Конференции великой отечественной войны. Освобождение чехословакии

Вторая мировая война объединила в один военно-политический лагерь непримиримых до этого соперников. Общий враг - гитлеровская Германия, а также Италия и Япония, стал главным сближающим фактором социалистического Советского Союза и капиталистических Великобритании и США, а также многих других стран. Нападая на Советский Союз, Гитлер глубоко просчитался, думая, что союз между советским Востоком и буржуазным Западом невозможен в принципе. Симпатии всего человечества были на стороне т.н. «Большой тройки» в лице СССР, США и Великобритании. О взаимоотношениях между этими странами пойдёт речь на данном уроке.

Международные конференции в годы Второй мировой войны

Предыстория

За первые годы войны Германия смогла захватить большую часть Европы, но в 1942 году в войне наступил коренной перелом. Переломным событием на европейской зоне стала Сталинградская битва (19 ноября 1942 года началось наступление советских войск). В Тихом океане - сражение у атолла Мидуэй в июле 1942 г. ().

Большую роль в том, что в войне наступил коренной перелом, сыграла дипломатия. В 1941-1942 гг. в результате подписания ряда соглашений сформировалась антигитлеровская коалиция.

События

Март 1941 г. - американским Конгрессом принят закон о ленд-лизе, который позволял американскому президенту оказывать материальную помощь любой стране, оборона которой имела стратегическое значение для США.

12 июля 1941 г. - подписано англо-советское соглашение о совместных действиях против Германии.

14 августа 1941 г. - Атлантическая хартия подписана президентом США Ф. Рузвельтом и британским премьер-министром У. Черчиллем. В документе формулировались смысл и цели противостояния демократических режимов и гитлеровской Германии. Хартия сыграла основополагающую роль в создании коалиции.

Сентябрь - октябрь 1941 г. - совещание министров иностранных дел трех стран (Англия, США, СССР) в Москве. Приняты решения о поставках США оружия, транспорта и продовольствия для Советского Союза и предоставлении кредита в 1 млрд долларов.

1 января 1942 г. - принята Вашингтонская декларация (Декларации Объединенных Наций), которую подписали 26 государств. До 1945 года еще 19 государств объявили о своей солидарности с ней.

21 января 1943 г. - встреча Рузвельта и Черчилля в Касабланке. Принято решение продолжать войну до безоговорочной капитуляции Германии.

Август 1944 г. - Конференция в Думбартон-Окс (США), на которой была утверждена структура основных органов ООН (Организации Объединенных Наций).

1944 г. - Бреттон-Вудская конференция. Создание МВФ (Международного валютного фонда) и Международного банка реконструкции и развития. Формирование новой валютной мировой системы.

25 апреля 1945 г. - Учредительная конференции ООН, в которой приняли участие 42 государства. Эта конференция определила послевоенное устройство мира и роль ООН.

17 июля 1945 г. - начало Потсдамской конференции глав Великобритании, СССР, США (Черчилля, Сталина и Трумэна). Заложила основы послевоенного мироустройства (см. урок «Завершение Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование»).

Участники

Черчилль Уинстон - премьер-министр Великобритании (1940-1945; 1951-1955). Один из инициаторов создания антигитлеровской коалиции с участием США и СССР. В послевоенной Европе выступил за ограничение влияния СССР в мире. Его Фултонская речь стала шагом на пути к холодной войне.

Рузвельт Ф. - президент США (1933-1945). Внес вклад в создание антигитлеровской коалиции; выступал за оказание помощи Великобритании, Франции и СССР в борьбе с Германией.

Заключение

На международных конференциях происходил раздел сфер влияния между тремя крупнейшими державами - Великобританией, США и СССР. К концу войны то, что объединяло страны (борьба с фашизмом), постепенно сходит на нет; между странами нарастают противоречия, которые приведут после окончания войны к холодной войне и гонке вооружений ().

Потсдамская конференция подвела итоги войны и сыграла важную роль в формировании послевоенного мироустройства (см. урок «Завершение Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование»).

Конспект

Как только Германия напала на СССР, премьер-министр Великобритании и непримиримый враг Советского Союза Уинстон Черчилль, первым из политиков открыто поддержал СССР в его в борьбе с врагом. Отбросив все идеологические противоречия, Советский Союз и Великобритания стали сотрудничать против врага - гитлеровской Германии. Чуть позже, после нападения японцев на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор , к коалиции присоединились США.

На протяжении второй половины 1941 - 1942 гг. встречи лидеров носили характер двусторонних встреч. Американский президент Рузвельт «встречался» с лидером СССР И.В. Сталиным через своего посла Гарримана. Между сторонами был заключен ряд договоров, в том числе, с американцами по вопросу Ленд-лиза - поставок продовольствия и оборудования и вооружения СССР.

Наконец, в ноябре 1943 года лидеры ведущих мировых держав, армии которых сражались с гитлеровской Германией, Сталин (СССР), Черчилль (Великобритания) и Рузвельт (США), решили собраться для обсуждения своих дальнейших действий в иранском городе Тегеран. Эта встреча вошла в историю как «Тегеранская конференция » (Рис. 1). Главным вопросом конференции стал вопрос об открытии второго фронта в Европе. Союзники СССР постоянно оттягивали это открытие, ссылаясь на недостаточность сил и средств, поэтому основную тяжесть ведения войны с Германией принимал на себя Советский Союз.

Рис. 1. Тегеранская конференция. День рождения У.Черчилля ()

Английский лидер Уинстон Черчилль предложил открыть второй фронт в Европе на Балканах, но тогда немцам было бы легче обороняться. Сталин предложил союзникам открыть второй фронт в северной Франции и двигаться навстречу Красной Армии. В этом его поддержал Рузвельт, заинтересованный в быстрейшем разгроме Германии, т.к. ему нужна была помощь в войне с Японией.

Тегеранская конференция стала первой международной конференцией, на которой не только ставился вопрос об открытии Второго фронта, но и вопрос о будущем мирового устройства.

В феврале 1945 года главы стран-союзниц встретились в крымском городе Ялта (Рис. 2). подтвердила следующие пункты договорённостей:

1. После разгрома Германии СССР вступит в войну с Японией

2. Союзники признают восточные границы СССР

3. Державы учреждают правопреемницу Лиги Наций - Организацию Объединенных наций (ООН).


Рис. 2. Ялтинская конференция ()

После подписания Акта о капитуляции Германии, летом 1945 года , в Потсдаме собрались лидеры стран-победительниц - от СССР И.В. Сталин, от США избранный президент Трумэн и от Великобритании новый премьер-министр Эттли (Рис. 3). Союзники выработали общие принципы ведения новой мировой политики и определили новые границы в Европе и мире.

Так, в сферу влияния Советского Союза попадали страны Восточной и Юго-Восточной Европы - Румыния, Венгрия, Югославия, Болгария, Албания, Чехословакия. Была вновь воссоздана Польша, которая также была включена в советскую орбиту.

В качестве территориальных приращений в состав СССР включалась Восточная Пруссия с городом Кёнигсбергом.

По решению Потсдамской конференции Германия была поделена на 4 оккупационные зоны , и должна была выплатить репарации победителям в размере 20 млрд. долларов, половина которых должен был получить СССР.

На Дальнем Востоке Япония была также обязана выплатить крупную сумму и отказаться от части земель. Так, СССР возвращались Курилы, Южный Сахалин, Порт-Артур.

Рис. 3. Потсдамская конференция ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

2. Ливадийский дворец-музей ().

1. Почему стало возможным сближение до этого непримиримых идеологических врагов - Великобритании и СССР? Поясните.

2. Охарактеризуйте решения 3-х конференций «Большой тройки».

3. Какая из конференций «Большой тройки» была наиболее значимой? Поясните Ваш выбор.

Из перечисленных выше (см". § 1) форм дипломатической деятельности особого внимания заслуживают международные межправительственные конференции как временные коллек­тивные органы государств-участников, созываемые для обсу­ждения и решения согласованных задач, имеющие определен­ную организационную структуру и компетенцию, закреплен­ные в правилах процедуры. Термином "международные конфе­ренции" охватываются не только формы дипломатической дея­тельности, которые именуются конференциями, но и совеща­ния, встречи и т. п.

За последнее столетие наибольшую известность приобре­ли: Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Версальская конференция 1919 г., Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г., Париж­ская мирная конференция 1946 г., Венская конференция по праву международных, договоров 1968-1969 гг., Конференции ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в течение 1973-1994 гг. в разных формах (встречи на высшем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению).

В период второй мировой войны состоялись три конферен­ции руководителей СССР, США, Великобритании - Тегеран­ская 1943 г., Крымская (Ялтинская) 1945 г. и Потсдамская 1945 г., которые сыграли выдающуюся роль в укреплении бое­вого и политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в совместной борьбе с фашизмом.

Наиболее распространенными являются конференции ad hoc *, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Та­кие конференции проводятся для решения следующих проблем:


* Для данного случая, для определенной цели.

1) заключение мирного договора - мирные конференции (на­пример, Парижская мирная конференция 1919 г., Парижская мирная конференция 1946 г.); 2) создание международной орга­низации (Конференция Объединенных Наций по международ­ной организации в Сан-Франциско 1945 г., III Конференция глав государств и правительств независимых стран Африки в Ад­дис-Абебе 1963 г., провозгласившая создание Организации аф­риканского единства (ОАЕ); 3) принятие совместного заявления (Тегеранская конференция по правам человека 1968 г., Сток­гольмская конференция по вопросам охраны окружающей сре­ды 1972 г.); 4) разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам (Женевская дипломатическая конференция 1949 г., Венская дипломатическая конферен­ция 1961 г. по дипломатическому праву, конференция ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., конференции ООН " по исследованию и использованию космического пространства, в мирных целях 1968, 1982 гг. и др.).

Получила распространение практика проведения специальных конференций для рассмотрения хода исполнения международных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о нераспространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается Конференция участников договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор).

Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в отличие от конференции ad hoc проводятся с 1970 г. периодически с интервалом в три года и представляют высший форум движения неприсоединения.

Согласование порядка проведения конференции происхо­дит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. Если конференция созыва­ется под эгидой межправительственной организации, то в соот­ветствующих резолюциях организации фиксируются время и место ее созыва.

Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отно­шений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в кон­ференции, и представляют собой, таким образом, юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок обра­зования вспомогательных органов - комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очеред­ность выступлений; порядок внесения предложений и попра­вок; порядок проведения голосования; условия участия наблю­дателей; рабочие и официальные языки конференции.

Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Каждая делегация обычно имеет один голос. По просьбе любой делегации голосо­вание может быть поименным, при этом голос каждого пред­ставителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения необходимо 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. Например, правило 39 III Кон­ференции ООН по морскому праву предусматривало: "Реше­ния Конференции по всем вопросам существа, включая утвер­ждение текста Конвенции о морском праве в целом, принима­ются большинством в две трети присутствующих и участвую­щих в голосовании представителей, при условии что такое боль­шинство включает в себя по крайней мере большинство госу­дарств, участвующих в этой сессии Конференции". Вместе, с тем на некоторых конференциях принимаются правила консен­суса (СБСЕ). Иногда применяют комбинированный способ: одни решения принимаются традиционным способом - методом про­ведения голосования, другие - на основе консенсуса (правила 37, 39 III Конференции ООН по морскому праву 1973-1982 гг.).

Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции. Обычно они делятся на официальные (на которых издаются все официальные решения конференции) и ра­бочие (на которых ведутся протоколы).

Делегаты конференции как представители государств долж­ны обладать всеми необходимыми возможностями для выпол­нения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставле­ния главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, ко­торые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Руководящих должностных лиц избирают из состава деле­гаций. К ним относятся: председатель (как правило, представи­тель государства, на территории которого проходит конферен­ция, или страны-инициатора), заместители председателя, гене­ральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного ко­митета и другие должностные лица. Иногда создается генераль­ный комитет, который оказывает помощь председателю в об­щем руководстве работой конференции. Известны случаи, ко­гда конференцию возглавляли несколько председателей. Так было, например, в Сан-Франциско на Конференции Объеди­ненных Наций 1945 г., председателями которой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в качестве инициаторов созыва этой конференции (приглашаю­щих держав), - СССР, США, Великобритании, Китая.

Работа конференции проходит в виде пленарных заседа­ний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.

Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для под­писания государствами - участниками конференции), либо одоб­рением итогового документа в виде заключительного акта (За­ключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам челове­ка приняла 29 резолюций, содержавших различного рода прось­бы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к го­сударствам и межправительственным организациям), которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимо­сти принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие доку­менты конференции, которые содержат и нормативные поло­жения, обязательные для государств (см. § 4 гл. 5).

Литература

Ашавский Б. М. Межправительственные конференции. М.,

Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 1990.

Бобылев Г. В, Зубков Н. Г. Основы консульской службы. М., 1986.

Богданов О. В. Иммунитет представителей государств при ООН // Сов. ежегодник международного права. 1973. М., 1975.

Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М.,1972.

Ковалев А. Г. Азбука дипломатии. М., 1988.

Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве, М.,1986.

Кузнецов С. А. Представители государств в международ­ных организациях. М.,1980.

Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.

Петренко Н. И. Основы консульского права. М., 1986.

Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

К содержанию книги: Международное право

Смотрите также:

  • 4.Крещение Руси и его историческое значение. Роль русской православной церкви в становлении русской государственности.
  • 5.Причины возникновения феодальной раздробленности на Руси и ее последствия.
  • 6. Монголо-татарское нашествие на Русь. Судьба русских земель. Политические, экономические и культурные последствия татарского ига.
  • 7. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-xVвв. Возвышение Москвы и ее решающая роль в объединении русских земель.
  • 8. Политический строй московского гос-ва в конце XV – начале XVI веков. Иван III. Общерусский судебник 1497 года.
  • 9. Иван IV Грозный. Централизация страны и усиление личной власти.
  • 10. Формирование сословной системы организации общества и сословно-представительной монархии. Законодательство в Московском государстве.
  • 11. Внешняя политика Ивана IV и ее результаты.
  • 12. Причины, суть и последствия социально-политического кризиса в начале XVII века. Борьба русского народа с иностранной интервенцией.
  • Причины и основные этапы смутного времени: период с 1605 г по 1613 г
  • 13. Восстановление государственности. Особенности правления первых Романовых. Социально-политическое и экономическое развитие России в XVII веке.
  • 14.Монархия в России: особенности формирования и функционирования (на примере русских монархов)
  • 15. Экономические преобразования Петра I, их содержание и особенности.
  • 16. Особенности складывания российского абсолютизма. Преобразование государственного устройства России при Петре 1.
  • 17. Внешняя политика Петра 1. Северная война и ее влияние на внутреннее положение России.
  • 18. Причины и последствия «эпохи дворцовых переворотов»
  • 19. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины Великой и реальное содержание ее политики.
  • 20. Внешняя политика Екатерины Великой и ее влияние на судьбу государства.
  • 21. Социально-политическое положение России в первой четверти 19 века. Александр 1. Реформаторский поиск властей.
  • 22.Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.
  • 23. Крымская война 1853-56 гг. Ее причины, этапы, итоги.
  • 3. Судебная реформа: 1864 - обнародованы новые суд уставы.
  • 27. Аграрная реформа п.А.Столыпина и ее влияние на решение социально-экономических проблем России.
  • 28. Причины, характер и особенности революции 1905-1907 гг. Социально-экономические и политические последствия.
  • 29. Условия возникновения российского парламентаризма. Государственные Думы и их судьба (1905-1907). Парламентаризм сегодня.
  • 30. Первая мировая война и ее влияние на развитие мирового сообщества в XX веке.
  • 31. Февральская революция 1917 года. Выбор исторического пути развития страны.
  • 32. Причины возникновения и последствия кризисов Временного правительства в России в 1917 г.
  • 33. Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 года. Объективные и субъективные предпосылки.
  • 34. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти, их сущность и правомерность.
  • 35. Интервенция и гражданская война в России (1917-1922), причины, основные события, уроки.
  • 36. Политика «военного коммунизма». Итоги, выводы.
  • 37. Новая экономическая политика Советской власти: суть, опыт, уроки.
  • 38. Образование ссср
  • 39. Индустриализация страны: первоначальные замыслы, поворот к фиксированной индустриализации и практическое осуществление.
  • 40. Коллективизация сельского хозяйства в ссср и методы её проведения.
  • 41. Внешняя политика ссср в 20-е годы. Первые международные соглашения.
  • 42. Внешняя политика ссср накануне второй мировой войны. Советско-германские соглашения 1939 года.
  • 43. Вторая Мировая Война: причины, характер, влияние на развитие мирового сообщества во второй половине 20-го века.
  • 44. Великая Отечественная Война советского народа, её основные периоды.
  • 45. Московская битва – крах немецкого плана молниеносного разгрома советской армии.
  • 46. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и в целом второй мировой войны, его сущность и значение.
  • 47. Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения.
  • 48. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.
  • 49. Международное положение и внешняя политика ссср после Второй Мировой войны. «Холодная война»: причины и сущность.
  • 50. Геополитические последствия Второй Мировой войны для ссср и мира.
  • 51. Особенности социально-политического и экономического развития ссср в первые послевоенные годы (1946-1953)
  • 52. Противоречивые тенденции в руководстве страной и хозяйственных реформах ссср в 50-60е годы
  • 53. Кризисные (застойные) явления в советском обществе 60-70е годы: причины и сущность
  • 54. Попытка «перестройки» Советского общества в 1985-1991 годы, её судьба
  • 55. Распад ссср и его геополитические последствия
  • 56. Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе
  • 57. Мир после «холодной войны
  • 47. Международные конференции глав стран антигитлеровской коалиции и их решения.

    АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ, военно-политический союз во главе с СССР, США и Великобританией против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) в период Второй мировой войны.

    Официально антигитлеровская коалиция оформилась 1 января 1942, когда 26 государств, объявивших войну Германии или ее союзникам, выступили с Вашингтонской декларацией Объединенных Наций, объявив о намерении направить все свои усилия на борьбу со странами «оси».

    Деятельность антигитлеровской коалиции определялась решениями главных стран-участниц. Общая политическая и военная стратегия вырабатывалась на встречах их лидеров И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта (с апреля 1945 – Г.Трумена), У.Черчилля и министров иностранных дел в Москве (19–30 октября 1943), Тегеране (28 ноября – 1 декабря 1943), Ялте (4–11 февраля 1945) и Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945).

    До середины 1943 не существовало единства по вопросу об открытии США и Великобританией второго фронта в Западной Европе, и Красной Армии пришлось одной нести бремя войны на европейском континенте. Английская стратегия предполагала создание и постепенное сжимание кольца вокруг Германии путем нанесения ударов на второстепенных направлениях (Северная Африка, Средний Восток) и уничтожение ее военного и экономического потенциала путем систематических бомбардировок немецких городов и промышленных объектов. Американцы считали необходимым произвести высадку во Франции уже в 1942, однако под давлением У.Черчилля отказались от этих планов и согласились на проведение операции по захвату Французской Северной Африки. Только на Квебекской конференции в августе 1943 Ф.Д.Рузвельт и У.Черчилль приняли, наконец, решение о десантной операции во Франции в мае 1944 и подтвердили его на Тегеранской конференции; со своей стороны, Москва пообещала предпринять наступление на Восточном фронте, чтобы облегчить высадку союзников.

    В то же время Советский Союз в 1941–1943 неизменно отклонял требование США и Великобритании об объявлении войны Японии. На Тегеранской конференции И.В.Сталин дал обещание вступить в ней войну, но только после капитуляции Германии. На Ялтинской конференции он добился от союзников в качестве условия начала военных действий их согласия на возвращение СССР территорий, утраченных Россией по Портсмутскому миру 1905, и передачи ему Курильских о-вов.

    С конца 1943 на первый план в межсоюзнических отношениях вышли проблемы послевоенного урегулирования. На Московской и Тегеранской конференциях было принято решение о создании по окончании войны международной организации с участием всех стран для сохранения всеобщего мира и безопасности.

    Важное место занимал вопрос о политическом будущем Германии. В Тегеране И.В.Сталин отверг предложение Ф.Д.Рузвельта о ее расчленении на пять автономных государств и разработанный У.Черчиллем проект отделения Северной Германии (Пруссии) от Южной и включения последней в Дунайскую федерацию вместе с Австрией и Венгрией.На Ялтинской и Потсдамской конференциях были согласованы принципы послевоенного устройства Германии (демилитаризация, денацификация, демократизация, экономическая децентрализация) и приняты решения о разделении ее на четыре оккупационные зоны (советскую, американскую, английскую и французскую) с единым органом управления (Контрольный Совет), о размерах и порядке выплаты ею репараций, об установлении ее восточной границы по рекам Одер и Нейсе, о разделе Восточной Пруссии между СССР и Польшей и передаче последней Данцига (Гданьска), о переселении немцев, проживавших в Польше, Чехословакии и Венгрии, в Германию.

    Другими важнейшими политическими решениями лидеров антигитлеровской коалиции были решения о восстановлении независимости Австрии и демократическом переустройстве Италии (Московская конференция), о сохранении суверенитета и территориальной целостности Ирана и о масштабной помощи партизанскому движению в Югославии (Тегеранская конференция), о создании временного югославского правительства на основе Национального комитета освобождения во главе с И.Броз Тито и о передаче СССР всех освобожденных союзниками советских граждан (Ялтинская конференция).

    Антигитлеровская коалиция сыграла важную роль в достижении победы над Германией и ее союзниками и стала основой Организации Объединенных Наций.

    Начавшиеся советско-английские переговоры о совместных действиях в войне против Германии завершились подписанием 12 июля 1941 г. в Москве соглашения. Обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией. Позже было подписано соглашение о торговле и кредитах. Заявление о том, что его страна окажет “всю возможную помощь Советскому Союзу” в борьбе с гитлеризмом, сделал и президент США Ф. Рузвельт. Он же в соответствии с законом о ленд-лизе дал согласие предоставить СССР первый беспроцентный заем в 1 млрд долларов. Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В этой англо-американской декларации, разработанной при встрече Рузвельта и Черчилля, были определены цели союзников в ройне. 24 сентября 1941 г. к этой хартии присоединился и Советский Союз, выразив свое согласие с ее основными принципами. Складыванию антигитлеровской коалиции способствовало проведение осенью 1941 г. Московской конференции с участием представителей СССР, США и Великобритании по вопросу о военных поставках. Было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружений, военного снаряжения и продовольствия. Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне в январе 1942 г. “Декларация Объединенных Наций”, к которой присоединились 26 государств, находившихся в состоянии войны с Германией. Процесс создания коалиции завершился подписанием советско-английского договора от 26 мая и советско-американского соглашения от Ц июня 1942 г. о союзе в войне против Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. В ходе зимней кампании 1945 г. получила развитие координация действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции. Когда в Арденнах англоамериканские войска оказались в тяжелом положении, советские армии по просьбе Черчилля ранее запланированного срока перешли в наступление широким фронтом от Балтики до Карпат, оказав тем самым эффективную помощь союзникам. Как страны антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритания решали вопросы о судьбе побежденной Германии, наказании нацистских преступников и послевоенном устройстве мира на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Однако при реализации ряда этих договоренностей после войны, в ходе выработки условий послевоенного урегулирования в Европе, возникли разногласия, приведшие к противоборству СССР и прежних союзников, биполяризации мира и “холодной войне”.

    Из перечисленных выше (см". § 1) форм дипломатической деятельности особого внимания заслуживают международные межправительственные конференции как временные коллек­тивные органы государств-участников, созываемые для обсу­ждения и решения согласованных задач, имеющие определен­ную организационную структуру и компетенцию, закреплен­ные в правилах процедуры. Отметим, что термином "международные конфе­ренции" охватываются не только формы дипломатической дея­тельности, кᴏᴛᴏᴩые именуются конференциями, но и совеща­ния, встречи и т. п.

    За последнее столетие наибольшую известность приобре­ли: Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Версальская конференция 1919 г., Конференция Объединенных Наций по международной организации в Сан-Франциско 1945 г., Париж­ская мирная конференция 1946 г., Венская конференция по праву международных, договоров 1968-1969 гг., Конференции ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), проходившее в течение 1973-1994 гг. в разных формах (встречи на высшем уровне, встречи представителей государств, конференции по мерам укрепления доверия, конференции по человеческому измерению)

    В период второй мировой войны состоялись три конферен­ции руководителей СССР, США, Великобритании - Отметим, что тегеран­ская 1943 г., Крымская (Ялтинская) 1945 г. и Потсдамская 1945 г., кᴏᴛᴏᴩые сыграли выдающуюся роль в укреплении бое­вого и политического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в совместной борьбе с фашизмом.

    В наибольшей степени распространенными будут конференции ad hoc*, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Та­кие конференции проводятся для решения следующих проблем:

    * Для данного случая, для определенной цели.

    1) заключение мирного договора - мирные конференции (на­пример, Парижская мирная конференция 1919 г., Парижская мирная конференция 1946 г.); 2) создание международной орга­низации (Конференция Объединенных Наций по международ­ной организации в Сан-Франциско 1945 г., III Конференция глав государств и правительств независимых стран Африки в Ад­дис-Абебе 1963 г., провозгласившая создание Организации аф­риканского единства (ОАЕ); 3) принятие совместного заявления (Отметим, что тегеранская конференция по правам человека 1968 г., Сток­гольмская конференция по вопросам охраны окружающей сре­ды 1972 г.); 4) разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам (Женевская дипломатическая конференция 1949 г., Венская дипломатическая конферен­ция 1961 г. по дипломатическому праву, конференция ООН по морскому праву 1958, 1960, 1973-1982 гг., конференции ООН " по исследованию и использованию космического пространства, в мирных целях 1968, 1982 гг. и др.)

    Стоит сказать - получила распространение практика проведения специальных конференций для рассмотрения хода исполнения международных договоров (например, согласно ст. VIII Договора о нераспространении ядерного оружия через каждые пять лет после вступления Договора в силу в Женеве созывается Конференция участников договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор)

    Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в отличие от конференции ad hoc проводятся с 1970 г. периодически с интервалом в три года и представляют высший форум движения неприсоединения.

    Согласование порядка проведения конференции происхо­дит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. В случае если конференция созыва­ется под эгидой межправительственной организации, то в соот­ветствующих резолюциях организации фиксируются время и место ее созыва.

    Правила процедуры вырабатываются каждый раз, так как каких-либо единых требований в практике международных отно­шений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в кон­ференции, и представляют собой, таким образом, юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок обра­зования вспомогательных органов - комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции; полномочия председателя; необходимый кворум для начала работы; очеред­ность выступлений; порядок внесения предложений и попра­вок; порядок проведения голосования; условия участия наблю­дателей; рабочие и официальные языки конференции.

    Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Отметим, что каждая делегация обычно имеет один голос. По просьбе любой делегации голосо­вание может быть поименным, при ϶ᴛᴏм голос каждого пред­ставителя, участвующего в голосовании, заносится в протокол.

    Согласно некᴏᴛᴏᴩым правилам процедуры для принятия решения крайне важно 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. К примеру, правило 39 III Кон­ференции ООН по морскому праву предусматривало: "Реше­ния Конференции по всем вопросам существа, включая утвер­ждение текста Конвенции о морском праве в целом, принима­ются большинством в две трети присутствующих и участвую­щих в голосовании представителей, при условии что такое боль­шинство содержит в себе по крайней мере большинство госу­дарств, участвующих в ϶ᴛᴏй сессии Конференции". Вместе, с тем на некᴏᴛᴏᴩых конференциях принимаются правила консен­суса (СБСЕ) Иногда применяют комбинированный способ: одни решения принимаются традиционным способом - методом про­ведения голосования, другие - на базе консенсуса (правила 37, 39 III Конференции ООН по морскому праву 1973-1982 гг.)

    Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции. Обычно они делятся на официальные (на кᴏᴛᴏᴩых издаются все официальные решения конференции) и ра­бочие (на кᴏᴛᴏᴩых ведутся протоколы)

    Делегаты конференции как представители государств долж­ны обладать всеми необходимыми возможностями для выпол­нения ϲʙᴏих задач. По϶ᴛᴏму сложилось правило предоставле­ния главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, ко­торые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

    Руководящих должностных лиц избирают из состава деле­гаций. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: председатель (как правило, представи­тель государства, на территории кᴏᴛᴏᴩого проходит конферен­ция, или страны-инициатора), заместители председателя, гене­ральный докладчик; председатель, заместитель председателя и докладчик каждого комитета; председатель редакционного ко­митета и другие должностные лица. Иногда создается генераль­ный комитет, кᴏᴛᴏᴩый оказывает помощь председателю в об­щем руководстве работой конференции. Известны случаи, ко­гда конференцию возглавляли несколько председателей. Так было, например, в Сан-Франциско на Конференции Объеди­ненных Наций 1945 г., председателями кᴏᴛᴏᴩой были избраны руководители делегаций четырех государств, выступивших в качестве инициаторов созыва ϶ᴛᴏй конференции (приглашаю­щих держав), - СССР, США, Великобритании, Китая.

    Работа конференции проходит в виде пленарных заседа­ний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.

    Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для под­писания государствами - участниками конференции), либо одоб­рением итогового документа в виде заключительного акта (За­ключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Отметим, что тегеранская конференция 1968 г. по правам челове­ка приняла 29 резолюций, содержавших различного рода прось­бы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к го­сударствам и межправительственным организациям), кᴏᴛᴏᴩые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимо­сти принимаемого документа. Эти актытрадиционно имеют рекомендательный характер, однако известны и такие доку­менты конференции, кᴏᴛᴏᴩые содержат и нормативные поло­жения, обязательные для государств (см. § 4 гл. 5)

    Литература

    Ашавский Б. М. Межправительственные конференции. М.,

    Блищенко И. П. Дипломатическое право. М., 1990.

    Бобылев Г. В, Зубков Н. Г.
    Стоит отметить, что основы консульской службы. М., 1986.

    Богданов О. В. Иммунитет представителей государств при ООН // Сов. ежегодник международного права. 1973. М., 1975.

    Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. М.,1972.

    Ковалев А. Г. Азбука дипломатии. М., 1988.

    Ковалев А. А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве, М.,1986.

    Кузнецов С. А. Представители государств в международ­ных организациях. М.,1980.

    Левин Д. Б. Дипломатический иммунитет. М.-Л., 1949.

    Петренко Н. И.
    Стоит отметить, что основы консульского права. М., 1986.

    Сандровский К. К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

    Главы делегаций:
    СССР — посол в США А.А.Громыко;
    США — заместитель Государственного секретаря Эдвард Стеттиниус;
    Великобритания — заместитель министра иностранных дел Александр Кадоган.

    К началу 1944 года исход Войны не вызывал сомнений у членов Антигитлеровской коалиции . Встала проблема послевоенного устройства и обеспечения прочного мира. В связи с этим назрела насущная необходимость создания международной организации для поддержания мира и безопасности. Этот вопрос, обсуждавшийся на Третьей Московской конференции, нашел свое отражение в ее итоговом документе «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности», а позднее рассматривался на Тегеранской конференции.

    Дипломатические ведомства стран-союзниц, реализуя решения предшествовавших конференций, провели тщательную подготовку к новому раунду переговоров по этой проблеме. По предложению американской стороны встречу решено было провести в США на окраине Вашингтона в районе, принадлежащем Гарвардскому университету, Думбартон-Окс.

    С одной стороны, участники конференции представляли страны, существенно отличающиеся политическими устремлениями и интересами, преследуемыми после окончания Войны. Но с другой, всех их объединяла общая цель: победа над агрессором и последующее создание системы, способной противостоять развязыванию вооруженных конфликтов в будущем . На конференцию делегации собрались после ознакомления с предварительными предложениями других сторон по вопросу о создании международной организации безопасности, которые послужили основой для переговоров. При подготовке меморандумов участники конференции учли недостатки, вскрывшиеся в работе международной Лиги наций.

    Участникам встречи удалось быстро прийти к взаимоприемлемому решению по вопросам о целях, принципах и основных органах будущей организации. Предполагалось, что в рамках создаваемой организации будет действовать Совет Безопасности — круг избранных государств, имеющих постоянное и непостоянное членство. Участники конференции признали за собой право быть постоянными членами Совета Безопасности. Наибольшие противоречия в точках зрения союзников вскрылись при обсуждении первоначального членства и порядка голосования в Совете Безопасности .

    28 сентября на финальном заседании конференции главы делегаций подписали итоговый документ «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности», которую предлагалось назвать «Объединенные нации». На следующий день было опубликовано совместное коммюнике по итогам работы конференции.

    Несмотря на то, что конференция не решила всех проблем, возникших при обсуждении создания ООН, ее вклад в разработку Устава организации очень велик. Предложения, подписанные на конференции, имели большое влияние на все послевоенной устройство мира.

    Главы делегаций:

    Великобритания — премьер-министр Уинстон Черчилль.

    В качестве наблюдателя от США в переговорах участвовал американский посол в СССР Аверелл Гарриман.

    27 сентября 1944 года, неожиданно для советской стороны премьер-министр Великобритании выразил свое желание приехать в советскую столицу для переговоров. Причиной такой поспешности были успехи наступления Красной Армии на территории Европы , вмешавшиеся в интересы Великобритании на Балканах.

    Следуя политике укрепления отношений между союзниками, советская сторона подтвердила свою готовность принять английских руководителей. 9 октября в Москве начались англо-советские переговоры.

    Среди перечня обсуждаемых проблем были вопросы о перспективах послевоенной Германии, о политике в отношении Польши, Югославии, Болгарии. Черчилля прежде всего беспокоила потеря английского влияния в Юго-Восточной и Восточной Европе.

    На трехсторонних совещаниях стороны заслушали отчеты о положении дел на всех фронтах и подтвердили свою готовность и дальше сотрудничать в ведении военных действий против агрессора. По ряду вопросов участники конференции смогли согласовать свои позиции, другие, вызвавшие бурные споры, — польский вопрос, судьба послевоенной Германии, дальневосточные проблемы — предстояло продолжить обсуждать на будущей встрече .

    Главы делегаций:
    СССР — председатель Совета Народных комиссаров И.В.Сталин;
    Великобритания — премьер-министр Уинстон Черчилль;
    США — президент Франклин Рузвельт.


    К началу 1945 года Война вступила в свою завершающую стадию. Советские войска, лишив Германию таких союзников, как Румыния, Финляндия, Болгария, Венгрия, вели боевые действия на европейской территории и, в частности, в самой Германии. С другой стороны, 6 июня 1944 года союзные войска наконец-то открыли второй фронт в Западной Европе. Гитлеровские армии оказались вежду двух огней — между восточным (русским) и западным (англо-американским) фронтом. Стремясь вырваться из этих тисков, 16 декабря 1944 года гитлеровское командование предприняло весьма успешную попытку контрнаступления на западном фронте. Однако вскоре союзники смогли восстановить положение, благодаря начавшемуся раньше срока наступлению на русском фронте. К моменту начала Крымской конференции советские войска находились в 60 километрах от Берлина, англо-американские — в 500 километрах. Новая военная и внешнеполитическая обстановка в мире требовала от союзников немедленного решения по широкому кругу неотложных вопросов .

    Количество проблем, подлежащих рассмотрению на конференции, обусловило многочисленность состава делегаций: от глав государств, министров иностранных дел и начальников штабов до экспертов, советников и пр. Накануне открытия конференции, 3 февраля английская и американская делегации прибыли в Крым. Непосредственно перед началом этого визита иностранные делегации провели совместную конференцию на Мальте, где союзники обсудили свои стратегические планы в Западной Европе. Прибывшие в Крым были размещены во дворцах Ялты, уцелевших после вражеского нашествия. Английская делегация — в Воронцовском дворце Алупки, американская — в Ливадийском дворце, советская — в Юсуповском дворце в Кореизе. В повестку дня были включены все вопросы, которые хотели вынести на обсуждение участники встречи . Многие их них уже рассматривались на предыдущих конференциях.

    На первом заседании конференции стороны приступили к согласованию своих военных планов для достижения скорейшей и окончательной победы над агрессором. Постепенное сближение восточного и западного фронтов требовало их строгой координации, которая была поручена военным штабам.

    В условиях приближающейся Победы встал вопрос о будущем поверженной Германии. Делегации обсудили условия безоговорочной капитуляции Германии, рассмотрели соглашения о зонах ее оккупации и об управлении «Большим Берлином» и о контрольном механизме в Германии, разработанные Европейской консультационной комиссией. Вопрос о процедуре расчленении Германии, вызвавший бурную дискуссию, был передан на рассмотрение специальной комиссии. По проблеме взимания репараций союзники подписали особый протокол.

    Большое внимание делегаты уделили обсуждению создания ООН, продолжив начатое на предшествовавших конференциях . Союзники сумели договориться по ряду спорных вопросов, касающихся характера этой организации и приняли решение о созыве учредительной конференции в Сан-Франциско.

    Участники конференции приняли решение по польскому вопросу, выработали рекомендации по югославскому. Была подписана Декларация об освобожденной Европе. После достижения договоренности между Сталиным и Рузвельтом об условиях вступления СССР в войну против Японии, в заключительный день работы конференции было подписано трехстороннее соглашение по этому вопросу.

    Конференции в Ялте имела огромное значение для судеб послевоенной Европы. Здесь стороны фактически договаривались о сферах влияния на этом континенте после Войны. Будучи главами Антигитлеровской коалиции, союзники имели уникальную возможность вершить историю европейских государств.

    К моменту начала конференции до окончания Войны оставалось совсем немного времени. Чем дальше отодвигалась грозная тень общего врага, тем резче проявлялись различия в подходах союзных государств к решению международных проблем . Изменения во внешнеполитическую линию США внесла и смерть ее президента Рузвельта 12 апреля, после чего руководство государством возглавил Гарри Трумэн.

    5 марта от лица правительств США, СССР, Соединенного Королевства и Китая были разосланы приглашения принять участие в конференции 39 странам. Чуть позже были приглашены Сирия и Ливан, так что вместе с Францией число участников увеличилось до 42 делегаций. Согласно выработанным на предыдущих встречах решениям, приглашены были все страны, подписавшие Декларацию Объединенных Наций 1 января 1942 года и присоединившиеся к ней впоследствии и объявившие войну гитлеровскому блоку до 1 марта 1945 года. Однако уже в ходе работы конференции приглашение об участии получили еще несколько государств.

    Численность дипломатического контингента, прибывшего в Сан-Франциско из разных стран, была рекордный в истории международных конференций. 282 делегата, более полутора тысяч экспертов, советников и сотрудников — таков общий состав конференции в Сан-Франциско. Страны, представленные на встрече, имели разную социальную структуру, уровень экономического развития, политический строй и, как следствие, способы решения послевоенных проблем. Конференции предстояло проделать огромную работу, чтобы выработать взаимоприемлемые для участников решения .

    На встрече были учреждены руководящий, исполнительный, координационный комитеты и комитет по проверке полномочий. Опираясь на решения конференции в Думбартон-Оксе и принятые там «Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности», государства-участники вносили на рассмотрение конференции свои поправки и замечания. К предельному сроку подачи 4 мая общее количество поправок к Уставу ООН составило 1 200. Все они были систематизированы и переданы на рассмотрение соответствующим комитетам. В период со 2 мая по 20 июня проходил комитетский период в работе конференции, в ходе которого был подготовлен текст Устава ООН.

    Главы, вошедшие в Устав новой международной организации, потребовали серьезного рассмотрения делегатами. Обсуждение глав «цели и принципы», «члены организации», «основные органы», несмотря на существенные доработки, прошло без особых осложнений. Однако последующие главы вызвали множество разногласий. Жаркие споры разгорелись вокруг проблем, касающихся Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. В результате ключевым в Уставе ООН был признан принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности . Много времени в работе конференции было отведено рассмотрению мероприятий, которые СБ может осуществлять для поддержания или восстановления международного мира. Пристальное внимание было уделено главам, касающимся международного экономического и социального сотрудничества, острая борьба развернулась при обсуждении целей международной опеки и колониального вопроса. На конференции был учрежден Международный Суд.

    26 июня началось подписание согласованного текста Устава участниками конференции, начиная с четырех приглашающих государств и Франции (постоянных членов Совета Безопасности) и далее в алфавитном порядке. Вечером того же дня состоялось заключительное заседание. Днем вступления Устава ООН в силу считается 24 октября, когда на хранение правительству США поступила последняя из числа великих держав ратификационная грамота СССР, и общее количество грамот превысило необходимое большинство.

    Главы делегаций:
    СССР — председатель Совета Народных комиссаров И.В.Сталин;
    Великобритания — премьер-министр Уинстон Черчилль (с 28 июля — новый премьер-министр Клемент Эттли);
    США — президент Гарри Трумэн.

    Берлинская конференция стала первой послевоенной встречей участников Антигитлеровской коалиции. Гитлеровская Германия к этому моменту потерпела полное и сокрушительное поражение, поэтому главный вопрос, который предстояло решить на конференции, был германский . После окончания Войны радикальным образом изменился социальный порядок и политическое устройство европейских государств, что вызвало разногласия среди трех великих держав. Отношения между державами-союзницами приобрели более напряженный характер.

    Соглашения, достигнутые на переговорах и консультациях, предшествовавших Берлинской конференции, сумели помочь в решении спорных вопросов и расчистить дорогу для ее эффективной работы. 15 июля 1945 года в пригород Берлина Бабельсберг прибыли делегации США и Великобритании, на следующий день — советская делегация. 17 июля в 17 часов в Потсдаме началась работа Берлинской конференции.

    Центральное место в ее работе занял вопрос о будущем Германии, которому неоднократно уделялось большое внимание на предшествовавших встречах. Уже на второй день работы стороны сумели найти взаимоприемлемые решения по политическим принципам скоординированной деятельности трех государств в Германии. Гораздо больше споров вызвали экономические принципы обращения с Германией, связанные с уничтожением ее военно-экономического потенциала, взиманием репараций и прочими финансовыми и экономическими вопросами. К 1 августа был окончательно согласован текст соглашения «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». Целями оккупации Германии, легшими в основу этого документа, были провозглашены принципы ее демилитаризации, демократизации, децентрализации, декартелизации и денацификации .

    В результате пересмотра довоенных границ территории Германии, ее восточная область отошла Польше, а часть Восточной Пруссии с Кенигсбергом — СССР. Стороны пришли к соглашению о разделе военно-морского и торгового флота Германии. Был рассмотрен вопрос о главных военных преступниках, список которых было решено опубликовать к 1 сентября 1945 года.

    Участники конференции обсудили общую политику в отношении стран бывших союзниц Германии в войне — Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. Вновь образованному Совету министров иностранных дел, представляющих СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, было поручено подготовить мирные договоры для этих стран. После острой и длительной полемики сторонами было достигнуто соглашение «О заключении мирных договоров и допущении в ООН».

    Главы правительств обсудили вопросы, связанные с вступлением СССР в войну против Японии, военные аспекты этой войны обсуждались на совещании начальников штабов .

    По итогам конференции главы делегаций подписали 1 августа Протокол Берлинской конференции трех великих держав и 2 августа — Сообщение о Берлинской конференции трех держав.

    Берлинская конференция стала третьей и последней встречей на высшем уровне трех стран-участниц Антигитлеровской коалиции. Серьезные противоречия в позициях и принципах ведения международной политики трех великих держав, проявившиеся в работе этой конференции, в будущем привели к дальнейшему обострению отношений между ними и к холодной войне.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: