Выбираем сабвуфер правильно. Автомобильные сабвуферы — основные параметры

Желание создать в автомобиле мощную аудиосистему, способную воспроизводить весь частотный диапазон, привело к использованию акустики, содержащий высокочастотные (твитеры), среднечастотные и низкочастотные (сабвуферы) компоненты. Здесь поговорим об НЧ-звене аудиосистеме — сабвуферах, их типах, характеристиках, конструкциях и особенностях установки.

Назначение сабвуфера

  • Бесконечный акустический экран (открытое оформление, free air);
  • Закрытый ящик (ЗЯ, closed box);
  • Фазоинвертор (ФИ, vented box);
  • Полосовой ящик (bandpass);
  • Пассивный излучатель (пассивный радиатор, passive radiator, radpass).

Каждый тип сабвуфера имеет свои преимущества и недостатки.

Бесконечный акустический экран. Наиболее простой тип акустического оформления, в «исконном» варианте динамик помещается в центр большой доски. Однако чаще используется другой вариант динамика — ящик большого размера. В случае автомобиля таким ящиком служит багажник. Данную схему можно реализовать только в автомобилях в кузове седан, однако она позволяет добиться отличных результатов — очень глубокий и мощный бас.

Закрытый ящик. Эта схема проста (а поэтому дешева), так как динамик просто помещается в герметичный ящик того или иного объема. Чем объем больше — тем лучше, однако всегда есть ограничение. Недостатком схемы ЗЯ является низкая эффективность — она не позволяет воспроизводить самые низкие частоты, поэтому сейчас используется редко и только в недорогих аудиосистемах.

Фазоинвертор. Самая распространенная на сегодняшний день схема, она позволяет добиться воспроизведения самых низких частот. Фазоинвертор представляет собой ящик, в котором предусмотрен канал определенной площади и длины — это и есть фазоинвертор. Параметры фазоинвертора подбираются таким образом, чтобы проходящие через него волны от обратной стороны диффузора динамика встречались с волнами от передней стороны диффузора в одной фазе.

Полосовой ящик. Это разновидность фазоинвертора, сегодня она получила широчайшее распространение. Представляет собой ящик с перегородкой и фазоинвертором (иногда с двумя и более), динамик установлен внутри ящика, в перегородке, а звук излучается через порт фазоинвертора. Полосовой ящик позволяет создать сабвуфер малых габаритов, но с отличной способностью воспроизводить даже самые низкие частоты.

Пассивный излучатель. Интересное решение, эффективность которого в ряде случаев превышает эффективность ФИ и бандпасса. Представляет собой закрытый ящик, в котором установлена активная головка и идентичная ей по характеристикам пассивная (так называемый радиатор). При работе активного динамика диффузор радиатора движется в такт, но в противофазе, и при определенном соотношении расстояний между динамиками и их размерами достигается высококачественное воспроизведение самого глубокого и насыщенного баса. Однако данная конструкция имеет существенный недостаток — она сложна в настройке и характеристики воспроизведения звука зависят от очень многих параметров.

Также в отдельную категорию можно выделить компактные сабвуферы (compact sub), обустроенные в передней панели автомобиля или под пассажирским сиденьем. Однако это в любом случае будет либо закрытый ящик, либо фазоинвертор, но более дешевый и с несколько заниженными характеристиками.

Пассивные и активные сабвуферы

Все обычные акустические системы для автомобиля пассивные, то есть они подключаются к автомагнитоле или к отдельному усилителю. Однако сабвуферы могут быть как пассивными, так и активными, причем активные сейчас получили наибольшее распространение, что, в общем-то, и неудивительно.

Низкочастотные динамики всегда имеют более высокую мощность, чем среднечастотные и высокочастотные, поэтому для их питания необходимы мощные усилители. Оптимальное решение — предусмотреть в сабвуфере собственный усилитель, вход которого просто подключается к линейному выходу магнитолы или к соответствующим выходам кроссовера.

Активные сабвуферы безразличны к мощности головного устройства автомобильной аудиосистемы, однако они более сложные и дорогие. Пассивные сабвуферы более простые и дешевые, но подключить их можно только к магнитоле, у которой есть отдельный усилитель и специальный выход на сабвуфер.

Выбор типа сабвуфера зависит от типа аудиосистемы, и этот выбор необходимо сделать так, чтобы по максимуму реализовать возможности системы.

Характеристики сабвуферов

Сабвуферы обладают теми же характеристиками, что и другие акустические системы, хотя здесь есть свои особенности. Наибольшее значение имеют следующие характеристики:

  • Диапазон воспроизводимых частот;
  • Мощность;
  • Калибр;
  • Чувствительность;
  • Импеданс (номинальное сопротивление);
  • Резонансная частота;
  • Эквивалентный объем.

Диапазон частот. Показывает, какие частоты способен воспроизводить сабвуфер, сегодня чаще всего встречаются сабвуферы с воспроизводимым диапазоном частот от 20 до 200 Гц, однако верхняя граница может быть намного ниже — 150 или даже 100 Гц.

Мощность. Сабвуферы — это мощные акустические системы, в автомобили редко ставят сабвуферы мощностью менее 100 Вт, чаще всего мощность лежит в пределах 150-250 Вт (этого в большинстве случаев достаточно). Но в продаже есть и изделия мощностью до 1000 Вт и более.

Калибр. Здесь речь идет о диаметре НЧ-динамика. Наибольшее распространение получили динамики диаметром 8, 10, 12 и 15 дюймов (20, 25, 30 и 38 см). Чаще всего находят применение НЧ-головки калибра 10 и 12 дюймов.

Чувствительность. Этот параметр важен для пассивных сабвуферов и отдельных НЧ-динамиков. Чувствительность невысока (в пределах 90 дБ), хотя это и неудивительно — диффузор большого диаметра «раскачать» очень непросто. Отсюда и такая высокая мощность НЧ-динамиков.

Импеданс. Эта характеристика тоже важна для пассивных сабвуферов и отдельных НЧ-динамиков. Оптимально импеданс сабвуфера должен совпадать с выходным сопротивлением усилителя магнитолы.

Резонансная частота и эквивалентный объем — характеристики, важные для отдельных НЧ-динамиков, на основе которых планируется собрать сабвуфер. Они определяют, какое акустическое оформление будет лучшим для данного динамика. Для готовых корпусных сабвуферов эти параметры вторичны (точнее — они вторичны для покупателя).

Особенности установки и подключения сабвуфера

Способ установки сабвуфера зависит от типа кузова автомобиля и типа сабвуфера. Чаще всего используются следующие схемы.

Седан. Сабвуфер устанавливается в багажнике, динамик и фазоинвертор (или фазоинвертор в случае бандпасса) направляются в сторону спинки сиденья, либо непосредственно под сиденье в центре. При этом между стенкой и сабвуфером должно быть расстояние 8-10 см.

Хэтчбек (короткое багажное отделение). Сабвуфер располагается таким образом, чтобы динамик и порт фазоинвертора были направлены либо вверх (лучше даже под некоторым углом, то есть — вверх и назад), либо вдоль длинной стороны багажника. Направив динамик в сиденье, вы рискуете значительно потерять в мощности и качестве звука.

Универсал (большое багажное отделение). Лучшее решение — установить сабвуфер динамиком и портом фазоинвертора назад.

При установке сабвуфера сразу необходимо подумать о его подключении к аудиосистеме и (в случае активного сабвуфера) к электропроводке автомобиля. Этому необходимо уделить самое серьезное внимание, ведь сабвуфер потребляет большую мощность, а значит, при работе аудиосистемы на высоких уровнях громкости по автомобильной проводке будут протекать значительные токи (десятки ампер) — это грозит чрезмерным нагревом и даже пожаром.

Поэтому подключать активный сабвуфер к проводке необходимо с применением проводов большого сечения (для этого продаются специальные провода) с установкой соответствующих предохранителей. Причем подключение производится одним проводом, а второй подключается к «массе», то есть — непосредственно к кузову автомобиля.

Провода большого сечения необходимо использовать и для подключения НЧ-динамика или пассивного сабвуфера — по ним, особенно на больших уровнях громкости, тоже протекают немалые токи, да и в проводах малого сечения значительны потери мощности.

Правильно установленный сабвуфер — это и глубокий бас, и пожарная безопасность. Поэтому данной операции необходимо уделять самое серьезное внимание.

Выбор сабвуфера зависит от многих факторов, и очень часто этот выбор сводится к череде вопросов и ответов.

Самостоятельная сборка или готовый корпусный сабвуфер? Если вы самостоятельно хотите изготовить сабвуфер, то выбор нужно делать в пользу отдельных НЧ-динамиков, если же вы хотите без лишних забот получить бас в машине, то берите готовый (корпусный) сабвуфер.

Активный или пассивный? Здесь все зависит от того, какая магнитола установлена в машине: если в ней предусмотрен отдельный усилитель для сабвуфера, то выбор очевиден — недорогой пассивный сабвуфер. Если же такого усилителя в магнитоле нет, то решением станет активный сабвуфер. В последнем случае можно приобрести сабвуфер практически любой мощности.

Большой или маленький? Выбор калибра динамика и размера корпуса зависит от габаритов автомобиля — в компактную машину просто не влезет большой сабвуфер, а маленький не обеспечит достаточного количества баса в большом автомобиле. На практике чаще выбирают сабвуферы с головками калибра 10 и 12 дюймов.

Остальные характеристики сабвуферов — материал диффузора, магнит, внешнее оформление — играют уже не такую важную роль (конечно, профессионалы это утверждение оспорят, но для автовладельца неважно, из чего сделан диффузор, или из какого металла выполнена катушка — для непрофессионала все НЧ-динамики издают одинаковый звук).

Эксплуатация сабвуферов мало чем отличается от эксплуатации обычных акустических систем , хотя здесь и есть некоторые особенности. Для обеспечения долгой и надежной работы можно следовать нескольким простым рекомендациям.

Прогрев нового сабвуфера. Новый динамик не всегда обладает заявленными характеристиками, так как его подвес еще не приобрел необходимую эластичность, а движущиеся детали не притерты. Решает эту проблему так называемый прогрев — работа акустики со все возрастающим уровнем громкости в течение 20-30 часов (конечно, с перерывами). Чтобы прогреть динамики, рекомендуется прослушивать самую разную музыку, и лучше такую, в которой присутствует достаточно количество басов. Еще лучше использовать диски со специальными треками.

Включение и выключение аудиосистемы. Включать и выключать акустику лучше на небольших уровнях громкости — подача сигнала слишком высокого уровня чревата выходом акустики из строя. Современные системы обычно имеют защиту от подобных ситуаций, но лучше не рисковать.

Защита сабвуфера от пыли, грязи и механических повреждений. Располагаясь в багажнике, сабвуфер подвергается негативным воздействиям — пыль, грязь, наличие инструментов, багажа и т.д. Все это может отрицательно сказываться на динамике (особенно, если он выведен наружу, в этом отношении бандпасс очень привлекателен, так как динамик спрятан внутри ящика), корпусе и проводах. Предотвратить неприятные ситуации можно только аккуратностью и защитой багажника от грязи.

При правильной эксплуатации сабвуфер, как и вся аудиосистема, будет работать долго и надежно, обеспечивая музыку качественным, содержательным, глубоким и насыщенным басом.

Качественное звучание музыки является одним из основополагающих факторов комфорта во время езды. Сегодня существует множество видов акустических систем, однако благодаря сабвуферу можно добиться действительно качественного звука. Сейчас предлагаем вам узнать, что представляет собой сабвуфер в машину, какие бывают виды таких устройств и как его правильно выбрать.

[ Скрыть ]

Что такое сабвуфер?

Для начала давайте разберемся с тем, что представляет собой музыкальный сабвуфер в машину. Это устройство представляет собой динамик для воспроизведения басов, то есть наиболее низких частот звука. По сути, это музыкальное автомобильное устройство — низкочастотная колонка. Использование таких колонок актуально в большинстве случаев для более молодых водителей, предпочитающих качественное звучание и желающих выделить свое авто среди других (автор видео — павел дацюк).

Итак, автомобильный музыкальный мини сабвуфер предназначен для воспроизведения низких частот, однако разве их мало? Как правило, недостаток басов обычно компенсировался путем монтажа широкополосных колонок заднюю полку за сиденьем, размер таких колонок в авто должен составлять 6х9 дюймов. На первый взгляд может показаться, что это идеальный вариант решения проблемы, поскольку стоимость решения такого вопроса довольно невысокая. Однако необходимо учитывать и то, что бас в авто может быть совершенно разным. К примеру, вышеописанные музыкальные колонки позволяют воспроизводить диапазон низких частот от 80-100 герц.

Разумеется, на упаковке от таких колонок будет написано, что они позволяют воспроизвести частоту до 22 тысяч герц, однако это далеко не так и такой показатель можно назвать маркетинговым ходом. При необходимости вы можете выставить самую низкую частоту, которая согласно инструкции может составлять от 45 до 80 герц. Однако нужно учитывать, что по факту бас в современных музыкальных треках составляет не менее 100, а то и 200 герц, соответственно, реальных низких частот в этом случае можно и не услышать.

Компактные плоские или тонкие мини устройства в последнее время становятся все более распространенными среди потребителей. Благодаря своей компактности, эти тонкие плоские мини девайсы можно без проблем установить под сиденье. Благодаря этому, компактные плоские тонкие мини усилители позволяют значительно сэкономить место в багажном отделении. Компактные мини сабы без проблем монтируются под водительские или пассажирские сиденья. Кроме того, активные автомобильные мини колонки можно установить и на заднюю полку или к спинке заднего сидения в багажнике. В результате того, что мини автосабвуферы почти не занимают места, их популярность в последнее время стремительно растет.

Усилители free-air

Не каждый автосабвуфер представляет собой усилитель, установленный в корпус, некоторым вполне достаточно давать качественный звук, играя на объеме багажного отделения. Чтобы установить free air сабвуфер, достаточно просто прорезать соответствующее отверстие в задней полке машины и монтировать устройство в него. Но если вы хотите получить действительно качественный звук, заднюю полку необходимо правильно обустроить, в частности, ее нужно не только усилить, но и шумоизолировать.

Следует отметить, что такой подход возможен только в случае с автомобилями в кузове седан, поскольку багажное отделение должно быть нормально отделено от салона, при этом непосредственно полка должна быть жесткой. Если неправильно подойти к этому вопросу, то вы просто выбросите деньги на ветер. Усилители типа free air сегодня не особо популярны среди потребителей из-за своей дороговизны, а также трудностей, с которыми столкнется покупатель при установке. Подробнее о том, как может функционировать сабвуфер на полную мощность, узнайте из видео ниже (автор видео — Гай Фокс).

Как выбрать?

  1. Наличие акустики. В первую очередь, необходимо определиться с тем, что есть в вашем авто. В том случае, если у вас установлены простые автомобильные динамики с усилителем, то покупка мощного автосабвуфера — дело необязательное. По мнению специалистов, установка саба будет актуальна в том случае, если акустика в транспортном средстве уже выдает качественный звук. Не верьте тем людям, которые утверждают, что качественный усилитель позволит выдать как нижние, так и верхние частоты.
  2. Тип устройства. Также необходимо определиться с тем, какой тип саба вы собираетесь купить — пассивный или активный. Активные устройства просты в монтаже, их необходимо просто подключить к акустике. Саб продается фактически готовым к эксплуатации, но активные устройства обладают и недостатками. В первую очередь, это низкое качество звука, по сравнению с пассивным. Также звук от таких усилителей обычно более грубый из-за использования менее качественных деталей при сборке. Что касается пассивных, то их нужно ставить только в комплекте с хорошими усилителями. По стоимости такие устройства более дорогие, однако качество их звучания обычно более высокое.
  3. Размер. Также необходимо определиться с габаритами — по мнению многих автолюбителей, чем больше размеры устройства, тем качественнее будет звук, однако это не верно. Чем больше габариты девайса, тем больше шума он будет издавать. Большие усилители будут попросту издавать больше вибраций, поэтому оптимальным размером будет выбор саба на 10-12 дюймов. Благодаря этому можно получить лучшее качество звучания, тем более, что у автомобилиста появится больше возможностей для установки девайса в салоне авто.
  4. Материал. Не менее важным является подбор материала, из которого будет выполнен непосредственно сам подвес. Сегодня в продаже есть множество моделей, производители которых применяют каучук — учтите, что такой материал делает звук более жестким. В том случае, если вы хотите добиться более мягкого звука, мы рекомендуем остановить свой выбор на сабах с прорезиненным подвесом.
  5. Мощность. Наверное, одним из основных параметров, которыми руководствуются автомобилисты при покупке, является мощность.

Мы рекомендуем не брать во внимание то, что пишут производители на этикетках от устройств, поскольку вам необходимо ориентироваться не на эти параметры. Разумеется, не стоит брать во внимание и дизайн, поскольку он совершенно неважен, если вам нужна качественная акустика. Мы не советуем покупать автосабвуферы от неизвестных производителей, особенно, если о них можно встретить негативные отзывы в сети. Насторожить вас должно и то, что отзывов о бренде в принципе нет. Нет смысла приобретать устройство, мощность которого 500 Вт с огромным по размерам магнитом. Чтобы добиться качественного звучания, вполне хватит усилителя, мощность которого составит до 250 Вт.

Нужен ли сабвуфер?

Здесь нельзя точно ответить на этот вопрос, поскольку все зависит исключительно от автовладельца. Некоторым автомобилистам кажется, что установив мощную акустику, можно будет выделить автомобиль из серой массы. Другим нравится качество низкого звучания. Если вы без ума от мощного баса и низких частот, то вполне можете порадовать себя установкой качественного сабвуфера.

По мнению других автолюбителей, штатная акустика, которую многие считают низкокачественной, может выдавать неплохой звук, при этом низкие частоты таким автомобилистам совершенно не важны. Так что в любом случае, все зависит от вас.

Видео «Инструкция по подключения автомобильного сабвуфера»

Как правильно подключить устройство в домашних условиях — узнайте из подробной инструкции, приведенной на видео ниже (автор видео — Anton 2393).

Извините, в настоящее время нет доступных опросов. Качественный звук невозможно представить себе без добротной передачи низких тонов. К сожалению, штатная акустика, устанавливаемая в автомобили по умолчанию, с этой задачей справляется плохо. Нужен сабвуфер.

Есть сабвуфер далеко не у каждого автолюбителя, но как он выглядит, представляет, наверное, каждый: здоровенный динамик, занимающий половину (в лучшем случае) багажника. Почему сабвуфер должен быть большим? Строго говоря, для качественной передачи низких частот большой размер диффузора не нужен – любые хорошие наушники способны передать «низы» во всем богатстве, несмотря на размер диффузора в десятки раз меньший, чем у сабвуфера. Проблема – в звуковом давлении, создаваемом колонками. Создать звуковое давление в маленьком объеме между ухом и наушниками несложно, другое дело, когда речь идет хотя бы об объеме воздуха внутри автомобиля. И тут чем ниже частота, тем медленнее движется диффузор и тем сложнее создать им необходимое звуковое давление. У диффузора с маленьким диаметром должен быть очень большой ход, чтобы с увеличением громкости звуковое давление на нижних частотах оставалось тем же, что и на высоких – чтобы «низы не проседали». А если музыку хочется слушать очень громко, да еще и с усиленными басами, то уже никакой стандартный динамик не справится – нужно увеличение размера диффузора.


Еще одна особенность сабвуфера – и в стереосистемах, и в системах объемного звука – он всегда один (это тоже многим известно, хотя не все знают, почему так). Дело в том, что человек плохо определяет направление на источник звука низкой частоты. Из-за длины звуковой волны, сравнимой с расстоянием между ушей, оба наших метода определения направления на источник звука не работают. Затухание звука неразличимо (волна просто огибает голову и в обоих ушах звучит с одинаковой интенсивностью), по сдвигу фаз определить направление тоже не получается (пик сигнала приходит в оба уха одновременно). Поэтому одного сабвуфера вполне достаточно – если на него не идет сигнал высокой частоты, определить, где он установлен, не получится.

Почему же многие маленькие сабвуферы стоят дороже больших? В чем же разница между дорогими и дешевыми моделями, кроме мощности? Во-первых, в сочетании мощности (желательно побольше), звукового давления (тоже побольше) и размера (поменьше). Требования взаимоисключающие, поэтому, чем ближе производителю удается приблизить свое изделие к недостижимому идеалу, тем более дорогие материалы и инженерные решения в нем использованы. Во-вторых, в качестве звука: в погоне за мощностью многие производители оставляют вопрос качества «за кадром» - ведь оно требует применения качественных (следовательно – дорогих) материалов диффузора и корпуса сабвуфера.

Характеристики сабвуферов.


Вид. Бывает активный и пассивный. Тут все просто – активный уже содержит в себе усилитель и может быть напрямую подключен к аудиосистеме. Несомненный плюс активного – производитель уже подобрал к нему подходящий по всем параметрам усилитель, и вам не придется ломать над этим голову. Минус – как правило, это одноканальный усилитель, и, если вы хотите не просто добавить сабвуфер к штатной аудиосистеме, а собрать качественную АС с нуля, придется покупать еще один усилитель. Но самый значимый минус активных сабвуферов в том, что усилитель в нем является «котом в мешке» и производители частенько на нем экономят. Если вам нужен не только громкий, но и качественный звук, то при покупке активного сабвуфера не стоит ориентироваться на дешевую продукцию малоизвестных производителей. Да и у дорогих моделей желательно выяснить частотные характеристики усилителя: амплитудно-частотную характеристику, коэффициенты искажений, соотношение сигнал/шум и пр. Если в руководстве по эксплуатации этой информации нет, то, скорее всего, производитель на усилителе сэкономил, и качество его выходного сигнала далеко от идеального. Кроме того, активные сабвуферы (при прочих равных параметрах) имеют большие размеры, чем пассивные (в одном корпусе с ним находится и усилитель, тоже порой немаленький) и найти ему место в машине будет сложнее.

В пассивном сабвуфере усилителя нет, перед подключением потребуется его . И вообще, все его плюсы и минусы – это минусы и плюсы активных.
Для сборки качественной аудиосистемы пассивный сабвуфер явно предпочтительней. Возможно даже, вам будет лучше выбирать среди сабвуферных колонок .
Для имеющейся АС – активный установить в разы быстрее и проще.


Мощность. Разделяют номинальную мощность и максимальную . Сколько бы ватт не было нарисовано на коробке или корпусе сабвуфера, обязательно следует выяснить, какова его номинальная мощность – та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно этой мощностью и следует оперировать при подборе сабвуфера, поскольку стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует.
Максимальная мощность - это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать сабвуфер без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность сабвуфера, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной - особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости.

Какова должна быть мощность сабвуфера относительно мощности усилителя? Единого мнения тут нет, все варианты имеют своих ярых сторонников и противников.
Для чистоты звука лучше, если мощность усилителя больше мощности сабвуфера. Только при такой комбинации следует помнить о том, что максимальную мощность на сабвуфер давать нельзя.

Комбинация, в которой усилитель слабее сабвуфера, при грамотной настройке системы, считается более безопасной – но только при грамотной. Эта комбинация опасна тем, что усилитель при запредельных нагрузках входит в режим клиппинга и начинает выдавать на выходе высокочастотный сигнал большой мощности, очень опасный для динамиков. Первым признаком «клипания» усилителя являются хрипы, трески и щелчки, появляющиеся в звучании сабвуфера. Но, к сожалению, из-за громкости звука хозяин аудиосистемы зачастую не замечает этих признаков, пока не становится слишком поздно. Правильно работающая защита от перегрузки усилителя, настройка его чувствительности и фильтров, наличие фильтра или внешнего кроссовера между усилителем и сабвуфером – могут обезопасить динамик от воздействия «клипа», но это требует правильного подбора комплектующих и их настройки.


Импеданс или входное сопротивление сабвуфера. Должен в точности поддерживаться усилителем. Если подключить сабвуфер с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить сабвуфер на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.
Если сабвуфер поддерживает подключение двух динамиков с минимальным импедансом 2 Ом, то при подключении "в мост" (если усилитель разрешает такое подключение) минимальный импеданс подключаемого сабвуфера удваивается - меньше 4 Ом подключать нельзя.
Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают сразу два сабвуфера. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения.


Диаметр динамика . Бытует мнение, что чем больше – тем лучше. Не обязательно. Диаметр динамика следует рассматривать только в комплексе с мощностью и чувствительностью. Если два сабвуфера одинаковой мощности и чувствительности имеют разный диаметр – лучше взять тот, который меньше. Другое дело, что большим диаметром обладают обычно динамики с большой мощностью и чувствительностью. Но объем машины не так уж и велик и для создания хорошего звукового давления 8-10 дюймового динамика может оказаться вполне достаточно. Но что, если вы планируете использовать аудиосистему машины как мобильную аудиосистему для озвучивания на открытом воздухе? Стоит только открыть багажник и требования к звуковому давлению возрастут в разы. Тут-то и пригодятся диффузоры в 12-15 дюймов и больше. С соответствующей мощностью, разумеется.


Материал изготовления корпуса – очередная тема для жарких споров приверженцев тех или иных материалов. Кто-то утверждает, что лучше чистого дерева ничего быть не может, кто-то отдает предпочтение фанере, обклееной войлоком или карпетом. При этом большинство массовых моделей делается из МДФ и пластика.

Вообще, основное назначение корпуса в любой из конструкций - поглощать "ненужный" звук, поэтому чем выше звукопоглощающие характеристики материала, тем лучше он подходит для корпуса сабвуфера.

Немаловажна также жесткость материала, особенно в конструкциях типа "закрытый ящик".

МДФ и ДСП благодаря высокой плотности и слабым резонансным качествам хорошо подходят для любого вида сабвуферов, плотная фанера 10-12 мм и дерево - чуть похуже. Хуже всего глушат звук металл и алюминий, поэтому крайне желательно, чтобы такие корпуса были обклеены войлоком или иным звукопоглощающим материалом (лучше, если с обеих сторон). Еще одна причина, по которой металл - не самый лучший выбор корпуса сабвуфера: он может начать резонировать сам, тогда о чистоте звука можно забыть. Некоторые производители (например, Bell-Audio) иcпользуют в корпусах специальный многослойный пластик, но корпуса из обычного пластика с не самыми лучшими показателями встречаются в разы чаще, поэтому от покупки сабвуфера (особенно - мощного) в пластиковом корпусе лучше воздержаться.

Чувствительность – для сабвуфера – синоним звукового давления. Показывает, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1 Вт на расстоянии 1 м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.

Тип корпуса. Все виды корпусов решают, в сущности, одну задачу: что делать со звуком, генерируемым за диффузором. Этот звук генерируется в противофазе основному, и, складываясь с основным, гасит его за счет способности длинных звуковых волн огибать препятствия (если корпуса нет).


Герметичный (закрытый ящик) – самый простой из видов корпусов. Просто глушит звук за диффузором, для чего внутренности герметичного ящика часто оббиты звукопоглощающим материалом. Кроме того, за счет герметичности корпуса за диффузором создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и позволяющая выдерживать большую мощность. Плюсы– в простоте, дешевизне и большей устойчивости к пиковым нагрузкам. Минус – немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится, поэтому при одинаковой мощности сабвуферы в таких корпусах звучат тише.

В фазоинверторном корпусе существует отверстие, расстояние от которого до динамика подобрано таким образом, чтобы звуковая волна с задней стороны диффузора доходила до отверстия в той же фазе, что и с передней стороны. Звук не глушится, мощность расходуется более эффективно. Минус в том, что длина волны зависит от частоты, и при отклонении длины волны от расчетной, звук будет искажаться. Кроме того, динамики в таких корпусах больше подвержены повреждениям при больших нагрузках – это особенно актуально, если на усилителе нет фильтра сверхнизких частот (subsonic).

Band-pass корпус совмещает в себе фазоинверторный и герметичный. В отличие от предыдущих корпусов, этот корпус работает как полосовой фильтр – наилучшее звучание получат те частоты, длины волн которых близки к расстоянию от динамика до отверстия. Такое решение может использоваться для увеличения глубины баса у динамика с небольшой чувствительностью. В то же время, такой корпус намного больше, чем герметичный или фазоинверторный.

Минимальная и максимальная частота, воспроизводимая сабвуфером. Частоты, на которых у динамиков среднего диапазона критически падает звуковое давление, лежат ниже 100 Гц. Поэтому максимальная частота сабвуфера должна быть не ниже этого порога. Чаще она бывает намного выше; можно настроить уровень среза самому с помощью НЧ-фильтра, который должен быть на любом активном сабвуфере или сабвуферном усилителе. Какую частоту настроить - зависит от способностей аудиосистемы и личных предпочтений каждого, но общий принцип прост – отдавать сабвуферу только то, что не вытягивает остальная аудиосистема.

Сабвуфер – это автомобильная акустическая система, воспроизводящая низкие частоты в пределах 5-200 Гц. Она необходима для того, чтобы обеспечить мощные басы, передающие специальные эффекты современной музыки. В том, как выбрать сабвуфер в машину, кроется несколько проблем. Во-первых, местонахождение водителя смещено относительно центра машины, поэтому звук различных частот воспроизводится неодинаково. Во-вторых, конструкционные особенности автомобиля (металл, пластик) значительно ухудшают качество музыки и не должны входить в резонанс с проигрываемой композицией. Однако грамотный выбор и расположение устройства позволяют справиться с этими трудностями.

Виды сабвуферов:

1. Активный

Данный прибор обладает собственным звукоусилителем, что позволяет выставить его мощность на необходимый уровень. По сути, такой сабвуфер решает проблему слабой акустической системы, установленной производителем. Но это справедливо лишь для тех автомобилей, магнитола которых оставляет желать лучшего.

Плюсы. Глубокий, громкий и качественный звук, возможность его тонкой настройки, быстрая и легкая установка.

Минусы. Относительно высокая стоимость, большой объем, необходимость поиска оптимального местоположения.

2. Пассивный

Этот сабвуфер поставляется без звукоусилителя, поэтому обладает значительно меньшими возможностями. Однако многим любителям музыки нравится именно такой вариант, поскольку под него можно приобрести другой усилитель, а при необходимости – заменить его, разместить так, как это удобно.

Плюсы. Доступная стоимость, простой монтаж.

Минусы. Необходимость доработки собственными силами.

Основные типы сабвуферов:

1. Открытый

Устройство представляет собой динамик без деревянной коробки, который устанавливается в панель автомобиля (например, на тыльной стороне). Это самый доступный вариант, однако качество музыки в его исполнении оставляет желать лучшего. Вибрация не погашается, поэтому динамик сам по себе создает вибрацию, а отделочные материалы входят в резонанс.

Плюсы. Низкая цена, простой монтаж, занимает минимум места.

Минусы. Отсутствие баса ниже 100 Гц, высокий уровень вибрации, собственный резонанс.

2. Корпусный (закрытый)

Такие приборы поставляются в коробке, что существенно улучшает звуковые качества. Оптимальное расположение динамика относительно всех краев корпуса позволяет избежать появления «обратной звуковой волны». Таким образом, коробка не будет вибрировать, добавляя в музыкальную композицию «лишние» акценты.

Плюсы. Хороший, качественный звук, мощный глубокий бас, музыкальные эффекты.

Минусы. Дороговизна, занимает много пространства, требует выбора определенного расположения.

3. Компактный сабвуфер

Данный прибор устанавливается под сиденье водителя и занимает минимум места (решения есть у таких производителей, как Hertz, Vibe, Focal, Mystery). Несмотря на компактные размеры, он может быть и пассивным, и активным, обеспечивая четкий и мощный бас. Класть его под сиденье необязательно: можно установить в багажнике, под диваном в задней части машины либо в другом доступном месте.

Плюсы. Компактность, проецирование низких частот на водителя, полное сохранение интерьера автомобиля.

Минусы. Дороговизна, низкая мощность, подверженность негативным воздействиям при отдельных вариантах установки (под сиденье или в багажник может попасть вода).

Виды корпусных сабвуферов:

1. Герметичный ящик

Самая простая и удобная конструкция корпуса является наиболее распространенной. Ее особенность заключается в том, что динамик находится в герметичном пространстве, что защищает его от внешних воздействий. Таким образом, самое важное – рассчитать оптимальный объем ящика под конкретный динамик. На практике зачастую сначала обмеряется потенциальный корпус (исходя из объема свободного пространства), а затем под него подбирается подходящий вариант из числа предложенных решений.

Плюсы. Невысокая цена, глубокий чистый бас, малая нагрузка на динамик, что позволяет продлить срок его службы, широкий выбор моделей необходимого объема.

Минусы. Большой объем (сложно подобрать под него место в багажнике), появление гулкого баса при неправильном расчете объема.

2. Корпус типа «фазоинвертор»

Ящик сабвуфера напоминает закрытый вариант, однако обладает вентиляционным каналом (фазоинвертором), который усиливает воспроизведение самых низких слышимых частот диапазона. Уровень искажений значительно уменьшается, что оценят водители с абсолютным музыкальным слухом. Однако сложность такой системы делает ее исполнение достаточно трудным, поэтому продукция должна производиться в специальных условиях.

Плюсы. Чистый, глубокий бас, широкий диапазон звучания, высокий КПД сабвуфера.

Минусы. Сложная система, ошибки в проектировании которой приведут к появлению негативных звуковых эффектов (бас «бубнит»), некорректное воспроизведение звуковых частот, ниже расчетного диапазона, большой объем коробки.

3. Изобарический корпус

Данная модель обладает особым исполнением: внутри корпуса установлены два динамика, один из которых – на передней поверхности, а другой – внутри. Постоянное давление позволяет повысить КПД и объединить их звучание, тем самым сэкономив пространство.

Плюсы. Малый объем (примерно в два раза меньше, чем у герметичного короба), чистый бас при грамотной настройке и отсутствии ошибок в проектировании.

Минусы. Отдача динамика минимум на 3 децибела ниже, чем у других типов корпусов, при этом стоимость модели выше.

4. Бандпасс

Данный тип сабвуферов является самым сложным, так как он представляет собой корпус, разделенный на две камеры, между которыми находится динамик. Задняя площадка – герметична, а на передней располагается фазоинвертор. Устройство создает самый низкий бас, плотный и мощный звук, что очень ценят автолюбители. Но есть и ложка дегтя: главным образом, увеличенный объем устройства, вследствие которого подыскать площадку для его монтажа становится сложнее.

Плюсы. Чистый, глубокий и насыщенный звук, очень низкий бас, воспроизведение любых музыкальных эффектов, очень низкий резонанс и отсутствие эффекта обратной волны.

Минусы. Большой объем сабвуфера (занимает много пространства), сложное техническое устройство, необходимость держать звук в установленных производителем рамках (без перегрузок).

Выбирая сабвуфер в машину, поинтересуйтесь, на основе какого материала изготовлена его коробка. Если ящик будет располагаться в багажнике, нельзя исключать попадание влаги на его корпус, а это станет причиной непродолжительного срока эксплуатации.

Разновидности материалов для изготовления корпуса:

  1. Фанера. Плита на основе разнонаправленных древесных листов применяется для создания профессиональных акустических систем, так как обладает высокой прочностью, относительно низким уровнем впитывания влаги и малым весом. Для выпуска сабвуферов используется плита толщиной 18-22 миллиметра. Более тонкие стенки подвержены вибрации, поэтому бас будет «звенеть».
  2. ДСП (древесно-стружечная плита). Материал обладает высокой плотностью, а также не вступает в резонанс с воспроизводимыми звуками. Однако он нуждается в дополнительной обработке и сложен в нарезке, что делает изделия на его основе более дорогими. ДСП толще 16 мм идеально подходит для сабвуфера, ориентированного на воспроизведение звуков низких частот.
  3. ДВП (древесно-волокнистая плита). Материал обладает средней плотностью и малым весом. Стоит ДВП значительно дешевле ДСП, поэтому используется для создания бюджетных сабвуферов. Главный недостаток такого материала – потеря свойств и практически полное разрушение при контакте с избыточной влагой.

Характеристики сабвуферов:

  1. Количество звуковых полос. Значение, как правило, равно единице, ведь аппарат и не предназначен для проигрыша всей глубины музыкальной композиции, а лишь для заполнения низких частот.
  2. Диапазон частот. Чем шире данное значение, тем более глубокий бас способен воспроизвести динамик.
  3. Предельная мощность. Чем выше данный параметр, тем более глубокие и раскатистые басы он воспроизводит и тем больше агрегат. Мощность в 150-250 Вт является оптимальной как по цене, так и по размерам устройства.
  4. Габариты прибора. В зависимости от типа корпуса, мощности динамика, вида материалов размеры прибора могут существенно отличаться друг от друга. Если в машине мало места, то придется ориентироваться именно на данный параметр.

сайт знает, как выбрать сабвуфер для автомобиля:

  1. Определитесь с видом сабвуфера. Активное устройство подходит для тех, кто хочет купить готовый прибор и наслаждаться музыкой сразу после установки. Пассивный сабвуфер требует поиска подходящей пары, а также значительно сложнее в установке. В результате стоимость улучшения будет несколько выше.
  2. Замерьте предельный объем коробки. Сабвуфер – довольно большое устройство, поэтому не в каждой машине оно поместится без труда. Если свободного пространства немного, нужны плоские решения. Владельцы кроссоверов и джипов не испытывают особых проблем с размещением коробки, поэтому могут выбирать из широкого спектра альтернатив.
  3. Выберите подходящее по типу корпуса устройство. Исходя из пожеланий по качеству звука и имеющегося пространства, можно остановиться на бандпассе, изобарическом корпусе, фазоинверторе или герметичном ящике. Они различаются между собой как по диапазону частот, так и по габаритам.
  4. Подумайте над необходимой мощностью. Есть автолюбители, которым очень нравится глубокий, раскатистый бас, который слышно за пределами машины. Однако это очень сильно отвлекает от езды и усложняет движение. К тому же мощные сабвуферы не могут быть дешевыми и компактными. Большинству водителей подходит устройство средней мощности, вполне достаточной для прослушивания любимой музыки.

Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого, громкого баса, делая акустическое оформление автомобиля законченным и безукоризненным. Чтобы правильно подобрать устройство, нужно в первую очередь знать какие сабвуферы бывают, их особенности, преимущества и недостатки каждого типа.

Разновидности

Сабвуферы открытого типа

Устройства представляют собой мощные низкочастотные динамики, которые устанавливаются непосредственно в автопанели без замкнутого пространства. Поиск воспроизводимой частоты осуществляется только за счет фильтров, но такая настройка не дает глубокого баса ниже 100 Гц, поэтому открытый тип сабвуфера считается не самым качественным. Такой вариант подойдет для тех, кто только начинает знакомиться с сабвуферами.

Корпусные сабвуферы (устройства закрытого типа)

Данная категория представляет собой низкочастотные динамики, замкнутые в определенном объеме. Есть два варианта их покупки: стандартный заказ через магазин или изготовление по индивидуальным параметрам. Второй способ становится все более популярным, особенно среди поклонников «глубоких низов».

Виды корпусных сабвуферов:

1. Закрытый ящик (ЗЯ, closed box).Простой по конструкции и изготовлению корпус. Широко применяемое акустическое оформление.

Преимущества зарытого ящика:

  • легко рассчитать расположение в автомобиле;
  • легче собрать.

Объем корпуса сабвуфера для одного и того же низкочастотного динамика требуется меньше, нежели у фазоинвертора. Этот вид корпуса станет отличным решением для почитателей качественного ровного баса. При работе на больших мощностях, вероятность вылета диффузора сабвуфера с корпуса совсем незначительная (по сравнению с фазоинвертором).

2. Фазоинвертор (ФИ) представляет собой закрытый ящик с тоннелем заданных размеров, заставляя работать излучение тыльной частоты диффузора на пользу. Настройка фазоинверторного корпуса осуществляется как с помощью подбора объема, так и с помощью площади и длины порта.

3. Полосовой громкоговоритель (Бандпасс) — самая сложная конструкция сабвуфера, которая требует дополнительного пространства. Бандпасс представляет собой сочетание закрытого ящика и фазоинвертора, т.е. это ящик с фазоинверторным тоннелем и установленным внутри динамиком в качестве перегородки на два отделения.

Минус банпасса — очень проблематично рассчитать габариты и местоположение в машине. Плюсы: благодаря особенностям конструкции создается значительный подъем звука даже на 20 Гц, который выходит исключительно через отверстие. Установить сабвуфер можно в любом месте, а организовать звуковую подачу — в любой точке автомобиля.

Бандпасс предоставляет хорошее давление на звук.

При выборе бандпасса стоит обращать внимание на сабвуферы только в родных корпусах, поскольку самим рассчитать хорошо играющий бандпасс достаточно сложно.

Сабвуферы активного типа

В корпусе встроен специальный усилитель, поэтому сабвуфер не потребует дополнительного внешнего регулирования звука. Основным плюсом данного типа устройства является баланс сочетания динамик/усилитель, что очень важно для надежной работы сабвуфера. К минусам стоит отнести тот факт, что заранее собранная конструкция не всегда хорошо может располагаться в салоне автомобиля, а для изготовления корпуса производители зачастую используют низкокачественные материалы (а это влияет на сам звук).

К активным сабвуферам относятся такие модели как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A, PANASONIC EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.

Сабвуферы пассивного типа

В данном случае нет встроенного усилителя, а это значит, что потребуется дополнительное усиление мощности, наличие качественной электропроводки. При правильном выборе пассивный сабвуфер выглядит в салоне автомобиля органично. Управление звуком производится на головном устройстве и усилителе мощности, что значительно удобнее, нежели у активных сабвуферов.

Характеристики

Мощностные характеристики сабвуфера должны соответствовать выходной мощности усилителя низкой частоты, т.е. при наличии четырех каналов необходимо устанавить устройство на 400 Вт..

Эквивалентный объем сабвуфера просчитывается от мощности динамиков. Но не каждый сабвуфер будет хорошо смотреться в салоне автомобиля, поэтому еще до момента его приобретения важно точно рассчитать максимальные размеры динамиков и короба сабвуфера, а также продумать месторасположение. Если не уделить внимание и приобрести устройство «на глаз», то возможно заметное ухудшение АЧХ воспроизведения.

Основные параметры выбора сабвуфера – это желаемое качество звука и параметры головного устройства . Если головное устройство выдает необходимую мощность для раскачки, то можно использовать пассивную систему динамиков, а при недостаточной мощности – потребуется активный сабвуфер или дополнительный усилитель мощности.

Если требуется достаточно громкое звучание, то лучше приобрести фазоинверторный тип. Но в данном случае все равно нужно готовится к сложностям работы с корпусом и к тому, что настроить устройство будет нелегко. Поклонникам приятного звучания лучше купить закрытый ящик.

Громкость всех видов и типов сабвуферов во многом зависит от положения компонента во внутреннем пространстве автомобиля (седаны, хэтчбэки, универсал). К примеру, в случае с хэтчбэк, лучшего результата по звучанию можно добиться, направляя динамики сабвуфера и порт ФИ в сторону багажника или наверх. Так достигается необходимое отражение звука, при котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку.

Как показывает практика, самый оптимальный вариант – это индивидуальный подбор размеров и мощности сабвуфера. Ведь особенности внутреннего интерьера салона у всех разные, да и размеры устройства могут не вписаться. Покупка готовых систем всегда приводит к проблемам при установке, а в итоге – плохое качество звука.

Основные правила

Правило №1. Устройство нужно покупать в тех магазинах, где предоставляется гарантия возврата в случае если сабвуфер не подошел.

Правило №2 . Возможность выбора сразу нескольких устройств от проверенных и зарекомендовавших себя брендов. Качественный сабвуфер принесет огромное удовольствие, а в обратном же случае – будет действовать на нервную систему.

Максимальная мощность сабвуфера, указываемая в описании – это величина абсолютно незначительная и не являющаяся важной характеристикой. Скорее это маркетинговый ход, который выгоден производителю или магазину.

Мощность сабвуфера, к которой нужно присмотреться - номинальная. Это как раз та единица, при которой звук будет звучать без каких-либо искажений. Как правило, для автомобиля достаточно мощности в 150-300 Ватт, но если по душе глубокий и мощный бас, то 300-600 Ватт. Более высокие параметры мощности крайне не полезны для здоровья.

Чувствительность сабвуфера отвечает за звуковое давление, которое воспроизводит данный динамик. Чем давление выше, тем лучше эффект.

Резонансные частоты сабвуфера являются частотами резонанса динамика. Оптимальное значение примерно 25-35 Гц. Все, что ниже – большая редкость, а выше – нехорошо для устройства.

Эквивалентным объемом сабвуфера является объем воздуха, упругость которого сопоставляется с упругостью подвеса динамика. Эта величина никак не связана с э объемом корпуса для динамиков.

Стоимость

Специалисты советуют: стоимость авто-сабвуфера не должна превышать 20% от стоимости самого автомобиля. То есть покупка устройства зависит также и от уровня машины. Во многих странах такая система расчета стоимости установки аппаратуры считается стандартной.

Сабвуферы типа vented обеспечивают более громкое и глубокое звучание, чем closed, но и дороже в цене. Сабвуферы c пассивным радиатором не так популярны, особенно в автомобилях высокого класса.

Если необходимо заказать колонки для компьютера или акустические системы для создания домашнего кинотеатра, то лучше прочитать .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: