Вебинар как форма дистанционного обучения. Вебинар как сетевая форма организации учебной деятельности студентов. Положение о Международном вебинаре «Солнечный свет»

ВЕБИНАР КАК ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дагестанский Государственный Педагогический Университео г. Махачкала

Магистрант 2-го года обучения

Везиров Т.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры методика преподавания математики и информатики ФГБОУ ВО « Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Аннотация:

В статье рассматривается одна из форм дистанционного обучения магистров педагогического образования- вебинар. Выделяются основные формы проведения вебинаров, а также платформы организации вебинаров, в частности, платформы через информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru

The article discusses one of the forms of distance learning masters of pedagogical education - webinar. Basic forms of webinars and platform of the organization of webinars, in particular, the platform through information and education network 4portfolio.ru Keywords: webinar, remote form of education, undergraduate, teacher education, information-educational network 4portfolio.ru platform

Ключевые слова:

вебинар; дистанционная форма образования; магистрант; педагогическое образование; информационно-образовательная сеть 4portfolio.ru; платформа

webinar; remote form of education; undergraduate; teacher education; information-educational network 4portfolio.ru; platform

УДК 378.147

Актуальность современных форм обучения в условиях развития профессионального педагогического образования на современном этапе глобальной информатизации общества предопределяет поиск эффективных средств телекоммуникационного взаимодействия, направленных на достижение высоких учебных результатов с использованием средств обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих непрерывность профессионального развития, гибкость и мобильность подготовки современных специалистов .

Современные тенденции развития российского общества, а также другие научные источники и интернет-ресурсы актуализируют внимание к развитию дистанционного образования, в основе которого лежит потребность специалистов в непрерывном и быстром получении новых знаний. Профессиональная деятельность педагога сейчас уже невозможна без активного использования ИКТ .

Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что интернет - это огромная учебная среда, источник многообразных образовательных ресурсов (электронные учебники, интерактивные тесты, сайты преподавателей, электронные библиотеки и т.д.), где каждый участник образовательной деятельности может реализовать свой потенциал.

Развитие такой образовательной системы базируется на концептуальных основах непрерывного образования, основываясь на различных факторах, обуславливающих социальную востребованность наличия открытых образовательных систем (доступность образования, спрос на дополнительное профессиональное образование и т.д.)

Дистанционное обучение ставит перед собой задачу предоставлять возможность каждому человеку получить образование любого уровня по месту его проживания, без необходимости переезда, благодаря использованию современных средств ИКТ.

Таким образом, по сути дистанционное образование- это образование, получаемое с помощью интернета и других средств ИКТ.

При таком обучении большую часть материала обучаемый осваивает сам. Однако в рамках выбранного курса обучающемуся предоставляется методическая поддержка и возможность online общения и консультирование с преподавателем. В рамках дистанционных курсов обычно проводятся также групповые занятия, где совместно разбираются разработанные обучающимися проекты.

Поэтому задачи, решаемые в ходе реализации концепции непрерывного образования, конкретизировались на международной конференции ЮНЕСКО. Эта новая реальность характеризуется многообразием организационных форм получения знаний (бакалавриат, магистратура, повышение квалификаций) и наличием разнообразных технологий, среди которых важная роль отводится дистанционным образовательным технологиям и средствам электронного обучения .

Именно поэтому в учебном процессе все чаще стали применять различные виды дистанционных образовательных технологий, которые в последнее время стали необходимым компонентом обучения, которые дополняют традиционные формы обучения. Сущность таких технологий заключаются в том, что традиционное обучение дополняется применением электронных и прочих средств связи. При этом важно отметить, что такая форма обучения исключает непосредственный контакт между преподавателем и студентом на всех этапах образовательного процесса и является новой формой обучения, не замещающей заочную форму, а обладающей своими индивидуальными технологиями и инструментами обучения. Одним из примеров такой связи может быть обратная связь обучающегося с преподавателем при помощи:

Электронной почты;

Специально организованных форумов;

Выкладывания информации на личном сайте преподавателя;

Использования сервисов вебинаров и видеоконференции для создания онлайн обучения .

В связи с этим, особо актуальной стала проблема выбора инновационных средств, применяемых при дистанционном обучении. Все это привело к выделению и научно-методическому изучению вебинаров как инновационно-эффективного, интерактивно-наглядного способа взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Еще совсем недавно люди не видели различия между дистанционным и заочным обучением, но в настоящее время исследователи проблем обучения разграничили эти двума понятия. Очень часто вебинар приравнивают к видеочатам или другим формам общения через интернет, что является ошибочным.

Вебинар отличается от видеоконференции возможностью большее количество зрителей превратить в реальных собеседников при наличии установленного микрофона и видеокамеры . В книге рекордов Гиннеса зафиксирован самый крупный в мире онлайн бизнес-семинар, количество участников которого составило 12012 человек. Приведем примеры различных форм проведения занятий при организации вебинаров: семинар-консультация, семинар-встреча, семинар-провокация, семинар с элементами групповой работы, семинар-визуализация, сократорский диалог, онлайн-конференция- сократорский диалог .

Особенностью вебинара является его содержательная и методическая насыщенность, конкретность и практический характер отрабатываемых учебных вопросов. Задачей преподавателя в данном случае является выполнение организаторской функции, связанной преимущественно с направлением и корректировкой общего хода учебного занятия .

Ценным преимуществом вебинаров является возможность предоставления обучающимся без приезда в вуз ознакомиться с учебными материалами и уменьшить обезличенность обучения студентов-заочников, что в свою очередь приближает учебный процесс к очной форме обучения. В результате такой формы обучения участники значительно экономят время (не надо тратить время на дорогу) и в любой момент времени могут воспользоваться записью и вновь пересмотреть урок. Кроме того вебинары могут обладать функцией анонимности или "невидимости " пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.

Внедрение вебинаров в систему дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.

В настоящее время вебинары в образовательной практике используются и широко применяются в следующих случаях:

При трансляции лекций известных профессоров, выступлений на конференциях, заседаниях ученого совета;

Для сохранения культурного наследия (проведение мастер -класса, фиксация эксперимента);

Для дополнительного консультирования студентов (например при недостаточном количестве отведенных часов, при отъезде студентов);

Для повышение квалификации и второго высшего образования без отрыва от основной деятельности.

На текущий момент существует большое количество различных платформ для проведения вебинаров, которые включают в себя различные модули: текстовый чат; голосовая связь; опрос с незамедлительной статистической обработкой результатов; совместная работа по просмотру документов, размещенных в Интернете; экспорт файлов, рассылку приглашений и т.д.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

1. BigBlueButton (http://www.bigbluebutton.org/). Данный сайт позволят регистрировать только 30 участников, включая лектора. Распространяется бесплатно и подходит для всех операционных систем. Интегрируется с Moodle, Microsoft Office, Adobe Reader. Позволяет загружать документы, записывать вебинар, работать с интерактивной доской .

2. OpenMeetings (http://incubator.apache.org/). Поддерживает так же, как и BigBlueButton, основные возможности, необходимые для проведения вебинара. Большим минусом данной платформы является отсутствие русификации и неудобное расположение окон.

3. Webinar (http://www.webinar.ru) В бесплатной версии позволяет организовывать вебинар до 5 пользователей. Позволяет загружать документы, записывать вебинар, работать с интерактивной доской. Данная платформа позволяет проводить тесты и голосование. Также присутствует статистика активности участников, которая очень помогает в учебном процессе.

4. Skype (http://skype.com/) В бесплатной версии позволяет организовывать видеоконференцсвязь с численностью не более 10 пользователей. Программное обеспечение простое в установке и пользовании, позволяет передавать изображение с экрана монитора. Большим минусом данной платформы является нестабильная видеосвязь и качество трансляции экрана и отсутствие возможности проведения совместной работы.

5. Microsoft Lync (http://lync.microsoft.com/). Является платным программным обеспечением и позволяет организовывать он-лайн семинары до 100 000 участников. Присутствует интеграция в офисные приложения; большое разнообразие функций (от отправки мгновенных сообщений до проведения видеоконференций), возможность записи вебинаров. Минусом данной платформы является необходимость установки серверной части, отсутствие многообразия функций работы с интерактивной доской.

6. Comdi (http://www.comdi.com). Также является платной оболочкой, позволяющей организовывать он-лайн семинары до 15000 участников. Является российской разработкой. Позволяет проводить как открытые, так и закрытые мероприятия, масштабировать видеоизображения, записывать вебинары, интегрировать файлы с различных приложений, проводить опросы .

7. Вебинар через информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru. Данная платформа является бесплатной на сегодняшний день и не ограничивает число пользователей в сети. Платформа насыщена различными инструментариями, необходимыми для ведения блогов, комментирования, обмена мнениями и опытами и т.д. Большим преимуществом данной платформы является простота дизайна и интерфейса для пользователя, а также возможность использования ее в сетевом взаимодействии всех участников образовательного процесса .

Стоит отметить, что в любой системе имеются свои недостатки. Для дистанционного обучения это, в первую очередь, отсутствие прямого контакта с преподавателем, а также жестокая самодисциплина и самообучение преподавателя инновационным технологиям. Но интернет - обучение - это уже наступившая реальность, изо-дня в день быстро развивающая и присутствующая в жизни каждого человека технология.

Магистрантами педагогического образования (магистерские программы «Информационные технологии в физико-математическом образовании», «ИКТ в образовании») совместно с С.В. Панюковой - руководителем информационно-образовательной сети 4portfolio.ru были организованы вебинары по следующим темам :

  1. Методика использования социальной 4portfolio.ru сети в качестве образовательной платформы
  2. Перспективные технологии в образовании.

Для проведения вебинаров магистрантами была выбрана платформа - 4portfolio.ru, которая стремительно развивается, обогащаясь новыми функциональными возможностями, и с каждым днем набирает все большую популярность среди пользователей сети Internet. Для проведения вебинаров магистрантами педагогического образования детально прорабатывались планы мероприятий, составлялись списки участников, подготавливались раздаточные и демонстрационные материалы. В качестве объекта были выбраны студенты первого курса, которые только перешли на новую ступень своей жизни. Организационно-подготовительный этап включал в себя создание специального сообщества в информационно-образовательной среде 4portfolio.ru для студентов первого курса физико-математического факультета ДГПУ с целью объединения и оповещения их о предстоящих вебинарах. Во время проведения вебинаров магистрантами педагогического образования были раскрыты все достоинства и возможности данной системы, проведены мастер-классы по созданию электронного портфолио в информационно-образовательной среде 4portfolio.ru, где было уточнено столь важное значение наличия такого порфтолио у каждого студента, разосланы методические материалы и видеозапись проведенных вебинаров.
Проведенные вебинары позволили нам познакомиться с возможностями информационно-образовательной сети 4portfolio.ru при дистанционном обучении, которое в настоящее время получило широкое распространение и является необходимым компонентом в системе непрерывного образования. Используя ее, магистранты по магистерским программам «Информационные технологии в физико-математическом образовании», «ИКТ в образовании» (руководитель Везиров Т.Г.) разработали авторские веб-портфолио.

Для успешной оценки качества усвоенного материала, а также развития навыков проведения вебинаров в образовательной деятельности студентам первого курса необходимо было представить и защитить разработанное ими авторское веб-портфолио посредством организации собственного вебинара.

Библиографический список:


1. Везиров Т.Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно-образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2013-№ 5.- С.32-25. – url: http://e-koncept.ru/2013/13093.htm
2. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник университета (ГУУ) Теоретический и научно-методический журнал. – 2012.-№ 10.-С.268-271.
3. Везиров Т.Г. Информационные технологии в науке и образовании. Махачкала, ДГПУ, 2005.- 64 с.
4. Геркушенко Г.Г. Выбор программной платформы для интерактивного обучения и проведения образовательных технологий // Известия Волгоградского Государственного Технического Университета. – 2013. -№ 13. – С. 29-32.
5. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. -2015. -№ 1.- С. 11 -15.
6. Мазелис А.Л. Выбор платформы вебинаров для организации дистанционного обучения // Вестник ВГУЭС.- 2012.-№ 5.- С.224-229
7. Нагаева И.А. Организация системы управления заочным обучением с элементами дистанционных технологий. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Сборник научных трудов под ред. проф. Симонова В.П. (серия Образование в XXI веке) выпуск первый. Международная педагогическая академия-М., 2010.-с.38-41
8. Нагаева И.А. Организация вебинара // Науковедение. – 2012.- № 3.-С. 10-16.
9. Панюкова С.В. Веб-сервисы в учебном процессе вуза. // Научные исследования и образование. -2015.- № 19.- С. 3-6.
10. Панюкова С.В. Дистанционное обучение на базе облачных технологий: проблемы и решения. В сборнике: ИТО-Москва-2014 III Международная научно-практическая конференция. 2014. С. 78-82.
11. Тупикин Е.И., Матвеева Э. Ф., Васильева П.Д. Вебинары как инновационное средство образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета.- 2014. - №4. – С.109-116.

Рецензии:

1.07.2018, 16:23 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия : В последнее время происходят серьёзные изменения в системе высшего образования, которые касаются как зарубежных, так и российских вузов. Они связаны с проявлением следующих тенденций: реализация концепции непрерывного образования, глобализация образовательного пространства, смена образовательной парадигмы, а также широкомасштабное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс университетов. Об этом написано достаточно большое количество статей (С.Д. Калинина, Е.В. Бережнова, Ю.В. Фролов, Н.В. Иващенко и др.). В связи с этим тема статьи является актуальной и значимой. Текст статьи изложен последовательно и логично. На мой взгляд, автору стоит уделить внимание новизне предложенной работы через описание организации вебинаров для магистров педагогического образования. Статья от этого только выиграет. После доработки рекомендую к публикации.

02.07.2018 0:00 Ответ на рецензию автора Капаева Александра Владимировна :
Добрый вечер. Спасибо Вам за рецензирование. С учетом ваших замечаний мною была доработана статья. Не могли бы вы проверить доработки. Спасибо.


2.07.2018, 7:42 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия : С учетом доработки статью можно рекомендовать к публикации

2.07.2018, 10:52 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия : Статья, безусловно, актуальна на современном этапе образования. Автор логично выстраивает структуру работы, вводит читателей в курс средств ИКТ обучения, одним из которых она называет вебинар. Однако следует учесть следующее: во-первых, в статье есть пунктуационные ошибки (так, в названии статьи не нужна запятая после слова "вебинар"; в шестом абзаце "таким образом" - вводная конструкция, нужно поставить запятую и т. д.), их следует исправить; во-вторых, во втором абзаце непонятно, что подразумевает автор под словами"литературные источники", скорее всего, здесь надо указывать научные источники, т. к. статья не литературно-критическая, а научная; в-третьих, самое главное, не показано конкретного методического применения вебинаров в обучении магистрантов - это может быть фрагмент занятия с использованием какого-либо вебинара или программа курса, где показано в планировании (программе курса) место вебинаров, их значение и роль в обучении. После исправления указанных недочётов статья может быть рекомендована к публикации.


9.07.2018, 11:26 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия : Александра Владимировна, осталось довольно много пунктуационных ошибок. Слово"интернет-ресурсы" (второй абзац) пишется через дефис. 6. Comdi (http://www.comdi.com). Также является платной оболочкой, позволяю -щая, а надо - щей... Таким образом, по сути дистанционное образование- это образование, ..... И др. Статью надо тщательно выверить. Доработайте.

02.10.2018 9:09 Ответ на рецензию автора Капаева Александра Владимировна :
Добрый день. Извиняюсь,что так долго не возвращалась к статье. Сейчас она полностью исправлена на орфографические и пунктуационные ошибки совместно с филологом. Спасибо за рецензию.


18.10.2018, 8:50 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия

19.10.2018, 9:06 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия : С учётом доработки и исправлений статью можно рекомендовать к публикации.

Насколько функциональны вебинары и что они собой представляют? Знание ответа поможет вам намного улучшить результаты своего образования и сделать процесс учебы более удобным и динамичным.

Компьютерные технологии постепенно проникают во все сферы нашей жизни. И система дополнительного образования не является исключением. Специалисты уже давно отмечают, что благодаря разнообразию форм интернет-занятий эффективность образовательных программ значительно возросла. Интернет-обучение, в том числе и вебинары , которые являются одной из наиболее распространенных форм дополнительного интернет-образования, обеспечивают максимально быстрое обсуждение и решение поставленной проблемы или вопроса. Это особенно актуально в рамках бизнес-образования и интернет обучения.

Благодаря данной форме IT-занятий исчезают препятствия и задержки, связанные со временем встречи и расстоянием между участниками. Но возникает вопрос: Насколько функциональны вебинары и что они собой представляют? Знание ответа поможет вам намного улучшить результаты своего образования и сделать процесс учебы более удобным и динамичным.

Что такое вебинар?


Вебинар – это разновидность веб-конференций и онлайн-занятий (семинары, лекции, курсы, презентации), посвященных определенной теме. Его проводит лектор в режиме реального времени. Участникам не нужно никуда ехать, они находятся дома, у своих компьютеров, где видят презентуемые материалы и слушают комментарии руководителя. Как правило, для того чтобы стать участником занятий, необходимо установить специальное веб-приложение.

Отметим, что функциональные возможности не ограничиваются только лишь учебными онлайн-занятиями . Вебинары активно используют для проведения:

  • презентаций;
  • партнерских конференций;
  • корпоративных встреч;
  • деловых совещаний.

Вебинары имеют широкие возможности: видео-, и аудиосвязь, загрузка/воспроизведение видео и презентации, проведение опросов и голосований, доска для рисования, текстовый чат, видеотрансляция экрана лектора, функция передачи прав на управление занятием слушателям.

Преимущества и недостатки вебинара

Среди основных преимуществ любого вебинара можно выделить:

  • интерактивное участие;
  • экономию времени и денег (не нужно тратить средства на дорогу и проживание; для участия в профессиональном вебинаре можно оплатить всего одну заявку на весь коллектив; также существуют бесплатные вебинары);
  • высокая эффективность обучения;
  • динамичность подачи учебных материалов;
  • возможность увидеть и пообщаться с известными лекторами-экспертами.

Естественно, имеются у вебинаров и недостатки. К таковым можно отнести:

  • обязательное знание компьютера на достаточно хорошем уровне;
  • вебинар будет полезен только для тех, кто реально настроен на максимальное усвоение материала;
  • участие в вебинаре можно симулировать, что несколько подрывает "авторитет" документов, подтверждающих окончание и полученную квалификацию слушателей интернет-занятий .

Как принять участие в вебинаре?


Общая схема участия в вебинаре выглядит приблизительно следующим образом. Сначала нужно выбрать интересующую вас тему (список можно найти через СМИ или на сайте организации, проводящей вебинар). Затем вы оформляете заявку на участие, оплачиваете ее (но есть и бесплатные занятия), и на вашу почту приходит персональная ссылка для подключения к вебинару. Накануне занятия обязательно проверьте настройки вашего компьютера. Больше подробностей можно найти на сайте организатора.

Чтобы достичь максимальной эффективности от вебинара вы должны позаботиться о технической стороне вопроса. Входящая скорость интернета должна быть достаточно высокой (рекомендуется 512 кбит/с - прием, и не меньше 256 - отдача). Для того чтобы только слышать лектора – вполне достаточно 32 кбит/с. Что касается программного обеспечения, то вам нужно установить браузер, проигрыватель (Adobe Flash Player) и систему Java. Накануне мероприятия обновите проигрыватель и протестируйте компьютер. В случае любых проблем обращайтесь в службу технической поддержки организатора вебинара .

Функциональные возможности вебинара в системе дополнительного образования

Вебинар, благодаря своей интерактивности и возможности дистанционно объединять людей, которые работают в разных сферах, в одно целое, занимает особенное место среди всех форм обучения. Он становится все более популярным среди организаций, работающих в сегменте маркетинга, управления и образования. А в контексте повышения квалификации, профессиональной переподготовки и специализированных профессиональных курсов вебинары просто незаменимы. Ведь они дают возможность дистанционно обучать и повышать профессиональный уровень специалистов, независимо от их занятости и месторасположения.


Если же говорить более предметно, что функциональные возможности вебинара в сфере дополнительного образования выглядят следующим образом:

  • веб-лекция (дистанционная лекция, которая объединяет многих слушателей и дает им возможность дискутировать и презентовать свои доклады в контексте занятия);
  • тренинг (онлайн занятие, посвященное практическому усовершенствованию умений, навыков, приобретению новых знаний);
  • профессиональные курсы (курс занятий, целью которых является приобретение знаний и умений в новой для человека сфере – курсы визажа, бухгалтерии, менеджмента, иностранных языков, массажа или программирования);
  • презентация (публичное представление продукта, изобретения, технологии или знаний);
  • учебная дискуссия;
  • опрос;
  • коллективная работа над исследовательским проектом, изучением проблемы, связанной с профессиональной деятельностью;
  • публичная защита научных работ, докладов, проектов с возможностью их обсуждения слушателями в режиме онлайн.
Важно понимать, что эффективность вебинара во многом зависит не столько от квалификации и профессионализма лектора, сколько от вашего желания и настойчивости. Если вы используете все возможности онлайн-занятия, то сможете без значительной потери времени и денег намного повысить свой профессиональный уровень.

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов. Для передачи знаний на расстоянии активно распространяется новое средство общения - вебинары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование вебинаров в учебном процессе.

Пластун Н.А., преподаватель математики и информатики,

Актюбинский кооперативный колледж

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Неоспоримым является потребность в модернизации процесса подготовки преподавателей. От решения этой задачи в значительной степени зависит развитие страны. Именно образовательная, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества - еще в середине IXX века констатировал Константин Ушинский.

Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов, что касается внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, в том числе и тех, которые можно использовать для передачи знаний на расстоянии. С 2009 года началось активное распространение нового средства общения - вебинара. Вебинар (веб + семинар = вебинар) ‑ групповая работа в Интернете с использованием современных средств общения видео, флеш, чата и тому подобное.

Существует ряд инструментов обучения, которые пришли из традиционного обучения, и останутся обязательными постоянно. Вместе с тем большинство инструментов обучения постоянно обновляются в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. В частности, традиционно именно общению отводится главная роль в процессе обучения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, которые направлены на обмен информацией, восприятие и понимание другого, ориентируясь на определенную тактику и стратегию взаимодействия. Средства общения не являются постоянными. В этом процессе как показывают доработки ученых и образовательная практика видное место занимают технологии Веб 2.0., которые позволили:

Обеспечить простоту в общении и сотрудничестве всех участников учебного процесса с помощью сетевых технологий, создание социальных сообществ, средств коллективного общения и обмена знаниями;

Реально внедрить личностно-ориентированные технологии обучения в условиях коренного изменения роли преподавателя из основного источника получения знаний в фасилитатора учебного процесса.

Фасилитация - стиль педагогического общения, который предусматривает облегченное взаимодействие в ходе совместной деятельности студентов и преподавателей; не навязчивая помощь группе или отдельному человеку в поиске способов выявления решения проблем, налаживании коммуникативного взаимодействия между субъектами деятельности.

Качественный дистанционный учебный процесс обязательно предполагает общение ‑ асинхронное (почта, форум) и синхронное (чат, скайп). Системы управления учебным контентом предусматривают создание и размещение на их базе электронных учебных курсов. Студент получает персональный доступ к такой системе, которая обеспечивает ему возможность пользоваться в любое удобное для него время поданным и размещенными там учебными материалами нового образца. При этом он получает не только статический текст в электронном формате, а мультимедийной и видео ресурсы и сервисы для коллективного использования и общение как в онлайн так и в офлан режимах вроде Вики, форумов, блогов, вебинаров, подкатов подобное.

Вебинар, как правило, проводится через социальные сервисы в Интернет, для чего необходимо зарегистрироваться на соответствующем сайте и открыть свой виртуальный класс. При бесплатном сервисе количество участников, как правило, ограничено 20 членами, количество записей тоже ограничено (Wiziq.com ‑ три записи) или выполняется частично (dimdim.com). Платный сервис обеспечивает больше возможностей. В некоторых случаях программное обеспечение можно установить на сервере организации (как бесплатно, так и платно).

Программное обеспечение для проведения вебинаров, как правило, позволяет:

Демонстрировать документы в наиболее распространённых форматах;

Передавать речь и видеоизображение ведущего и нескольких участников;

Общаться в чате и приватном чате;

Демонстрировать видеоролики;

Рисовать графические объекты и текст на белой доске;

Осуществлять перехват экрана компьютера;

Размещать файлы для обмена;

Проводить опросы слушателей.

Вебинары могут быть использованы для проведения:

Лекций с обратной связью;

Тематических семинаров;

Защиты выполненной работы;

Групповой работы;

Проведения опросов;

Демонстрации техники работы на компьютере;

Презентации различных коммерческих продуктов;

Тренинга.

Для проведения вебинара достаточно наличие опыта создания презентаций PowerPoint, проведения аудиторных занятий, использования педагогических теорий и социальных сервисов Интернет.

Во время проведения вебинара используются следующие режимы:

Управление . Отключение микрофона, исключение камеры, переход к документам в различном формате.

Рисование . При необходимости вы можете выделить элементы презентации с помощью инструментов рисования или указки.

Презентация . Переход по слайдам презентации.

Опрос . Для интерактивной работы с участниками можно создать опрос и посмотреть результаты.

Запись . Вебинар записывается продюсером.

Таким образом, вебинар - это технология, позволяющая в полной мере воссоздать условия колоборативнои (общей) формы организации обучения, а именно семинарского, лабораторного занятий, лекций, используя средства аудио, видео обмена данными и совместной работы с различными объектами, несмотря на то, что его участники могут физически находиться в разных местах. Таким образом создается виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников вебинара. Вебинары можно считать виртуальный семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинар имеет главный признак семинара - интерактивность, которая может быть обеспечена с помощью модели: докладчик - слушатели, которые задают вопросы и обсуждают их, причем в роли докладчика может быть как преподаватель так и студент, в зависимости от роли, которую он должен выполнять по сценарию проведения такого семинара.

Какие преимущества имеет вебинар перед существующими традиционными и инновационными технологиями?

Вебинар имеет все преимущества традиционного семинара, воспроизводя возможности личного общения между слушателями, а также живого общения между слушателями и докладчиком. Так вебинары имеют следующие преимущества:

Высокая доступность для «посещения» слушателями;

Значительная экономия времени на организацию;

Удобство для «посетителей» - восприятие информации и знаний в привычной обстановке, без лишних шумов и т.п.;

Интерактивное взаимодействие между докладчиком и слушателями, также слушателями между собой и т.д..

Вебинары относятся к той технологии, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Однако участникам вебинаров требуется время для развития специальных навыков, необходимых для работы в режиме вебинара. Обучение, происходит с помощью вебинара, это пример синхронного обучения, когда преподаватель дает студентам учебный материал, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает уровень усвоения знаний и т.д., через виртуальное общение в реальном времени.

Независимо от типа занятия в процессе подготовки к проведению вебинаров целесообразно обратить внимание на следующие моменты:

Заблаговременная подготовка к участию и объявления о дате и времени его проведения: все участники должны заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования и соответствующего канала Интернет связи, для проверки работы системы войти в виртуальной комнаты за 10-15 минут до начала вебинара; проверить звук и возможности ставить и задавать вопросы всеми участниками. Это позволит минимизировать риски технических «накладок» во время проведения вебинара;

Выбор темы, педагогическая целесообразность постановки целей и задач вебинара: необходимо раскрыть основные пункты доклада, вопросы для обсуждения и главную цель проведения вебинара, которая бы позволила студенту выяснить необходимость его участия в виртуальном семинаре и путей дальнейшего использования записанных видеоматериалов;

Отбор материала, который будет рассматриваться на вебинаре: необходимо четко спланировать соотношение изученного и нового материала, сформулировать проблему вопросы и подготовить описания соответствующих кейсов, предусмотреть обсуждение вопросов в малых группах и парах, распланировать участие каждого из его участников, расписать соответствующие роли, обеспечить студентов конкретными задачами для самостоятельной работы материала и четкими критериями его оценки, предложить специально разработанные формы взаимооценки и самооценки;

Методическая подготовка преподавателя и студентов к семинару: преподаватель должен разделить содержание темы на конкретные вопросы; заранее описать рекомендации по подготовке всех участников к их обсуждению, разработать инструкции обработки основной и дополнительной литературы; выбрать формы самостоятельных сообщений студентов - доклад, выступление, освоение, подготовка презентации и, в зависимости от цели проведения вебинара необходимо разработать показатели его оценки и формы проведения рефлексии;

Сценарий проведения вебинара. Целесообразно прописать с указанием времени следующие основные этапы вебинара: сообщение темы, цели и задач занятия, предоставление слова студентам для сообщения по тематике вебинара, комментарий относительно сообщения студентов, концентрации внимания студентов на вопросах, которые предусмотрены планом; постановка вопросов в процессе сообщения, побуждают к дискуссии, требуют доказательности, прочности знаний, изобретательности, подведение итогов занятия, задание для дальнейшего самостоятельного обработки материала; оценки и стимулирования к активному участию студентов в вебинаре, оценки ответов и активного участия в работе вебинара;

Подведение итогов вебинара: после проведения занятия преподаватель должен провести анализ, по которому определить раскрыта тема, какие знания получили студенты, отношение к занятию студентов и их творческая активность, достижения цели занятия.

Президент РК Н.А. Назарбаев в своем ежегодном послании подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям, в том числе приоритетными целями являются создание эффективной системы обучения, внедрение инновационных технологий и повышение компьютерной грамотности населения

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях, когда создается единое интеллектуальное и эмоциональное пространство средствами интернет технологий, насущной проблемой становится сочетание классических педагогических технологий с информационными технологиями обучения. Технологии Веб 2.0., в частности вебинар, содержат большой потенциал повышения эффективности учебного процесса и требуют четкого определения условий их использования.


Слово «вебинар» образовано от английских слов «web-based seminar» (сокр.. webinar) и используется для определения различных мероприятий (семинаров, дискуссий, конференций, презентаций и даже тренингов), проходящих в режиме on-line. Вебинар проводится через сеть Интернет в режиме реального времени в виртуальном классе. Ведущий использует видео-трансляцию, голосовую связь и заранее приготовленные слайды презентации, таблицы, задачи и т.п. При этом участники вебинара могут общаться с ведущим и между собой в чате. Время проведения вебинара обычно не превышает полутора часов.

Вебинары, как дистанционная форма обучения, уже давно широко применяются внутренними учебными центрами коммерческих компаний, имеющих развитую региональную сеть. Это объясняется тем, что именно вебинары позволяют значительно сократить расходы и сэкономить время на обучение персонала. Кроме этого, к важным преимуществам можно отнести: возможность проведения обучения одновременно для большого количества слушателей; предоставление знаний при активном взаимодействии между ведущим и слушателями; оценку усвоенных знаний сразу после проведения мероприятия.

Однако, вебинары имеют и определенные недостатки, в частности, сложность в формировании слушателей умений и навыков практической деятельности, отсутствие непосредственного контакта между ведущим и слушателем.

Отметим, что проведение вебинаров требует от преподавателя определенного мастерства, что объясняется отсутствием непосредственного контакта с участниками. Для преподавателя это означает, что голос и демонстрационный материал являются основными средствами воздействия на аудиторию. Что касается учебного материала вебинара, то его распределение мало чем отличается от традиционных лекций или семинаров, а именно:

  1. постановка целей и задач занятия;
  2. изложение основной части;
  3. решения практических задач, кейсов, обсуждение острых вопросов;
  4. контроль качества усвоения материала (опрос, тестирование и т.п.);
  5. подведение итогов. Обычно, учебный материал подается в виде презентации РРТ.

Поэтому, для постоянного поддержания внимания слушателей, презентация должна быть максимально информативной и интересной. Оптимальное время для комментирования одного слайда - около пяти минут. Кроме того, через каждые 3-5 слайдов, нужно включить и те, которые содержат проблемные вопросы, позволяющие получить обратную связь от слушателей.

Таким образом, дидактическая ценность вебинара во многом зависит от профессиональной подготовки преподавателя и его педагогического мастерства, а также от умения слушателей быстро обрабатывать учебный материал, четко и лаконично излагать свои мысли, задавать вопросы.

Итак, вебинары является эффективной дистанционной формой обучения, обеспечивающих двустороннюю связь между ведущим и участниками в режиме реального времени, которые заняли достойное место среди форм дистанционного обучения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: