Как изменить тональность минусовки: особенности, способы и рекомендации. Лучшие онлайн сервисы для изменения скорости и тональности песен и музыки

05.02.2018

Термином «тональность» называют высоту музыкального лада. И это далеко не постоянная величина. Например, певец может менять ее очень долго, прежде чем найдет подходящее для него звучание. А композитору она помогает показать веселые, напряженные или печальные моменты в музыке. Но даже человек, лишь отдаленно знакомый с «Сольфеджио», может легко изменить тональность любой песни. Главное, что для этой процедуры существует достаточное количество инструментов.

Онлайн-ресурсы для изменения тональности

Назначение подобных сервисов не обязательно связано только с регулировкой этого параметра. Иногда добавляют и дополнительные возможности, но даже в этом случае все довольно скромно.

Способ 1: Vocal Remover

При создании соответствующего запроса в первую очередь поисковик предложит именно этот онлайн-инструмент. Если быть точнее, он представляет собой набор из нескольких утилит, предназначенных для обработки звука. Например, здесь можно удалить вокал, вырезать отрезок из песни или изменить темп. Сервер способен работать как караоке, диктофон и аудиоконвертер. А главное, он довольно прост в использовании, ведь чтобы поменять тональность песни, необходимо выполнить несколько простых действий:


Способ 2: Onlinetongenerator

Этот англоязычный сервис обладает не только схожим функционалом, но и интерфейсом. Правда, в этом случае имеется возможность поддерживать темп (Maintain Tempo), который при изменении тональности также меняется. Нужная вкладка – вторая сверху, открываем ее и начинаем работать.


Разработчики предупреждают о том, что ОнлайнТонГенератор не открывается в устаревших версиях браузеров, поэтому возможные проблемы, скорее всего, решит их обновление.

Способ 3: RuMinus

Выполнять ту же работу, а именно изменять тональность, темп, скорость композиции, а также удалять из нее слова, способен ресурс РуМинус. Но есть проблема – как и все следующие в списке варианты он не разрешает пользователю прослушивать композицию во время обработки, а только перед скачиванием ее на компьютер. А вот принцип работы сервиса практически тот же.


Способ 4: Conversion-Tool

Инструмент для изменения тональности на этом сайте предлагает широкий выбор вариантов загрузки файлов. Это может быть жесткий диск, облачные хранилища (OneDrive, Dropbox) или даже интернет-страница, на которой размещена композиция. Главное, чтобы размер не превышал 100 МБ. При этом, сервис разрешает пересылать обработанный файл по электронной почте (при объеме не более 10 МБ), но такая привилегия доступна лишь зарегистрированным пользователям. А вот как это работает.


Способ 5: Transposr

И, наконец, самый простой сервис. Пользоваться им настолько легко, что будь он на китайском языке, ни у кого все равно бы не возникло затруднений. Все, что нужно сделать это:


Описанные выше ресурсы предлагают пользователям довольно ограниченный набор возможностей для обработки музыки. Их основное преимущество заключается в быстром к ним доступе, поэтому мощным цифровым студиям, требующим установки в систему, они не конкуренты. Их дело маленькое, и рассчитаны они на любителей. Тем, кто серьезно занимается музыкой, они точно не пригодятся.

Как менять тональность на гитаре. Каподастр.

Привет друзья. При игре на гитаре иногда возникают случаи, когда нужно изменить тональность . Помогает нам в этом каподастр . Что это такое и как он работает - давайте разберёмся.

Разные размеры для разных гитар

Это приспособление зажимает струны на любом ладу. Фактически вы меняете длину струны и, соответственно, тон. При этом ваша левая рука может играть те же аккорды, что и до смены тональности.

Такие ситуации возникают, когда вы, например, подбираете песню, которая сыграна в неудобной тональности, так, что её всю приходится играть на баррэ . Каподастр просто заменит вам эти баррэ.

Также он выручит, если вам неудобно петь песню - слишком высоко или слишком низко. Вы одним движением переводите гитару в удобную для голоса тональность - и можете легко и без напряжения петь.

Каподастр на втором ладу.

Самые распространенные виды каподастров - прищепки разных модификаций и резинки .

Прищепки легко ставить и снимать, и есть из чего выбрать - форм и видов много. Лучше выбирать не пластиковый, а металлический - дольше прослужит.

Совет. Грифы у гитар бывают разные. Надо быть внимательным при выборе каподастра - тот, что подходит на гриф акустики может не подойти к грифу классической гитары. И наоборот. К тому же гриф акустики часто слегка скругляют, а у классики он плоский. Вот и каподастры тоже могут быть изогнутые и прямые.

С резинками проще - они универсальны, но ставить их быстро не получится - нужна сноровка. Со временем могут растягиваться.

Универсальный каподастр-резинка.

А вообще мой первый каподастр был простым карандашом, примотанным к грифу. Тоже работает.

Каподастр. Версия 1.0

Совет. На гитарах, особенно недорогих, часто расстояние между грифом и струнами над первым ладом слишком большое. Играть при этом тяжело, пальцы быстро устают, а баррэ не звучит. Если протачивать верхний порожек или платить за это мастеру вам неохота - просто поставьте каподастр на первый или второй лад, и всё! Расстояние будет правильным, и играть станет гораздо легче.

Чем больше это расстояние, тем труднее играть.

Стандартный строй гитары - от 1 к 6 струне E-B-G-D-A-E (ми си соль ре ля ми). При этом нота Ля первой октавы соответствует частоте в 440 герц. Стандарт 440 используется сейчас повсеместно. Эти настройки заданы по умолчанию в тюнерах, камертонах, синтезаторах и.т.д. Если вы хотите чтобы ваша гитара звучала гармонично со всеми остальными инструментами и треками - смело настраивайте её именно так.

Нота ЛЯ - 440 герц

А теперь представим, что мы выучили простые аккорды, попробовали спеть песню и поняли, что петь очень некомфортно. Либо слишком низко, либо слишком высоко. Перестраивать гитару - долго и неудобно. Надо поменять аккорды, но при этом они станут зажиматься на баррэ. Как быть?

В таких случаях можно изменить тональность нашей песни, т.е. транспонировать её при помощи каподастра. Просто ставим его на нужный лад и играем всю песню в более высокой тональности теми же аккордами. Теперь не надо опасаться, что обычный Am превратится в какой-нибудь, более сложный, к примеру С#m.

В этом случае мы ставим каподастр на 4 лад и зажимаем все тот же Am, при этом на гитаре будет звучать уже транспонированный С#m.

Зажимая простой Am мы получим C#m.

И мы можем теперь одним движением каподастра менять тональность всей песни, играя при этом одни и те же удобные и привычные аккорды. Красота)

Но как быть, если тональность надо понижать? Я же не могу поставить каподастр ниже первого лада - там струны уже заканчиваются...

В этом случае всё-таки придется выучить новые аккорды…

Например: надо понизить Am на 3 лада (или полутона). Для этого мы возьмем Am не в привычном виде, а на баррэ - на 5 ладу. Вид у него при этом станет как у аккорда Em, только роль первого порожка гитары будет выполнять баррэ на 5 ладу.


Так выглядит обычный Am на 5 ладу с баррэ. Если 5 лад представить как верхний порожек, то мы увидим простой аккорд Em.

Теперь этот Am можно двигать влево по грифу. Нам надо на 3 лада? Значит получим в итоге 5-3=2 лад. Помним, что аккорд выглядит как Em.

В результате мы получим аккорд Em, каподастр на 2 ладу. Это и есть наш Am, смещённый на 3 лада вниз.

Понижаем Am на 3 лада и получаем F#m.

Также каподастр выручает, когда надо подобрать аккорды к песне, сыгранной в неудобной (для гитариста) тональности. Скажем, я начал подбирать песню и слышу, что она в тональности Hm. Если хочешь - играй на баррэ всю песню, но можно поставить каподастр на второй лад и, совершенно не заморачиваясь, играть обычный Am. Все просто.

Каподастр «паук». Зажимает каждую струну по отдельности.

Совет. При транспонировании вниз достаточно помнить, что обычный Am - это Em с каподастром на 5 ладу, а обычный Em - это Am с каподастром на 7 ладу. Будет полезно выучить, как брать простые аккорды на разных ладах и с баррэ. Это понимание поможет транспонировать что угодно и куда угодно)))

В общем, главное. Если вы поёте и подбираете песни - каподастр значительно упростит вам жизнь. К тому же иногда бывает полезно отыграть уже выученные мелодии в другой тональности, с каподастром, просто для общего развития. Так что вещь в арсенале гитариста полезная, рекомендую.

На этом все, играйте и развивайтесь. До новых встреч.

Как изменить тональность онлайн? Для этих целей пользователи прибегают к различным программам, при помощи которых можно изменить тональность аудиотреков. В этой статье мы задались целью рассмотреть несколько онлайн-сервисов и одну программу, позволяющие с легкость повысить либо понизить тональность аудиозаписи.

Онлайн-сервисы для изменения тональности

Сегодня любой пользователь интернета может найти и скачать аудиозапись или фонограмму. Но часто случается, что предложенная тональность оказывается не совсем удобной для конкретного исполнителя. Каждый человек обладает собственным исключительным голосовым диапазоном.

Кроме этого, пользователь может столкнуться с необходимостью воспроизвести мелодию на музыкальном инструменте, для чего следует выбрать конкретную тональность с точностью до полутона.

Способ 1: Vocalremover

Это простой и понятный сайт, в функционале которого разберется любой начинающий пользователь. Данный сайт включает в себя целый набор программ для изменения фонограмм. Можно вырезать вокал, поменять темп и тональность, а также воспользоваться онлайн диктофоном. В меню — «Изменить тональность» , есть специальный ползунок, «тональность» и возможность прослушать демо.


Способ 2: Ruminus

Данный сервис позволяет изменить не только тональность звуковой дорожки, но и ее темп, он будет удобен для русскоязычных пользователей.


Способ 3: Onlinetonegenerator

Данный сервис является преимущественно англоязычным, но обладает интуитивно понятным интерфейсом, простым и удобным для пользователя. Кроме транспонирования тональности сайт позволяет обрезать запись и редактировать ее в режиме онлайн.


Способ 4: Audio-cutter

Хочется представить вашему вниманию один из самых популярных сайтов, предназначенных для обработки аудиофайлов. Он позволяет не только загрузить файл с компьютера, но также работает с популярным сервисом Google Drive и позволяет прикрепить ссылку на внешний источник данных.


Программа Transcribe!

Онлайн-сервисы для изменения тональности в первую очередь рассчитаны на любителя, поэтому при редактировании запись зачастую теряет свое качество. Профессионалы используют специализированные программы и аудиоредакторы, одним из которых является Transcribe!.


Мы рассмотрели несколько простых способов изменения тональности аудиофайлов при помощи бесплатных онлайн-сервисов, а также специализированной программы. Пользователь может выбрать подходящий способ на собственный вкус в зависимости от личных предпочтений. Надеемся, что информация была для вас полезной!

Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.

Основные моменты

Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотрите рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.

Рисунок №1

Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотрите рисунок 2).

Рисунок №2


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.

Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.

Упражнения для закрепления

  1. Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
  2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
  3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Разновидности

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:

  • Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
  • Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
  • Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».

Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:

  1. Параллельные
  2. Одноименные
  3. Однотерцовые

Вопросы:

  • B-dur и h-moll
  • A-dur и a-moll
  • G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний.

Ответы: 3, 2, 1.

Интересные факты

  • Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
  • Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин .
  • В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
  • Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
  • Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.


Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

параллель

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↓ и их параллели

Мажор

Мажор – м2, м3, б3 ↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор

Минор – м2, м3, б3 ↓ и

Мажор DD на б2 и одноименный мажор

Для мажора ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

Дмитрий Низяев

Само собой разумеется, нам не было бы интереса учиться различать разные степени родства тональностей только ради академического кругозора. Гораздо интереснее применять сочетания разных тоник в Вашей музыке, заставить их взаимодействовать, согласны? То есть, менять тональность внутри одной пьесы. Давайте сегодня попробуем методично и последовательно построить переход в новую тональность, и вообще, познакомимся с этим явлением изнутри.

Здесь мы снова сталкиваемся с явлением "перекрытия терминов" из разных областей, и причина такого события на этот раз в слове "модуляция". Почти все вы знаете его смысл в радиотехнике, акустике - словом, в науках о волновых явлениях. В гармонии же этим словом обозначается переход в новую тональность - признаться, я и сам не знаю происхождения такого термина. Но Бог с ним, с происхождением, лучше займемся музыкой! Если быть точным, понятие "перехода в новую тональность" имеет в гармонии два наименования. "Модуляция" - это окончательная и бесповоротная смена тоники, то есть, процесс, имеющий подготовительную фазу, собственно переход и - главное - закрепление новой тональности, ее утверждение с тем, чтобы дальнейшая музыка развивалась (возможно, даже до самого конца) уже в ней. Другой термин - "отклонение" - означает лишь временный переход, без закрепления, порой даже лишь намек на новую тонику, не доходящий до ее разрешения. В этом случае дальнейшее развитие музыкального сюжета в полученной тональности не остается, а либо возвращается в прежнюю, либо готовит новую. Словом - на достигнутом не останавливается. Несмотря на разницу в отношении к новой тональности, Вы понимаете, что и отклонение, и модуляция - суть одно и то же явление.

Перейти к новой тонике можно многими путями. Собственно, как Вам угодно. Но в рамках классической школы, с ее аккуратным и логичным отношением к слушателю, годится не всякий способ. Можно ведь просто взять тоническое трезвучие одной тональности, и сразу же - другую тонику. Никто Вам этого не запретит. Но попробуйте-ка сочинить песенку с такими вот прямыми "склейками" тональностей - и Ваш слушатель в большинстве случаев просто поморщится. Казалось бы, а что такого? Ему же все равно, в какой тональности песня, скажем, начиналась. Так какая ему разница, в какой начнется второй куплет? Думаю, что Вы и сами легко ответите на это. В начале песни слушатель еще не настроен , а к началу второго куплета - совсем напротив. Понятие "настройки" ушей и головы в тональности Вам уже знакомо, если Вы брали на себя труд проделать несколько упражнений (см. урок №10 "Тренинг"). И когда звучат первые аккорды песни, Вы испытываете несколько мгновений дискомфорта, пока Ваше музыкальное "Я" не выделит для себя устойчивые звуки и не выловит из воздуха метрическую сетку песни. Прислушайтесь к своим ощущениям. Этот дискомфорт мы испытываем десятки, если не сотни раз в день, поэтому не замечаем его. Вернее, мы понимаем его неизбежность, "нормальность" в первые мгновения знакомства с музыкой. Но к появлению этого неприятного чувства прямо посреди песни мы совершенно не готовы. Понимаете? Слушатель, затративший толику труда на свою настройку в начале музыки, имеет полное право не напрягаться больше, пока не придет время для другой музыки. Вот поэтому, если Вы намерены бережно относиться к его чувствам (а это - Ваш долг, если уж Вы беретесь писать музыку), то любую перемену - темпа, ритма, громкости, тональности - должны подготавливать так, чтобы у слушателя было время понять происходящее, и были логические "зацепки", помогающие связать и объяснить в подсознании эти перемены. Если слушатель настроился в прежней тональности, то вводить новую необходимо логично, предоставляя ему необходимый минимум аккордов, тяготений, да и просто времени, для новой настройки.

Ближе к делу! В классической школе существует три методики модуляции, и мы со всеми познакомимся своим чередом. Первый и основной способ можно назвать модуляцией с общим знаме… ой, аккордом. Принцип простой: находится любое трезвучие, имеющее смысл в обеих тональностях, и используется в качестве "клея". Здесь подразумевается, что выбирать трезвучия можно только из диатонических, то есть, состоящих из чистых, не альтерированных, ступеней. Альтерации, конечно, не запрещены, но Вы должны сознавать, что чем сложнее трезвучие объясняется в тональности, тем труднее Ваша модуляция будет восприниматься на слух. А ведь наша первая задача - как раз наивозможно облегчить восприятие слушателю.

Между тональностями первой степени родства (а мы пока что знаем только эту степень) обычно можно обнаружить сразу несколько трезвучий, отвечающих условию. Попробуем сразу это увидеть. Берем список всех диатонических трезвучий до-мажора, и сравниваем с аналогичным же списком для ре-минора (позвольте мне использовать латинские обозначения для краткости. Вам уже давно пора их знать назубок!. Условимся обозначать мажорные трезвучия прописными буквами, в минорные - строчными, хорошо?):

Рассмотрев эту табличку, видим, что общими для обеих тональностей здесь служат трезвучия ре-минора, фа-мажора, ля-минора и до-мажора. Естественно, что сами тонические трезвучия тоже попали в это число - ведь данная степень родства именно и основана на родстве тонических трезвучий. А так - два трезвучия обнаружились. И такие два трезвучия Вы найдете во ВСЕХ парах тональностей, лежащих в соседних ячейках квинтового круга. Убедитесь сами:

Снова, помимо собственно тоник (си-минор и ми-минор), общими оказались два трезвучия: ре-мажор и соль-мажор. Как находить общие трезвучия - понятно? Кстати, можете опять вырезать бумажные кружки, как в прошлой нашей встрече, рисовать стрелки по этим самым общим трезвучиям, и вертеть в квинтовом круге, как заблагорассудится - всегда железно будут показаны нужные трезвучия.

Пойдем дальше. Какое из найденных четырех трезвучий избрать для модуляции и как все это организовать? Первый вопрос решается, исходя из Вашего вкуса или аккордовой ситуации в музыке. В принципе, любое из этих трезвучий без проблем соединит две тональности, но их окраска может по-разному подойти под настроение музыки, так что - на Ваш вкус. А чтобы организовать процесс, давайте проделаем как бы "штатный" набор действий.

Нужен сначала показ исходной тональности. Для этого нужно просто дать аудитории услышать систему тяготений, то есть, тонику, доминанту, несколько случаев разрешения неустойчивых звуков в их "родные" устойчивые. Собственно, специально этого сочинять не нужно, так как эту работу сделает тот первый куплет, та часть музыки, которая предшествует модуляции. Ну, чтобы не быть голословными, давайте наскоро слепим короткое аккордовое предложение, которое продемонстрирует тональность со всех сторон. А во втором предложении будем модулировать. Начнем, например, так:


Послушать

Ну, пусть это звучит слишком "дубово", когда Вы будете использовать методику в своей музыке, Вы инструментуете и разукрасите все это. Это - звучащая схема, скелет гармонии. Быстренько пробежимся по нему глазами и зафиксируем его аккорды - лишняя практика тоже не помешает: сначала тонический секстаккорд, затем субдоминанта с задержением перед терцовым тоном. Дальше - септаккорд II-й ступени (гармонический - ля-бемоль сверху), доминантовое трезвучие, переходящее в секундаккорд (фа в басу). Второй такт: секстаккорд тоники, квинтсекст II-й ступени и движением восьмушек - квинтсекст двойной доминанты на II-й ступени (да еще с повышенной примой - ре-диез вверху), затем кадансовый квартсекстаккорд и доминанта. Все, с разрешением этой доминанты в тонику в начале следующего такта и начнется наша модуляция.

Куда смодулируем для начала? Ну, давайте сначала попроще - в фа-мажор. Это - одна из главных ступеней в тональности "до", и прозвучит легче всего. Какие трезвучия будут общими для обеих тональностей? Строим в голове табличку, получаем: ре-минор, фа-мажор, ля-минор и до-мажор. Как выбрать из них? Ну, настроения в нашей "музыке" нет пока никакого, наш вкус молчит, поскольку сравнить не с чем. Тогда прибегнем к логике: у нас соединяются два мажора, следовательно в качестве связующего звена разумнее взять минор - чтобы побогаче раскрасить картину. Теперь выбрать из ре-минора и ля-минора: тут я бы посоветовал использовать, если возможно, аккорд из субдоминантовой группы по отношению к тональности назначения, потому что сразу после модуляции нужно будет построить каденцию, которая закрепит новую тональность. А каденцию удобнее всего начинать с какой-нибудь субдоминанты, тогда мы сможем показать все основные функции тональности, каденция выйдет полной. Вот такие соображения: минор, субдоминанта для конечной тональности. Из подходящих нам трезвучий остается только одно - ре-минор; для конечной тональности это VI ступень, слабая субдоминанта. Получается следующий план: где-то после тоники до-мажора, которая начнет вторую фразу, нужно будет взять ре-минорное трезвучие (или септаккорд, кстати; разница для модуляции не принципиальная). Этот аккорд будет общим: для до-мажора это II-я ступень, а для фа-мажора - VI-я. И вот, дойдя в до-мажоре до этого аккорда, мы мысленно, в секрете от слушателя, начинаем считать аккорд уже VI-й ступенью и дальше пишем музыку просто в фа-мажоре. Музыка у нас маленькая - чем короче, тем лучше - поэтому достаточно только показать новую тональность. Для этого нужно создать заключительную каденцию, в которой прозвучат все три функции: субдоминанта (уже есть), доминанта и тоника. Пишем теперь ноты. Я не буду подробно описывать, как эти ноты лучше расположить, какие обращения аккордов выбирать - все эти принципы мы уже рассмотрели раньше. Просто как бы решаем задачку по гармонии, благо, план есть.

Предположим, что Вы озаботились это проделать сами и у Вас есть свой вариант. А я покажу свой, сравните их на слух и глазами:


Послушать

Здесь на картинке только два такта собственно модуляции, а прослушиваются - все четыре. Итак, посмотрим. Последняя доминанта первой фразы разрешилась в тонику, видно? Чтобы наивозможно смягчить движение, я не стал вводить минорное созвучие на слабой доле такта, поэтому вторым стоит опять до-мажор (в виде секстаккорда). На третьей доле такта (это уже не слабая, а относительно сильная доля) - "гвоздь программы" - септаккорд II-й ступени, вполне нормальный аккорд в до-мажоре, не так ли? Теперь я в уме пишу надпись "II7=VI7 " и настраиваю сам себя в тональности фа-мажор. То есть, переключение происходит во время звучания аккорда, слушатель еще не догадывается об этом . Теперь начинается каденция. Первый ее аккорд уже написан, это самая слабая субдоминанта тональности. Где-то дальше нужно будет поставить кадансовый квартсекстаккорд - мы уже знаем, что он придает каденции хорошую долю утвердительности. Поэтому его всегда ставят на сильной доле такта. Вот, в начале последнего такта я и нарисовал кадансовый, видите - фа-мажорный тонический квартсекстаккорд? Потом, следуя "принципу усиления", я заполнил пустоту перед этим кадансовым аккордом еще одной субдоминантой, на этот раз, сильной. Присмотритесь, в четвертую долю, на фоне тянущейся ноты "ре" в басу, получается (уже соображаем в фа-мажоре) терцквартаккорд II-й ступени. А в последнюю восьмушку такта он еще альтерируется (пониженная квинта плюс повышенная терция), и тем самым еще больше усиливает тяготение. После этого кадансовый аккорд звучит как благо, как подарок. И именно в этот момент наш "секрет" раскрывается - только теперь слушатель понимает, что последние несколько мгновений музыка уже была не в до-мажоре. До слушателя факт модуляции "доходит" уже после того, как она произошла , поэтому он не испытывает шока, понимаете? Ну, и после кадансового - самая что ни на есть нормальная доминанта и самая заурядная тоника - тут Вы уже без труда все видите, я уверен.

Итак, понятен ли принцип? Повторю, чтобы Вы проверили свои выводы:
- для создания модуляции данного типа необходим общий для обеих тональностей аккорд (он так и называется - "модулирующим"). Первая степень родства предлагает на эту роль целых четыре аккорда.
- Требуется предварительный показ исходной тональности, включающий несколько случаев разрешения неустойчивых звуков. Эта первая часть, включая сам модулирующий аккорд, развивается обычным образом, ничем не выдавая Ваши намерения.
- Собственно модуляция представляет собой мысленное приравнивание узлового аккорда в "системе координат" новой тональности, то есть, ничем, кроме Вашего выражения лица, не проявляется для слушателя.
- Заключительная часть представляет собой показ новой тональности (по тем же принципам, что и в старой тональности). Началом ее служит модулирующий аккорд, окончанием - ближайшая тоническая каденция.

Для Вас модуляция заключается в мысленном приравнении модулирующего аккорда, а с точки зрения слушателя, самое интересное происходит чуть позже, когда этот аккорд разрешается в устойчивое созвучие новой тональности и тем самым обнаруживает Ваш замысел.

Послушайте и просмотрите еще несколько примеров перехода в разные тональности первой степени из до-мажора. Снова отмечу: в нотах показаны только сами переходы и каденции, а звучит все построение целиком.

До-мажор - ми-минор


Послушать

Общим аккордом служит здесь ля-минорный септаккорд, VI-ступень (помечен красным). Он приравнивается к септаккорду VI-й ступени в ми-миноре. После него Вы видите пример внутрифункциональной замены: II-я ступень превращается в двойную доминанту. Особенность гармонизации: задержание в заключительной доминанте по мелодическому звукоряду (ноты до-диез и ре-диез).

До-мажор - соль-мажор


Послушать

Тот же модулирующий аккорд, и такая же подготовка его, но теперь он приравнивается в септаккорду II-й ступени. Особенность гармонизации - в каденции доминанта с высокой квинтой и затем с секстой.

Пару слов о другом виде смены тональности - об отклонениях. Напомню, это - та же модуляция, только новая тональность не закрепляется, вместо этого немедленно начинается другой переход - обратно, или еще дальше. Отклонения Вы можете вставлять в музыку в любой момент. Как крайность: каждый следующий аккорд в музыке может быть подан в виде отклонения. Для примера, посмотрите еще одну модуляцию в первую степень родства:

из до-мажора в ре-минор


Послушать

Давайте еще разок напряжемся и отследим события, хорошо? Здесь я переделал первое предложение, поэтому в картинке показано все построение целиком. Итак, первый такт ничего особенного нам не дает, разве что можно увидеть случай дезальтерации: двойная доминанта вырождается в секундаккорд II-й ступени.

А вот второй такт содержит сразу два быстрых перехода (поэтому отмечены сразу два модулирующих аккорда). Во-первых, секундаккорд до-мажорной тоники выступает как доминантовый для тональности фа-мажор. Он сразу же разрешается в свой тонический секстаккорд (второе созвучие в такте). И этот секстаккорд тут же, немедленно, тоже приравнивается к субдоминантовому - снова в до-мажоре. Таким образом, мы имеем типичное отклонение в тональность фа-мажор, после которого нет никакого закрепления, а происходит быстрый возврат в исходную тональность. И причиной всей этой круговерти оказалась всего одна-единственная нота - си-бемоль в басу, видите? Не будь его - вторым аккордом в этом такте прозвучала бы обычная субдоминанта до-мажора. А вот си-бемоль - звук, не входящий в до-мажорную диатонику - сразу привносит в звучание неустойчивость, тяготение именно фа-мажорной сферы. Таким вот способом, внося в свои аккорды дополнительное тяготение, Вы можете буквально каждое движение в музыке превратить в путешествие по новым тональностям!

Дальше все идет по знакомому нам алгоритму. Модулирующим аккордом служит сама же тоника до-мажора (красные ноты в третьем такте). Она приравнивается к неальтерированной VII-й ступени ре-минора. Потом берется она же, но уже альтерированная (нотки "до-диез" и "си-бемоль", которые уже относятся к новому звукоряду и своими тяготениями перестраивают слушателя в ре-минор), да еще в виде септаккорда. Затем аккорд разрешается в новую тонику и следует заключительная каденция. Снова маленькая особенность: перед кадансовым аккордом звучит внутрифункциональная замена двойной доминанты, смотрите на обозначения в нотах.

Тема, согласен, довольно трудная. Нужно напряженно всматриваться и вслушиваться. Но никакая другая тема не даст Вашей музыке такого количества красок и такой гибкости. Многие из тех, кого я знаю, освоившись в теме модуляций, восприняли это как умную и красивую игру, гимнастику ума, вроде шахмат; и потом на многие годы увлеклись такой вот звучащей архитектурой или конструированием, получая удовольствие от самого процесса работы мозга. А уж насколько это расширяет возможности при сочинении музыки - не с чем и сравнить! Милости просим, используйте это сразу же в Ваших музыкальных работах. Они станут много интереснее и свежее, обещаю!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: