Играем на компьютерной клавиатуре под автоаккомпанемент. Аранжировка за полчаса Аранжировка за полчаса

В последней доле установим так называемую альтернативную ноту (alternate note) - выделим долю и нажмем кнопку Alt. (или клавишу F5) для открытия диалогового окна (рис. 14).

Сделанные настройки означают, что в данном паттерне обычный закрытый хет используется в 50 процентах случаев, а в других 50 процентах будет использоваться открытый хет (инструмент номер 4) с динамикой 90. Это удобная функция, позволяющая разнообразить звучание. После установки альтернативной ноты данная доля будет окаймлена красным.

Теперь проиграем полученный паттерн, и если он звучит так, как нужно, нажмем кнопку Exit (или клавишу F10) для завершения редактирования. При этом откроется окно Drum Pattern Options (рис. 15), в котором можно установить опции паттерна. Нажмем OK, согласившись со значениями, установленными по умолчанию: средняя частота использования (вес 5) и любой такт (0 в параметре Playback Bar Mask).

Теперь в первом поле строки паттернов субстиля A появилась цифра 5, означающая, что здесь записан паттерн с таким относительным весом. Второй паттерн сделаем похожим на первый, но с одним отличием - ударом по тарелке крэш на первой доле. Для этого выделим первый паттерн и скопируем его в буфер, затем установим курсор на второе поле этой же строки и вставим скопированное. Во втором поле должна появиться цифра 5. Перейдем в редактор паттерна и добавим тарелку на первой доле. Прослушаем паттерн, и при выходе установим следующие опции: Weight = 9, Playback Bar Mask = post fill (рис. 16). Таким обрезом, этот паттерн всегда ("вес" 9) будет проигрываться в начале новой части ("post fill" означает "после брейка", а брейк играется перед новой частью).

Теперь у нас есть два паттерна ударных субстиля A (рис. 17).

Приступим к созданию паттернов субстиля B. В основном, они будут похожи на имеющиеся, но вместо хета используем тарелку райд. Кроме того, установим альтернативные ноты на второй, шестой и двенадцатой долях.

На двенадцатой доле применим тот же прием, что и для паттерна в субстиле A - в 50 процентах случаев будет играть открытый хет. На шестой доле тарелка будет играть тридцать вторыми - отметим опцию Double note (32nd note), а на второй доле (рис. 18) - тоже, только без первой ноты (опция Omit first note).

Теперь сделаем брейк (drum fills) - скопируем в эту строку первый паттерн субстиля A и немного отредактируем его, добавив пару ударов малого барабана в последние доли.

Заканчивая работу над ударными инструментами, запишем двухтактовую коду (end drums). Скопируем первый паттерн субстиля A в эту строку два раза, первый оставим без изменений, а второй отредактируем так, чтобы он заканчивался на третьей четверти ударом по тарелке крэш.

Не буду приводить примеры вышеуказанных паттернов, так как вы все сможете услышать полностью в файле casmmel_final. mid.

Теперь приступим к партии баса. Надо сразу отметить, что создание паттернов для остальных инструментов принципиально отличается от создания паттернов ударных. Бас, пиано, гитара и скрипки записываются в реальном времени с MIDI-клавиатуры или можно импортировать паттерны этих инструментов из других стилей, как в нашем случае мы поступим со скрипками. Впрочем, есть и еще один вариант: записать пустой паттерн и "нарисовать" партию в нотном редакторе.

Выберем партию баса в окне StyleMaker (рис. 19). Здесь мы видим пустые пока строки паттернов субстилей A и B разной продолжительности (от двух тактов - 8 beat, до одной четверти - 1 beat), а также двухтактовой коды (ending).

Выберем первый паттерн верхней строки и нажмем кнопку Rec. Прослушав два такта отчета, запишем басовый паттерн. Авторы программы рекомендуют записывать паттерн так, как будто это была бы двухтактовая партия баса, основанная на С7 - До септаккорде.

Если при записи паттерна возникают проблемы, связанные с недостатком опыта, то авторы программы рекомендуют послушать паттерны родственного стиля (например, в данном случае, Bluhill. sty). Вообще хотелось бы отметить, что большая ценность программы Band-in-a-Box состоит в том, что партии в стилях, генерируемые соло и многие другие элементы проработаны очень тщательно и могут служить хорошим примером для изучения.

Вернемся к партии баса. После записи паттерна открывается диалоговое окно с опциями, показанное на рисунке 20. Здесь определяются условия использования данного паттерна в аранжировке. Подробно описывать все имеющиеся опции не буду, а предлагаю вам самостоятельно поэкспериментировать с ними при создании собственного стиля. Например, попробуйте использовать опцию Interval To Next - она весьма удобна для описания "переходов" в партии баса, когда имеет значение, как бас должен "подойти" к базовой ноте следующего аккорда.

Записанный паттерн баса показан в нотном виде на рисунке 21. Чтобы открыть окно нотации, можно в окне StyleMaker нажать кнопку с изображением ноты, либо в меню Pattern выбрать пункт Edit Pattern (Notation), либо нажать клавиши Ctrl + W.

Как я уже упоминал, в программе вместо размера 12/8 используются 4/4 триолями. Должен отметить, что есть некоторые неточности в изображении партии баса - в первом такте и в первой половине второго должны быть не чистые восьмые, а триоли. Это, пожалуй, следует отнести к недостаткам функции нотации в программе. Однако в целом басовая партия в данном паттерне понятна.

Предположим, что мы записали все басовые паттерны для нашего стиля. Переходим к партии фортепиано. По замыслу оно будет, скорее, обозначать гармонию, то есть играть или аккорды, удерживаемые на протяжении всего такта, или несложные арпеджио. Фортепианные паттерны будут одинаковыми для обоих субстилей, так что мы будем записывать только субстиль A. Выберем Piano в окне StyleMaker (внешне эта часть выглядит так же, как и басовая) и запишем первый паттерн (рис. 22).

После записи появится окно опций (рис. 23) - оставим все "по умолчанию", за исключением опции Voice Leading, для которой выберем параметр Smooth. Это приведет к более "гладкой" смене аккордов: например, если после аккорда C7 (ноты C, E, G и Bb) будет идти аккорд F7 (F, A, C, Eb), то он будет взят в виде обращения (C, А, Eb и F). Все опции подробно описывать не буду, остановлюсь только на использовании "макронот" (Macro Notes).

На инструментах типа Yamaha PSR-630 обычно записано не менее 100 аранжированных стилей. Нажмите кнопку STYLE и с помощью цифровой клавиатуры или колеса выберите необходимый вам стиль. Далее на левой стороне панели нажмите кнопку ACCONPANIMENT ON/OFF , рядом с кнопкой загорится красный светодиод, что говорит о готовности инструмента работать в данном режиме. Следующие шаги: нажмите (также на левой стороне панели) в нижнем ряду кнопку START и можете, нажимая клавиши в районе большой октавы, прослушать, что получается. Есть несколько способов задания гармонии для автоаккомпанемента:

  • режим SINGLE - позволяет задавать гармонию для автоаккомпанемента, применяя минимальное количество пальцев (не более трех);
  • режим FINGERED 1 - с его помощью вы можете набирать нужные аккорды практически любого строения;
  • режим FINGERED 2 - практически то же, что и предыдущий способ, но с возможностью задавать басовую ноту в автоаккомпанементе;
  • режим FULL KEY - в этом случае инструмент автоматически определяет аккорды левой руки и мелодию правой, независимо от того, как они играются на клавиатуре;
  • режим MULTI - этот режим объединяет два первых названия режимов и устанавливается по умолчанию.

Конечно, вы можете использовать любой из вышеперечисленных режимов автоаккомпанемента, но мы советуем вам чаще пользоваться режимом 3 (FINGERED 1 ), т. к., на наш взгляд, это более "творческий" подход к автоаккомпанементу.

Следующим шагом в освоении игры с автоаккомпанементом будет переключение в процессе исполнения режимов автоаккомпанемента, их всего четыре: INTRO , А , В и ENDING . Первый - это вступление, следующие два - варианты основного аккомпанемента и последний - окончание. Слитная и правильная игра с автоаккомпанементом требует определенных навыков, которые можно приобрести только долго практикуясь. Но будем считать, что у вас с этим все в порядке.

Есть готовый аккомпанемент к какой-то определенной мелодии, и вы в состоянии сыграть его от начала до конца без ошибок и остановок. Естественно, что появилось желание сохранить вашу работу. Для этого вставьте флоппи-диск в дисковод и при включенном автоаккомпанементе нажмите кнопку RECORD , на дисплее инструмента начнут мигать сразу несколько надписей - это режимы записи. Нажатием кнопки SONG выберите нужный режим. После этого на дисплее начнут мигать скобки над 8, 9, 10, 11, 12, и 13 треками, предлагая вам сделать выбор трека, на который вы будете осуществлять запись. Для записи автоаккомпанемента выберите трек 13, нажав кнопку под ним. Можно записывать - секвенсор вашего инструмента готов к работе. Если ваша композиция заканчивается "окончанием", то после этого секвенсор остановится сам, если же нет, то нужно нажать кнопку START/STOP .

Ваша запись готова, но вам нужно еще ее как-то назвать. Для этого, не выходя из режима записи, с помощью кнопки SUB MENU найдите пункт SONG NAME и назовите вашу композицию единственное неудобство при этом заключается в том, что в вашем распоряжении только цифры и английский алфавит. Ну вот, вы записали ваш аккомпанемент, а теперь вам хочется записать к нему мелодию или какие-либо реплики инструментов.

Для этого процесс записи нужно повторить, но если вы далее будете писать не автоаккомпанемент, то его нужно предварительно отключить (кнопка ACCOMPANIMENT ).

Выберите трек, на который вы будете записывать, и вперед (не забудьте при этом отключить трек, па котором записан автоаккомпанемент, иначе он сотрется!).

Еще несколько слов об автоаккомпанементе. Каждый из ста "заводских" стилей имеет свои определенные настройки в регистрационной памяти, которые можно вызвать, нажав кнопку ONE TOUCH SETTING (Настройка одного нажатия).

19 990 руб.

Синтезатор Casio CTK-6250

Педали - подключаемые. С реверберацией. С метроном. Жесткость клавиатуры - взвешенная. С дисплеем. С разделением клавиатуры. С встроенной акустической системой. С арпеджиатором . С автоаккомпанементом . Количество клавиш - 61. С записью песен. Количество тембров - 700. С линейным входом. С транспонированием. Размер клавиш - полноразмерные. С контроллером изменения высоты тона. Количество линейных выходов - 1. С интерфейсом USB. С поддержкой карт памяти SD. Корпус - компактный. Тип - синтезатор. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Полифония - 48. Вес: 5.7 кг. Размеры 95х12х38 см.

купить в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

15 005 руб.

Синтезатор Yamaha PSR E363

Тип - синтезатор. Чувствительность клавиатуры к касанию. Метроном. Транспонирование. Реверберация. Корпус - компактный. Автоаккомпанемент . С количеством клавиш 61. Арпеджиатор . Размер клавиш - полноразмерные. Педали - подключаемые. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Дисплей. Разделение клавиатуры. С количеством тембров 574. С полифонией 48. С шириной: 95 см. С глубиной: 37 см. С высотой: 12 см. С весом: 4.6 кг.

купить в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

17 990 руб.

Синтезатор Casio CT-X700

С дисплеем. С линейным входом. С встроенной акустической системой. Тип - синтезатор. С работой от батареек/аккумулятора. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С автоаккомпанементом . С арпеджиатором . С реверберацией. Количество линейных выходов - 1. Размер клавиш - полноразмерные. Количество тембров - 600. С обучением. Количество клавиш - 61. С интерфейсом USB. Педали - подключаемые. С записью песен. С метроном. Полифония - 48. Корпус - компактный. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Вес: 4.3 кг. Размеры 95х11х35 см.

купить в интернет-магазине ТЕХНОПАРК

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

17 990 руб.

Casio CT-X700 Синтезаторы с автоаккомпанементом

С количеством линейных выходов 1. Метроном. Размер клавиш - полноразмерные. С количеством клавиш 61. С полифонией 48. Встроенная акустическая система. Автоаккомпанемент . Арпеджиатор . Чувствительность клавиатуры к касанию. Реверберация. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Корпус - компактный. Интерфейс USB. Обучение. С количеством тембров 600. Дисплей. Линейный вход. Работа от батареек/аккумулятора. Педали - подключаемые. Запись песен. Тип - синтезатор. С шириной: 95 см. С глубиной: 35 см. С высотой: 11 см. С весом: 4.3 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

17 990 руб.

Синтезатор Casio CT-X700

С автоаккомпанементом . С чувствительностью клавиатуры к касанию. С обучением. Полифония - 48. С записью песен. Тип - синтезатор. Корпус - компактный. С арпеджиатором . С дисплеем. С реверберацией. С интерфейсом USB. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Размер клавиш - полноразмерные. Количество тембров - 600. С метроном. Педали - подключаемые. С встроенной акустической системой. Количество клавиш - 61. С работой от батареек/аккумулятора. Количество линейных выходов - 1. С линейным входом. С глубиной: 35 см. С шириной: 95 см. С высотой: 11 см. С весом: 4.3 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

20 462 руб.

Синтезатор Yamaha PSR-EW300

Тип - синтезатор. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С полифонией 48. Запись песен. С количеством тембров 574. Арпеджиатор . С количеством линейных выходов 1. Автоаккомпанемент . Разделение клавиатуры. Дисплей. С количеством клавиш 76. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. Педали - подключаемые. Интерфейс USB. Обучение. Встроенная акустическая система. Чувствительность клавиатуры к касанию. Метроном. Реверберация. Линейный вход. Работа от батареек/аккумулятора. Ширина: 115 см. Высота: 12 см. Глубина: 37 см. Вес: 6.2 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

28 990 руб.

Синтезатор Casio CT-X5000

С реверберацией. С интерфейсом USB. С микрофонным входом. С разделением клавиатуры. Количество клавиш - 61. Корпус - компактный. С контроллером изменения высоты тона. С автоаккомпанементом . С арпеджиатором . Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С метроном. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С дисплеем. Педали - подключаемые. Полифония - 64. С линейным входом. Тип - синтезатор. С записью песен. С транспонированием. Количество тембров - 800. С встроенной акустической системой. Размер клавиш - полноразмерные. С шириной: 95 см. С высотой: 12 см. С глубиной: 38 см. С весом: 7.0 кг.

в интернет-магазине ТЕХНОПАРК

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

21 990 руб.

Casio CT-X800 Синтезаторы с автоаккомпанементом

Тип - синтезатор. Чувствительность клавиатуры к касанию. Метроном. Обучение. Контроллер изменения высоты тона. Жесткость клавиатуры - полувзвешенная. Педали - подключаемые. Автоаккомпанемент . Арпеджиатор . Встроенная акустическая система. Интерфейс USB. Запись песен. Корпус - компактный. С количеством линейных выходов 1. Реверберация. С количеством тембров 600. Дисплей. С полифонией 48. Транспонирование. С количеством клавиш 61. Размер клавиш - полноразмерные. Линейный вход. Работа от батареек/аккумулятора. Разделение клавиатуры. С глубиной: 35 см. С высотой: 11 см. С шириной: 95 см. С весом: 4.4 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

16 990 руб.

Синтезатор Yamaha PSR-E363

Тип - синтезатор. Педали - подключаемые. Корпус - компактный. С автоаккомпанементом . С реверберацией. С метроном. С дисплеем. Полифония - 48. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С арпеджиатором . С транспонированием. С разделением клавиатуры. Количество тембров - 574. Размер клавиш - полноразмерные. Количество клавиш - 61. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Вес: 4.6 кг. Размеры 95х12х37 см.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

23 789 руб.

Синтезатор Yamaha PSR-E463

Тип - синтезатор. Чувствительность клавиатуры к касанию. Метроном. Реверберация. С полифонией 48. Педали - подключаемые. Транспонирование. Интерфейс USB. Автоаккомпанемент . Арпеджиатор . Жесткость клавиатуры - невзвешенная. С количеством тембров 758. С количеством клавиш 61. Встроенная акустическая система. Работа от батареек/аккумулятора. С высотой: 14 см. С шириной: 95 см. С глубиной: 40 см. С весом: 6.6 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

23 990 руб.

Yamaha PSR-EW300 Цифровое пианино

С автоаккомпанементом С арпеджиатором . Полифония - 48. Педали - подключаемые. Количество линейных выходов - 1. С линейным входом. С интерфейсом USB. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Количество клавиш - 76. С разделением клавиатуры. Количество тембров - 574. С встроенной акустической системой. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. С чувствительностью клавиатуры к касанию. С глубиной: 37 см. С высотой: 12 см. С шириной: 115 см. С весом: 6.2 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

21 990 руб.

Синтезатор Casio CT-X800

Тип - синтезатор. С количеством линейных выходов 1. Чувствительность клавиатуры к касанию. Метроном. Реверберация. С количеством тембров 600. Жесткость клавиатуры - полувзвешенная. Автоаккомпанемент . Арпеджиатор . Дисплей. С полифонией 48. Педали - подключаемые. Транспонирование. Интерфейс USB. Запись песен. С количеством клавиш 61. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. Линейный вход. Встроенная акустическая система. Работа от батареек/аккумулятора. Обучение. Контроллер изменения высоты тона. Разделение клавиатуры. Глубина: 35 см. Высота: 11 см. Ширина: 95 см. Вес: 4.4 кг.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

30 465 руб.

Синтезатор Yamaha PSR-EW410

С автоаккомпанементом . Тип - синтезатор. С работой от батареек/аккумулятора. С реверберацией. Полифония - 78. С метроном. Количество тембров - 758. С арпеджиатором . С интерфейсом USB. Количество клавиш - 76. С транспонированием. С встроенной акустической системой. С чувствительностью клавиатуры к касанию.

в интернет-магазине Плеер.Ру

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

25 990 руб.

Casio CT-X3000 Синтезаторы с автоаккомпанементом

Тип - синтезатор. С количеством линейных выходов 1. Чувствительность клавиатуры к касанию. Метроном. Реверберация. С полифонией 64. Дисплей. Педали - подключаемые. Автоаккомпанемент . Арпеджиатор . Транспонирование. Интерфейс USB. С количеством тембров 800. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Запись песен. С количеством клавиш 61. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. Линейный вход. Встроенная акустическая система. Работа от батареек/аккумулятора. Контроллер изменения высоты тона. С глубиной: 38 см. С шириной: 95 см. С высотой: 12 см. С весом: 6.9 кг.

в интернет-магазине 1musicshop

возможен самовывоз

видеообзор фото

23 990 руб.

Синтезатор Yamaha PSR-EW300 Black

С автоаккомпанементом . Тип - синтезатор. С работой от батареек/аккумулятора. С реверберацией. С записью песен. С обучением. С метроном. С дисплеем. С арпеджиатором . Полифония - 48. Педали - подключаемые. Количество линейных выходов - 1. С линейным входом. С интерфейсом USB. Жесткость клавиатуры - невзвешенная. Количество клавиш - 76. С разделением клавиатуры. Количество тембров - 574. С встроенной акустической системой. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. С чувствительностью клавиатуры к касанию. Вес: 6.2 кг. Размеры 115х12х37 см.

в интернет-магазине Аудиомания

возможен кредит | возможен самовывоз

видеообзор фото

31 710 руб.

Синтезатор KORG microKORG MK-1

С полифонией 4. Тип - синтезатор. С количеством линейных выходов 2. Чувствительность клавиатуры к касанию. Мультитембральность. Контроллер модуляции. Педали - отсутствуют. Автоаккомпанемент . Арпеджиатор . Дисплей. С количеством тембров 128. Вокодер. Выход MIDI. Вход MIDI. Запись песен. С количеством клавиш 37. Размер клавиш - полноразмерные. Корпус - компактный. Работа от батареек/аккумулятора. Контроллер изменения высоты тона. Микрофонный вход. С глубиной: 23 см. С шириной: 52 см. С высотой: 7 см. С весом: 2.2 кг.

в интернет-магазине Плеер.Ру В последней доле установим так называемую альтернативную ноту (alternate note) - выделим долю и нажмем кнопку Alt. (или клавишу F5) для открытия диалогового окна (рис. 14). Сделанные настройки означают, что в данном паттерне обычный закрытый хет используется в 50 процентах случаев, а в других 50 процентах будет использоваться открытый хет (инструмент номер 4) с динамикой 90. Это удобная функция, позволяющая разнообразить звучание. После установки альтернативной ноты данная доля будет окаймлена красным. Теперь проиграем полученный паттерн, и если он звучит так, как нужно, нажмем кнопку Exit (или клавишу F10) для завершения редактирования. При этом откроется окно Drum Pattern Options (рис. 15), в котором можно установить опции паттерна. Нажмем OK, согласившись со значениями, установленными по умолчанию: средняя частота использования (вес 5) и любой такт (0 в параметре Playback Bar Mask). Теперь в первом поле строки паттернов субстиля A появилась цифра 5, означающая, что здесь записан паттерн с таким относительным весом. Второй паттерн сделаем похожим на первый, но с одним отличием - ударом по тарелке крэш на первой доле. Для этого выделим первый паттерн и скопируем его в буфер, затем установим курсор на второе поле этой же строки и вставим скопированное. Во втором поле должна появиться цифра 5. Перейдем в редактор паттерна и добавим тарелку на первой доле. Прослушаем паттерн, и при выходе установим следующие опции: Weight = 9, Playback Bar Mask = post fill (рис. 16). Таким обрезом, этот паттерн всегда ("вес" 9) будет проигрываться в начале новой части ("post fill" означает "после брейка", а брейк играется перед новой частью). Теперь у нас есть два паттерна ударных субстиля A (рис. 17). Приступим к созданию паттернов субстиля B. В основном, они будут похожи на имеющиеся, но вместо хета используем тарелку райд. Кроме того, установим альтернативные ноты на второй, шестой и двенадцатой долях. На двенадцатой доле применим тот же прием, что и для паттерна в субстиле A - в 50 процентах случаев будет играть открытый хет. На шестой доле тарелка будет играть тридцать вторыми - отметим опцию Double note (32nd note), а на второй доле (рис. 18) - тоже, только без первой ноты (опция Omit first note). Теперь сделаем брейк (drum fills) - скопируем в эту строку первый паттерн субстиля A и немного отредактируем его, добавив пару ударов малого барабана в последние доли. Заканчивая работу над ударными инструментами, запишем двухтактовую коду (end drums). Скопируем первый паттерн субстиля A в эту строку два раза, первый оставим без изменений, а второй отредактируем так, чтобы он заканчивался на третьей четверти ударом по тарелке крэш. Не буду приводить примеры вышеуказанных паттернов, так как вы все сможете услышать полностью в файле casmmel_final.mid. Теперь приступим к партии баса. Надо сразу отметить, что создание паттернов для остальных инструментов принципиально отличается от создания паттернов ударных. Бас, пиано, гитара и скрипки записываются в реальном времени с MIDI-клавиатуры или можно импортировать паттерны этих инструментов из других стилей, как в нашем случае мы поступим со скрипками. Впрочем, есть и еще один вариант: записать пустой паттерн и "нарисовать" партию в нотном редакторе. Выберем партию баса в окне StyleMaker (рис. 19). Здесь мы видим пустые пока строки паттернов субстилей A и B разной продолжительности (от двух тактов - 8 beat, до одной четверти - 1 beat), а также двухтактовой коды (ending). Выберем первый паттерн верхней строки и нажмем кнопку Rec. Прослушав два такта отчета, запишем басовый паттерн. Авторы программы рекомендуют записывать паттерн так, как будто это была бы двухтактовая партия баса, основанная на С7 - До септаккорде. Если при записи паттерна возникают проблемы, связанные с недостатком опыта, то авторы программы рекомендуют послушать паттерны родственного стиля (например, в данном случае, Bluhill.sty). Вообще хотелось бы отметить, что большая ценность программы Band-in-a-Box состоит в том, что партии в стилях, генерируемые соло и многие другие элементы проработаны очень тщательно и могут служить хорошим примером для изучения. Вернемся к партии баса. После записи паттерна открывается диалоговое окно с опциями, показанное на рисунке 20. Здесь определяются условия использования данного паттерна в аранжировке. Подробно описывать все имеющиеся опции не буду, а предлагаю вам самостоятельно поэкспериментировать с ними при создании собственного стиля. Например, попробуйте использовать опцию Interval To Next - она весьма удобна для описания "переходов" в партии баса, когда имеет значение, как бас должен "подойти" к базовой ноте следующего аккорда. Записанный паттерн баса показан в нотном виде на рисунке 21. Чтобы открыть окно нотации, можно в окне StyleMaker нажать кнопку с изображением ноты, либо в меню Pattern выбрать пункт Edit Pattern (Notation), либо нажать клавиши Ctrl + W. Как я уже упоминал, в программе вместо размера 12/8 используются 4/4 триолями. Должен отметить, что есть некоторые неточности в изображении партии баса - в первом такте и в первой половине второго должны быть не чистые восьмые, а триоли. Это, пожалуй, следует отнести к недостаткам функции нотации в программе. Однако в целом басовая партия в данном паттерне понятна. Предположим, что мы записали все басовые паттерны для нашего стиля. Переходим к партии фортепиано. По замыслу оно будет, скорее, обозначать гармонию, то есть играть или аккорды, удерживаемые на протяжении всего такта, или несложные арпеджио. Фортепианные паттерны будут одинаковыми для обоих субстилей, так что мы будем записывать только субстиль A. Выберем Piano в окне StyleMaker (внешне эта часть выглядит так же, как и басовая) и запишем первый паттерн (рис. 22). После записи появится окно опций (рис. 23) - оставим все "по умолчанию", за исключением опции Voice Leading, для которой выберем параметр Smooth. Это приведет к более "гладкой" смене аккордов: например, если после аккорда C7 (ноты C, E, G и Bb) будет идти аккорд F7 (F, A, C, Eb), то он будет взят в виде обращения (C, А, Eb и F). Все опции подробно описывать не буду, остановлюсь только на использовании "макронот" (Macro Notes).

→ Аранжировка за полчаса

Аранжировка за полчаса

Юрий Петелин

Прошли те времена, когда можно было привлечь к себе внимание издателя грампластинок, руководителя оркестра или организатора концертов, просто наиграв на пианино сочиненную вами мелодию. Будь вы дважды выпускник консерватории, трижды гений, а ваша мелодия четырежды восхитительной, представитель современного поколения продюсеров вряд ли станет с вами разговаривать без демозаписи. Значит, нужно искать аранжировщика, исполнителей, студию. А точнее, нужно искать деньги, чтобы оплатить этот джентльменский набор. Но можно поступить и проще - воспользоваться самым обыкновенным компьютером, тем, который в повседневной жизни уже давно выполняет обязанности безотказного партнера по играм да персональной пишущей машинки. Ну и, конечно, под стать ему придется подобрать программу-музыкальный редактор, не требующую серьезных вычислительных ресурсов, несложную в обращении и умеющую выполнять автоматическую аранжировку. Такому словесному портрету соответствуют программы Evolution Sound Studio Pro II и Yamaha XGworks. О них-то я и расскажу в этой и следующей статьях.

Вообще-то о программах-аранжировщиках я уже неоднократно писал, например, в статьях " Band-in-a-Box 2004 - три короба аранжировок " и " Попс-конструкторы ". Но тема неисчерпаема. К сожалению, идеальных программ нет, например, Band-in-a-Box сложна и неудобна в работе, а Yamaha Visual Arranger создана очень давно и не обновляется. Кроме того, что бы там не заявляли их разработчики, но обе эти программы построены так, что на практике обеспечивают формирование лишь заготовки музыкальной композиции, которая требует дальнейшей доработки в какой-либо универсальной виртуальной студии. Да еще и с созданием-редактированием новых стилей проблема. В Band-in-a-Box встроен редактор стилей, но он очень и очень ненагляден, можно сказать, заумен. У Yamaha Visual Arranger нет собственного редактора стилей, и приходится пользоваться сторонними программами. Поэтому неудивительно, что и разработчик и пользователь ищет (каждый по-своему) новые приспособления для удобной и эффективной аранжировки композиций в ситуациях, когда речь идет об известных музыкальных стилях.

Эволюция аранжировки

Evolution Sound Studio Pro II представляет собой относительно несложный аудио-MIDI-редактор с функциями автоаранжировки и автоаккомпанемента. Программа была разработана компанией Evolution Electronics Ltd. Правда, если вы попытаетесь отправиться на указанный в сведениях о программе Sound Studio Pro II сайт http://www.evolution.co.uk , то ваш запрос будет переадресован на сайт фирмы M-Audio (http://www.m-audio.com). По всей видимости, это означает, что одна компания поглотила другую. В перечне продуктов M-Audio вы не найдете программу Evolution Sound Studio Pro II, имеются лишь MIDI-клавиатуры, в названии которых присутствует слово "Evolution". Но если хорошенько "покопаться" в Интернете, то можно обнаружить адреса российских магазинов, торгующих MIDI-клавиатурами Evolution из старых запасов. Они комплектуются несколькими программами, среди которых есть и Evolution Sound Studio Pro II. Ну и, конечно, в Интернете вы без труда найдете пиратский вариант Evolution Sound Studio Pro II вместе с необходимым ключом. Пожалуй, в данном случае угрызения совести никого не должны мучить: вряд ли следует считать грехом бесплатное пользование снятой с производства программой, которую создала фирма, прекратившая свое существование. Это ведь все равно, что, отремонтировав, смотреть телевизор, выброшенный на свалку прежним хозяином и подобранный вами.

Что же хорошего имеется в этой программе?

С одной стороны, Evolution Sound Studio Pro II фактически является виртуальной студией, подобной Steinberg Cubase и Cakewalk SONAR: с ее помощью можно записывать и редактировать до 1000 MIDI- и до 25 аудио-треков; применять VST-плагины (эффекты и инструменты); микшировать треки проекта и сводить их в стереотрек; автоматизировать управление микшером, просматривать видеофайлы и синхронизировать звуковое сопровождение с видеорядом, управлять темпом композиции. В программе предусмотрены все традиционные способы отображения музыкальной информации: в виде треков, нот, отпечатков клавиш, MIDI-сообщений и сигналограмм звуковых колебаний. Так что, если вы уже умеете работать в одной из виртуальных студий, то Evolution Sound Studio Pro II будет для вас дружественной средой.

Рис. 1. Отпечатки клавиш, ноты, треки - все знакомо и привычно

С другой стороны, в Evolution Sound Studio Pro II встроена функция автоаранжировки. Ее никогда не было в SONAR (вообще говоря, непонятно, почему). В ранних версиях Cubase нечто подобное по назначению имелось, но реализовано это "нечто" было настолько невнятно, что в дальнейшем разработчики от него отказались.

Как работать с автоаранжировщиком в Evolution Sound Studio Pro II? Делается это довольно просто, поэтому мои пояснения не займут много места.

Кроме аудио- и MIDI-треков в проекте может присутствовать специальный трек, который называется Chord Track . Если в окне Track вы не видите такого трека, то его нужно создать. Для этого командой главного меню View > Instant Chord Track откройте одноименное окно. В нем следует выбрать соответствующий вашему замыслу музыкальный стиль, указать длительность трека, а также определить одну из трех последовательностей аккордов, типичных для выбранного стиля. После нажатия кнопки Create Chord Track в окне треков появится аккордовый трек.

Одновременно над созданным треком появятся инструменты редактирования стиля и аккордов. Нажатием кнопки Style открывается окно загрузки одного из поставляемых вместе с программой файлов стандартных стилей. Стиль назначается для всего проекта в целом. Невозможно сделать так, чтобы одна часть композиции была аранжирована в одном стиле, а другая - в другом. Это явный недостаток программы. Каждый стиль включает в себя 10 компонентов-подстилей: вступление, окончание, 4 вариации основной части композиции (например, куплета или припева) и 4 перехода между частями. На Chord Track в правой секции вы увидите клипы (части трека). В заголовке каждого клипа указаны самые важные сведения: аккорд, которым клип обыгрывается, и функция части (Intro - вступление, Variation - основная часть, Fill - переход, Outro - окончание).


Рис. 2. Три-четыре щелчка - и аккордовый трек создан

Компоненты стиля вы можете комбинировать, как угодно (вплоть до того, что меняйте местами вступление и окончание, если, конечно, найдете в подобной операции рациональное зерно). Протяженность каждого из клипов может составлять от доли такта до многих тактов. Чтобы для выделенного клипа выбрать подстиль, нажмите кнопку Section .

Кнопками группы Chord выбирают тонику аккорда и его тип. Доступны аккорды пятнадцати типов. Это меньше, чем в Yamaha Visual Arranger, но вполне достаточно для того, чтобы разнообразить гармонию аранжировки.

Клипы можно вставлять и удалять, а их длительность можно изменять с помощью сменных инструментов. Необходимый инструмент выбирают на панели, которая открывается щелчком правой кнопкой мыши на клипе.

Подобрав из числа готовых подходящий стиль и записав на Chord Track необходимую последовательность аккордов, вы тем самым создадите основу аранжировки - аккомпанемент, соответствующий одному из заготовленных стилей. Теперь его можно модернизировать с тем, чтобы придать композиции неповторимое и оригинальное звучание. Для этого предусмотрено несколько возможностей. Во-первых, аккомпанемент можно упростить, исключив из него партии одного или нескольких инструментов кнопками, расположенными над клипами (Acc1 - Acc5 , Bass , Drums ). Во-вторых, к имеющимся в стандартном стиле партиям можно дописать свои собственные партии (как аккомпанирующих, так и солирующих инструментов). Делается это "вручную" на MIDI-треках, имеющихся в проекте (вне треков стиля). Как вариант, на аудиотреки проекта можно записать партии в исполнении "живых" инструментов, а также вставить подходящие сэмплы, либо взятые из различных библиотек, либо созданные самостоятельно с помощью звукового редактора. А в-третьих, можно отредактировать собственно стандартный стиль. Это отдельная история. Подробно на ней я останавливаться не буду, а расскажу лишь о самом существенном.

Чтобы получить доступ к редактированию стиля, воспользуйтесь командой главного меню Style Editor > Style Editor On/Off . В результате окно Track станет отображать не только треки проекта, но и треки, из которых состоит стиль (рис. 3).


Рис. 3. Чтобы создать аранжировку в таком стиле "по ноткам", пришлось бы изрядно помучиться

На верхнем треке отображаются аккорды, на следующем - структура стиля. Ниже на отдельных треках отображаются партии всех инструментов, задействованных в аранжировке. Каждую партию можно модернизировать либо в нотном редакторе, либо в редакторе отпечатков клавиш. Отредактированный стиль можно сохранить в файле стиля, воспользовавшись командой главного меню File > Save As .

Разработчики программы допускают вероятность того, что найдутся пользователи, не желающие ограничивать себя возможностями Evolution Sound Studio Pro II и намеренные после создания основы MIDI-аранжировки продолжить ее обработку в каком либо другом MIDI-редакторе. На этот случай предусмотрено преобразование данных, ассоциированных с Chord Track, в MIDI-сообщения, "разложенные" на несколько MIDI-треков. А далее проект, видоизмененный таким путем, сохраняется в стандартном MIDI-файле.

Все, о чем я уже рассказал, относится к функции автоматизации аранжировки: на треках проекта записываете свою мелодию, задаете известную вам последовательность аккордов, выбираете стиль. Все это вы делаете, не спеша, примерно минут за 20 - 30. Потом включаете воспроизведение, и ваша мелодия звучит в сопровождении оркестра, играющего в заданном стиле.

Виртуальная самоиграйка

Однако кроме автоаранжировки программа Evolution Sound Studio Pro II способна обеспечить еще и автоаккомпанемент. Подобной возможностью обладают многие клавишные синтезаторы-"самоиграйки". В отличие от автоаранжировки автоаккомпанемент действует в реальном времени. Заранее выбирается лишь стиль (да и то его можно оперативно сменить). Клавиатура инструмента функционально разделена на две части. Клавиши левой части служат для выбора аккорда, а правой - для исполнения мелодии. Как только вы прикоснетесь к клавише в левой области клавиатуры, начнется воспроизведение аккомпанемента. Вам остается только вовремя играть правой рукой мелодию, а левой - выбирать очередной необходимый аккорд. В общем, сам себе и солист, и оркестр "в одном флаконе". Подчеркну: функция автоаккомпанемента присуща синтезаторам, а не MIDI-клавиатурам. Так вот, Evolution Sound Studio Pro II превращает вашу MIDI-клавиатуру в "самоиграйку", но не аппаратную, а программную. Хотя, какая вам разница?

Для того чтобы подобное чудо свершилось, нужно, конечно, обладать MIDI-клавиатурой, подключенной к компьютеру посредством MIDI-интерфейса. Если с этим все в порядке, то остается лишь выбрать в главном меню Evolution Sound Studio Pro II команду View > Keyboard . Откроется окно виртуальной клавиатуры, внешне напоминающей одну из реальных клавиатур Evolution (рис. 4).


Рис. 4. Виртуальная "самоиграйка"

Чтобы активизировать управление программой с этой клавиатуры, нужно нажать на ней кнопку On. В результате этого в окне Track программы сразу же появятся два трека: знакомый вам трек аккордов и трек мелодии. На них, в принципе, можно записать в реальном времени то, что вы будете наигрывать. Можно щелкать мышью по клавишам виртуальной клавиатуры, а можно и нажимать пальцами на клавиши MIDI-клавиатуры, подключенной к компьютеру и программе. Результат будет одинаков. Но, конечно, на настоящей клавиатуре играть удобнее и интереснее.

Кнопками, расположенными на виртуальной клавиатуре, можно мгновенно переходить к одному из двадцати заранее выбранных стилей, оперативно менять подстиль, выбирать голос (MIDI-инструмент), исполняющий мелодию.

Для начинающих исполнителей очень важно, что виртуальная клавиатура "понимает" упрощенный способ взятия аккордов, который не совсем точно принято называть "однопальцевым". На самом деле нажатием на единственную клавишу можно извлечь лишь мажорный аккорд. А минорный аккорд и септаккорд извлекаются двумя пальцами. В общем, как в обычных "самоиграйках".

Думаю и не могу понять причину, по которой новые хозяева клавиатур Evolution не стали поддерживать Sound Studio Pro хотя бы под другим именем. В принципе, программа очень полезна, сочетает в себе все самые необходимые свойства музыкальной рабочей станции, имеет наглядный и понятный графический интерфейс. Набор стандартных стилей достаточен для начинающего компьютерного музыканта, а аранжировки звучат прилично. В голову приходит только одно объяснение: у программы имеется какой-то изъян, возможно, скрытый, но не исключено, что и явный. С одной проблемой я успел столкнуться в процессе изучения программы при подготовке статьи. Из трех компьютеров, на которых я пытался установить программу, ее "воспринял" лишь один. На двух других машинах приложение Sound Studio Pro либо поминутно зависало, либо вообще не запускалось. Удивительно, что программа успешно работала как раз на самом "слабом" компьютере. Объяснение я вижу только в том, что Sound Studio Pro не очень дружит с VST-плагинами. "Висла" она именно на тех компьютерах, где установлены сотни VST-плагинов, и функционировала без нареканий в той среде, где этих виртуальных эффектов и инструментов было, от силы, штук пять.

В заключение статьи остается лишь напомнить, что на сайте http://сайт поддерживается форум, посвященный обсуждению вопросов, связанных с применением автоаранжировщиков.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: