Для чего нужна звуковая карта (аудио-интерфейс). Звуковая карта для компьютера − «уши и рот» ПК Как выбрать звуковую карту по каким параметрам

Любите слушать музыку и смотреть фильмы на компьютере? Тогда без звуковой карты не обойтись

По определению, которое даётся в книгах по компьютерной грамоте для чайников или учебниках информатики, под звуковой картой для ноутбука или стационарного ПК подразумевается специальное устройство, которое может быть интегрировано на материнской плате или быть внешним, используемое для воспроизведения и обработки поступающего звукового сигнала. Посредством аудиокарты можно прослушивать музыку, заниматься полноценным просмотром фильмов или наслаждаться игровым процессом. Посредством специальных программ можно осуществлять обработку звука или самому создавать музыку.

К СВЕДЕНИЮ:

процесс обработки аудио на компьютере предполагает редактирование записей, устранение шумов, оцифровку аналоговых композиций для их сохранения на современных типах носителей, сведение музыки или встраивание частотного диапазона.

Большинство современных звуковых карт оснащено множеством выходов, среди которых есть разъём для подключения акустики, микрофона или наушников.

Данное устройство может иметь различные названия:

  • устройство ввода/вывода звука;
  • звуковая плата;
  • аудиоплата;
  • аудиоустройство.

Сама карта может быть представлена отдельной платой расширения, помещаемой в соответствующий разъём «материнки» или же выглядеть как интегрированный чипсет, распаянный на материнской плате. Всё зависит от модели и производителя.

Зачем нужна звуковая карта в компьютере

Некоторые пользователи задаются вопросом, для чего нужна звуковая карта для компьютера. Это необходимая деталь, которая находится в каждом ПК или ноутбуке. Её предназначением является обработка поступающего аудиосигнала и его воспроизведение.

Даже звуки, которые встроены в систему и оповещающие пользователя о событиях на компьютере, не могут быть воспроизведены без наличия этой детали. Также купить звуковую карту на компьютер потребуется пользователям, которые профессионально занимаются музыкой, поскольку она позволяет обрабатывать звук и заниматься написанием собственных произведений. Геймеры устанавливают на свои ноутбуки внешние звуковые карты для лучшего звучания и более полного погружения в игровой процесс. Наличие в аудикарте разъёмов для подключения внешних динамиков или наушников даёт возможность смотреть фильмы, слушать музыку или проводить онлайн-беседы с родственниками или друзьями при помощи Скайпа или иных аналогичных программ.

Чтобы понять, как выглядит звуковая карта в компьютере, можно посмотреть фото. Также способ определения, где именно в ПК скрывается звуковое устройство, будет зависеть от его типа и вида компьютера (стационарный или ноутбук). Как определить звуковую карту в стационарном компьютере? Это можно сделать путём разбора корпуса. На материнской плате нужно найти небольшой чип (микросхему), на котором будет нанесено названием фирмы производителя. Этим способом определяется распаянная на материнской плате звуковая карта.

К СВЕДЕНИЮ:

если она встроена, но подключается в качестве отдельного устройства, тогда местом её нахождения будет соответствующий слот. Обычно это PCI-Express. В этом случае показателем наличия звуковой карты на компьютере будут различные выходы на задней стенке системного блока.

Разбирать ноутбук сложнее, поэтому определить, где именно будет находиться звуковая карта, можно по внешним разъёмам. Обычно на переносных моделях ПК имеется только два выхода – для микрофона и наушников или динамиков.

На материнской плате звуковая карта представлена маленьким чипом с указанием производителя

Существует всего два основных типа аудиоустройств для ПК – это внешняя звуковая карта для компьютера и внутренняя или встроенная. Они отличаются своим видом и набором характеристик. Также незначительно разнятся цели использования этих устройств в системе.

Внешняя звуковая USB-карта

Это устройство, представляющее собой отдельный блок, внутри которого находится набор микросхем, отвечающих за преобразование и воспроизведение звука, подключаемое к компьютеру через порт USB. Применение внешнего устройства является возможностью значительного улучшения качества звука. Чаще всего подобные системы применяются для ноутбуков, поскольку дискретные аудиочипы не могут выдавать качественное аудио даже на дорогих моделях. Необходимость приобретения внешней звуковой карты может быть вызвана двумя причинами:

  • желание получить качественное звучание на переносном ПК;
  • если основная звуковая карта сломалась и не подлежит ремонту, или процедура замены будет дороже, нежели покупка новой.

К СВЕДЕНИЮ:

подключение колонок не является решением проблемы некачественного звука. Это приведёт только к увеличению громкости, при которой все огрехи и недостатки встроенного аудиочипа проявятся сильнее.

Чаще всего недорогие модели внешних звуковых карт не превышают размерами обычный флэш-накопитель. Более дорогие и качественные могут походить на жёсткий диск. Самые дорогие модели, цена на которые может достигать 10 000, своими габаритами приближаются к размерам самого компьютера.

Все внешние звуковые устройства обладают общими возможностями:

  • усиление аудиопотока, по сравнению со штатными средствами компьютера;
  • возможность подключения внешних динамиков, микрофона и наушников.

Дорогие модели могут оснащаться различными датчиками, индикаторами, регуляторами. Топовые модели дополнительно имеют коаксиальные выходы и аналоговые каналы.

Преимуществами внешних звуковых карт для компьютера являются:

  • значительное улучшение качества звука;
  • мобильность, что делает возможным подключение устройства к любому ПК;
  • широкий ассортимент моделей, представленных в продаже;
  • наличие возможности подстройки основных частотных параметров при помощи кнопок, вынесенных на корпус аппарата.

Внутренняя звуковая карта для компьютера

Как понятно из названия, эта разновидность устройства для воспроизведения и обработки аудиопотока представляет собой убранную в корпус компьютера систему. Существует деление внутренних аудикарт на две категории:

Интегрированные . Это чип, который распаян непосредственно на плате. Подобное решение является наиболее бюджетным вариантом. Не стоит ожидать от подобной системы качественного звучания, хотя на более дорогих материнских платах могут устанавливаться качественные чипы. Преимуществом подобного типа является снижение общей стоимости компьютера. Но недостатков подобное аудиоустройство имеет намного больше:

  • после помещения на материнскую плату на чип начинают воздействовать электрические шумы, которые искажают аналоговый сигнал;
  • отсутствие собственного процессора, что приводит к повышению нагрузки на ЦП;
  • невозможность подключения мощных аудиосистем.

Дискретные . Эта разновидность представляет собой отдельную плату, которая устанавливается в слот PCI. Дискретные карты считаются самыми старыми вариантами. Существует множество производителей, которые специализируются именно на выпуске дискретных вариантов.

Применение подобного типа обладает рядом плюсов:

  • наличие собственного звукового процессора, что позволяет снизить нагрузку на ЦП и не приводит к замедлению работы ПК;
  • выдача более качественного звучания;
  • возможность подключения мощных внешних устройств воспроизведения звука;
  • наличие диска, на котором находятся драйвера для звуковой карты под Windows 7 или иной операционной системы.

Главным параметром, который определяет эффективность звуковой карты, является качественное воспроизведение аудио без лишних помех и искажений. Большинство устройств имеет цифровые и аналоговые входы.

К СВЕДЕНИЮ:

на практике оказывается, что аналоговый вход/выход даёт помехи при воспроизведении звука. Но профессиональные музыканты считают, что аналоговое звучание обладает «теплотой», которую не может дать «цифра».

Преобразователь сигнала

Поскольку компьютер – это цифровое устройство, а звук – это аналоговое физическое явление, требуется использование специальных приспособлений для преобразования. На звуковой карте за это отвечает отдельная микросхема, называемая ЦАП, или цифро-аналоговый преобразователь. Процесс преобразования протекает в два этапа:

  • сначала происходит выделение из потока данных отсчётов сигнала, которые совпадают с частотой дискретизации;
  • далее путём интерполяции или сглаживания происходит формирование непрерывного во времени аналогового сигнала.

Существует также методика обратного преобразования, когда на вход поступает аналоговый поток, который требуется сделать понятным компьютеру, что означает представление сигнала в набор цифр.

Разрядность ЦАП

Ещё одной характеристикой, которая тесно связана с преобразованием, является разрядность цифро-аналогового преобразователя. Разрядность – это количество разрядов входного кода или минимального количества единиц цифровой информации или битов. Обычно применяется представление двоичного числа, разрядность которой превышает 16.

Повышение данного показателя требуется для расширения динамического диапазона.

Для получения звука с минимальным искажением требуется использование ЦАП с максимальным количеством разрядов. Более высокие параметры преобразования, соответствующие 24 или 32 битам используются во время обработки звукового сигнала. Для воспроизведения обычно достаточно разрядности в 16 бит.

Частота дискретизации

Поскольку при преобразовании сигнал фиксируется по определённому количеству отсчётов, можно говорить о дискретизации по времени. Может возникнуть ситуация, что эти отрезки будут стоять друг от друга на большом интервале, что приведёт к потере информации и искажению звучания. Поэтому для правильного аудиопреобразования требуется брать отсчёты с максимальной частотой.

Пределом является скорость работы ЦАП. Также чем большее количество фиксированных отрезков проходит через процессор, тем большее количество памяти требуется выделять для хранения данных. Сигнал, который имеет вид дискретных отсчётов, можно преобразовывать в бесконечный только в случае ограничения интервала половиной периода самого высокого колебания сигнала в спектре. Именно поэтому в стандартах звуковых карт применяются фильтры, ограничивающие максимальную частоту дискретизации.

Интерфейсы

Практически каждая звуковая карта для компьютера оснащается определённым набором портов или разъёмов, которые используются для подключения микрофонов, наушников, внешней акустики и иных устройств. Наиболее распространёнными входами/выходами являются следующие разъёмы, различающиеся по цветам:

  • розовый – для микрофона;
  • голубой – линейный выход;
  • зелёный – разъём для подключения акустики или наушников;
  • чёрный – для системы объёмного звучания;
  • серый – при использовании системы 7.1, когда требуется подключить боковые динамики;
  • оранжевый – для подсоединения центрального канала или сабвуфера.

Дополнительно более продвинутые модели могут иметь оптический выход или SPDIF, коаксиальный разъём, который позволяет добиваться лучшего звучания.

Выбор звуковой карты должен в первую очередь определяться её назначением

Как выбрать звуковую карту для компьютера

При выборе оптимальной звуковой карты для ПК следует обращать внимание не только на перечисленные характеристики, но также представлять цели, для которых она будет применяться, и присмотреться к некоторым дополнительным параметрам:

  • поддержка технологии EAX . Это аналог трёхмерного звучания DirectSound3D, который применяется для звуковых плат. Применение подобной техники важно в компьютерных играх, поскольку позволяет добиться эффекта присутствия. Также данная методика применяется для отражения и реверберации звука;
  • наличие ASIO. Протокол, который применяется для передачи звукового сигнала с минимальными задержками, что важно при использовании редакторов для записи аудио. Эта технология также реализована на уровне «железа»;
  • Midi . Наличие «миди»-интерфейса требуется для музыкантов, которые собираются применять компьютер для создания собственных аранжировок. Эти разъёмы требуются для подключения синтезаторов или музыкальных клавиатур.

Также при выборе оптимальной карты не стоит поддаваться на маркетинговые уловки, поскольку очень часто указанные показатели бывают преувеличены. Стоит обращать внимание на производителя ЦАП. Лучшими компаниями считаются Ti-Burr Brown, Wolfson. Ещё одним показателем качества является порядковый номер преобразователя. Чем больше цифра номера, тем современнее модель.

К СВЕДЕНИЮ:

лучше выбирать карты, на которых все микросхемы изготовлены одним производителем, что позволит избежать конфликтов на уровне «железа».

Лучшие производители

Звуковые карты ASUS

Одним из лидеров рынка данной продукции является тайваньская компания ASUS, которая известна широкому кругу пользователей своими мобильными продуктами – ноутбуками и телефонами. Линейка аудиоустройств производителя представлена как бюджетными моделями (Xonar DG, стоимость – 2 200 рублей), так и продуктами премиум-класса, которые, по мнению пользователей, выдают практически идеальное звучание (Strix Raid DLX, стоимость – 15 000 рублей).

Звуковые карты Creative

Следующей в рейтинге лучших производителей следует компания Creative Labs, которая специализируется на выпуске «железа» и программного обеспечения. Одной из самых популярных моделей является Sound Blaster, которая переживает уже 6 перерождение. Топовой моделью линейки является Sound Blaster ZX, имеющая оригинальное внешнее оформление и выносной блок для подключения периферии и управления параметрами звука. Стоимость данной карты начинается от 9 000 рублей.

Sound Blaster ZX

Прочие компании

Фирмы Asus и Creative являются бесспорными лидерами. Также на рынке звуковых карт присутствуют такие компании, как LynxStudio, которая выпускает аудиоустройства среднего ценового диапазона, C-Media, M-Audio. Отличительной особенностью звуковых устройств последнего бренда является нацеленность продуктов на запись звука в домашних условиях. Это выражается в оснащении платы линейным входом для гитары или микрофона.

С помощью диспетчера устройств можно не только посмотреть, какая карта установлена, но также обновить драйвер

Как проверить звуковую карту на компьютере и узнать, что именно стоит

Самым простым способом, как узнать звуковую карту на компьютере, является использование «Диспетчера задач» Windows. В пункте «Звуковые, видео и игровые устройства» будут показаны все аудиоустройства, установленные на конкретном ПК.

Драйвер для звуковой карты

Также через диспетчер устройств можно попытаться обновить драйвер звуковой карты при возникновении неполадок со звуком. Это будет полезно для бюджетных моделей, которые не имеют в комплекте специального диска с установочным софтом.

Как подключить звуковую карту к компьютеру

После приобретения новенькой аудиокарты может возникнуть вопрос, как установить звуковую карту на компьютер. При использовании внешнего устройства требуется только воткнуть штекер в гнездо USB, после чего установить нужные драйвера для правильного функционирования. Если применяется дискретная карта, тогда потребуется снять боковую крышку системного блока и аккуратно поместить плату в соответствующий разъём. Для фиксации применяется защёлка. После физической установки необходимо включить ПК и установить драйвера. Вполне возможно, система сама обнаружит новое устройство и автоматически произведёт установку.

Мир современных компьютерных технологии развивается со скоростью света, это коснулось абсолютно всех сфер этой прогрессивной отрасли. И звук-это одна из этих сфер, без которой картина компьютерной гармонии выглядит совершенно не целостно. И обеспечить качественный звук, возложено на такую важную составляющую компьютера как звуковая карта. Звуковые карты можно разделить на два вида: Внутренние и внешние, у каждого типа карт есть свои преимущества, и недостатки о которых следует непременно рассказать. А теперь обо всем по порядку…

Внутренние звуковые карты

Такие карты уже встроены в системные блоки и ноутбуки. И предназначены они для обычного пользования, без каких либо изысков. По делу такие карты считаются бюджетным вариантом. Они универсально подходят для того, чтобы посмотреть кино, послушать музыку или поиграть в какую-нибудь игру. Такая звуковая карта предоставит стандартный спектр воспроизводимых звуков в режиме стерео.

Внутренняя карта как правило вставляется в системный блок через слот PCI . Она незаметна, многие даже слабо представляют как она выглядит, так как она спрятана в корпусе системного блока и ни ее саму, ни проводов не видно. В каком случае вам подойдет такая звуковая карта.

Если вы не придирчивы к качеству звука, не играете в игры, где применена техника объемного звука, не смотрите кино в формате объемного звука Dolby surround и являетесь обычным пользователем, которого удовлетворяет стандартное качество звука без каких либо особенных звуковых эффектов.

Внешние звуковые карты

А вот об этом «девайсе» совершенно отдельный разговор. Это совершенно отдельное устройство, которое никоим образом не встраивается под крышку ПК. Как правило, такие звуковые карты имеют сравнительно небольшие размеры, что позволяет не экономить на пространстве. Помимо этого подобные звуковые карты имеют очень стильный и в то же время не броский и не нервирующий взор дизайн. Отличительной чертой внешних звуковых карт служит обилие выходов, в основном их восемь. Что позволяет сделать вывод о возможностях в сравнении с внутренней картой.

Внешняя звуковая карта является тем самым заветным ключиком к двери под названием объемный звук 5.1. Именно с ее помощью звук на вашем ноутбуке или компьютере будет звучать гораздо объемнее. Функциональная часть внешней звуковой карты более чем разнообразна и каждый из выходов на ней играет свою, строго отведенную для него роль. Самый главный разъем служит для подключения к ПК, выход на передние колонки, выход на задние колонки, на центральный динамик, а так же микрофон, наушники, линейный вход, а так же прочие разъемы, которые тоже могут пригодиться со временем.

Итак, что нам в итоге дает внешняя звуковая карта, в чем она выигрывает у внутренней и наоборот. Внешняя звуковая карта позволит смотреть фильмы с объемным звуком, благодаря технологии DTS (Digital surround и Dolby Digital) с эффектом присутствия, то есть взрывами за спиной, криками мертвецов то слева, то справа и так далее. Так же почти все продвинутые геймеры используют внешние звуковые карты из-за стандарта, называемого EAX advanced HD .

Который позволяет получить реалистичный, объемный звук в современных, крутых игрушках. А наличие цифрового выхода всегда обеспечит отличное качество звука, без каких-либо искажений. Ключевым фактором служит цена такой карты, а она на порядок выше обычной внутренней. Она идеально подойдет для геймеров, меломанов или киноманов, для кого важны впечатляющие звуковые эффекты и качественный объемный звук.

Вывод

Рынок полон всякого рода звуковых карт и выбрать подходящую звуковую карту не составит никакого труда. Какую карту выбрать, зависит конкретно от человека и его ожиданий. Если пользователь не притязателен и привык к обычному звуку из колонок, то идеально подойдет стандартная внутренняя звуковая карта для всех тех целей, для чего колонки, как правило, используются. Если же пользователю важен наиболее мощный, объемный звук, то тут нужна именно внешняя звуковая карта. А подобрать индивидуально необходимую карту можно благодаря многочисленным обзорам в сети интернет или в компьютерном супермаркете, посоветовавшись со специалистом.

Многие музыканты и другие люди, которые так или иначе часто работают со звуком на компьютере или просто слушают музыку, недовольны стандартным звуком на компьютере. Тут на помощь приходит звуковая карта. Давайте поговорим о том, как выбрать звуковую карту , какие есть ее виды.

При покупке компьютера или ноутбука у Вас в любом случае будет установлена стандартная звуковая карта в материнскую плату. Часто ее хватает обычным рядовым пользователям, которым не важно качество звука и которым нужно просто чтобы был звук.

Интересный факт : Около 15 лет назад в материнскую плату не вставлялись стандартные звуковые карты, и приходилось покупать таковую отдельно. Потому как просто некуда было подключать колонки (наушники).

Музыкантам и аудиофилам не подойдет встроенная звуковуха, поэтому рано или поздно у них встает вопрос о том, чтобы купить дополнительную звуковую карту. Любая, даже самая бюджетная внешняя звуковая карта сделает звук намного насыщеннее и ярче.

Конечно, в первую очередь, Вы должны определиться, для чего Вам нужна звуковая карта. А уже исходя из этого - можно выбирать конкретный аппарат.

Для чего обычно может потребоваться звуковая карта:

  • Необходимо просто больше разъемов (входов и выходов).
  • Хотите качественный звук в играх.
  • Для прослушивания музыки.
  • Для звукозаписи и обработки звука (для музыкантов).
  • Для просмотра фильмов.
  • И т. д.

Виды звуковых карт

Чтобы знать, как выбрать звуковую карту , необходимо понимать, что их все условно можно разделить на 2 категории:

  1. Музыкальные . Такие устройства предназначены, главным образом, для музыкантов, звукорежиссеров - для людей, которым приходится работать с записью и обработкой звука. Такие звуковухи стоят дороже других карт.
  2. Мультимедийные . Данные модели подойдут для обычных пользователей: для просмотра фильмов, для игр, для записи видео, для обычного прослушивания музыки. Такие аппараты более распространены и дешевле музыкальных.

Кроме того, звуковые карты также делятся на следующие типы:


Стоит заметить, что если Вы выбираете звуковую карту для ноутбука (или же планшета), то тут стоит остановиться на внешнем аппарате. Внутреннюю карту Вы просто никуда не сможете подключить.

Звуковые выходы

Чем больше звуковых выходов, тем больше устройств можно подключить к звуковой карте. Конечно, каждому пользователю необходимо свое количество разъемов. Поэтому определитесь сперва, для чего Вам нужно звуковая карта, чтобы прикинуть, какое количество звуковых выходов Вам необходимо.

В идеале как минимум в звуковой карте должны присутствовать следующие разъемы:

  1. Вход для микрофона.
  2. Выход для наушников.
  3. Разъем S/PDIF. S/PDIF - можно подключить различные девайсы. Считается, что именно при подключении через этот разъем можно получить более качественный звук.
  4. Линейный выход.
  5. Миди входы и выходы (если Вы планируете подключать миди-устройства, такие, как или синтезаторы.

Какой разъем для чего нужен:

Наличие предуселителей для наушников и микрофона

Перед тем, как выбрать звуковую карту , обратите внимание, что есть аппарата, которые оснащены встроенными предуселителями для наушников и микрофона, а есть и без предуселителей.

Что такое предуселитель? Дело в том, что, например, микрофон сам по себе слабенький, и чтобы его записать - необходим предуселитель.

Если Вам действительно важно качество звука (как при записи, так и при прослушивании), лучше возьмите звуковуху без предуселителей, а докупите таковые отдельно, потому как встроенные предуселители не очень хорошего качества. Но учтите, что отдельные предуселители будут занимать дополнительное место. Тут уже сами решайте, что для Вас является главным.

Наличие встроенного ASIO драйвера

При выборе звуковой карты обязательно проверьте или спросите у продавца, есть ли в аппарате встроенный ASIO драйвер. Что это такое?

Это специальный протокол, который нужен для минимизации задержки звука при его передачи с звуковой карты на компьютер.

Например, когда Вы играете на гитаре (через звуковуху в компьютер) Вы сначала ударяете по струнам, а звук в колонках слышите через некоторое время (даже доли секунды - и уже можно услышать, как звук отстает). Или когда Вы играете на может происходить то же самое: сначала нажимаете на клавишу - а звук слышите в колонках спустя время.

Так вот, ASIO драйвер минимизирует эту задержку до такой степени, что Вы ее не услышите. То есть, она, конечно, будет, но такой минимальной, что человеческое ухо ее не услышит.

Так что если для Вас это актуально - убедитесь в наличие такого драйвера при выборе звуковой карты. В противном случае Вам придется дополнительно устанавливать ASIO драйвер уже на программу, в которой Вы будете работать, что не всегда удобно.

Совместимость с Вашим ПО

Бывают такие проблемы, когда Вы купили звуковую карту, подключили - но она не хочет работать с Вашей операционной системой, либо с программой, в которой Вы работаете как музыкант.

Поэтому заранее поинтересуйтесь и удостоверьтесь, что звуковая карта не будет конфликтовать с Вашим ПО. В крайнем случае не постесняйтесь спросить об этом у продавца.

Как выбрать звуковую карту: цена

Конечно, сложно говорить о ценах на ту или иную модель, так как цена зависит от множества факторов: от типа аппарата, от производителя, количества входов-выходов, от качество звуковой карты.

Можно только сказать, что музыкальные звуковые карты стоят дороже, чем мультимедийные, потому как первые - более требовательны к качеству звука.

Самая дешевая и примитивная звуковая карта может обойтись Вам буквально в 100 рублей . Например, такая, из Китая ():

Конечно, существенного улучшения качества звука от этого интерфейса не ждите. Разве что Вы получите пару дополнительных разъемов, и все. Тем более, за такие деньги, тем более, из Китая 🙂 Но для тех, кто хочет побаловаться, это вариант может подойти.

Звуковая карта среднего качества, нормальная, может стоить порядка 10-15К рубле й.

Профессиональные же звуковые карты, особенно, для профессиональных музыкантов и звукорежиссеров, могут стоить очень дорого, вплоть до 300К рублей , и даже выше.

Заключение

Вот мы и немного разобрались в таком вопросе - как выбрать звуковую карту . Можно сделать такой вывод, что перед тем, как купить данный аппарат, необходимо четко понимать, для чего Вам он нужен. Исходя из этих целей и стоит выбирать звуковую карту.

Уделите выбору звуковой карты достаточное внимание, не поленитесь. Не стоит сразу бежать в магазин и покупать первую попавшуюся модель. Также не забудьте изучить технические характеристики понравившегося аппарата.

Знаете, на какие критерии еще нужно обратить внимание при выборе звуковой карты? Пишите в комментариях!

Обновлено: 16.07.2018 17:21:43


*Обзор лучших по мнению редакции сайт. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Звуковая карта в компьютере преобразует цифровой сигнал в аналоговый. Первый – это файлы. Коллекции песен в MP3, FLAC и других форматах; аудиопоток из стриминговых сервисов; системные звуковые уведомления и всё остальное. Аналоговый сигнал необходим для работы подключенных динамиков и являет собой просто ток с определенными частотой и амплитудой.

Обычно звуковые карты уже интегрированы в материнскую плату. Но такие устройства однозначно не подойдут аудиофилам, владельцам домашних студий или просто желающим подключить к компьютеру больше одного динамика.

Рейтинг лучших звуковых карт

Номинация место наименование товара цена
Лучшие бюджетные звуковые карты 1 5 137 ₽
2 4 080 ₽
3 2 549 ₽
Лучшие внутренние звуковые карты по соотношению «цена-качество» 1 14 830 ₽
2 5 650 ₽
3 9 599 ₽
4 6 895 ₽
Лучшие недорогие внешние звуковые карты 1 7 591 ₽
2 6 675 ₽
3 5 920 ₽
Лучшие внешние звуковые карты премиум-класса 1 93 028 ₽
2 27 680 ₽
3 22 390 ₽

Лучшие бюджетные звуковые карты

Почему первое место: Подойдёт для аудиосистемы 7.1 и отличается хорошим ЦАП.

Для кого: Владельцы медиасистем, домашних студий.

Описание: Эта звуковая карта – хорошее решение и для воспроизведения, и для записи музыки. Она оснащается 24-битными ЦАП и АЦП, которые поддерживают декодирование на 192 кГц. Кроме того, благодаря проработанному размещению элементов на плате звуковая карта имеет отношение сигнал/шум в 112 дБ.

Выходных разъёмов у платы четыре, по два канала каждый. Периферийное оборудование также можно подключить по оптическому интерфейсу. Имеется и микрофонный вход, который тоже двухканальный. Дополнительно звуковая карта поддерживает программный интерфейс ASIO v. 2.0.

Достоинства

    ЦАП и АЦП одного уровня;

    Отличается прозрачным звуком;

    Эквалайзер настраивается через комплектное ПО;

Недостатки

    Для работы с Windows 10 потребуется неофициальный драйвер;

    Усилитель не справится с высокоомными наушниками;

    Для адекватной работы потребуется дополнительное внешнее питание;

Почему второе место: Меньшее значение SNR, чем у лидера рейтинга.

Для кого: Геймеры и владельцы домашних студий, т. к. устройство оснащается двумя аналоговыми входами.

Описание: Эта звуковая карта предназначена и для воспроизведения, и для записи. Для качественного аудио на выходе она оснащается 24-разрядным ЦАП с предельной тактовой частотой при преобразовании двухканального аудио в 192 кГц. Для записи она оснащается двумя аналоговыми (двухканальными) входами и отдельным АПЦ. Кроме того, у устройства имеется дискретный наушниковый усилитель, способный «раскачать» даже 600-омные динамики. Конструкция платы обеспечивает отношение сигнал/шум в 106 дБ.

Отдельно стоит упомянуть, что она поддерживает технологию виртуализации звука в игровом процессе EAX v.4.

Достоинства

    Возможность детальной настройки звучания;

    Дискретный усилитель для наушников;

    Виртуализация звука в компьютерных играх;

Недостатки

    Незначительные задержки в интерфейсе ASIO;

    Нет цветовой дифференциации разъёмов;

    Сложная настройка драйверов;

Почему третье место: Всего два аналоговых разъёма для подключения периферийного оборудования.

Для кого: Владельцы Hi-End-динамиков либо наушников, люди с подключенным к компьютеру телевизором.

Описание: Это – одна из самых дешёвых Hi-End-звуковых карт. Фирменный 24-разрядный ЦАП 1796-ой модели способен работать на тактовой частоте в 192 кГц даже при многопотоковом воспроизведении. Конструкция звуковой карты обеспечивает соотношение сигнал/шум в 120 дБ.

Звуковая карта оснащается специальным чипом для улучшения цифрового звучания по HDMI, но для этого требуется связь с совместимым HDMI-ресивером. Драйвер звуковой карты эмулирует EAX v.5 для объёмного звучания в играх.

Достоинства

    Низкая цена при высоком качестве;

    Хорошо распределяет объёмное звучание по каналам;

    Стабильное программное обеспечение;

Недостатки

    Нет дискретного усилителя для наушников;

    На некоторых конфигурациях драйвер не меняет дискретизацию в автоматическом режиме;

    Недостаточно хорошо улучшает цифровой сигнал по HDMI;

Лучшие внутренние звуковые карты по соотношению «цена-качество»

Почему первое место: Поддерживает Windows 10, полноценное звучание 7.1.

Для кого: Для пользователей аудиосистем с усилителями или наушников Hi-End класса.

Описание: Эта звуковая карта предназначена для начинающих меломанов с оборудованием среднего или «топ-миддл» класса. Её конструкция включает 24-разрядные ЦАП и АЦП, фирменные усилители Muses и чипы Cirrus Logic для качественного звучания. Благодаря дискретизированной разводке на плате обеспечивается соотношение сигнал/шум в 124 дБ.

Конструкция платы включает четыре двухканальных аналоговых выхода с 6.3-миллиметровым разъёмом, один вход и один коаксиальный порт для цифрового оборудования. Рекомендуется использовать со внешним питанием по MOLEX.

Достоинства

    Дискретный усилитель для высокоомных наушников;

    Удобный драйвер и настроечное ПО;

    Дискретизированная разводка без наводки;

Недостатки

    Для подключения оборудования используется 6.5-мм разъём;

    Ощутимо нагревается;

    Нуждается в дополнительном питании;

Почему второе место: Ориентация не на аппаратное обеспечение, а на фирменные технологии, и меньшее соотношение сигнал/шум, чем у лидера рейтинга.

Для кого: Пользователи среднего и бюджетного оборудования, владельцы домашних студий.

Описание: В этой звуковой карте основная ставка сделана на фирменные технологии звучания. Так, SBX Pro Studio ответственно за объёмные аудиоэффекты; CrystalVoice улучшает захват голоса, в том числе при общении в аудиочатах; Dolby и DTS создают объёмное и «сочное» звучание. Для обработки цифрового потока используется фирменный 24-разрядный чип Sound Core3D с максимальной частотой в стерео 192 кГц. Расположение элементов на плате обеспечивает соотношение сигнал/шум в 116 дБ.

Конструкция карты включает три аналоговых выхода и один вход, каждый – двухканальный. Поддерживает технологию объёмного звука в играх EAX v.5.

Достоинства

    Есть отдельный усилитель для наушников, «раскачивающий» высокоомные модели;

    Комплектное ПО настраивает все параметры звучания;

    Комплект поставки включает направленный микрофон с шумоподавлением;

Недостатки

    Яркая, бьющая в глаза подсветка;

    Драйвер не связывается с остальным ПО на компьютере;

    Устаревший чип Recoon3D;

Почему третье место: Карта предназначена для записи звука, а не воспроизведения.

Для кого: Владельцы домашних и полупрофессиональных студий.

Описание: Эта звуковая карта оснащается производительным 24-битным 96 кГц АПЦ, который обеспечивает чистоту и детализацию записи звука. Для воспроизведения используется отдельный 24-разрядный ЦАП на 192 кГц. Оба чипа благодаря дискретизированной разводке на плате обеспечивают соотношение сигнал/шум в 108 дБ и аналогичный динамический диапазон.

Чип для обработки входного аудио оснащается поддержкой фантомного питания, что позволяет подключить к нему микрофоны студийного класса. Кроме того, есть балансный входной канал.

Достоинства

    Прекрасно справляется с записью инструментов;

    Простое и понятное управление через комплектное ПО;

    Встроен инструментальный предусилитель;

Недостатки

    Неадекватная работа драйверов с некоторыми операционными системами;

    Нет отдельного MIDI-порта;

    Нет полноценной поддержки XLR;

Почему четвёртое место: Нет усилителя для наушников – зато дешевле, чем остальные модели в рейтинге.

Для кого: Для владельцев коллекции Audio-CD и домашних пользователей.

Описание: Эта карта подойдёт для превращения домашнего компьютера в мультимедийный центр. Устройство оснащается 24-разрядным ЦАП с максимальной многоканальной тактовой частотой в 192 кГц. Поддерживаются технологии Dolby и DTS, создающие объёмное звучание в фильмах и музыке.

Специальная дискретизированная разводка создаёт отношение сигнал/шум в 118 дБ. Поддерживаются эффекты Dolby для наушников и виртуальных динамиков. А технология ALT создаёт легальную копию DRM-защищённых материалов для оцифровки компакт-дисков.

Достоинства

    Чистый, неулучшенный звук;

    Мощные встроенные чипы;

    Подходит для подключения 7.1-стереосистем;

Недостатки

    Ограниченная совместимость ПО с современными ОС;

    Нет автоматического определения числа каналов воспроизводимого звука;

    Не очень хорошо подходит для записи звука;

Лучшие недорогие внешние звуковые карты

Почему первое место: Поддержка 7.1, Dolby и дискретный усилитель для наушников.

Для кого: Для геймеров и желающих создать домашний медиацентр.

Описание: Эта карта подойдёт для создания домашнего медиацентра на базе мультимедийного или игрового компьютера. Она оснащается 24-разрядным ЦАП Cirrus Logic с максимальной тактовой частотой в 192 кГц и поддерживает подключение 7.1 стереосистемы. Также в её конструкцию входит дискретный усилитель для наушников. Звуковая карта поддерживает технологии Dolby (в редакции Home Theater v4) и отличается соотношением сигнал/шум в 114 дБ.

Отдельно звуковая карта оснащается регулятором уровня чувствительности подключенного микрофона. Имеется и специальный диск для настройки громкости воспроизведения.

Достоинства

    Удобная конструкция с элементами управления;

    Поддержка технологий Dolby;

    Открытый, прозрачный звук;

Недостатки

    Не очень долговечная;

    Плохо работает с альтернативными операционными системами;

Почему второе место: Выходы – только небалансный линейный и для наушников. Но это карта и не для воспроизведения.

Для кого: Для музыкантов и владельцев домашних студий.

Описание: В отличие от предыдущей модели в рейтинге, эта звуковая карта предназначена исключительно для записи музыки. Конечно, к ней можно подключить и стереосистему через линейный выход, и наушники через 3.5 мм джек, но использовать её для воспроизведения будет тратой денег.

Звуковая карта предназначена для записи. Для этого она оснащается балансным микрофонным входом с поддержкой фантомного питания до +48 В и предусилителем. Также есть небалансный вход HI-Z для подключения электрогитары.

Чип – 24-разрядный с максимальной тактовой частотой 192 кГц.

Достоинства

    Идеальна для записи инструментов;

    Хорошее звучание;

    Русифицированный Cubase AI в комплекте;

Недостатки

    Неудобно расположен переключатель фантомного питания;

    Шумит при высоком гейне;

    Мало индикаторов;

Для кого: Для желающих создать домашний медиацентр и владельцев виниловых проигрывателей.

Описание: Эта звуковая карта разработана специально для быстрого и простого развёртывания домашнего медиацентра. Она, как и другие модели от Creative Sound, поддерживает технологию пространственного воспроизведения SBX Pro Studio, которая обеспечивает реалистичный и качественный звук. Кроме того, эта звуковая карта оснащается усилителем для наушников, благодаря которому к ней можно подключить высокоомные модели; и фонокорректором для связи с виниловым проигрывателем.

Встроенные 24-битные ЦАП/АПЦ отличаются максимальной тактовой частотой 96 кГц, а сама конструкция звуковой карты обеспечивает соотношение сигнал/шум в 114 дБ.

Достоинства

    Удобная конструкция;

    Поддерживает оптическое подключение (вход и выход);

    Простое подключение;

Недостатки

    Неудачное ПО с плохо проработанным эквалайзером;

    Нет поддержки Hi-Res-аудио;

    Оверпрайс;

Лучшие внешние звуковые карты премиум-класса

Почему первое место: Звуковая карта студийного или даже концертного уровня.

Для кого: Для владельцев полупрофессиональных, профессиональных студий, концертных площадок.

Описание: К этому аудиоинтерфейсу можно подключить до 36 каналов одновременно – по 18 входных и выходных. Все они поддерживают режим ASIO Direct Monitoring. Входные каналы могут записываться по отдельности.

Установленные 24-разрядные ЦАП/АЦП работают на тактовой частоте 192 кГц (Hi-Res аудио) и отличаются динамическим диапазоном в 114 dBA. Задержка составляет доли миллисекунд, что позволяет работать в режиме реального времени.

Почему второе место: Компактный и функциональный аудиоресивер, но с меньшей частотой ЦАП, чем у лидера рейтинга.

Для кого: Для желающих создать дома полноценный медиацентр.

Описание: Это – не совсем звуковая карта. Это скорее полноценный аудиоресивер, который может принимать сигнал не только с компьютера, но и с мобильных устройств. За преобразование потока отвечает 24-разрядный ЦАП с частотой преобразования в стереорежиме в 192 кГц (при многоканальном аудио она падает) и соотношением сигнал/шум в 127 дБ.

Аудиоресивер оснащается двумя встроенными 35-ваттными усилителями и поддержкой технологии Dolby Digital. У устройства есть два независимых микрофонных разъёма с предусилителями, благодаря чему к нему можно подключить высокоомные модели.

Для связи с компьютером и питания используется USB. Входящий сигнал может поступать как по аналоговым, так и по оптическим цифровым интерфейсам.

Достоинства

    Встроенные усилители для динамиков и наушников;

    Комплектующие уровня Hi-Fi;

    Работа в режиме аудиоресивера;

Недостатки

    Нестабильная работа Windows-драйверов;

    Высокие частоты недостаточно чистые;

    Отсутствует полноценный 7.1 и нет DTS;

Почему третье место: Минимум разъёмов, зато сверхкомпактный.

Для кого: Для домашнего использования.

Описание: Это – один из самых маленьких аудиоинтфейсов в рейтинге. К сожалению, из-за компактных размеров он отличается малым числом разъёмов. Входной интерфейс – только USB. Зато эта звуковая карта оснащается фирменным Hi-Res-чипом – 32-разрядным, с максимальной тактовой частотой 352.8 кГц! Динамический диапазон составляет 115 дБ.

Также она оснащается двумя выходными разъёмами. Первый – для наушников, с отдельным усилителем. Второй – линейный, к котором можно подключить ещё одну пару наушников.

Кроме того, аудиоинтерфейс поддерживает технологии ASIO, DSD (включая воспроизведение без конвертации) и Core Audio.

Достоинства

    Работает в DAW;

    Сверхкомпактные размеры;

    Натуральный, естественный звук;

Недостатки

    Сравнительно высокая цена;

    Слабый усилитель для высокоомных наушников студийного класса;

    Мало разъёмов;


Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Всякому человеку для работы нужен инструмент. Так уж получилось, что разумным человек начал называться именно с момента применения инструмента для какого-либо вида деятельности (формулировка хромает, но в целом это так). Собственно, любой музыкант, будучи человеком разумным, должен уметь хотя бы в какой-нибудь степени владеть музыкальным инструментом. Однако в рамках данной статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а об инструменте, который в дальнейшем необходим для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.


- Блажко Сергей Владимирович , мастер техники и технологии в направлении информатика и вычислительная техника.

Теоретическая основа

Оговоримся сразу, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса. С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто , предназначенное для взаимодействия двух и более систем. В нашем случае, системы могут быть примерно такими:

  1. звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
  2. система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
  3. гибриды 1 и 2.

Формально, всё что необходимо простому человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру или наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс производится специальное преобразование сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в дальнейшем этот сигнал обработать. Устройство воспроизведения (конечное) так или иначе воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, то есть информацией, которая закодирована в виде последовательности нулей и единиц (говоря более точным языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней). Таким образом, на звуковой интерфейс накладывается обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/или наоборот, что собственно и является ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC соответственно), а также обвязка в виде аппаратного кодека, всевозможных фильтров и пр.
Современные ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., как правило, уже имеют встроенную звуковую карту, что позволяет записывать и воспроизводить звуки, при наличии устройств записи и воспроизведения.

Тут-то и возникает один из самых часто задаваемых вопросов:

можно ли использовать встроенную звуковую карту для звукозаписи и/или обработки звука?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен.

Как работает звуковая карта

Разберемся, что же происходит с сигналом, который проходит через звуковую карту. Для начала, попробуем понять, как же цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Как сказано ранее, для подобного рода преобразования используется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, рассматривая различные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».

Итак, у нас имеется некая цифровая последовательность, которая представляет собой звуковой сигнал для вывода на устройство.

111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001

0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010

Здесь цветами помечены закодированные маленькие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована различным количеством таких кусочков, число этих кусочков определяется частотой дискретизации, то есть, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 таких кусочков. Количество нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, попросту, разрядностью.

Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем количество отрезков, которое будет соответствовать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков которое будет обозначать количество уровней дискретизации, после чего, постепенно отмечаем точки, которым будут соответствовать конкретные звуковые уровни.

Стоит отметить, что реально, кодирование по указанному выше принципу будет иметь вид ломаной (оранжевый график), однако во время преобразования применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или попросту приближение сигнала к виду синусоиды, что приведет к сглаживанию уровней (голубой график).

Примерно так будет выглядеть аналоговый сигнал, который получается в результате декодирования цифрового. Стоит отметить, что аналогово-цифровое преобразование производится с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.

Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь стоит рассмотреть какие параметры влияют на конечный сигнал.

Основные параметры звуковой карты

В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с двумя основными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их подробнее.
Частота дискретизации – это, грубо, количество временных отрезков на которые делится 1 секунда звука. Почему же для звукачей так важно иметь звуковую карту, которая способна работать на частоте выше чем 40 кГц. Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, опять математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при идеальных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации больше чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. То есть, если мы работаем со звуком, который слышит человек (~20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2 ~ 40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы наиболее точно закодировать сигнал плюс еще чуть-чуть (это, конечно же, утрированно, поскольку этот стандарт задан компанией Sony и причины гораздо более прозаичны). Однако, как было сказано ранее, это в идеальных условиях. Под идеальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды. Само собой разумеется, что типичный звуковой аналоговый сигнал не подходит под идеальные условия, ввиду того, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (грубо говоря, имеет временные разрывы).


Глубина дискретизации или разрядность – это количество степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду несовершенства своего звукового аппарата, как правило, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, то есть 1024 уровней, дальнейшее увеличение разрядности человек вряд ли как-то ощутит, чего нельзя сказать о технике.

Как видно из вышесказанного, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на определённые «уступки».

Всё это приводит к тому, что результирующий сигнал не будет в точности повторять исходный.

Проблемы при выборе звуковой карты

Итак, инженер по звуку или музыкант (выберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативной памяти со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена производителем, имеет выходы для обеспечения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для звукозаписи и обнаруживает, что данная звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и тут же мгновенно воспроизводить. Звук пусть и получается весьма качественным, однако между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдет определенное время или, говоря по-простому возникает лаг. Странно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а тут… эх. С горя, инженер, идёт обратно в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще баснословную сумму, чтобы взамен возвращённого купить компьютер с ещё более мощным процессором, бо́льшим объёмом оперативной памяти, звуковой карточкой на 96 (!!!) кГц и 24 бит и… в итоге то же самое.

На самом деле, типовые компьютеры с типовыми встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, изначально не предназначены для того, чтобы в режиме, приближённом к реальному времени обрабатывать звук и воспроизводить его, то есть не предназначены для VST-RTAS обработки. Дело тут нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, каждый из этих компонентов способен на такой режим работы, проблема в том, что данная звуковая карта, порой, просто не «умеет» работать в режиме реального времени.
При работе любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы возникают т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые необходимы для обработки. Помимо этого, при разработке как операционной системы, так и драйверов, а также прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой программного кода «скрывает» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на своём уровне лишь простейшие интерфейсы. Иногда таких уровней абстракций набирается десятки тысяч. Такой подход упрощает процесс разработки, но увеличивает время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.

На самом деле, лаги могут возникать не только у встроенных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и пр.

Чтобы избежать подобного рода лагов, разработчики используют обходные пути, которые позволяют избавиться от ненужных абстракций и программных преобразований. Одним из таких решений является всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX. Стоит отметить, что у OSX и Linux всё отлично и без «костылей» как у Windows. Тем не менее, не каждое устройство способно работать с необходимой скоростью и требуемой точностью.
Допустим, что наш инженер/музыкант относится к разряду Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать свою звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».
В лучшем случае, таким образом наш мастер уменьшил лаг с пол секунды до почти приемлемых 100 мсек. Проблема последних миллисекунд кроется ко всему прочему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и непосредственно подчиняется центральному процессору. Тем не менее, центральный процессор – персонаж важный и занятой, поэтому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, поэтому нашему мастеру придётся или смириться с тем, что эти 100 мсек могут «скакать» на ± 50 мсек если не больше. Решением данной проблемы может быть покупка звуковой карты с собственной микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).

Как правило, большая часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет подобного рода сопроцессор, однако он весьма негибок для работы и предназначен по сути для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые изначально предназначены для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно. Преимуществом использования сопроцессора является тот факт, что в случае его применения, специальное программное обеспечение будет обрабатывать сигнал, практически не используя центральный процессор. Недостатком такого подхода может служить цена, а также «заточка» оборудования для работы со специальным программным обеспечением.
Отдельно, хотелось бы отметить интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования тут достаточно приемлемые: для достаточно высокой скорости обработки будет достаточно таких интерфейсов как USB 2.0, PCI. Звуковой сигнал на самом деле не является сколь-либо большим объёмом данных, как, например, видеосигнал, поэтому требования минимальные. Однако добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
С первой проблемой определились – большие задержки при использовании стандартных драйверов или большая цена за использование звуковой карты с адекватной задержкой.
Ранее мы определились, что добиться идеальной передачи аналогового сигнала не такая уж и простая задача. В добавок к этому, стоит упомянуть шумы и погрешности, которые возникают в процессе снятия/преобразования/передачи сигнала как данных, поскольку, если вспомнить физику, любой измерительный прибор обладает своей погрешностью, а любой алгоритм своей точностью.

Данная шутка очень показательна ввиду того, что на работу звуковой карты также влияет излучение расположенной рядом аппаратуры, вплоть до ультразвука, издаваемого центральным процессором во время работы. Ко всему прочему стоит добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и пр.). Зачастую для маркетинга производители различных звуковых устройств сознательно увеличивают возможную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе возникает вполне осознанный вопрос «а зачем, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?». Как говорится, в каждой правде есть доля правды. Действительно, очень многие производители лишь на бумаге обозначают более качественные характеристики у своего оборудования. Тем не менее, если всё-же производитель действительно сделал устройство, которое способно снять/воспроизвести сигнал в чуть большем диапазоне частот, о покупке данного оборудования стоит хоть ненадолго, но задуматься.
Дело вот в чем. Все прекрасно помнят, что такое АЧХ, красивые графики с неровностями и прочим. При снятии звука (рассмотрим только этот вариант), микрофон соответствующим образом его искажает, что характеризуется неровностями его АЧ-характеристики в пределах того диапазона, который он «слышит».

Таким образом, имея микрофон, который способен снять сигнал в стандартных пределах (20-20к) мы получим искажения лишь на этом диапазоне. Как правило, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с небольшими вкраплениями случайных погрешностей. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала? Если следовать логике – то «шапка» (график плотности вероятности) растянется в сторону увеличения диапазона, тем самым сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.

На практике, всё зависит от разработчика оборудования и следует очень тщательно это проверять. Тем не менее, факт остаётся фактом.

Если вернуться к нашему железу, то, к сожалению, не всё так радужно. Аналогично заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, производитель звуковых карт также часто привирают относительно режимов работы своих устройств. Иногда для конкретной звуковой карты можно видеть, что она работает в режиме 96к/24бит, хотя на деле это всё те же 48к/16бит. Тут дело может обстоять в том, что в пределах драйвера звук действительно может быть закодирован с указанными параметрами, хотя реально звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать необходимые характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в своё время очень часто грешили простейшие встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для человеческого слуха вполне достаточно таких параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет маловато из-за вносимых искажений в процессе обработки звука. То есть, если инженер или музыкант снял звук при помощи среднего микрофона или звуковой карты, то в дальнейшем с использованием даже лучших программ и железа будет очень проблематично вычистить весь шум и погрешности, которые были внесены на этапе записи. К счастью производители полупрофессионального или профессионального звукового оборудования подобным не грешат.

Последняя проблема заключается в том, что встроенные звуковые карты попросту не имеют достаточного числа необходимых разъёмов для подключения необходимых устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары мониторов будет попросту некуда подключить, а уж о таких изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для каждого из каналов и вовсе придётся забыть.

Итого : первое что нужно определить для дальнейшего выбора типа звуковой карты – это то, чем мастер будет заниматься. Вполне вероятно, что для черновой обработки, когда нет нужды записывать в высоком качестве или для имитации «ушей» конечного слушателя может быть достаточно встроенной или внешней, но относительно дешевой звуковой карты. Также это может пригодиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time обработке. Для мастеров, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в уменьшении задержек и акцентировать внимание на устройства, которые будут реально выдавать положенные им герцы и биты. Для этого не обязательно покупать сверх дорогую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее адекватная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для таких звуковых карт пытаются улучшить звучание определенным образом, что недопустимо, поскольку для обработки необходимо получить звук как можно более чистый и сбалансированный с минимальным вкраплением драйверного «улучшайзинга».

Однако, если Вам, как мастеру, необходимо устройство, которое будет отвечать требованиям по качеству записываемого-воспроизводимого сигнала, а также по скорости обработки этого сигнала – тут придётся или доплатить, получив аппарат надлежащего качества или выбрать 2 чем можно пожертвовать: высокое качество, низкая цена, высокая скорость.

Прим. Ред.: Если вы музыкант, и не хотите разбираться во всех сложностях современной обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все необходимое, чтобы Вы получили качественный материал! ->



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: