандарт в некоторых случаях носит лишь рекомен-дательный характер. Часть стандартов описана очень строго, тогда как другая часть только поверхностно раскрывает основные требования.

Реализации POSIX API на уровне операционной системы различны. Если UNIX-системы в своем абсолютном большинстве изначально соответствуют спецификациям IEEE Standard 1003.1-1990, то WinAPI не является POSIX-совместимым. Однако для поддержки данного стандарта в операционной системе MS Windows NT введен специальный модуль поддержки POSIX API, работающий на уровне привилегий пользовательских процессов.

Данный модуль обеспечивает конвертацию и передачу вызовов из пользовательской программы к ядру системы и обратно, работая с ядром через Win API. Прочие приложения, созданные с использованием WinAPI, могут передавать информацию POSIX-приложениям через стандартные механизмы потоков ввода/вывода (stdin, stdout).

Нет похожих постов...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: